Разъяснения Минфина о применении преимуществ для СМП с 2022 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разъяснения Минфина о применении преимуществ для СМП с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В гражданском законодательстве возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей предусматривается при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей). В отношении договора подряда говорится: «Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)» (ч. 1 ст. 706 ГК РФ). А о договорах возмездного оказания услуг сказано, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, то исполнитель обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ). Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей (далее – субподрядчиков) допускается касательно договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 770 ГК РФ).
Можно ли избежать штрафов и пени
Бывает, что исполнитель не согласен с начислением неустойки и уверен, что вина за случившееся лежит на покупателе. Например, последний слишком поздно передал проектную документацию, поэтому вторая сторона не смогла вовремя выполнить свои обязательства по строительству.
Часть 9 ст. 34 закона о госзакупках позволяет поставщику оспорить начисленные штрафы и пени. Но для этого ему придется доказать отсутствие своей вины либо наличие непреодолимых обстоятельств. Чтобы защитить свои права, исполнитель может направить заявление в судебную инстанцию. В результате арбитражный суд:
- Примет сторону заказчика и потребует, чтобы истец полностью погасил штрафы и пени.
- Потребует частично удовлетворить требования поставщика. Суд может установить, что назначенная неустойка слишком велика, тогда ее размер будет уменьшен. Если по формуле данная сумма равна миллиону рублей, суд может обязать выплатить 200 тысяч, так как усмотрит несоразмерность последствий неисполнения условий по контакту по 44-ФЗ. Суд имеет право уменьшить неустойку, если она была намерено завышена покупателем либо превысила стоимость обязательств, которые не были исполнены по ст. 333 ГК РФ.
- Освободит продавца от уплаты, если заказчик не может представить доказательства его вины.
Обязанность подрядчика в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о субподрядчиках.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупки превышает определенный размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе). Размер НМЦК составляет 1 млрд руб. при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд и 100 млн руб. для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд[9]. Данная информация предоставляется заказчику подрядчиком в течение 10 дней с момента заключения им договора с субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление обозначенной информации путем взыскания с подрядчика пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора, заключенного подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком, а пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства (ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе). Также в случае непредоставления заказчику информации соответствующие сведения размещаются заказчиком в ЕИС (ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе). Однако это – единственные возможные санкции, поскольку непредоставление названной информации подрядчиком не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию (ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Отметим, что в практике контрольных органов и судебной практике отсутствие в проекте контракта соответствующего требования может служить одним из оснований для выдачи заказчику предписания о внесении изменений в документацию о закупке и продлении срока подачи заявок[10], а также признания факта совершения административного правонарушения[11], которое заключается в утверждении документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП
44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:
- дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
- мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.
30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл. № 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются. Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.
Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП
44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:
- дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
- мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.
30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл. № 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются. Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.
Важный момент! К малозначительным правонарушениям будут применяться предупреждения.
В таблице систематизированы нарушения по новому КоАП с 2021 г.
Статья в новом КоАП |
Ответственность (за что предусмотрен штраф) |
28.1 | За несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решения о способе и об условиях выбора поставщика |
28.2 | За несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок |
28.3 | За закупки с нарушением порядка проведения по 44-ФЗ |
28.4 | За несоблюдение порядка или возврата денежных средств с опозданием, которые перечислены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки |
28.5 | За несоблюдение порядка проведения электронной процедуры |
28.6 | За нарушение порядка заключения, изменения контракта |
28.7 | За несоблюдение срока и порядка оплаты ТРУ в закупках по 44-ФЗ |
28.8 | За несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юрлиц |
28.10 | За отказ или уклонение исполнителя от подписания договора по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для выполнения ГОЗ |
28.11 | За несоблюдение обязательных требований по ТРУ для гособоронзаказа |
28.12 | За ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, обеспечивающих поставку товаров по ГОЗ |
28.13 | За нецелевой расход бюджета, предназначенного для нужд ГОЗ |
28.14 | За нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности |
28.15 | За действия/бездействие головного исполнителя, исполнителя, которые ведут к необоснованному завышению стоимости по ГОЗ и неисполнению или ненадлежащему исполнению госконтракта по ГОЗ |
28.16 | За несоблюдение условий контракта по гособоронзаказу |
28.17 | За несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения обязательств по ГОЗ |
28.18 | За совершение уполномоченным банком операций, проведение которых противоречит законодательству по гособоронзаказу |
28.19 | За неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере ГОЗ при банковском сопровождении |
28.20 | За несоблюдение порядка размещения сведений в ЕИС сопоставления цен на однородные ТРУ в сфере ГОЗ и гражданской сфере |
Материальная ответственность
При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:
- Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
- Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.
Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:
- Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
- Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).
В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:
Исполнитель | |
Пени | С сентября 2017 г. порядок исчисления идентичен и для заказчика, и для поставщика.
Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы.
