Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации.
Требования к страховщику
Лицензии могут выдаваться только компаниям, которые соответствуют требованиям Банка России, согласно закону от 27.11.1992 №4015-1:
- С уставным капиталом в размере не менее 300 млн. рублей. Исключение – компании, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере медицинского страхования. Для них лимит составляет 120 млн.
- Формируют страховые резервы. Это капитал, необходимый для исполнения обязательств перед владельцами полисов. Точный размер зависит от конкретного случая и рассчитывается с учетом типа полиса, конъюнктуры рынка и особенностей самой организации.
- Предоставляет данные о финансовой деятельности. Учитываются сведения о движении собственных средств, возможном увеличении размера уставного капитала, наличии дополнительных резервов. Анализ возможен исходя из документов внутреннего аудита, бухгалтерии и сведений ФНС России.
Приостановление, ограничение и возобновление лицензии
При выявлении нарушений страхового законодательства объекту лицензирования органом по страховому надзору выдается предписание, в котором указываются условия для их устранения.
Предписания даются в таких случаях:
- Осуществления объектом лицензирования деятельности, которая запрещена в законодательстве, а также деятельности, при которой нарушаются условия, установленные для выдачи лицензии.
- При несоблюдении страховщиком законодательства в части размещения либо формирования средств страховых резервов, прочих фондов, гарантирующих осуществление выплат по страховым случаям.
- При несоблюдении страховщиком установленных нормативными актами требований по обеспечению соотношения принятых обязательств и активов, а также иных требований к обеспечению платежеспособности и финансовой устойчивости;
- При нарушении субъектом требований о представлении в страховой надзор либо его территориальный орган отчетности.
- При непредставлении субъектом в установленные сроки документов, которые затребованы в порядке страхового надзора в размерах компетенции соответствующего органа.
- При установлении факта представления субъектом неполных или недостоверных информационных данных.
- При непредставлении в установленный срок в информации о дополнениях и различных изменениях, которые были внесены в учредительные документы.
Предписание направляют объекту лицензирования, в случае необходимости его копия может быть направлена в определенные органы исполнительной власти. Объект лицензирования в установленный данным предписанием срок должен предоставить представляет в страховой надзор документацию, подтверждающую ликвидацию выявленного нарушения. Указанные документы рассматриваются в течение 30 суток с момента получения. Таков порядок лицензирования страховой деятельности.
Требования к страховщику
Лицензии могут выдаваться только компаниям, которые соответствуют требованиям Банка России, согласно закону от 27.11.1992 №4015-1:
- С уставным капиталом в размере не менее 300 млн. рублей. Исключение – компании, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере медицинского страхования. Для них лимит составляет 120 млн.
- Формируют страховые резервы. Это капитал, необходимый для исполнения обязательств перед владельцами полисов. Точный размер зависит от конкретного случая и рассчитывается с учетом типа полиса, конъюнктуры рынка и особенностей самой организации.
- Предоставляет данные о финансовой деятельности. Учитываются сведения о движении собственных средств, возможном увеличении размера уставного капитала, наличии дополнительных резервов. Анализ возможен исходя из документов внутреннего аудита, бухгалтерии и сведений ФНС России.
Согласно статье 32.5 Федерального закона №4015-1 лицензия по умолчанию является бессрочной (выдается на неопределенный срок). Но орган страхового надзора (Банк России) при выявлении определенных нарушений может применить особые санкции к субъекту страхового дела, которые будут выражаться в ограничении действующей лицензии. Согласно статьям 32.6-32.8 орган надзора имеет право на совершение следующих действий с ранее выданной лицензией:
- Ограничение или приостановление. Накладывается в случае, если субъект страхового дела не выполнил предписание об устранении нарушений, ранее выданное органом страхового надзора. Ограничение предусматривает запрет на страховую деятельность по определенным видам страхования, в то время как приостановление лицензии предусматривает запрет на осуществление всех видов страховой деятельности. При этом со страховой компании (иного субъекта страхового дела) не снимаются обязательства по действующим договорам страхования;
- Возобновление. В случае полного устранения нарушений, из-за которых было наложено ограничение (приостановление) лицензии, орган страхового надзора в полной мере возобновляет действие лицензии;
- Отзыв. В случае неустранения нарушений в установленный срок, в случае повторного характера нарушений, а также в случае появления непреодолимых препятствий, мешающих осуществлению страховой деятельности, у страховщика может быть отозвана лицензия. С этого момента он лишается права на ведение страховой деятельности, но при этом с него не снимается ответственность по действующим договорам страхования.
