Научи ученого: как эффективно повысить квалификацию сотрудников
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Научи ученого: как эффективно повысить квалификацию сотрудников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы с большей эффективностью провести подготовку, переподготовку или повысить квалификацию сотрудников, необходимо правильно подобрать обучающую организацию. Существует несколько основных параметров, на которые следует ориентироваться.
Как получить максимум
- Для выявления потребностей персонала в дополнительном обучении необходимо общаться с сотрудниками, узнавать об их проблемах и о том, какие задачи и проекты им интересны.
- Важно оценивать как работу отдельных специалистов, так и деятельность компании в целом — как бизнеса и участника рынка. Понимая, куда движется индустрия и чего не хватает компании для лидерства, можно выявить направления обучения.
- При организации образовательного процесса стоит четко сформировать для сотрудников их цель, чтобы дополнительно мотивировать. При этом перед началом обучения полезно провести первичное тестирование знаний.
- Во время учебы важно давать персоналу возможность практиковать полученные навыки на текущих рабочих задачах. Таким образом работодатель сможет оценить успехи сотрудников еще в процессе обучения.
- И конечно, важно оценить результаты дополнительного образования: как изменился процесс работы и какова динамика бизнес-показателей, напрямую связанных с работой сотрудника, и косвенных показателей влияющих на развитие компании в целом.
Виды обучающих организаций
- На государственном или негосударственном уровне происходит обучение.
- Как организовывается форма обучения. Тут может быть несколько вариантов: организация является автономной и некоммерческой, обучение проводится обществом с ограниченной ответственностью или индивидуальным предпринимателем.
- Следует ориентироваться на вид центра по реализуемой учебной программе и форме обучения.
Повышение квалификации — что лучше: семинары, форумы, курсы?
Выбор средств всегда обусловлен целью. Когда, например, финансовому директору нужно понимание по строго заданному навыку, который можно отнести к hard skill — то чаще всего достаточно курса или даже тренингов.
Однако же когда дело касается системности и soft skills, подход должен быть совершенно иным. Практика показывает, что в этих случаях конференции и форумы дадут лишь несколько примеров — “у нас было вот так”, но не дадут ту самую “удочку вместо рыбы”. Наиболее полезным инструментом получения реальных soft skills будут хорошие курсы повышения квалификации в достойной бизнес-школе.
Семинары для управленцев в своей классической форме, когда участники представляют свои доклады, декларируются как обмен опытом, хотя в реальности это сделать невозможно: опыт приходит только во время непосредственной практики (которая в данном формате вовсе не подразумевается), а обмен кейсовыми ситуациями не дает системности. В то время как именно в системном мышлении — ключ к успеху руководителя.
Аналогичные особенности присущи и тренингам: как правило, они дают поверхностные теоретические знания, а эффект вдохновленности, нагнетаемый на самих занятиях, длится несколько дней, постепенно сходя на нет. Такие программы для управленцев практической выгоды почти не несут и по факту носят больше развлекательный характер, хоть и в деловой среде.
При всем этом и у тренингов, и у семинаров есть общая черта — разбирать реальные ситуации из бизнеса слушателя никто не будет, тем более того — на регулярной основе. В то время как в ходе обучения в бизнес-школе выполнение всей практики подразумевается на базе действующего бизнеса самого управленца/слушателя.
Когда нужны реальные навыки, которые в ходе обучения закрепляются на практике и прочно входят в инструментарий обучающегося, то самый эффективный метод — это обучение в хорошей бизнес-школе.
Хороший показатель высокого уровня преподавателей — когда эта же бизнес-школа предлагает не просто повышение квалификации (ПК), а более высокий уровень, чем ПК, программу MBA, имеет престижные международные аккредитации и обширный список историй успеха своих выпускников.
Список рекомендуемой литературы:
- Ф. Лалу. Открывая организации будущего.Москва, Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2016 г.
- Ф. Глазл. Б. Ливехуд. Динамичное развитие предприятия. Калуга, «Духовное познание», 2000г.
- Н. Пфлегинг. Управление на основе гибких целей. Москва, изд. «Белый город», 2009.
- Р. Семлер. Выходные всю неделю. Москва, Изд. «Добра книга», 2007 г.
- Антикризис. Человеческий капитал – новые возможности компании. Выпуск 3. М.: Издательство Юрайт, 2009 г.
- Б.Ливехуд. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга: Духовное познание, 1994 г.
- Р. Шпренгер. Мифы мотивации. Пер. с нем. Калуга: «Духовное познание», 2004 г.