Пример: В рамках госзаказа поставщик должен поставить товар на 10 тыс. руб. до 20.04.2020 г. включительно. Но в указанный срок успел поставить товар только на 2 тыс. руб., а следующая партия на 8 тыс. руб. предоставлена заказчику только 03.05.2020 г. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 5,50 %, сумма неисполненного в срок обязательства 8 тыс. руб. Сумма пени составит: 8 000 х 13 х 1/300 х 5,50 % = 19 рублей 07 коп. |
Штрафы | Начисляются только за неисполненный или ненадлежащим образом исполненный заказ (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (за исключением случаев, описанных в п. 4-8 ПП № 1042):
· 10% цены контракта или этапа, если его цена менее 3 млн. руб.; · 5%, если цена 3 млн. — 50 млн. руб.; · 1%, если цена 50 млн. — 100 млн. руб.; · 0,5%, если цена 100 млн. — 500 млн. руб.; · 0,4%, если цена 500 млн. — 1 млрд. руб.; · 0,3%, если цена 1 млрд. — 2 млрд. руб.; · 0,25%, если цена 2 млрд. — 5 млрд. руб.; · 0,2%, если цена 5 млрд. — 10 млрд. руб.; · 0,1% от цены госконтракта или этапа, если она более 10 млрд. руб. |
Постановление № 1011 от 02.08.2019 г. изменило штрафные санкции по 44-ФЗ для поставщика по контракту, который заключен в рамках процедур с ограничениями для малого бизнеса по п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ. Регламент определил размер штрафа — 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5 тыс. руб. и не меньше 1 тыс. руб. | |
Если госконтракт оформлялся «в минус» (плата за право заключить контракт) и стоимость не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства предусмотрен штраф в виде фиксированной суммы:
· 10% от НМЦК, если она менее 3 млн. руб.; · 5%, если НМЦК 3 млн. — 50 млн. руб.; · 1%, если НМЦК 50 млн. — 100 млн. руб. Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и сумма контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства — штраф в виде фиксированной суммы: · 10% от ЦК, если она менее 3 млн. руб.; · 5%, если ЦК 3 млн. — 50 млн. руб.; · 1%, если ЦК 50 млн. — 100 млн. руб. |
|
За ненадлежащее исполнение договорных обязательств по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф начисляется в размере 5% от стоимости этих работ. | |
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного показателя, то за неисполнение положен штраф:
· 1 тыс. руб., если цена контракта менее 3 млн. руб.; · 5 тыс. руб., если она 3 млн. — 50 млн. руб.; · 10 тыс. руб., если она 50 млн. — 100 млн. руб.; · 100 тыс. руб., если она 100 млн. руб. и выше. |
|
Если поставщик не выполнил предусмотренное контрактом условие и не привлек субподрядчиков из числа СМП или СОНКО (по ч.6 ст.30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения. |
В тендерах часто участвуют так называемые социально ориентированные некоммерческие организации — СОНКО.
Деятельность данных организаций направлена на социальные и гражданские нужды, и также попадает под льготные условия при участи в госзакупках.
К организациям СОНКО относятся следующие:
- компании по защите животных и окружающей среды;
- организации, занимающиеся оказанием помощи жертвам стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф;
- организующие всесторонее обслуживание и поддержку социально уязвимых слоев населения;
- организующие охрану и поддержание зданий, имеющих культурное и историческое значение;
- занимающиеся благотворительной деятельностью;
- предоставляющие бесплатную юридическую консультацию и услуги гражданам;
- занимающиеся поиском воинских захоронений, увековеченьем памяти жертв войн и политических репрессий;
- ликвидацирующих пожары и обеспечивающие пожарную безопасность в государственных учреждениях, социально значимых и культурных объектах;
- организации, занимающиеся оказанием медицинской и реабилитационной помощи лицам, злоупотребляющим наркотическими и психотропными веществами;
- компании, проводящиие патриотическую агитационную деятельность, в том числе в военной сфере.
3. СМП – определение, статус, особенности участия в закупках.
- · Преимущества СМП и СОНКО.
- · Отчет об объеме закупок у СМП.
- · Особенности участия СМП в государственных закупках.
- · Письма разъяснения контролирующих органов.
- 4. Закупки с социально ориентированных некоммерческих учреждений путем организации:
- · Открытого конкурса;
- · Двухэтапного конкурса;
- · Конкурса с ограниченным участием;
- · Электронного аукциона;
- · Запроса предложений;
- · Запроса котировок.
5. Особенности участия в государственных закупках.
- · Требования, которые предъявляет законодательство к проведению закупок у СМП и СОНКО.
- · Преференции.
- · Как правильно рассчитать необходимый объем закупок.
- · Проблемные вопросы, с которыми сталкиваются субъекты малого предпринимательства в процессе участия.
- · Особенности заключения и исполнения государственных контрактов .
- · Ответственность сторон государственного контракта и пр.
6. Изменения в сфере закупочной деятельности по 223-ФЗ. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в закупках по 223-ФЗ. Привлечение к исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.
- · Обзор писем и разъяснений Минфина и ФАС в сфере закупок по 223-ФЗ.