Помимо указанного, орган надзора может аннулировать решение о выдаче лицензии. Аннулирование лицензии осуществимо только в том случае, если субъект страхового дела еще не успел воспользоваться ею. Так, аннулированию подлежит лицензия, если спустя 2 месяца после принятия решения о ее выдаче страховщик не предпринял никаких действий для ее получения или если до получения лицензии страховщиком вскроется факт предоставления соискателем недостоверной информации.
Лицензии на осуществление страховой деятельности могут быть бессрочными и временными (срочными).
По общему правилу выдаются бессрочные лицензии. Полученная страховым брокером лицензия обычно не ограничена конечным сроком действия, а начало действия определяется моментом ее получения.
Лицензия не подлежит передаче другим лицам.
Законом предусматривается возможность выдачи временной лицензии. При этом существует два вида временных лицензий:
1) лицензия выдается на указанный в заявлении соискателя срок, который не может превышать трех лет;
2) в иных случаях, установленных страховым законодательством, лицензия может быть выдана на срок от одного года до трех лет.
Обычно указанные сроки действия временной лицензии могут быть продлены по заявлению соискателя лицензии. Отказ в продлении возможен при установлении в период действия лицензии нарушений соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.
Комментарий к статье 32.5 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Действие лицензии
1. Лицензия выступает в качестве индивидуализированного документа, устанавливающего исключительность прав конкретного субъекта на осуществление страховой деятельности. В этой связи она является именным документом и позволяет реализовывать определенные ею виды страхования только субъекту, на имя которого она выдана. Именной характер разрешения свидетельствует о возможности ее использования лишь конкретно определенным субъектом и запрещает передачу соответствующих правомочий иным лицам. Положения п. 1 настоящей статьи устанавливают общий запрет на передачу лицензии другим лицам, не допуская каких-либо исключений из данного правила. Однако действие лицензии предполагает необходимость определения круга субъектов, которые могут ее использовать. Так, наряду с самим страховщиком — юридическим лицом, применение лицензии допускается его филиалами и представительствами. Поскольку указанные субъекты не являются юридическими лицами и не имеют собственного правового статуса, то их деятельность регламентируются страховщиком и осуществляется в соответствии с выданной ему лицензией. Особенности получения лицензий дочерними, зависимыми компаниями, а также иными субъектами, в том числе обществами взаимного страхования, составляют предмет правового регулирования специальных норм настоящего Закона и рассматривается в рамках комментария к указанным правовым предписаниям.
Лицензия представляет собой разрешение органа государственной власти на осуществление отдельных видов деятельности, в данном случае страхования. Такие разрешения могут быть классифицированы по сроку и периоду их действия на постоянные и временные.
По общему правилу лицензия является бессрочным документом, хотя на практике все чаще встречаются иные правила, устанавливающие определенный период ее действия. Пункт 1 настоящей статьи прямо предусматривает, что лицензия на осуществление страховой деятельности не имеет срока действия, т.е. является постоянной и не ограничена во времени. В течение всего периода осуществления деятельности по соответствующим видам страхования в соответствии с требованиями действующего законодательства лицензия сохраняет свое действие. Прекращение ее действия допускается лишь по решению уполномоченного органа при наличии обстоятельств для ее аннулирования.
Положения настоящего Закона могут предусматривать иные, отличные от общих правила, в том числе и в части определения срока действия лицензии, что позволяет говорить о временном характере такого разрешения. Так, например, Приказом Федеральной службы страхового надзора от 7 февраля 2011 г. N 53 «О выдаче временной лицензии на осуществление дополнительных видов страхования ООО «Страховой центр «СПУТНИК» выдана временная лицензия сроком на 3 года на осуществление дополнительных видов страхования — страхования средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), грузов, средств воздушного транспорта и гражданской ответственности их владельцев.
Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 4) гласит, что на территории РФ осуществляется страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц – резидентов РФ, что оно может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке.
Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензирование – это мероприятия, связанные с представлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Федеральная служба страхового надзора выдает лицензии на такие виды страховой деятельности, как осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». А лицензирование деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страх ование, Федеральная служба страхового надзора производит в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. № 251. (Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций подробно рассмотрены в лекции «Обязательное медицинское страхование».)
Порядок лицензирования деятельности субъектов страхового дела согласно ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» состоит в следующем. Лицензия может быть выдана без ограничения срока ее действия или на определенный срок (временная лицензия).
Временная лицензия может выдаваться на срок:
1) указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на 3 года;
2) от 1 года до 3 лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.
Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством. В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.
Выдача лицензий осуществляется Федеральной службой страхового надзора на основании заявления и документов, поданных соискателем лицензии в Федеральную службу страхового надзора. Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке. Соискатель лицензии несет ответственность за достоверность информации, указанной в этих документах. Федеральная служба страхового надзора имеет право проверить полученную информацию, направив в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их к омпетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством РФ. Перечень документов, необходимых для получения лицензий, является исчерпывающим и представлен в ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в данной статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Затем в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых документов, Федеральная служба страхового надзора обязана принять решение либо о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Соискатели лицензии, испрашивающие лицензию впервые, представляют в Федеральную службу страхового надзора документы, указанные в п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»:
1) заявление о представлении лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
2) учредительные документы соискателя лицензии (представляются в виде нотариально заверенных копий);
3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (представляются в виде нотариально заверенных копий);
4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
5) сведения о составе акционеров (участников) (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере (представляются в виде нотариально заверенных копий);
7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит (представляются в виде нотариально заверенных копий);
8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
9) сведения о страховом актуарии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);
10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов. Федеральная служба страхового надзора рекомендует соискателям лицензии в заявлении указывать вид страхования согласно классификации видов страхования и наименование правил страхования, относящихся к указанным видам страхования;
11) р асчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
12) положение о формировании страховых резервов;
13) экономическое обоснование осуществления видов страхования (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора).
Получив лицензию, соискатель лицензии становится страховщиком. Если страховщику необходимо получить лицензии на дополнительные виды добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования, то в этом случае он представляет в орган страхового надзора не весь перечень вышеуказанных документов, а только документы, предусмотренные подп. 1, 10–13. На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подп. 9 и 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), а также подп. 11 (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).
Особенностью п олучения лицензии в Федеральной службе страхового надзора соискателями лицензий, являющимися дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 %, состоит в том, что кроме документов, указанных в подп. 1—13, они обязаны представить еще один документ. Этот документ – согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны пребывания иностранных инвесторов на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ. Или же такой соискатель уведомляет Федеральную службу страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране пребывания иностранных инвесторов.
Куда обратиться для получения лицензии на страховую деятельность, и в каких случаях ее могут отозвать
Процедура лицензирования выполняется Банком России. Представленное государственное предприятие осуществляет не только обслуживанию по оформлению разрешительной документации. Банк России также наделен иными полномочиями относительно лицензий на страховую деятельность. Так, например, может приостановить действие документа. Это осуществляется в том случае, если организация допустила какие-либо нарушения при работе с клиентами. Восстановить лицензию на страховую деятельность можно в том случае, если нарушения были ликвидированы.
Также Банк России имеет право наложить ограничение или мораторий. Часто ограничение накладывается на работу на конкретной территории – в конкретных субъектах федерации. С мораторием можно столкнуться в том случае, если компания по страхованию нарушила условия использования разрешительного документа. Опять же, доступ к работе будет восстановлен в том случае, если нарушения будут устранены.
В самых критичных случаях лицензия на ведение страховой деятельности может быть полностью отозвана. В этом случае предполагается прекращение работы юридического лица – но только после того, как все обязательства по старым договорам будут исполнены. В большинстве случаев, если разрешительный документ был отозван, восстановить его не получится, поэтому лучше не нарушать условия.
Особенности ограничения действия лицензии и её приостановления
Центробанк РФ ограничивает лицензию в ситуациях, которые предусмотрены ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» в п. 4 ст. 32.5-1. Ограничение также выставляется надзорным органом, если компания уклоняется от получения предписания со стороны государственного ведомства.
Основные причины:
- ненадлежащее исполнение требований надзорного ведомства;
- отсутствие у компании финансовой устойчивости, низкий уровень платежеспособности;
- предоставление в государственное ведомство недостоверной информации от своей деятельности;
- совершение любых действий, которые угрожают правам и интересам застрахованных лиц, выгодоприобретателей, дестабилизируют финансовый рынок.
