Права наследования. Реорганизация юридического лица
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права наследования. Реорганизация юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заключение договора о приватизации квартиры осуществляется в органе местного самоуправления, то есть райадминистрации. Обратите внимание, что право получить муниципальную квартиру в свою собственность бесплатно можно только один раз.
Условие:
Супруги Васильевы проживали раздельно: Васильев – в однокомнатной квартире, а Васильева с семилетним сыном и родителям – в 2-х комнатной квартире. Васильев решил приватизировать свою квартиру и с этой целью подал заявление в агентство по приватизации. Однако оформить квартиру в свою собственность он не успел, так как через несколько дней после подачи заявления погиб в результате несчастного случая на производстве.
Его жена, считая что имеет право на эту квартиру, обратилась в местную администрацию с заявлением о предоставлении ей и ее ребенку этой квартиры как нуждающейся в улучшении жилой площади и состоящей на городской очереди.
1. Подлежат ли ее требования удовлетворению?
Решение:
1. Требования Васильевой удовлетворению подлежат.
В судебной практике возник вопрос: вправе ли суд признать собственником квартиры гражданина, который в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» 1 подал заявление о приватизации со всеми документами, но не успел оформить договор на передачу помещения в собственность и зарегистрировать этот договор в связи со смертью.
Вопрос этот возник в связи с тем, что наследники граждан, подавших заявления о приватизации занимаемых жилых помещений и умерших до оформления приватизации, обращаются в суд с исками, в которых просят признать этих граждан собственниками упомянутых жилых помещений с тем, чтобы истцы могли эти помещения наследовать.
Как указано в решении районного суда, при наличии спора по поводу данного жилого помещения или его части необходимо иметь в виду, что смерть гражданина сама по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований наследников, поскольку гражданин, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения путем подачи заявления о приватизации квартиры, либо до регистрации договора передачи в собственность не отозвал свое заявление, но по не зависящим от него причинам (в связи со смертью) был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой по закону ему не могло быть отказано согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.93 г. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
При возникновении подобной ситуации наследникам умершего гражданина для защиты своего права необходимо подать в народный суд исковое заявление о признании права собственности на приватизированную квартиру.
Таким образом, судебная практика признает право наследников умершего гражданина на квартиру, находящуюся в процессе приватизации (Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам ВС РФ, п. 4. Споры, связанные с приватизацией жилищного фонда, Бюллетень ВС РФ, 1994 г., № 7).
Условия для заключения
Чтобы договор о приватизации жилого помещения был заключён, необходимы следующие условия:
- Граждане должны проживать в квартире на основании социального найма. Снимающие квартиру на коммерческих условий права её приватизировать не имеют.
- Все жильцы должны постоянно там проживать и иметь соответствующую регистрацию. Временные жильцы в приватизации не участвуют.
- Квартира не должна иметь статус служебного жилья либо относиться к категории общежитий. Кроме того, она не может находиться на территории военных городков при армейских частях – такое жильё не приватизируется.
- Никто из жильцов ранее не должен был участвовать в приватизации. Участием считается и отказ от оформления на себя доли в приватизируемой квартире. Единственное исключение закон предусматривает для тех, кто ранее участвовал в приватизации как несовершеннолетний: они, достигнув 18 лет и получив другое жильё на основании социального найма, вправе вновь подавать заявление и подписывать приватизационный договор.
Принципы приватизации жилищного фонда
Основные начала приватизации жилья, как и любые принципы одного явления, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, поскольку они взаимно дополняют и развивают один другой, воплощаясь в тексте законодательных норм, регулируют отношения, связанные с приватизацией жилищного фонда.
Из анализа норм Закона о приватизации жилищного фонда можно выделить три важнейших принципа приватизации жилья: добровольность (ст. 1), бесплатность (ст. 1) и одноразовость (ст. 11). При этом если первый принцип (добровольность) вытекает из основных начал гражданского законодательства: «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора» (п. 2 ст. 1 ГК РФ), то два других (бесплатность и одноразовость) характеризуют некоторые черты современной жилищной политики России, выраженной кроме прочих нормативных актов в Законе о приватизации жилищного фонда.