- · Обзор рассмотрения судебной практики Верховным судом РФ в сфере закупок по 223-ФЗ.
- · Список новых заказчиков, которые обязаны проводить закупки по 223-ФЗ у малого и среднего бизнеса.
- · Внесение сведений в реестры.
- · Закрытые электронные процедуры.
- · Действующие правила закупок по 223-ФЗ: практические вопросы.
- · Электронная закупка.
- · Новые требования к характеристикам объекта закупки в документации о закупке.
- · Новое при заключении и изменении договоров: риски неисполнения.
- · Привлечение к исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.
- · Новая форма годового отчета о закупках у СМСП по 223-ФЗ.
- · Мониторинг соблюдения заказчиками требований об участии СМСП в закупках.
- · Недопущение конфликта интересов между участниками закупок.
- · Перечень конкурентных способов закупок.
- · Привлечение специализированной организации.
- · Референтные цены при расчете НМЦК (начальная (максимальная) цена контракта).
- · Унификация правил описания предмета закупки.
- · Усиление ответственности заказчика.
- · Новое в отчетности заказчиков по результатам закупки.
- · Ответственность за нарушения закупочной деятельности.
- · Административные правонарушения в сфере закупок по 223-ФЗ.
- · Нарушение заказчиком Положения о закупках ТРУ (Товары, работы, услуги).
- · Ответственность юридического лица и должностных лиц.
- · Проверки антимонопольных органов и прокуратуры.
- · Процедура привлечения к ответственности в сфере закупочной деятельности.
- · Основания для обжалования действий заказчика.
- · Обжалование актов в сфере закупочной деятельности.
7. Изменения в сфере применения Контрактной системы по 44-ФЗ.
- · Обзор писем и разъяснений Минфина и ФАС в сфере закупок по 44-ФЗ.
- · Обзор рассмотрения судебной практики Верховным судом РФ в сфере закупок по 44-ФЗ.
- · Авансы по госконтрактам.
- · Показатели для расчета НМЦК при госзакупках.
- · Антидемпинговые меры: подтверждение добросовестности.
- · Объект закупки: требования к характеристикам объекта закупки в документации о закупке.
- · Порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.
- · Различные способы определения поставщика в новых разъяснениях экспертов и ФАС России.
- · Закупки у единственного поставщика: новое в законодательстве.
- · Совместные конкурсы и аукционы.
- · Рассмотрение и оценка заявок заказчиком при различных способах закупок.
- · Порядок установления заказчиком в документации о закупке процедуры оценки заявок по нестоимостным критериям.
- · Использование референтных цен.
- · Антидемпинговое обеспечение.
- · Электронный документооборот в контрактной системе.
- · Преференции для отдельных категорий участников закупок.
- · Типовые условия госконтрактов.
- · Цессия по госконтракту.
- · Неправомерные условия проектов контрактов, навязывание невыгодных условий поставщикам.
- · Казначейское сопровождение госконтрактов.
- · Ответственность госзаказчика.
- · Проведение торгов по реализации государственного и муниципального имущества.
- · Ответственность поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ.
- · Административные правонарушения в сфере закупок по 44-ФЗ.
- · Правовые последствия признания закупки несостоявшейся.
- · Расчеты между заказчиком и поставщиком.
- · Основания для оспаривания действий заказчика.
- · Обзор практики ФАС судебной практики в сфере применения Контрактной системы.
- 8. Осуществление закупок
- · Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора
· Вопросы участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, участие организаций инвалидов в закупках.
Подготовка отчета об объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе.
Условия допуска, запреты и ограничения товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с реализацией антикризисных мер Правительства РФ. Обзор нововведений и разбор кейсов.
· Единые и дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми в развитие 44-ФЗ. Обзор новых нормативно-правовых актов и изменений законодательства. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.
· Правила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания. Нормирование в сфере закупок.
- · Порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы.
- · Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки
- · Порядок осуществления закупок путем проведения аукциона.
- · Порядок осуществления закупок способом запроса котировок.
- · Порядок осуществления закупок способом запроса предложений.
- · Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
- · Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами
- · Особенности отдельных видов закупок.
- · Правила подготовки и размещения в ЕИС отчета об объеме закупок у СМП и СОНО
Ответы на вопросы. Практические рекомендации.
Особенности участия в закупках у СМП и СОНКО
- ПП РФ №1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа …»
- Общее правило расчета штрафов
- ПП РФ №775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки …»
На вебинаре рассматривается вопрос ответственности по 44-ФЗ. В большинстве своем изменения по ответственности взяли основу из нового Постановления Правительства, которое вступило в силу в конце лета 2017 года:
ПП РФ от 30 августа 2017 года №1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа …» пришло на смену ПП РФ от 25 ноября 2013 года No 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа …».
Все контракты по 44-ФЗ (кроме контрактов с единственным поставщиком) должны иметь положения, в которых прописана ответственность: «условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом 44-ФЗ». Сейчас действует ПП №1042, его особенности:
- Установление размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
- Установление размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемой за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
- Установление размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.
