Экологическая отчетность 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчетность 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.
Как подготовиться к сдаче обязательного отчета по выбросах парниковых газов на уровне организации
ШАГ 1. Определение соответствия компании критериям регулируемых организаций.
Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- проверить перечень применимых производственных процессов и видов деятельности на соответствие критериям Постановления Правительства РФ от 14.03.2022 № 355;
- провести аудит — определить источники выбросов ПГ в атмосферу, находящиеся на предприятии или под контролем компании;
- рассчитать объем прямых выбросов парниковых газов в CO2-экв, и определить, является ли рассчитанный объем основанием для предоставления отчета
— с 2023 — 150 тыс. тонн;
— с 2025 — 50 тыс. тонн.
Кто должен сдавать отчёт по парниковым газам в 2023 году
За выбросы парниковых газов должны отчитываться организации и ИП, которые в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» относятся к регулируемым организациям. Критерии отнесения к таким организациям прописаны в постановлении Правительства РФ от 14.03.2022 № 355.
Справка! Регулируемые организации — это компании, хозяйственная или иная деятельность которых одновременно соответствует двум ключевым критериям:
- сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысяч тонн углекислого газа в год;
- соответствует производственным процессам и (или) видам хозяйственной и иной деятельности по перечню и показателям согласно приложению к постановлению от 14.03.2022 № 355. К таким производственным процессам, в частности, относятся стационарное сжигание газообразного, жидкого и твёрдого топлива, сжигание на факельных установках углеводородных смесей, технологические операции, осуществляемые при разведке, добыче, переработке, транспортировке, хранении нефти и газа, чёрная и цветная металлургия, производство минеральных материалов, аммиака, нефтехимическое производство и производство сажи, сжигание топлива в транспорте, обращение с отходами и т.д.
Срок подачи Декларации о плате за НВОС
Сроки подачи Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду определен пунктом 5 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Декларацию с расчетом платы необходимо подать не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, то есть отчетным годом.
Датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата ее отправки через веб-портал приема отчетности.
Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о получении декларации о плате с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.
Административная ответственность за несвоевременную сдачу Декларации о плате за НВОС и внесении платежей
Статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
Статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременную подаче Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Наложение и оплата штрафов не освобождает юридические лица и индивидуальных предпринимателей от обязанностей внести плату и сдать Декларацию.
Ответственность за несдачу или нарушение сроков сдачи экологической отчетности за 2021 год
КоАП РФ содержит несколько статей с административными санкциями за нарушение сроков сдачи или игнорирование требований по подготовке экологической отчетности. Смотрите в таблице, что ждет нерадивых предпринимателей в 2021 году.
Статья КоАП РФ
|
Размер санкций на 01.09.2021
|
За что привлекут к ответственности |
---|---|---|
8.1 |
ДЛ — 2-5 тыс. руб. ЮЛ — 20-100 тыс. руб. |
Отсутствие программы ПЭК и отчета об ее исполнении |
8.2 |
ДЛ — 10-30 тыс. руб. ИП — 30-50 тыс. руб. или административная приостановка деятельности (АПД) до 90 суток ЮЛ — 100-250 тыс. руб. или АПД до 90 суток |
Нарушение требований по подготовке отчетности в сфере обращения отходов производства и потребления |
8.2.1 |
ДЛ — 10-30 тыс. руб. ИП — 30-50 тыс. руб. или административная приостановка деятельности (АПД) до 90 суток ЮЛ — 100-250 тыс. руб. или АПД до 90 суток |
Игнорирование подготовки сведений по ОРВ |
8.5 |
ДЛ — 3-6 тыс. руб. ЮЛ — 20-80 тыс. руб. |
Сокрытие или искажение экологической информации |
8.5.1 |
ДЛ — 3-6 тыс. руб. ИП — 50-70 тыс. руб. ЮЛ — 70-150 тыс. руб. |
Непредставление или нарушение сроков сдачи отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов |
8.14 |
ДЛ — 10-20 тыс. руб. ИП — 20-30 тыс. руб. или административная приостановка деятельности (АПД) до 90 суток ЮЛ — 80-100 тыс. руб. или АПД до 90 суток |
Нарушения в подготовке отчетности по формам 3.1, 3.2, 3.3 |
8.41 |
ДЛ — 3-6 тыс. руб. ЮЛ — 50-100 тыс. руб. |
Нарушение сроков уплаты за НВОС |
8.46 |
ДЛ — 5-20 тыс. руб. ЮЛ, ИП — 30-100 тыс. руб. |
Нарушение сроков постановки на учет объекта НВОС |
8.41.1 |
ДЛ — 5-7тыс. руб. ИП — трехкратная сумма сбора по каждой группе товаров, но не менее 250 тыс. руб. ЮЛ — трехкратная сумма сбора по каждой группе товаров, но не менее 500 тыс. руб. |
Неуплата экологического сбора в установленные сроки |
13.19 |
ДЛ — 10-20 тыс. руб. ЮЛ — 20-70 тыс. руб. |
Непредоставление статистической отчетности |
С отчета за январь 2023 года вводится новые месячные формы.
И так, начиная с отчета за январь 2023 года:
- № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
- № 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;
- № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов».
Начиная с отчета на 1 февраля 2023 года:
- № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».