Главным принципом приватизации жилья является принцип добровольности. В ст. 1 названного выше Закона прямо указывается «передача в собственность граждан на добровольной основе», т.е. граждане сами принимают решение, приватизировать занимаемое жилье или нет, в случае положительного решения вопроса о том, кто из членов семьи будет участвовать в осуществлении приватизации, а кто нет (конечно же в порядке и на условиях указанного Закона). Никто не вправе принудить нанимателей и членов их семей приватизировать занимаемое жилье. Более того, если хотя бы один член семьи откажется участвовать в процессе приватизации, остальные члены семьи не имеют права приватизировать занимаемое жилое помещение.
Среди принципов приватизации жилищного фонда особое значение имеет принцип одноразовости бесплатного приобретения занимаемого жилого помещения. Вместе с тем в отличие от принципа добровольности этот принцип, думается, не является безусловным.
Например, в ситуации, когда гражданин, стоящий в очереди на улучшение жилищных условий, приватизировал занимаемую квартиру, государственная, муниципальная организация или орган местного самоуправления, очередником которых является гражданин, вправе обусловить предоставление квартиры выкупом или безвозмездной передачей ранее занимаемой квартиры. В результате такого отчуждения у гражданина, надо полагать, должно вновь возникать право на бесплатную приватизацию жилья. Как правило, этот вопрос на практике так и решается. Однако законодательного решения подобных ситуаций до сих пор нет.
Теоретические исследования и развитие гражданского законодательства в направлении комплексной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан привели к необходимости установления в этих целях изъятия из принципа одноразовости. Федеральным законом от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» введена норма, согласно которой несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов после достижения ими совершеннолетия.
Заслуживает внимания и осмысления вопрос о передаче жилых помещений в собственность не всех, а только некоторых проживающих в них лиц. Рассматривая такую ситуацию, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 августа 1993 г. № 8 указал на то, что за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения.
Это обосновывается тем, что в данном случае право на одноразовую приватизацию не было реализовано при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами — членами семьи. Следует добавить, что в случае приобретения жилья одним из супругов жилище не попадает в общее имущество супругов, поскольку имущество, приобретаемое одним из супругов безвозмездно, является его «единоличной» собственностью.
Многие субъекты Российской Федерации в целях предотвращения злоупотреблений при осуществлении приватизации установили правило, по которому граждане, изменившие свое постоянное место жительства после принятия Закона о приватизации жилищного фонда и желающие приватизировать жилое помещение, к заявлению прилагают документ, подтверждающий, что ранее занимаемое жилье не было ими приватизировано.
Представляется также, что принцип одноразовости не должен быть препятствием к повторному участию в осуществлении приватизации для тех граждан, которые приватизировали свое жилое помещение во время действия первоначальной редакции Закона о приватизации жилищного фонда, при этом полностью не использовав установленный норматив бесплатной приватизации (несмотря на то, что ст. 11, говорящая об одноразовости бе��платного приобретения жилья, не изменилась). Такой вывод можно сделать при сравнительном анализе двух редакций Закона о приватизации жилищного фонда.
До внесения изменений и дополнений в Закон о приватизации жилищного фонда приватизация жилья осуществлялась комбинированным способом, т.е. на возмездных и безвозмездных началах.
Часть жилого помещения передавалась гражданину бесплатно, а другая часть — за плату. Закон устанавливал, что размер бесплатно передаваемого жилья должен составлять не менее 18 кв. м общей площади на одного человека и дополнительно 9 кв. м на семью с учетом потребительских качеств жилья. Увеличивать этот норматив могли только органы государственной власти субъектов Федерации.
Нельзя не отметить тот факт, что действовавший норматив служил определенным ограничителем, который, с одной стороны, отчасти обеспечивал соблюдение социальной справедливости в процессе приватизации жилищного фонда, а с другой — экономически заинтересовывал часть граждан отказаться от чрезмерно больших квартир, что в то время позволяло надеяться на некоторый «выброс» на рынок жилья дополнительной жилой площади.
В тот период граждане приобретали квартиры в собственность бесплатно, если рассчитанная оценочной комиссией цена занимаемой ими квартиры была меньше или равна стоимостному эквиваленту бесплатно передаваемого жилья в сумме на каждого проживающего в квартире гражданина и на семью, использующую право на одноразовую приватизацию. Все остальные граждане, которые приобрели в собственность жилье, размер которого превышал бесплатно передаваемый размер и уровень потребительских качеств, выплачивали за нее денежную сумму, определенную как разница между ценой квартиры, рассчитанной оценочной комиссией, и стоимостным эквивалентом бесплатно передаваемого жилья в сумме на каждого проживающего в квартире гражданина и на семью, использующую право на одноразовую бесплатную приватизацию жилья.
