Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 20.17. Нарушение пропускного режима охраняемого объекта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятия «частная территория» в российском законодательстве нет, но под данным выражением понимается недвижимое имущество, которое зарегистрировано в собственности у физлица или негосударственной организации. В этой роли может выступать жилая квартира, нежилой склад или подвал в многоквартирном доме, надел земли, как с жилыми постройками, так и без них и так далее.
Понятие охраняемого объекта
Объекты, находящиеся под охраной, перечислены в статье 1 Федерального закона «О государственной охране». К ним отнесены:
- здания, сооружения, строения, в том числе прилегающие к ним земельные участки, водные объекты, акватории, находящиеся под защитой органов государственной охраны;
- здания, сооружения, строения, которые находятся в оперативном управлении органов государственной охраны;
- здания, сооружения, строения, прилегающие к ним земельные участки, а также водные объекты, которые находятся в пользовании органов государственной охраны.
В зависимости от назначения охраняемые объекты бывают:
- действующими — на постоянной или временной основе там расположены объекты государственной охраны;
- резервными — объекты государственной охраны размещаются там в случае объявления чрезвычайной ситуации или военного положения;
- обеспечивающими — предназначены для размещения сотрудников органов государственной охраны, обслуживающего персонала.
Все объекты, находящиеся под государственной охраной, по степени уязвимости подразделяются на 4 группы. В зависимости от того, к какой группе отнесен охраняемый объект, определяется его техническая оснащенность. Московский Кремль — официальная резиденция Правительства РФ — отнесен к объектам 1 группы защиты.
Зависимость технической оснащенности объекта, находящегося под государственной охраной, от уровня его защиты регулируется нормативными правовыми актами ведомства, к которому относится охраняемый объект.
Предусмотренные законодательством меры ответственности за нарушение границ объекта под охраной
Проникновение на охраняемую зону лиц, которым законом не предоставлены такие права, в некоторых случаях попадает под нормы Уголовного кодекса РФ. В случаях неоднократного правонарушения за пересечение охраняемой территории виновному лицу грозит:
- штраф в размере до 500000 руб.;
- штраф в сумме дохода обвиняемого за 18 месяцев;
- ограничение свободы сроком до 24 месяцев;
- заключение на срок до 24 месяцев.
Согласно ч. 2 ст. 215.4 УК РФ более строгое наказание за проникновение на охраняемый объект устанавливается в случаях:
- совершения противоправных действий организованной группировкой или группой лиц по предварительно спланированному сговору;
- определения умышленного распространения информации, представляющей государственную тайну.
В таком случае:
- размер штрафа может доходить до 700000 руб.;
- сумма штрафа, равная доходу правонарушителя за 24 месяца;
- заключение сроком до 4 лет.
Меры наступления ответственности за пересечение границы охраняемой территории установлены Федеральным законом от 30.12.2015 №443-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях».
Комментарий к статье 20.17 КоАП РФ
1. Положения данной статьи обеспечивают охрану отношений, возникающих при охране определенных объектов в Российской Федерации. Она предусматривает административную ответственность за нарушение порядка, установленного федеральными законами и иными нормативными правовым актами РФ. В частности, в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп.) милиция обязана охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество, давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности, имеет право не допускать граждан на отдельные участки местности или объекты. В соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.) одной из основных задач внутренних войск является охрана важных государственных объектов и специальных грузов (ст. 2). Правительство РФ утверждает перечни важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране внутренними войсками (ст. 11). Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» (с изм. и доп.) определены понятия «охраняемый объект» и «пропускной режим», а также указано, что перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 8). Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 (с изм. и доп.).
2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
3. Объективную сторону правонарушения составляет проникновение на охраняемый объект без соответствующего разрешения.
4. Субъект данного правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
5. С субъективной стороны нарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3), органов ведомственной охраны (п. 7 ч. 5 ст. 28.3), подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России (п. 78 ч. 2 ст. 28.3).
Объективная и субъективная стороны
Объективная сторона определяется в форме действий лица, которые выражаются посредством нелегального неоднократного вторжения на территорию подземного или подводного объекта. Его охрана регулируется положением и порядком о ведомственной или государственной охране.
При нарушении установленного порядка или учинении аналогичного деяния в период действия административного штрафа вторжение квалифицируется как незаконное.
К объектам государственной охраны относятся:
- Президент РФ;
- определенные законом лица, замещающие государственные должности в РФ;
- федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие охране со стороны государства на основании закона;
- главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ.
Указанному перечню лиц охрана предоставляется на срок действия их полномочий.
Субъективная сторона определяется как вина в форме умысла. Субъектом представлено дееспособное физическое лицо, возраст которого не может быть ниже 16 лет.