Одновременно с этим упраздняются аналогичные формы, действующие в настоящее время, а также отменяются представляемые 1 раз в 3 года формы:
- № 1-ГС «Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу государственной службы, образованию»,
- № 1-МС «Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу муниципальной службы, образованию».
Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
Какую отчетность сдают в 2022 году?
Сроки сдачи отчетности в ИФНС в 2022 году
Отчет |
Отчетный период |
Срок |
---|---|---|
РСВ |
9 месяцев 2022 г. |
31.10.2022 |
2022 г. |
30.01.2023 |
|
Декларация по налогу на прибыль (ежеквартальная отчетность) |
2021 г. |
28.03.2022 |
1 квартал 2022 г. |
28.04.2022 |
Как работать с календарем
В самом календаре предельные даты сдачи отчетов и уплаты обязательных платежей выделены оранжевым цветом.
Для удобства пользователей в календарь встроили три фильтра:
- виды отчетности: можно выбрать все виды отчетности или посмотреть список форм по назначению — бухгалтерские и налоговые, по сотрудникам, статистические, экологические, алкогольные;
- контролирующие органы: определяйте ведомство, в которое нужно отчитаться — ФНС, СФР, Росстат, РПН, ФСРАР, затем смотрите список обязательных форм и сроки их сдачи;
- системы налогообложения: смотрите обязательные отчеты для своего налогового режима — ОСНО, УСН, ПСН.
Представление экологической отчётности
В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.
Таблица по основным формам «экологической» отчётности
Наименование отчета | Периодичность и сроки сдачи | Куда представлять | В каком виде отчитываться |
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) | Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.
Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН |
Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
|
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) | В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
|
В Росприроднадзор | На бумаге или через интернет |
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению. Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва). Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва) |
В общем случае —через интернет. При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml |
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | ||
Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) | Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно) | ||
Форма № 2-ТП (отходы) (утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента. Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них |
На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (воздух) (утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661) |
Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (рекультивация) (утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) | Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) | Если деятельность ведётся:
|
На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет |
- Эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов;
- Кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;
- Повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;
- Сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;
- Обеспечения баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году.
Ответственные за реализацию проекта
- Куратор национального проекта: Абрамченко В.В, Заместитель Председателя Правительства РФ
- Руководитель национального проекта: Козлов А.А., Министр природных ресурсов и экологии РФ
- Администратор национального проекта: Цыганов К.А., первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ
Показатели национального проекта |
|||||||
Наименование показателя |
Показатель 2018 г. |
Показатель 2019 г. |
Показатель 2020 г. |
Показатель 2021 г. |
Показатель 2022 г. |
Показатель 2023 г |
Показатель 2024 г. |
Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт. |
0 |
16 |
42 |
76 |
108 |
146 |
191 |
Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт. |
31 |
48 |
57 |
67 |
74 |
74 |
75 |
Количество введеныхв эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед |
4 |
7 |
|||||
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, % |
3 |
7 |
16,2 |
22,8 |
24 |
33 |
36 |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, % |
7 |
12 |
27 |
38 |
40 |
55 |
60 |
Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, % |
100 |
100 |
97 |
95 |
93 |
71 |
78 |
Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед. |
8 |
8 |
6 |
5 |
3 |
2 |
|
Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт. |
15 |
80 |
150 |
300 |
4000 |
6900 |
|
Снижение доли импорта основного технологического оборуд��вания, эксплуатируемого в случае применения НДТ, % |
50 |
50 |
47 |
44 |
40 |
38 |
36 |
Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, % |
87,5 |
87,5 |
87,8 |
88,2 |
89 |
89,4 |
90,8 |
Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, % |
94,5 |
94,5 |
94,9 |
95,5 |
96,5 |
97 |
99 |
Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год |
3,17 |
3,17 |
2,98 |
2,58 |
2,38 |
1,58 |
1,05 |
Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2 |
28,7 |
32,0 |
159,2 |
230,0 |
304,7 |
442,8 |
600,0 |
Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га |
— |
2,7 |
6,4 |
10,6 |
14,4 |
17,3 |
23,5 |
Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км |
— |
1,5 |
3 |
4,5 |
6 |
7,5 |
9 |
Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, % |
100 |
96,8 |
90,2 |
85,6 |
81,0 |
76,4 |
71,8 |
Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт. |
218 |
223 |
226 |
231 |
235 |
235 |
235 |
Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га |
1,3 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
5,0 |
Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек |
3571 |
4313 |
4913 |
5617 |
6203 |
6895 |
7891 |
Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, % |
62,3 |
64,4 |
72,8 |
80,4 |
85,6 |
92,2 |
100 |
Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб. |
32,3 |
20,5 |
18,0 |
17,0 |
16,0 |
15,0 |
12,5 |
Полный швах с экологической отчетностью. Что пошло не так в Росприроднадзоре
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.
Общая информация: экологическая отчетность 2021
Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2021 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?
Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Данные положения вступили в полную силу 1 января 2021 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.
Для предприятий крупного бизнеса до 1 января 2021 года обязательным требованием являлось обеспечение разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе ПНООЛР и утверждение их в уполномоченном органе. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии, что организацией ежегодно подавался технический отчет по обращению с отходами. Разработка ПНООЛР и подача технических отчетов определялась соответствующими методическими указаниями. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, это Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349, для региональных объектов это местные методические указания и порядки. В связи с изменениями после отмены ПНООЛР нормативы и лимиты на образование и размещение отходов будут разрабатывать и получать только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.