Из изложенного можно сделать следующий теоретический вывод: граждан, приватизировавших свое жилье до внесения в рассматриваемый Закон изменений и дополнений, условно можно разделить на три группы.
Во-первых, граждане, частично использовавшие установленный в тот период норматив бесплатно передаваемого жилья. Имеются в виду граждане, которые либо являлись нуждающимися в улучшении своих жилищных условий, либо имели жилье очень низкого уровня потребительских качеств.
Особенности приватизации служебных жилых помещений и комнат в коммунальных квартирах
Заслуживает теоретического обоснования отнесение к объектам приватизации служебных помещений и комнат в коммунальных квартирах. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. Законодатель, с одной стороны, объединил правовой режим осуществления приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, а с другой — указал на то, что право решать вопрос о необходимости приватизации принадлежит собственникам и владельцам служебных и коммунальных квартир в домах как муниципального, так и государственного жилищного фонда.
В правовой литературе вопрос о приватизации служебных жилых помещений поднимается крайне редко и в основном в описательном плане, тогда как проблеме приватизации коммунальных квартир в последнее время было посвящено немало исследований, содержащих самые различные взгляды и рекомендации. На практике данный вопрос также решался неоднозначно. Некоторые авторы полагали возможным осуществление приватизации коммунальных квартир только при наличии согласия всех соседей — нанимателей жилых помещений, расположенных в этой квартире. Другие считали, что самостоятельность договора найма жилого помещения дает основания для принятия решений о возможности приватизации собственнику или его представителю и не обусловлена волей соседей.
Конституционный Суд РФ подтвердил возможность приватизации коммунальных квартир на общих основаниях без каких-либо дополнительных условий.
Что касается служебных квартир, то исходя из смысла ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда возможно не только общее решение о приватизации служебных жилых помещений, принадлежащих определенному государственному органу или муниципальному образованию, ведомству либо предприятию (учреждению), но и решение о приватизации отдельных жилых помещений конкретными лицами.
Такой вывод можно обосновать и тем, что согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. Аналогичное правомочие признано и за предприятиями и учреждениями, имеющими имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поскольку им предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, то они могут самостоятельно избрать способ реализации этого права, включая решение о приватизации конкретных жилых помещений.
Строго говоря, приватизация жилых помещений в служебных квартирах полностью отдана на усмотрение собственников и иных владельцев жилищного фонда, что вполне оправданно, поскольку данное жилище служит не столько удовлетворению жилищных потребностей граждан, сколько интересам собственника и организации, его предоставившей.
Расторжение договора о приватизации жилого помещения
Передача приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность и возвращение гражданам правового положения нанимателей в литературе и на практике получили название «деприватизация» или «расприватизация».
Первоначально для возвращения в положение нанимателя гражданин должен был добиться расторжения договора передачи и тем самым отказаться от своего права собственности на жилое помещение. Для этого необходимо было согласие другой стороны — организации, передавшей данное жилье гражданину в порядке приватизации.
Если организация отказывала гражданину в его просьбе расторгнуть договор, то расторжение такового возможно было в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законом. Например, когда оформление приватизации, в том числе заключение договора передачи, происходило под влиянием насилия, угрозы, заблуждения, что служит основанием для признания такого договора недействительным по решению суда с возвращением гражданину первоначального правового положения нанимателя.
Затем Вводным законом к ЖК РФ было установлено правило, в соответствии с которым малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 г. вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством РФ.
В настоящее время Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (о дачной амнистии) возможность возвращения жилья была расширена: расприватизировать вправе не только малоимущие граждане, кроме того, срок реализации такой возможности был сначала продлен последовательно до 1 марта 2010 г., 1 марта 2013 г., 1 марта 2016 г., 1 марта 2017 г., в настоящее время в Законе срок не установлен, т.е. этим правом можно воспользоваться в любое время.
Принципы приватизации жилища и его объекты
Принципы приватизации включают несколько идей, которые лежат в основе законов, регулирующих его приватизацию. Они включают:
- передаче должно полежать жилье, которое лицо использует по договору социального найма;
- помещение для жилья, которое подлежит приватизации, должно являться постоянным местом проживания лица;
- оформление передачи происходит с помощью договора, который заключает наниматель и собственник жилищного фонда, в состав которого включено нанимаемое помещение;
- передача жилого помещения осуществляется бесплатно;
- приватизация может быть осуществлена только 1 раз;
- сроки бесплатной приватизации жилья ограничены.