Под штрафом понимается какая-либо фиксированная сумма, предусмотренная к уплате за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (если нет оговорки в ПП №1042). Пеня начисляется за просрочку исполнения обязательств по контракту, а также гарантийных обязательств. 44-ФЗ устанавливает порядок расчета пеней для заказчика:
- В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
- Если заказчик не оплатил вовремя поставленный товар, то пеня считается от объема неоплаты. Пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Ч.27 Ст.34 44-ФЗ. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком). Если нет стоимостного выражения, то пени посчитать нельзя.
Ставка рефинансирования. Ключевая ставка. Заказчикам следует обратить внимание на уменьшение размера ключевой ставки Банка России: например, ключевая ставка снижена с 10% годовых до 8,25% годовых. То есть ставка может меняться месяц к месяцу. При расчете пеней нужно смотреть размер ключевой ставки на день расчета пеней. Важно помнить, что ПП №1042 устанавливает штраф за каждый факт неисполнения, ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств за исключением просрочки (гарантийного обязательства). Оснований для штрафов стало гораздо больше: было 4 пункта в ПП №1063, а теперь их стало 9 в ПП №1042.
По сравнению с предыдущим Постановлением видно введение этапности контракта. Штрафы считаются не от общей цены контракта, а только от цены этапа, во время которого произошло нарушение.
10 процентов цены контракта (этапа) цена контракта (этапа) не превышает 3 млн рублей
- 5 процентов цены контракта (этапа): цена контракта (этапа) составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно)
- 1 процент цены контракта (этапа): цена контракта (этапа) составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно)
- 0,5 процента цены контракта (этапа): цена контракта (этапа) составляет от 100 млн рублей до 500 млн рублей (включительно)
- 0,4 процента цены контракта (этапа): цена контракта (этапа) составляет от 500 млн рублей до 1 млрд. рублей (включительно)
- 0,3 процента цены контракта (этапа): цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно)
- 0,25 процента цены контракта (этапа): цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно)
- 0,2 процента цены контракта (этапа): цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно)
- 0,1 процента цены контракта (этапа): цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей
ПП №1042 предоставляет специальные условия по сравнению с обычными процедурами для участников, имеющих статус СМП или СОНКО:
- 3% цены контракта (этапа) цена контракта (этапа) не превышает 3 млн рублей
- 2% процента цены контракта (этапа) цена контракта (этапа) составляет от 3 млн рублей до 10 млн рублей (включительно)
- 1% процент цены контракта (этапа) цена контракта (этапа) составляет от 10 млн рублей до 20 млн рублей (включительно)
В данном случае есть преференции, так как размер штрафа значительно снижен. А если идут торги на повышение? ПП №1042 предусмотрело этот момент. Если торги пошли вверх и участник уже платит за это, то штраф устанавливается от НМЦК контракта, а не от повышенной. Диапазон штрафов широкий, при начале закупки нельзя предугадать повышение. Это специальное условие нужно оставить в проекте контракта и воспользоваться им. То есть в проекте контракта можно прописывать процент (1%, 5%, 10%) от НМЦК. Также можно прописать несколько условий и конкретизировать их в контракте. Пример расчета размера штрафов:
- 10% от НМЦК, если она не превышает 3 млн рублей
- 5% от НМЦК, если она составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно)
- 1% от НМЦК, если она составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно)
Если факт нарушения не имеет стоимостного выражения, то здесь заказчику нужно выделять отдельные обязательств, которые не имеют стоимостного выражения и затем прописать их в проекте контракта. Суммы штрафов по группам:
- 1 000 рублей: цена контракта не превышает 3 млн рублей
- 5 000 рублей: цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно)
- 10 000 рублей: цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно)
- 100 000 рублей: цена контракта превышает 100 млн рублей
- Примеры обязательств, не имеющих стоимостного выражения: предоставление необходимых документов, уведомление об изменении сведений, уведомление заказчика, сертификаты.
ПП РФ от 15.05.2017 №570. Существует установленная сумма штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту: 5% от стоимости невыполненных самостоятельно работ. Эта цифра закреплена и в новом положении, но нужно применять на практике ПП РФ №570.
Как закрыть лимиты закупок у СМП и СОНКО? ПП №1042 предусматривает штраф за неисполнение поставщиком условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП / СОНКО: 5% от объема привлечения, установленного контрактом. Типовыми условиями контракта это также предусмотрено.
Размер штрафов для заказчика:
- 1 000 рублей: цена контракта не превышает 3 млн рублей (включительно)
- 5 000 рублей: цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно)
- 10 000 рублей: цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно)
- 100 000 рублей: цена контракта превышает 100 млн рублей
В проект контракта включается несколько условий, поэтому заказчик может выбрать одно из при исполнении контракта. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Здесь этапности не выделяется, поэтому нужно считать просрочку исходя из событий.