Квалификация проникновения на охраняемый объект
Нелегальное попадание на территорию, обозначенную зоной специального пропускного режима, квалифицируется как вступление в зону охраняемого объекта. Пересечение границы, обозначенной как охраняемая территория подземных или подводных объектов, также считается незаконным проникновением на территорию охраняемого объекта с нарушением порядка, предусмотренного законодательством.
К ухищрениям, применяемым нарушителями, относится подделка разрешающей документации. При наличии на охраняемой территории контрольно-пропускного пункта, позволяющего проникнуть на объект, нарушением считается подделка документов, разрешающих проникновение. Наказание за подделку разрешающей документации рассматривается в комплексе со всеми обстоятельствами по делу о пересечении охраняемой зоны.
Уголовная ответственность
Данной статьей уже предусмотрена уголовная ответственность за повторное проникновение на подземные и подводные объекты, охраняемые ведомственной охраной и органами государственной охраны.
Подобное действующим законодательством наказывается штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Введение уголовной ответственности за повторное проникновение на охраняемые Росгвардией важные государственные объекты, специальные грузы и сооружения на коммуникациях, являющиеся (в том числе по сравнению с подземными и подводными объектами) объектами повышенной опасности, будет способствовать предупреждению совершения правонарушений на таких объектах и их защищенности, считают авторы.
Авторами инициатив стали ряд депутатов, в том числе Ирина Яровая, Александр Хинштейн, Василий Пискарев, Эрнест Валеев.
Комментарий к ст. «Незаконное проникновение»
Рассматриваемые в статье деяния в первую очередь нарушают положение Конституции. В ст. 25 Основного закона указано, что никто не может проникнуть в жилище вопреки воле лиц, проживающих в нем, кроме как в случаях, установленных федеральным законодательством или по решению суда. В качестве гарантии исполнения этого предписания выступает уголовно-правовая защита, которая предусматривается в комментируемой норме. В прежнем Кодексе присутствовали конкретные запреты. В частности, оговаривались противоправные обыски, выселение и прочие неправомерные действия, которыми нарушается неприкосновенность помещения. Предусмотренная в современном УК ст. «Незаконное проникновение» содержит более широкую формулировку. Она охватывает также и случаи, которые были указаны в прежнем кодексе.
В качестве объекта посягательства выступают общественные отношения, касающиеся обеспечения права, установленного статьей 25 Конституции. Объективную часть рассматриваемого преступления формирует действие — незаконное проникновение. В примечании к статье разъясняется ключевое понятие — предмет посягательства. Это может быть частный (индивидуальный) дом, комната в гостинице, квартира, дача, садовый домик и пр. Противоправными будут действия, направленные и на конструктивные части указанных объектов, если они используются для хранения имущества, отдыха либо удовлетворения иных хозяйственных или личных нужд. В частности, имеются в виду балконы, кладовые, веранды и пр. Жилищем считается и комната в общежитии. В постановлении пленума ВС устанавливаются исключения. В частности, жилищем не признаются помещения, которые не приспособлены и не предназначены для временного либо постоянного проживания. К примеру, таковыми являются обособленные амбары, погреба, гаражи и прочие хозяйственные площади.
Нарушение неприкосновенности жилища: что это — преступление или правонарушение…
В настоящее время Россия стоит на пороге очередной реформы, направленной в сторону гуманизации уголовного законодательства.
Если проанализировать законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», то можно отметить, что основным изменениям будут подвергнуты нормы Раздела VII «Преступления против личности». Предполагается в отношении ряда деяний заменить уголовную ответственность административной, а также в некоторые составы преступлений внести административную преюдицию. Учитывая декриминализацию части 1 статьи 139 УК РФ, КоАП РФ дополняется статьей 5.57 «Незаконное проникновение в жилище».
Представляется, что предпринимаемые в настоящее время попытки реформирования действующего уголовного законодательства являются нецелесообразными и непоследовательными, а следовательно, губительными для отечественной правовой системы.
С одной стороны, Россия ратифицирует ряд международно-правовых документов, в числе которых – Международную Конвенцию «О защите прав и свобод человека и гражданина», что, как следствие, накладывает на нее обязанность обеспечить реальную охрану провозглашенных прав и свобод человека на всей своей территории. А с другой стороны, государство лишает своих граждан действенной правовой защиты основных прав человека и гражданина в виде уголовно-правовых запретов.
Для начала разберёмся в таких правонарушениях, как нарушение пропускного режима охраняемого объекта, либо просто незаконное проникновение. Официальный документ, регулирующий ведомственную и специальную государственную охрану, приводит несколько объектов, которые по законодательному акту приписываются к законно охраняемым:
- здания;
- различные сооружения;
- акватории портов;
- грузы и транспортные средства;
- денежные средства;
- прочие материальные ценности, которые подлежат обязательной защите.