В число объектов приватизации могут быть включены помещения государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда. Жилье может быть у государства и муниципальных учреждений в соответствии с правом собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как получить дубликат бумаги на приватизированное жилое помещение?
Как и любая бумага, договор может быть утрачен, украден или поврежден. Если потребуется его восстановить, необходимо обратиться за получением дубликата.
Все договора, заключенные после 1 января 1996 года, хранятся в Росреестре. У него можно получить копию необходимого документа. Это могут сделать только собственники жилья, их законные представители или лица, действующие по нотариально заверенной доверенности, и, как правило, только по месту нахождения квартиры.
Если приватизация состоялась до 1996 года, то придется обратиться к бывшему собственнику имущества или в городской архив.
Заявление о предоставлении архивной копии должно содержать:
- сведения о территориальном органе, куда подается обращение;
- фамилия, имя, отчество и адрес заявителя;
- реквизиты утраченного договора или объект недвижимости, в отношении которого заключен договор;
- причины утраты;
- основания для выдачи дубликата;
- перечень прилагающихся к заявлению документов;
- дату составления и подпись заявителя.
Понятие и признаки права общей собственности. В зависимости от количества субъектов, которым определенное имущество принадлежит на праве собственности, выделяю два вида собственности: односубъектную – право собственности на имущество принадлежит какому-то одному лицу, будь то гражданин, юридическое лицо, государство или муниципальное образование; многосубъектную (общую) – имущество находится в собственности двух или более лиц (сособствен-ников), которые сообща осуществляют правомочия собственника. Отличительными признаками права общей собственности являются: 1) общее имущество; 2) множественность субъектов права собственности на это имущество.
Отношения общей собственности могут возникать между любыми субъектами права собственности (физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными образованиями), причем в любых сочетаниях. Не возникает общей собственности на имущество, если оно состоит из нескольких составных частей, каждая из которых имеет своего собственника.
Основные виды права общей собственности. Различают общую долевую и общую совместную собственность. При этом общая собственность с участием граждан может быть как долевой, так и совместной, а с участием государственных и муниципальных образований – только долевой.
Долевая собственность – это нахождение имущества в общей собственности с определением долей. При этом доли участников считаются равными, если не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением между участниками. Долевая собственность может возникать по закону, договору, в порядке наследования и в силу приобретательной давности. Например, согласно п. 1 ст. 290 ГК собственникам квартир в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат несущие конструкции дома, механическое, электрическое и санитарно-техническое оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Участники долевой собственности распоряжаются ею по общему соглашению. Каждый участник вправе распорядиться своей долей (продать, подарить, завещать, отдать в залог). При продаже доли постороннему лицу остальные собственники, письменно извещенные о продаже, имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях (это право не применяется при продаже доли с публичных торгов). В случае нарушения данного права любой участник долевой собственности вправе в течение трех месяцев потребовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя. Участник общей долевой собственности вправе выделить в натуре свою долю или получить компенсацию за нее по соглашению с другими собственниками или по суду.
Закон определяет судьбу улучшений общего имущества, произведенных одним из собственников. Если эти улучшения отделимы без существенного ущерба для общей собственности, то на них не распространяются правила об общей собственности: они являются собственностью того, кто их произвел. Неотделимые улучшения дают право участнику требовать соответствующего увеличения своей доли в общей собственности (п. 3 ст. 245 ГК).
Совместная собственность (без определения долей).Доля участника совместной собственности в общем имуществе заранее не определена. Она устанавливается при разделе между участниками совместной собственности, а также при выделе доли одного из них. Различают следующие основные виды совместной собственности:
– общая собственность супругов (ст. 256 ГК). Это имущество, нажитое супругами во время брака. Общим имуществом супруги владеют, пользуются и распоряжаются по обоюдному согласию. Сделка одного из супругов по распоряжению их общим имуществом презюмируется сделанной с согласия другого супруга;
– собственность крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 257 ГК). В такой собственности находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, а также имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.