Пеня насчитывает: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ(на дату уплаты)
Нормы ограничивают размеры штрафов таким определением:
- Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
- Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
При этом отдельное условие о полном или частичном снижении неустойки в 2017 году не применяются в рамках антикризисных мер. На 2018 год такие постановления не планируются, поэтому в контракт условия о списании неустойки включаться не могут.
«Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию»
Установить следующие размеры НМЦК, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта:
- 1 млрд рублей: при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
- 100 млн рублей: при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
В проекте контракта по аукциону, объявленному для СМП в разделе «Ответственность сторон» было прописано: 8.8.
Ответственность по контракту на оказание услуг СМП
Субъекты малого предпринимательства вправе принять участие в любой закупке, которая проводится по нормам 44-ФЗ. Но поставщик должен соответствовать требованиям законодательства и заказчика для данной конкретной закупки, а также иметь в расположении необходимые ресурсы для выполнения контракта.
СМП имеют больше возможностей для победы в закупках, проводимых специально для данных компаний. В таких закупках не могут участвовать крупные компании и уровень конкуренции не столь высок.
В процессе подачи заявки на участие поставщику следует предоставить декларацию, которая подтверждает их принадлежность к малому бизнесу. Она имеет свободную форму. Если торги проводятся электронно, то задекларировать свою принадлежность будет проще: достаточно поставить галочку в нужном поле на электронной торговой площадке и подписать документ ЭЦП.
Ответственность за недостоверность сведений, представленных в декларации, возлагается на участника. Если будет выявлен факт недостоверности данных, то участника отклонят от закупки, а сведения о нем будут переданы в реестр недобросовестных поставщиков.
Узнать о том, что декларация содержит ложные сведения, заказчик может из реестра СМП от ФНС. Сведения реестра есть в открытом доступе, и поиск в нем можно вести по наименованию компании или ИНН.
Стоит отметить, что предоставление декларации о принадлежности к СМП является обязательным. Простого упоминания о том, что компания является СМП, в заявке на участие в тендере недостаточно. Это может стать причиной отклонения заявки участника.
При проведении торгов по 223-ФЗ также действуют определенные льготы для субъектов малого предпринимательства по ст. 3.4. Они закреплены в Постановлении Правительства от 2014 года №1352. Предоставление положенных преференций заказчиками контролируется со стороны ФО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
В 2020 году заказчики по 223-ФЗ обязаны приобрести у МСП товары и услуги в размере не менее 18% от СГОЗ. В данный рассчитанный показатель включают:
- Победителей закупок, участниками которых могли стать только МСП.
- Победителей закупок, в которых предусмотрена обязанность по привлечению компаний МСП на субподряд.
- Победителей из числа МСП, которые принимали участие в тендере на общих основаниях.
При этом 15% договоров должны быть строго подписаны по первому основанию: то есть только по результатам закупок среди малых предприятий (по п. 5 «Положения об особенностях участия МСП», утвержденного Постановлением Правительства от 2014 года №1352). Если закупка признана несостоявшейся, то она не включается в отчетность. Таким образом, минимально необходимый процент заказа у малых предприятий по 223-ФЗ выше, чем по 44-ФЗ.
В случае нарушения заказчиками установленной квоты по закупкам у МСП по закону им грозит ответственность.
С 1 февраля до окончания следующего года им предстоит закупаться по нормам 44-ФЗ. Закон о контрактной системе является более строгим, чем 223-ФЗ, поэтому наказание крайне невыгодно участникам.
Начиная с 2020 года к заказчикам по 223-ФЗ будут предъявлять более строгие требования в отношении их лимитов по закупкам у МСП. Их годовой объем закупок у представителей малого бизнеса должен будет составлять не менее 20% от СГОЗ. А доля договоров, подписанных по результатам торгов, в которых могут участвовать только строго МСП, возрастет вплоть до 18%. Лимиты по закупкам среди малого бизнеса по 223-ФЗ были пересмотрены, согласно Постановлению Правительства от 2020 года №1001.
Правительство обязало участников системы закупок по 223-ФЗ закупать товары, работы и услуги и у представителей малого бизнеса через четыре конкурентные процедуры: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений. С учетом этого заказчик должен соблюдать общие требования к конкурентным закупочным процедурам. В частности, отвечать на запрос предложений в течение 3 рабочих дней; отменять закупку только до окончания срока приема заявок и при возникновении непредвиденных форс-мажорных обстоятельств; продлевать сроки подачи заявок при изменениях документации; заключать контракт с победителем не ранее 10 дней и не позднее 2 дней после публикации итогового протокола.
Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ должны проводиться на 8 ЭТП, которые прошли правительственный отбор. Это Сбербанк-АСТ, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ, ЕЭТП, РТС-Тендер, Национальная электронная площадка, АГЗРТ, Российский аукционный дом.
Выбор способа закупки заказчик должен осуществлять с учетом новой редакции 223-ФЗ. С июля 2018 года минимальные сроки для размещения извещения о конкурсе или аукционе составляют 7 дней до окончания приема заявок; если НМЦК более 30 млн р., то 15 дней.