Орган страхового надзора имеет широкие полномочия в сфере временного или постоянного ограничения деятельности страховых организаций, которым была выдана соответствующая лицензия.
При необходимости, вводятся следующие ограничения (с учетом степени выявленного нарушения):
- введение запрета в отношении компании на предоставление ряда страховых услуг;
- введение ограничений (по срокам действия, по суммам, по типу клиентов и т. д.) в отношении компании на предоставление определенных услуг;
- ограничение действия разрешения;
- временная приостановка действия разрешения.
Какие виды деятельности подлежат лицензированию?
Закон №172 от 2003 г., регламентирующий организацию страховой сферы в нашей стране, классифицирует все виды деятельности, для которых необходимо получение разрешения. Этот перечень охватывает двадцать три вида.
В частности, получение документа позволяет застраховать жизнь клиента:
- на случай наступления каких-либо обстоятельств, например, смерть, достижение конкретного возраста;
- на условиях регулярной страховой выплаты по финансовой ренте;
- от наступления болезни или несчастного случая.
Обязательному лицензированию подлежит страховая деятельность в таких сферах:
- медицинская;
- пенсионная;
- грузоперевозки;
- сельское хозяйство.
Также осуществляется страховка:
- личного имущества;
- предпринимательских и финансовых рисков;
- всех типов транспортных средств (воздушный, автомобильный, железнодорожный, водный);
- гражданской ответственности их владельцев.
Аналогично страхуется гражданская ответственность:
- структур, занимающихся эксплуатацией опасных объектов;
- в случае наступления вредных последствий из-за некачественного приобретенного товара, произведенной работы или оказанной услуги;
- за нанесение вредных последствий третьему лицу;
- за нарушение договорных обязательств.
На какой срок выдается лицензия на осуществление страховой деятельности
Все материалы сайта доступны по лицензии:
ниже установленного настоящим Законом минимального размера уставного капитала.
Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:
Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода.
Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.
4. Страховщики обязаны соблюдать установленные настоящим Законом и нормативными правовыми актами органа страхового надзора требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий.
Статья 26. Страховые резервы
1. Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора, формируют страховые резервы.
2. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат.
3. Страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
4. Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора.
Размещение средств страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
6. Страховая организация вправе формировать фонд предупредительных мероприятий в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев.»;
10) статьи 28 и 29 изложить в следующей редакции:
«Статья 28. Учет и отчетность
1. Страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового надзора в соответствии с законодательством.
2. Учет операций по страхованию объектов личного страхования, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона, и учет операций по страхованию иных объектов страхования ведутся раздельно.
Статья 29. Опубликование страховщиками годовых бухгалтерских отчетов
1. Страховщики опубликовывают годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.
2. Опубликование годовых бухгалтерских отчетов должно осуществляться в средствах массовой информации, в том числе распространяющихся на территории, на которой осуществляется деятельность страховщика. Сведения об опубликовании сообщаются страховщиком в орган страхового надзора.»;
11) в наименовании главы IV слова «страховой деятельностью» заменить словами «деятельностью субъектов страхового дела»;
12) статью 30 изложить в следующей редакции:
«Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела
2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.
3. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
Нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового надзора, разъяснения органом страхового надзора положений страхового законодательства, единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информация о приостановлении или об ограничении действия лицензии, об отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела) и другая информация по вопросам страхового надзора подлежат опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора.
4. Страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
4) разработку и утверждение в соответствии с настоящим Законом нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;
5) обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.
5. Субъекты страхового дела обязаны:
представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).»;
14) статью 32 изложить в следующей редакции:
«Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
1. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с настоящим Законом.
Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
Правовое регулирование
Лицензия — это документ, дающий определенному лицу право осуществления страховой деятельности. Вопрос лицензирования регламентируется статьями 32-32.10 Федерального закона №4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела». В частности, в пункте 1 статьи 32 упомянутого закона указано, что лицензия может быть предоставлена исключительно органом страхового надзора. С 2013 года функции органа страхового надзора исполняет Центробанк. Во 2 пункте 32 статьи указано, что лицензированию подлежат следующие субъекты страхового дела:
- Страховые организации, которые осуществляют свою деятельность в сфере добровольного страхования жизни и здоровья, добровольного имущественного страхования, перестрахования и отдельных видов обязательного страхования, предусмотренных действующими ФЗ;
- Перестраховочные организации;
- Общества взаимного страхования;
- Страховые брокеры.