Наличие статьи об ответственности за незаконное проникновение не поддаётся сомнению. Страх понести наказание за хулиганство, либо намерение совершить более серьёзное преступление останавливает потенциальных нарушителей. В качестве объектов, зон и пунктов, подлежащих обязательной охране, могут выступать:
- транспортные туннели;
- линии метро;
- гидротехнические сооружения;
- электростанции;
- гидроэлектростанции;
- хранилища химических и прочих опасных отходов;
- акватория морского порта и пр.
Оба документа говорят о правонарушениях, связанных с самовольным проникновением посторонних лиц на охраняемые объекты. Проще говоря, это закон для диггеров, любителей острых ощущений, просто хулиганов и всех, кто считает нарушение правил нормой жизни.
Среди авторов документов депутат фракции «Справедливая Россия», заместитель председателя Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов и депутат этой же фракции Татьяна Москалькова.
В пояснительной записке, когда принимался документ, его авторы заявили, что он направлен «на усиление ответственности за административные правонарушения, связанные с самовольным проникновением посторонних лиц на охраняемые объекты, в том числе на объекты, играющие важную роль в функционировании систем жизнеобеспечения населения».
Обеспечение общественной безопасности требует, по мнению авторов закона, принятия комплекса мер, направленных на усиление правовой и физической защищенности стратегически важных объектов инфраструктуры и особенно подземных и подводных сооружений.
Имеются в виду транспортные и гидротехнические тоннели метрополитена, подземные электростанции, емкости для хранения воды, отходов. А еще подводных переходов, частей гидротехнических сооружений, военных объектов и прочее. Список можно продолжать долго.
Архитектурные особенности, стратегическая и социальная ценность этих объектов, как подчеркивают депутаты, делают их привлекательными для самовольного проникновения, что, в свою очередь, серьезно повышает риск совершения террористических действий и других преступлений против общественного порядка и безопасности.
Сегодня, по словам законодателей, это наказывается незначительным административным штрафом в размере от трехсот до пятисот рублей (ст. 20.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Чисто символическое наказание оказалось мощным стимулом для распространения диггерства и подобных форм незаконного проникновения в охраняемые подземные и подводные сооружения.
Законодатели дифференцировали ответственность за нарушение пропускного режима в зависимости от характера охраняемого объекта. Они посчитали важным предусмотреть в качестве квалифицированного состава правонарушения самовольное проникновение в подземные или подводные сооружения охраняемых объектов.
Теперь штраф за проникновение серьезно увеличится, причем с одновременной конфискацией орудия совершения правонарушения, включая фото- и видеоаппаратуру.
За запрещенное проникновение на подземный или подводный охраняемый объект, если это действие не содержит признаков уголовного преступления, предлагается штрафовать в размере от 75 до 200 тыс. рублей с конфискацией орудия, с использованием которого было совершено правонарушение. В худшем случае, за проникновение в закрытую зону предусмотрен арест на срок до 15 суток.
Собеседники корреспондента «Российской газеты» в правоохранительных органах и спецслужбах объяснили, что предлагаемый срок ареста только кажется мягким. На самом деле он является лишь, так сказать, довеском к целому «букету» других уголовных статей. Например, распространение сведений, содержащих государственную тайну, оказание сопротивления при задержании, хищение или порча имущества.
Статья 215.4. Незаконное проникновение на охраняемый объект
1. Незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, совершенное неоднократно, – наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние:
- а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- б) сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну, –
наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Примечание. Проникновение на указанные в настоящей статье объекты признается незаконным, если оно совершено в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка, а совершенным неоднократно, – если совершено лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Нормативное закрепление ответственности
В УК РФ содержится 139 статья о наказании за нарушение неприкосновенности жилища. Данная статья содержит 3 диспозиции со своими объективными сторонами совершаемого противоправного действия.
Часть первая. Так преступным деянием с наименьшей санкцией в соответствии с частью 1 ст. 139 УК РФ признаётся такое, которое организовано вопреки желанию собственника владения, без применения насилия и угроз и без использования своего служебного положения. Законодатель учитывает интересы собственника, но санкция данной части незначительна. Если человек находится в помещении с позволения собственника, то исключается состав преступления.
Если преступник нарушил часть первую статьи, то к нему может быть применён органами правосудия один из нижеперечисленных видов наказания:
- преступника могут арестовать;
- на преступника могут наложить штрафные санкции;
- к преступнику могут быть применены различные виды обязательных работ;
- преступника могут направить на принудительный труд.