Запрос предложений можно провести только при цене контракта до 15 млн р. (сроки размещения составляют минимум 5 дней до старта процедуры), запрос котировок – при цене до 7 млн р. и со сроками в 4 рабочих дня для подачи заявок.
Размер штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнения обязательств по Федеральному закону №44-ФЗ определяется согласно Правилам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042.
- Штраф начисляется согласно правил, если законодательством РФ не установлен иной порядок начисления штрафа (п.13 ПП 1042).
- Если контрактом предусмотрены этапы, то штраф рассчитывается для каждого этапа.
- Общая сумма начисленных штрафов не может превышать цену контракта.
- ВАЖНО! Штраф рассчитывается за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств (в том числе гарантийного обязательства), за исключением просрочки исполнения обязательств.
Штрафы по 44-ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениями
Отчет состоит из трех разделов:
- В первом отражаются реквизиты заказчика.
- Во втором указываются данные для расчета объема закупок у СМП и СОНО, а также приводятся фактические закуплены объемы.
- В третьем разделе перечисляются реестровые номера контрактов.
Разберем заполнение каждого из этих отделов.
В нем, помимо названия, организационно-правовой формы, адреса и прочих контактов, нужно указать всевозможные коды: ИНН, ОГРН, ОКВЭД, КПП и так далее.
Вопросы чаще всего возникают со следующими кодами:
- ОКПО. За этим кодом стоит обратиться в бухгалтерию — он используется в бюджетной отчетности.
- ОКОПФ. Он предназначен для государственных и муниципальных учреждений. Нужно выбрать из диапазона 7 51 00 – 7 54 04.
- ОКТМО. Его можно либо посмотреть в статистической отчетности, либо получить на сайте ФНС через сервис «Узнать ОКТМО».
Это самый информативный и сложный из всего отчета раздел. В нем 9 показателей, которые нужно правильно рассчитать.
Внимание! Все показатели раздела 2, за исключением позиции 8, заполняются в тысячах рублей. Показатель 8 указывается в процентах.
Рассмотрим его заполнение подробно.
Здесь необходимо указать только объем контрактов, заключенных по части 1.1 статьи 30 закона 44-ФЗ. Это следующие типы контрактов:
- поставщик по которым был определен в закрытых процедурах;
- заключенные с единственным поставщиком;
- по атомной энергии;
- по кредитам.
Это все те контракты, которые исключаются из СГОЗ.
Здесь отражается стоимость контрактов, которые по факту были заключены с СМП и СОНО. Имеются в виду процедуры, объявленные специально для таких субъектов.
Отражать нужно только те контракты и их этапы, которые были оплачены в отчетном году.
Пример. В прошлом году заказчик заключил с субъектами малого бизнеса контрактов на 5 млн рублей. Оплачено в отчетном году из них было 2 млн рублей. Остальные суммы по условиям контракта будут уплачены позже. В позиции 5 отчета за прошлый год будет фигурировать 2 млн рублей.
В этой строке отражается стоимость контрактов, в которых победители должны были привлечь СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. Другими словами, это процедуры, не предназначенные для субъектов малого бизнеса, в извещении которых указана обязанность поставщика привлечь таких субподрядчиков.
Здесь указывается общая стоимость товаров, работ и услуг, закупленных у СМП и СОНО. Для этого нужно суммировать показатели 5 и 6.
- Видео от 09.09.2021 «Регламентированные закупки для МСП: общие правила и порядок проведения»
- 16.09.2021 Семинар «Расширение закупок у СМП на всех заказчиков, использующих 223-ФЗ. Как изменятся закупки по 223-ФЗ в 2022 году?»
- Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 24-03-08/29303 «О сроке оплаты контракта, заключенного с СМП, СОНКО»
- Согласно постановлению Правительства РФ от 07.07.2021 г. № 1128 должно ли МУП (деятельность в сфере теплоснабжения, водоснабжения) с 01.01.2022 г. проводить закупки у СМСП по правилам Закона № 223-ФЗ?
- Письмо Минфина России от 02.11.2020 № 24-05-07/95569 «О мерах поддержки участников закупок, являющихся субъектами малого предпринимательства и СОНКО, а также предлагающих к поставке российскую продукцию»
Вопрос 3. При проведении закупки в соответствии со ст. 93 (ч. 1, п. 5) требуется ли оговаривать в контракте условие, касающееся срока оплаты? Какой максимальный срок предусматривается для расчета, если поставщик является ИП?
Ответ. Условие, касающееся расчета с поставщиком за 30 дней, можно не устанавливать в контракте. Однако осуществить расчет с единственным поставщиком в течение этого срока заказчик обязан. Правило, установленное Законом № 44 (ст. 34, ч. 13.1), не было учтено в исключениях, прописанных в Законе 44 (ст. 34, ч. 15).