Страховым актуариям (физическим лицам, занятым в страховой деятельности) лицензия не выдается, но они должны пройти процедуру аттестации. Лицензирование субъектов страхового дела необходимо для подтверждения факта их соответствия действующим требованиям. Так, в выдаче лицензии может быть отказано, если Банк России посчитает, что у страховщика нет достаточного страхового резерва для осуществления страховой деятельности.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется по решению Банка России, который, кроме того, занимается:
- ведением реестра брокеров страхования;
- ведением Государственного реестра объединений страховщиков и индивидуальных страховщиков;
- разработкой нормативных и методических документов, относящихся к страхованию.
Банк России вправе:
- Приостановить действие лицензионного документа — до устранения нарушений работы на заключение новых и продление действующих договоров по всем типам страховой деятельности для перестрахования. Однако страховщик должен работать по заключенным на нынешний момент договорам.
- Ограничить действие лицензии — наложить мораторий до срока устранения установленных нарушений условий лицензирования на ту же деятельность, что и во время приостановления.
Лицензию субъекта Банк России может также отозвать. Это значит, что ее действие прекращается по решению этого органа вместе с деятельностью субъекта, останутся только его обязательства по действующим страховым договорам.
Что еще предполагает лицензирование страховой деятельности в РФ?
Как получить лицензию?
Многие виды бизнеса представляют потенциальную угрозу для граждан, экологии и других охраняемых законом объектов. Лицензирование того или иного вида деятельности, представляет собой форму административного контроля за ее безопасностью. Для того, чтобы заниматься приносящей доход деятельностью, не нарушая закон, некоторые участники рынка должны пройти процедуру лицензирования. Рассмотрим ее основные этапы.
Первый этап — подача заявки. Лицензирование начинается с инициативы соискателя лицензии, который подает заявку в лицензирующий орган по форме и с приложением тех документов, которые определены положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
К счастью или к сожалению, многообразие видов деятельности выливается в то, что порой нельзя однозначно определить под какой из видов лицензируемой (или нелицензируемой) деятельности подпадает именно Ваша.
Существует устойчивое словосочетание – лицензионные требования и условия. Поскольку лицензирование – это форма контроля за безопасности, лицензионные требования и условия связаны с контролем за тем, насколько конкретная организация способна обеспечить в своей профессиональной предпринимательской деятельности требования безопасности этой самой деятельности.
При подаче заявки документарно демонстрируется наличие необходимого оборудования, помещений, их соответствие установленным обязательным стандартам, наличие необходимого персонала, квалифицированных сотрудников, которые уровнем своей квалификации способны обеспечить безопасность осуществления определенного вида деятельности. Соответствие документов требованиям ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, законам и подзаконным актам является неотъемлемым условием того, что Вам не откажут в предоставлении лицензии.
Второй этап — проверка соблюдения лицензионных требований и условий. Она может осуществляться в двух формах.
1. Формальная проверка — проверка документов.
2. Фактическая проверка – непосредственное инспектирование того юридического лица, которое подало заявку на получение лицензии.
Лицензирующий орган имеет право осмотреть помещения, оборудование, проверить, есть ли оно вообще или существует только на бумаге.
Третий этап — принятие решения о выдаче лицензии. В этом отношении лицензирование предполагает определенное усмотрение государственного органа, которое выражается в возможности оценки соответствия лицензионным требованиям и условиям и принятия решения.
Вот на этом этапе и проверяется качество заполнения и соответствие документов заявленным текущим законодательством требованиям.
Четвертый этап – выдача лицензии.
Вы можете оформить всю документацию самостоятельно, однако экономически более рационально доверить эту работу профессионалам. Ведь если выдача лицензии сорвется, приступать к деятельности, которая приносит заявителю доход нельзя. Это порождает убытки. Однако их легко избежать, обратившись в нашу компанию. Опыт работы, квалифицированный персонал и наработанные механизмы взаимодействия с лицензирующими органами позволят получить разрешение без головной боли и в короткий срок.