Санкции применимые для части первой статьи 139 в отношении штрафа суд может установить предельную сумму до 40 000 р. Размер в часах обязательных работ не может быть определён судом более 360 часов. Исправительные работы назначаются до года, арест применяется сроком не более трёх месяцев.
Часть вторая. Далее следует часть 2 статьи 139. В ней нормативно определено преступление, сопровождающееся насилием или угрозой его применения при проникновении на территорию частной собственности.
Для данного состава преступления законодатель предусмотрел наказание в виде:
- штрафа;
- исправительных работ;
- принудительных работ;
- лишения свободы.
Размер штрафа, если преступление квалифицировано по данной части статьи 139 увеличивается до 200 000 тысяч рублей, все виды работ и лишение свободы могут быть применены в пределах двух лет.
Часть третья. Должностное лицо, совершившее вторжение в дом при исполнении своих обязательств, не имея при этом законных оснований, подпадает под применение уголовного наказания в соответствии с ч. 3 ст. 139.
Санкция статьи предусматривает следующие виды наказания:
- штраф;
- лишение должности и последующего лишения прав на всевозможные должности и всевозможную деятельность. Ограничения касаются того вида деятельности, в котором был задействован преступник;
- принудительные работы;
- арест;
- лишение свободы.
Здесь присутствует наличие особого субъекта преступления и вводится особый вид карательной санкции – лишение субъекта преступления права работать в определённых должностях и аналогичных видах деятельности — от 24 до 60 месяцев. Для штрафа в данном случае установлен минимальный и максимальный размеры – от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей.
Комментарий к данной статье описывает понятие жилище.
Понятие «жилище» следует рассматривать в отношении следующих недвижимых объектов:
- индивидуальная жилая постройка;
- жилое помещение для постоянного проживания;
- жилое помещение для временного проживания.
Таким образом, в комментариях к УК РФ определено, что нарушение неприкосновенности частной собственности ограничивается жилым помещением.
Самовольное попадание на частную территорию придомовой площади, например, на участок земли, расположенный вокруг дома, будет содержать иной состав преступления и квалифицироваться иными нормами Уголовного кодекса.
Проникновение на частную собственность, незаконное проникновение в жилище и вторжение на территорию внутри границ частной собственности: какая ответственность предусмотрена УК РФ
Частным случаем защиты частной собственности со стороны действующего законодательства является закрепление в законе запрета проникать в жилище и находиться там, если это противоречит волеизъявлению проживающего в нем субъекта (ст. 139 УК РФ).
Как указал сам законодатель, противоправное проникновение в жилище и проникновение на частную собственность статья 139 УК РФ не обобщает как единое правонарушение, т. к. в жилище против воли проживающих в нем нельзя вторгаться вне зависимости от форм собственности на такое помещение.
Одновременно с этим проблема противозаконного проникновения на частные территории, не являющиеся по определению УК РФ жилищем, остается открытой. В действиях лица, находящегося или передвигающегося по территории частной собственности, из которых не усматривается умысел на совершение правонарушения (например, хулиганства или хищения имущества), нет состава правонарушения или преступления.
Формулировку «незаконное вторжение в частные владения» и подобные ей нередко используют истцы или податели жалоб в качестве описания отягчающего, по их мнению, обстоятельства совершения правонарушения. Однако в ситуациях, когда речь не идет о противоправном проникновении в жилище, суд обычно не дает оценку данному обстоятельству (например, решение Кумертауского горсуда Республики Башкортостан от 27.04.2015 по делу № 12-59/2015).
Указание на незаконное проникновение в жилище оценивается судом на относимость к предмету спора (например, решение Камышинского горсуда от 15.01.2016 по делу № 2-324/2016).
Ситуации, при которых не наступает уголовная ответственность по ст. 139 УК РФ
Не образуется состав нарушения неприкосновенности жилища в таких случаях:
- если на частную территорию проникают сотрудники полиции, работники правоохранительных органов, осуществляющие свои прямые обязанности (например, они участвуют в поимке преступника). При этом сотрудники полиции имеют право войти на частную территорию без согласия ее владельца в том случае, если у них на руках будет соответствующее постановление прокурора либо без такого постановления, если они заподозрят признаки совершаемого в квартире (доме) преступления, признаки угрозы государственной безопасности или у них будут сведения о лицах, скрывающихся от следственных органов;
- целью человека, проникшего на чужую территорию, стало спасение жизни людей или их имущества (например, сосед взломал дверь, когда никого из хозяев квартиры не было дома, чтобы потушить пожар);
- если нагрянули судебные приставы;
- человек, проникший на частную территорию, помог пресечь преступление (например, он поймал грабителя в квартире у соседей).