При заключении контракта с индивидуальным предпринимателем, являющимся представителем малого бизнеса, пятнадцатидневный срок оплаты не применяется. Сокращенный срок расчета с поставщиками установлен в госзакупках, которые проводятся исключительно для СМП. Извещение в соответствии с требованиями Закона № 44 не размещается, а круг участников не ограничивается. Это означает, что правилом, оговоренным в ч. 8 ст. 30, не следует руководствоваться.
Отчет по закупкам у СМП по 44-ФЗ, инструкция по составлению
Тут все традиционно, за исключением того, что много заказчики оставляют поля для ОКПО поставщика и даты его постановки на учет в налоговых органах, чтобы проще потом было зарегистрировать контракт в ЕИС.
P.S. Сейчас много говорят о том, что закупки следует упрощать, так давайте начнем с малого и упростим свои контракты, даже в рамках требований Закона это вполне себе возможно…
- ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ЗАКУПКИ
- ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПКИ МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ ПО 44-ФЗ. ПАМЯТКА КУ
- КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ПРОЕКТ СМЕТА
- ОТЛИЧИЯ КОНТРАКТА ОТ ДОГОВОРА ПО 44-ФЗ
- ЦЕНА КОНТРАКТА ЗАКЛЮЧАЕМОГО С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ
- ОТКАЗ ОТ ПОДПИСАНИЯ КОНТРАКТА ПО 44 ФЗ
- РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА 44-ФЗ
- УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА 44-ФЗ
- ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА
- ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА
Какие признаки говорят о том, что договор выполняется в рамках гособоронзаказа.
Во-первых, наличие Идентификатора государственного контракта (ИГК). Если ИГК состоит из 25 цифр, это скорее всего гособоронзаказ. Договор с ИГК, состоящем из 20 цифр, тоже может быть в рамках ГОЗ, если был заключен ранее 2019 года (при казначейском сопровождении).
ИГК может быть указан в контракте следующими способами (одним или несколькими):
- — через символ «/» перед номером контракта;
— непосредственно в тексте контракта путем указания номера ИГК;
— указания реквизитов государственного контракта, контракта, содержащих ИГК, в целях выполнения которого заключен представленный контракт;
— в разделе контракта «реквизиты».
Во-вторых, прямое указание на то, что договор выполняется в рамках ГОЗ.
В-третьих, в реквизитах заказчика присутствует отдельный банковский счет (ОБС), 20-значный счет, содержащий первые 5 цифр – 40706.
В-четвертых, в тексте договора есть ссылка на закон 275 ФЗ, или одно из постановлений: N 2153 от 18.12.2020 г., N 1819 от 25.12.2019 г., N 1702 от 28.12.2018 г., № 1680 от 28.12.2017 г.
Во-первых, отсутствие или наличие авансов, их объемы и сроки выплаты.
Во-вторых, источник финансирования, вид цены. (твердая фиксированная, ориентировочная, возмещающая издержки), а также порядок ее формирования (расчета), и авансирования. Условия, при которых цена может быть изменена.
В случае если ориентировочной (уточняемой) цены или цены, возмещающей издержки, устанавливаются срок и условия действия соответствующего вида цены, а также порядок изменения этого вида цены на фиксированную цену.
Санкции по 44-ФЗ: новые правила
Отдельные штрафы предусмотрены за неисполнение либо ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, которые нельзя измерить деньгами. Например, о предоставлении товаросопроводительных документов, о доставке товара, о непревышении определенного процента брака и так далее. Штраф в этом случае составляет фиксированную сумму, а для определения предела стоимости контрактов применяют НМЦК. В следующей таблице представлена линейка этих штрафов.
В контракт следует включить положение о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. В практике ФАС бывали случаи, когда отсутствие такого положения было признано нарушением законодательства (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).
Если заключается отдельный вид контракта, который регулируется дополнительно другими нормативными актами, заказчику следует это учитывать. Например, контракт на электроснабжение предусматривает неустойку в соответствии с законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Заказчику необходимо прописать в контракте особенности применения штрафных санкций и пеней. Не допускается просто указать, что в случае определенных нарушений с поставщика будет взыскана неустойка на основании закона. Такое положение контракта может быть признано ФАС нарушением закупочного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).
Пени за просрочку рассчитывают по правилам, которые прописаны в ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую не оплатили срок.
Формула расчета выглядит так:
Пени = Цена контракта × 1/300 × Размер ключевой ставки × количество дней просрочки
При расчете пеней заказчик уменьшает цену контракта пропорционально объему выполненных работ. В дни просрочки входят выходные и праздничные дни, но не входят дни приемки товара (Письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).
Например, поставщик заключил госконтракт на сумму 50 000 рублей на поставку товара в срок до 3 сентября 2020 года. К этому дню исполнитель поставил часть товара на 20 000 рублей. Остальной товар привез 14 сентября. Просрочка составила 11 дней, ключевая ставка в этот период — 4,25 %, сумма неисполненного обязательства — 30 000 рублей.
Пени = 30 000 × 1/300 × 4,25 % × 11 = 46,75 рублей
Для заказчиков и поставщиков пени считают одинаково.