Раздел совместной собственности (и супружеской, и фермерской) происходит после предварительного определения доли каждого собственника. Иначе говоря, разделу совместной собственности предшествует ее перевод в долевую. Реальный выдел доли в натуре зависит от делимости объекта совместной собственности. С согласия собственника остальными собственниками ему может быть выплачена компенсация вместо выдела его доли в натуре. При выходе из крестьянского (фермерского) хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства, принадлежащие хозяйству, разделу не подлежат. Выходящий из хозяйства имеет право на получение соразмерной денежной компенсации.
Что такое приватизация и для чего она нужна
Объектная сфера договора дарения гораздо шире и касается не только недвижимости в жилищной сфере, но и другого движимого и недвижимого имущества.
Верно сказано, что необходимость в приватизации зависит от конкретных жилищных условий и площади. В середине девяностых многие кинулись приватизировать квартиры. В наше время эта практика перестала быть столь актуальной. А теперь те, кто приватизировал, в свое время, сталкиваются с целым рядом трудностей. Я считаю, что если есть возможность приватизировать жилье, то стоит этим воспользоваться. В будущем его всего можно будет продать и получить денежные средства. Кроме того, было бы интересно почитать основные причины отказа в привативации квартир. Спасибо!
Подготовим для Вас любой процессуальный документ по Вашим материалам (проект иска, жалобы, ходатайства и т.д.)! Недорого!
То же касается и подписания договора лицом, которое по закону еще не обладает дееспособностью. А вот в случае с согласием родителей, если никто не обратится в суд с оспариванием подобной сделки, то она является действительной.
Льготная приватизация
Некоторые категории граждан имеют право на приватизацию жилья на льготных основаниях.[*] пункт 1 статьи 140 Жилищного кодекса Республики Беларусь
Перечень граждан, имеющих право на льготы
- инвалиды с детства;
- граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды (в том числе дети-инвалиды) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или других радиационных аварий;
- граждане, принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий этой катастрофы;
- Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;
- граждане из числа категорий, определенных пунктом 1 и подпунктом 3.3 пункта 3 части второй статьи 2, пунктами 1-3 части первой статьи 3, статьями 4, 22, 24 и 25 Закона Республики Беларусь «О ветеранах»;
- реабилитированные граждане — жертвы политических репрессий, дети, которые находились вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении в связи с репрессированием их родителей, дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без опеки родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, а также дети и не образовавший (не образовавшая) новую семью супруга (супруг) граждан, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно;
- граждане, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере или под водой, боевых радиоактивных веществ, учениях с применением таких оружия, веществ до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; в подземных испытаниях ядерного оружия или проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях в условиях нештатных радиационных ситуаций и действий других поражающих факторов ядерного оружия; в ликвидации радиационных аварий на ядерных энергетических установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также на производственном объединении «Маяк» в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года; в проведении защитных мероприятий и реабилитации загрязненных радионуклидами территорий вдоль реки Теча в период с 1 января 1949 года по 31 декабря 1956 года;
- специалисты из числа отдельных подразделений по сборке (разборке) ядерных зарядов, выполнявшим эти работы до 31 декабря 1961 года.
Под приватизацией подразумевается оформление какого-то объекта недвижимости, принадлежащего муниципалитету в собственность.
Законодательство очень точно определяет порядок проведения и список нужных документов для осуществления процедуры.
Также имеется ряд ограничений, которые полностью ограничивают право принятия жилья на безвозмездной основе. К примеру, данная процедура возможна только для тех лиц, которые постоянно проживают на территории жилплощади по договору социального найма.
Жилье, которое относится к категории неприватизированного — недвижимость, взятая в аренду, права на которую ограничены. Вплоть до того, что для прописки нового члена семьи обязательным условием является разрешение государства.
Комментарий к Ст. 217 ГК РФ
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Значение приватизации в гражданском праве определяется тем, что она является способом прекращения права публичной собственности (ч. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ) и, соответственно, способом приобретения права частной собственности (см. комментарий к гл. 14).
В то же время следует обратить внимание на то, что сама по себе приватизация не является особым способом приобретения или прекращения права собственности. Приватизация — собирательная конструкция, объединяющая ряд гражданско-правовых способов приобретения права собственности.
Что не подлежит приватизации?
Рамазан АБДУЛАТИПОВ, член Совета Федерации:
— Когда идет процесс купли-продажи, человеку очень трудно остановиться — и он может распродать все. Свою честь достоинство, национальные интересы своей страны. Надеюсь, что приватизация ограничится появлением у предприятий более эффективного руководства.