ПП – аббревиатура «профессиональная переподготовка». ПК – «повышение квалификации»».
Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования, который позволяет специалисту сменить свою профессию или специальность. Например, инженер-проектировщик может переучиться на маркшейдера. Другими словами, переподготовка – это сокращенная версия второго высшего или второго средне-специального профессионального образования. Вместо того, чтобы получать вторую специальность в ВУЗе, можно просто пройти переподготовку. Это дешевле и экономит время. Получать второе высшее образование можно, если слушатель желает заниматься наукой.
Курсы профессиональной переподготовки включают программы с нагрузкой от 250 академических часов и более. По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься новой профессиональной деятельностью.
Повышение квалификации – это способ усовершенствования знаний и навыков специалистов. Технологии меняются, ежегодно в отраслях вводятся новые требования и стандарты. Для того, чтобы быть в курсе этих изменений, необходимо проходить курсы повышения квалификации. По профстандартам и квалификационным характеристикам некоторые специалисты обязаны проходить такие курсы с определённой периодичностью: например, учителя – каждые 3 года, врачи – каждые 5 лет.
Курсы повышения квалификации включают учебные программы с нагрузкой от 16 часов до 249 часов. По завершении обучения выдается удостоверение о повышении квалификации и, если это необходимо по ведомственным нормативным актам, сертификаты или аттестационные листы. Одной из разновидностей курсов повышения и усовершенствования являются семинары и вебинары.
Дистанционные обучение также носит название обучения с применением дистанционных технологий (электронное обучение). Такое обучение закреплено в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). Многие ведущие ВУЗы страны, в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуют программы обучения с применением дистанционных технологий. При этом важно иметь ввиду, что форма получения образования никак не отражается в получаемых документах об образовании.
Повышение квалификации позволяет слушателю получить продвижение по службе, новую должность, пройти проверку инспектирующих органов, получить новые знания в области профессиональной деятельности. После окончания курсов повышения квалификации выдаётся удостоверение. Помимо удостоверения также выдаются дополнительные документы, которые необходимы согласно нормативно-правовым актам в той или иной сфере деятельности.
Выданные удостоверения являются подтверждающими документами:
— о статусе специалиста
— о соответствии специалиста профессиональным стандартам.
Напомним, что для многих профессий и должностей законы или нормативные акты ведомств обязывают проходить курсы повышения квалификации с определённой периодичностью.
Формы повышения квалификации
Повышение квалификации персонала организации происходит путем использования различных форм. Эти формы отличаются друг от друга, по различным критериям: по уровню связи с практической деятельностью, организации процесса, по целевым группам.
Далее рассмотрим формы в соответствии с критериями, которые были указаны:
- В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании). У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее;
- С отрывом от рабочего места и без него. Специалисты рекомендуют сочетать 2 этих формы;
- По степени организованности: самостоятельное повышение квалификации и организованное;
- В зависимости от целевых групп: повышение квалификации управленческого персонала, общее повышение, а также открытое (которым могут воспользоваться даже члены семей сотрудников).
Документы, подтверждающие прохождение обучения
Выданные образовательным учреждением документы подтверждают:
- То, что сотрудник прошел обучение и по его результатам получил определенную квалификацию;
- То, что сотруднику присвоен определенный разряд, класс или категория.
Основываясь на требованиях законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
- Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов;
- Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре, или прошел краткосрочное обучение;
- Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов.
Процесс переподготовки: зачем нужен и как происходит
Суть этого процесса такая же, как и у любого другого вида обучения.
Принципы организации процесса действуют следующие:
- Процесс должен быть организован четко, без сбоев;
- Сотрудники должны быть нацелены на получение хорошего результата обучения;
- Обучение должно вестись системно, должна быть соблюдена взаимосвязь теории и практики.
Общая схема организации всего процесса выглядит следующим образом:
- Определяется цель проведения переподготовки;
- Прогнозирования результата (например, снизить производственный брак наполовину);
- Разработка программы переподготовки персонала;
- Разработка списка преподавателей (если изучаться будут разные дисциплины);
- Определяем, в какой форме будут контролироваться полученные знания.