Сумма штрафа для поставщиков зависит от цены контракта или цены за этап, если договор предусматривает поэтапное исполнение:
Цена контракта, рублей | млн | 3-50 млн |
50-100 млн |
100-500 млн |
500 млн — 1 млрд |
1-2 млрд |
2-5 млрд |
5-10 млрд |
> 10 млрд |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Размер штрафа, % от цены контракта | 10 | 5 | 1 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,1 |
В закупках для СМП и СОНКО штраф равен 1 % от цены контракта, но не меньше 1 тыс. рублей и не больше 5 тыс. рублей.
В закупках на право заключения контракта штрафы считают от суммы контракта, если итоговая цена выше начальной максимальной цены (НМЦК). В других случаях — от НМЦК.
Ответственность сторон по 44-ФЗ: штрафы и пени
Как гласит статья 30 закона № 44 ФЗ, государственные заказчики должны размещать порядка 15 процентов объема годовых закупок у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций. В состав подобного объема не входят государственные закупки в виде:
- выдачи кредитов;
- обеспечения безопасности государства;
- произведенные у одного поставщика;
- произведенные на закрытых конкурсах/аукционах.
Чтобы доказать, что участник принадлежит к СМП, требуется составить декларацию. Основные преимущества:
- При проведении конкурса/аукциона в закупках могут принимать участие только лица, которые относятся к СОНКО и СМП;
- Начальная стоимость процедуры не должна превышать 20 миллионов рублей;
- При проведении государственной покупки устанавливается специальное условие к участнику стандартной процедуры привлечения в виде партнера или субподрядчика лицо, которое также принадлежит СОНКО или СМП.
Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениям
Среди наиболее распространенных примеров неисполнения условий контракта по 44-ФЗ поставщиком и заказчиком стоит перечислить:
- Выполнение работ на момент прекращения контракта.
- Выполнение неполного объема работ, указанного в договоре.
- Несоблюдение условий, касающихся качества услуг.
- Пропуск установленного для оплаты времени.
Согласно ч. 5 ст. 34 закона 44-ФЗ, если покупатель нарушает сроки исполнения обязательств, поставщик может потребовать выплаты пени и штрафов по условиям договора. Отметим, что в п. 6 данной статьи заказчик получает точно такое же право.
Оговоримся, что заказчик не имеет права самостоятельно принимать решение относительно начисления пени, штрафов за нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ. Если его не устраивает то, каким образом были выполнены условия договора, либо исполнитель не соблюдает сроки, начисляется неустойка. Кроме того, в тексте соглашения должен быть прописан порядок такого начисления – об этом говорится в п. 4 ст. 34 закона о госзакупках.
Организатор торгов не может изменить порядок начисления пени и штрафов, зафиксированный на законодательном уровне, даже если стороны придут к соответствующему соглашению.
Закон устанавливает ряд случаев, в которых заказчик не должен требовать выплату пени и штрафов. Именно так (согласно ст. 93 закона 44-ФЗ) поступают во время закупок у единственного поставщика на сумму 300 000 или 600 000 рублей. Данное правило распространяется на ситуации, когда предметом торгов становится поставка медикаментов, посещение зоопарка, театра, других мероприятий развлекательного характера.
Если поставщик подтверждает неисполнение условий контракта по 44-ФЗ, необходимо действовать так:
- Заказчик готовит в свободном формате письменную претензию, где фиксирует и описывает факт просрочки. В данной бумаге указываются реквизиты соглашения, номер счета и начисленная сумма неустойки.
- Поставщик соглашается на оплату пени, после чего переводит денежные средства на счет, обозначенный покупателем.
- Стороны подписывают акт приемки.
- Заказчик оплачивает услуги по договору.
- Сумма обеспечения выполнения условий контакта передается обратно поставщику.
Возможен и другой вариант уплаты штрафа, при котором заказчик вычитает неустойку из суммы, которая должна быть получена исполнителем. Здесь допустимы три подхода:
- Уменьшается сумма, являющаяся оплатой исполнения работ по договору.
- Средства вычитаются из обеспечения государственного контракта, которое поставщик должен получить обратно после предоставления ТРУ.
- Взыскиваются средства через банк, предоставивший гарантию на исполнение обязательств, – если в данном документе есть пункт о взыскании за просрочку, заказчик может потребовать неустойку.
Как закупают у СМП по 223-ФЗ
Новая редакция 223-ФЗ определяет конкретные виды закупок и сроки для публикации в ЕИС извещения об их проведении. Они отражены в таблице.
Вид тендера | Минимальный период до окончания срока подачи заявок | НМЦК |
---|---|---|
Конкурс | 7 дней | Не более 30 млн руб. |
15 дней | Более 30 млн руб. | |
Аукцион | 7 дней | Не более 30 млн руб. |
15 дней | Более 30 млн руб. | |
Запрос предложений | 5 рабочих дней до начала проведения процедуры | Не более 15 млн руб. |
Запрос котировок | 4 рабочих дня | Не более 7 млн руб. |