Дмитрий РОГОЗИН, депутат Госдумы, руководитель фракции «Родина»:
— Приватизации не должны подлежать энергетика и недра. Государство обязано оставить у себя и транспорт, потому что никто, кроме него, не может гарантировать перевозки по нашей бескрайней стране. Кроме того, нельзя передавать в частные руки то, что приносит реальный доход для страны, — производство черной и красной икры, алкогольной продукции, сахара и других видов акцизных товаров.
Алексей ЛЫСЕНКОВ, ведущий программы «Сам себе режиссер»:
— Нельзя приватизировать флаг, герб и гимн.
Виктор ПОХМЕЛКИН, депутат Госдумы:
— Предприятия Гознака и особо засекреченную военную промышленность. Нельзя приватизировать то, от чего зависят здоровье граждан, экология: заповедники и заказники.
Виктор ЧЕРЕПАНОВ, председатель совета Московской международной валютной ассоциации:
— Приватизированы должны быть все предприятия, которые приносят прибыль. Даже те, что имеют стратегическое значение. С условием, что государство должно контролировать ценовую политику этих предприятий и прочие аспекты деятельности, которые непосредственно касаются жизни простых граждан. Не являются исключением и военные предприятия. Бизнесмен может хранить тайны не хуже чиновника. Но при нем, в отличие от госуправления, предприятие будет процветать.
Леонид ЯРМОЛЬНИК, актер:
— Было бы неплохо приватизировать московские исторические памятники и парковые хозяйства — Архангельское, Коломенское. А то ведь сейчас эти заповедные места в совершенно недопустимом состоянии. Мне кажется, что у парка должен быть один хозяин, бизнесмен, который будет нести за него практически государственную ответственность. Если Абрамович покупает «Челси», почему другому бизнесмену не приобрести Архангельское?
Александр ПРОХАНОВ, главный редактор газеты «Завтра»:
— Как советский консерватор, скажу — в государственной собственности должны остаться земля, недра, коммуникации, энергетика, оборонная промышленность. И, конечно, государственные институты — например, МВД. Сейчас там можно легально купить себе в охранники милиционера.
Виктор ТКАЧЕВ, контр-адмирал в отставке:
— В России уже не осталось ничего, что нельзя приватизировать. За исключением совести честных людей.
Основания возникновения обязательства из договора приватизации жилого помещения
Известно, что имущественное правоотношение, возникающее на основании договора, может быть только обязательственным. Не всякое обязательство является договором, но любой договор представляет собой обязательство. С учетом гражданско — правовой природы договора приватизации, мы можем утверждать, что факт заключения договора неизбежно влечет возникновение обязательственного правоотношения. Его направленность (цель), к которой стремятся участники, обладает значительной спецификой1.
Поскольку связь между правом и обязанностью в юридическом отношении, возникает в силу юридического факта, под которым понимается всякое обстоятельство, влекущее за собою по закону те или иные юридические последствия2, то для возникновения любых гражданских правоотношений, в том числе и жилищных, необходимо наличие одного юридического факта, либо совокупности юридических фактов, способствующих наступлению правовой связи между субъектами права. Так, для возникновения обязательства приватизации недостаточно проживания в жилом помещении государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма (что при определённых условиях достаточно для возникновения права на приватизацию), а необходимы реальные действия сторон по заключению договора (заявление, регистрация договора и т. д.).
Совокупность юридических фактов, служащих основанием возникновения правоотношения приватизации, отличается от совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения других жилищных правоотношений, таких, как обязательства по договору поднайма жилого помещения, вселения временных жильцов, бронирование жилых помещений.
Но основное различие этих обязательств состоит в том, что сдача жилого помещения в поднаём, вселение временных жильцов, бронирование жилого помещения, не изменяет основного обязательства, а реализация права на приватизацию осуществляется в рамках самостоятельного обязательства и влечёт за собой возникновение нового правоотношения — собственности.
Обязательство приватизации жилого помещения возникает на основании различных юридических фактов. Их понятие дано в теории гражданского права сравнительно давно. Так, юридические факты, возникающие по воле лиц, вступающих в юридические отношения, называют юридическими действиями1.