Век информации, то есть технологическая революция, основанная на развитии информационных технологий, сопровождается существенными изменениями в экономике и рабочих обязанностях. Мы перешли от промышленной системы изготовления и перемещения продукции к системе сервисного обслуживания и решения наукоемких задач. Традиционные требования к рабочим и служащим изменились, возникли новые рабочие места, особенно в сфере обслуживания, телекоммуникации и сфере информационных технологий. Сейчас в Европе и Северной Америке примерно 70% рабочих мест предполагают умственный труд и менее 30% — физический, тогда как пятьдесят лет назад соотношение было обратным. Следовательно, готовность меняться, приспосабливаться становится важнейшим требованием к работнику.
По данным департамента труда США, среднестатистический американец, вступающий сейчас в ряды рабочей силы, будет не менее трех раз в течение своей трудовой деятельности менять ее вид. В сходных обстоятельствах находятся и трудовые ресурсы европейских стран, «работа на всю жизнь» становится редкостью. Таким образом, людям необходимо развивать и приобретать универсальные знания и навыки, которые помогут устроиться на новую работу при изменении рабочей ситуации.
Постоянные организационные изменения
За последнее десятилетие большинство организаций претерпели значительные изменения. Как правило, это связано с переходом от иерархических пирамид к коллективам, работающим по принципу команды. Отметим некоторые последствия этого процесса для менеджеров и персонала.
Менеджерам и руководителям часто приходится управлять большим количеством людей и более сложными рабочими процессами и процедурами. Соответственно меньше возможностей остается для микроуправления, а сотрудники могут проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения.
Менеджеры и руководители получили дополнительные обязанности по работе с персоналом и обучению, промышленным связям, безопасности производства и т. п. Это повышает потребность в делегировании полномочий.
Популярный в настоящее время стиль командной работы означает, что персонал должен развивать у себя умение руководить и работать в команде. Кроме того, сотрудникам приходится проявлять большую гибкость, работая в разных качествах над различными заданиями.
Некоторые из вышеупомянутых изменений, вероятно, вас пока не коснулись. Вместе с тем менеджерам следует быть готовыми к значительным переменам, которые, несомненно, грядут. Забота о повышении квалификации персонала даст людям необходимые навыки и уверенность в своих силах, чтобы пробовать новые роли и преодолевать периоды неопределенности.
Преимущества повышения квалификации персонала для руководителей
Личное участие в повышении квалификации сотрудников способствует самосовершенствованию в следующих направлениях.
Текущие дела. Концентрируя внимание на повышении квалификации персонала, вы тем самым заботитесь о том, чтобы ваши сотрудники учились на ошибках, а не повторяли их. Если вы сами или кто-либо из опытных работников научите людей, что и как нужно делать, у работников появятся новые навыки, круг их обязанностей можно расширить, что сэкономит вам время в будущем.
Потенциальные возможности сотрудников. В отличие от оборудования ценность кадров повышается со временем, благодаря приобретению новых знаний и опыта. Постоянно совершенствуя свои навыки, вы и ваши сотрудники никогда не отстанете от требований времени и сумеете справиться с изменившейся рабочей нагрузкой. Развитие собственных возможностей гарантирует в будущем независимость от других подразделений и консультантов.
Собственные перспективы карьерного роста. Типичная ошибка, когда человек, желая стать незаменимым, стремится сделать все сам. Позаботившись о повышении квалификации своих сотрудников и возложив на них больше ответственности, вы сэкономите силы и время и сможете расширить круг своих обязанностей.
Нередко учебные заведения направляют учащихся на практику. Где-то принято работать с конкретными предприятиями. Вузы заключают договора, обязывающие принимать учеников (иногда наоборот – компании борются за то, чтобы будущие специалисты шли к ним работать). Большинство государственных университетов, институтов и профтехучилищ отправляют студентов на вольные хлеба, и те договариваются о практике самостоятельно.
В любом случае в организацию приходит еще не профессионал, а только ученик, который должен испытать теоретические знания на практике, поэтому есть некоторые ограничения. Как правило, за студентом закрепляют наставника, который отвечает за его обучение и руководство. Он же выставляет оценки, пишет замечания в дневнике практикума и характеристику по итогам работы.
Цели повышения квалификации для работодателя и персонала
Профессиональная подготовка подразумевает не только обучение на рабочем месте или в учебном заведении, но и обмен знаниями, самообразование, чтение специализированной литературы.
Цели повышения квалификации:
- улучшение конкурентоспособности организации;
- повышение способностей сотрудников адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка;
- улучшение профессиональных навыков работников, их компетентности;
- возможность для сотрудника построить карьеру;
- улучшение взаимопонимания между сотрудниками и руководством организации;
- повышение приверженности сотрудников своей компании, что позволяет снизить текучесть кадров.