Применительно к обязательству приватизации, к юридическим действиям, образующим фактический состав, можно отнести подачу заявления о приватизации, либо об отказе от участия в приватизации, оформление договора на передачу жилого помещения в собственность и т.д. Реализация права на приватизацию жилых помещений, путём заключения договора приватизации, также является юридическим фактом возникновения правоотношения собственности, которое является абсолютным, вещным, бессрочным.
Законом о приватизации жилищного фонда определён порядок приватизации жилых помещений, который включает совокупность юридически значимых действий, необходимых для возникновения отношений приватизации жилых помещений, и условно делится на три этапа.
Первый этап — письменное обращение к собственнику жилого помещения или уполномоченный им орган. Передача жилого помещения в собственность оформляется договором приватизации, заключаемым гражданином с собственником жилищного фонда либо с уполномоченным собственником лицом, что является вторым этапом приватизации. Третий этап приватизации жилого помещения — регистрация перехода права собственности на жилое помещение в органах государственной регистрации, осуществляемой в процессе исполнения возникшего на основании соответствующего договора обязательства приватизации жилого помещения.
Обязательство приватизации может возникнуть и в связи с юридическими состояниями (обстоятельствами), под которыми понимаются неволевые явления, существующие постоянно или в течение длительного времени и которые порождают непрерывно или периодически определённые правовые последствия, не погашаясь в однократном акте правового действия . Юридические состояния — это такие юридически значимые обстоятельства, с наличием либо отсутствием которых закон связывает возможность приватизации жилого помещения. Возможность приватизации жилых помещений связана с наступлением трёх важных обстоятельств:
— пользование жилым помещением на законном основании;
— отнесение к правомочному субъекту приватизации;
— принадлежность занимаемого жилого помещения к объектам приватизации, допускаемым законом.
Пограничный характер между юридическими действиями и юридическими обстоятельствами занимает одно из важных условий приватизации — согласие на приобретение жилого помещения в собственность всеми совместно проживающими гражданами.
Для заключения договора о передаче жилого помещения в собственность, необходимо получение согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних от 14 до 18 лет. Согласие на приватизацию должно быть получено обязательно в письменной форме. Представляется возможным и приобщение к заявлению о приватизации нотариально удостоверенного заявления отсутствующего гражданина, в котором его воля выражена ясно и недвусмысленно, что не противоречит ст. 185ГКРФ.
Согласие на приватизацию от граждан, проживающих в жилых помещениях на правах поднанимателей, временных жильцов не требуется, так как они не имеют самостоятельного права на занимаемое жилое помещение.
Как следует из обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при р��ссмотрении судами дел, связанных с приватизацией жилых помещений за 1994 г.», при рассмотрении споров по приватизации жилого помещения, судом обязательно должны выясняться вопросы согласия или несогласия на приватизацию, если согласия — то в какой форме (совместной или долевой), если в долевой, то в каком соотношении долей и т.д.1
Если при рассмотрении судебного спора будет установлено, что член семьи нанимателя возражает против приватизации квартиры, суд не вправе давать оценку обоснованности мотивов отказа от получения жилого помещения в собственность, поскольку в силу Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилого помещения может быть осуществлена строго на добровольной основе. Иск о понуждении заключения договора о передаче жилого помещения в собственность не подлежит удовлетворению.
Одно из важных условий возникновения отношений приватизации жилых помещений выражается в принципе единогласия всех совместно проживающих лиц. Исключений из принципа единогласия приватизации Закон о приватизации жилищного фонда не допускает. Необходимость взаимосогласованного волеизъявления приватизации жилого помещения и условий ее осуществления, вытекает из принципа равенства прав нанимателя на занимаемое жилое помещение и всех членов его семьи, в том числе и безвестно отсутствующих, а также принципа добровольности приватизации жилого помещения.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет в соответствии с законом самостоятельно решают вопрос о приватизации занимаемого ими жилого помещения. Их согласие на приватизацию должно содержать все её условия одновременно: форму собственности при приватизации квартиры в общую собственность и состав участников права собственности на приватизированное жилое помещение. Ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда не указывает на необходимость получения согласия на приватизацию занимаемого жилого помещения малолетними гражданами до 14 лет. Однако, как было отмечено выше, согласие малолетних в возрасте до 14 лет на приватизацию занимаемого ими жилого помещения должно быть получено в обязательном порядке наряду с согласием совершеннолетних членов семьи и несовершеннолетних от 14 до 18 лет. От имени малолетних согласие на приватизацию жилого помещения выражают их законные представители — родители, опекуны, усыновители, попечители.