Перечень форм и видов прав собственности на землю
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень форм и видов прав собственности на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).
Муниципальная собственность на землю.
Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:
— которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
— которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности[10].
В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.
Структура права собственности на землю
Функции права собственности |
||
Владение – фактическое обладание землей путем:
|
Пользование – извлечение из земли полезных свойств или дохода другим путем:
|
Распоряжение – определение юридической судьбы участка путем:
|
Могут быть сосредоточенны у одного собственника или разделены между различными субъектами. |
Право пользования дает собственнику (и иному владельцу) возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В соответствии с п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка. Условия пользования земельным имуществом сформулированы путем предоставления определенных прав собственнику земли по ее использованию (ст.
40 ЗК РФ) и наложения на него обязанностей (ст. 42 ЗК РФ).
Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ. К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, о правомочии пользования можно сказать, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Какие участки могут быть в частной собственности?
В индивидуальном владении у граждан и компаний могут быть следующие участки:
- признанные такими федеральными законами;
- право собственности возникло во время разграничения государственных владений на землю;
- участок был приобретён одним из способов, указанных в Гражданском Кодексе;
- надел был отдан в безвозмездное использование федеральными органами.
В частной собственности могут быть земли сельскохозяйственного назначения, под личное использование, которые не изъяты из оборота.
Под последнюю категорию подпадают:
- заповедники и национальные парки;
- земли, на которых размещены здания, отданные под нужды армии;
- участки, на которых располагаются строения военных судов;
- земли, где есть сооружения федеральной службы безопасности;
- те, на которых размещены органы государственной безопасности;
- отданные для атомной электростанции, под хранение радиоактивных веществ, ядерного материала;
- объекты, на которых созданы закрытые административные образования;
- участки, где размещены тюрьмы;
- на которых располагаются воинские и гражданские кладбища;
- места, где находятся сооружения для коммуникации.
Есть ещё и земли, оборот которых ограничен:
- особо охраняемые участки;
- земли лесного фонда;
- если в пределах надела имеются водные объекты, которые принадлежат государству;
- связанные с культурным наследием;
- отданные для органов обороны, таможни;
- на территории которых размещены сооружения для строительства или ремонта транспорта;
- занятые космической инфраструктурой или гидротехникой;
- там, где производят ядовитые или наркотические вещества;
- загрязнённые территории;
- земли, оставленные для нужд муниципалитета или федеральных властей;
- близко расположенные территории от воды, используемой для питья или хозяйственных нужд.
Что такое личная собственность на землю и чем она отличается от частной
Частная собственность на землю предполагает не только владение, но и возможность свободного распоряжения ею. То есть в этом случае участок можно продать, сдать в аренду, использовать.
При личной собственности участком можно только пользоваться, а вот совершать различные сделки нельзя. В этом случае человек не является юридическим владельцем земли.
Плюсы и минусы частной собственности на землю
Несомненными преимуществами частной собственности на землю являются:
- развитие экономического рынка;
- возрастание товарооборота;
- привлечение иностранных инвестиций;
- поощрение разумного использования участка;
- заставит граждан увеличивать своё состояние;
- эффективное распределение ресурсов, их развитие.
Право собственности на земельный участок
Собственность – вид общественно-экономических отношений. А право собственности – совокупность юридических норм, их регламентирующих. Один из важнейших объектов прав собственности – земельные участки. Право собственности земельное право истолковывает как совокупность прав владения, пользования и распоряжения имуществом.
Право собственности на землю – не константа, оно может возникать и прекращаться. Например, общая собственность на земельный участок возникает при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам.
Если происходит раздел земельного участка долевой собственности, то у ее участника, по заявлению которого осуществляется выдел, возникает право собственности на образуемый земельный участок, и одновременно с этим утрачивается право долевой собственности на измененный земельный участок.
Право собственности на земельный участок прекращается в силу разных причин. Основанием для этого могут быть: отказ собственника от права собственности, отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, выкуп земельного участка в собственность государством для государственных и муниципальных нужд и проч.
Существуют виды прав на землю для лиц, которые не являются собственниками. В данном случае речь — о сервитуте. Это право ограниченного использования ЗУ, принадлежащего другим лицам, для личных целей.
Перечислим особенности сервитутов:
- возможность получения владельцем платы за использование его участка;
- внесение сведений об обременении в кадастровые акты;
- сохранение за собственником права распоряжаться ЗУ, передавать, продавать его или сдавать в аренду;
- отсутствие возможности у других участников сделки приобрести право владения на данную землю.
Сервитуты бывают частными и публичными. Обозначим различия между ними:
- Основание для оформления публичного сервитута — нормативные акты муниципалитетов или регионов, в то время как частное обременение в виде сервитута — следствие договоренности двух сторон либо постановления суда.
- По публичному договору пользование ЗУ является безвозмездным. Между тем, частное лицо вправе назначать плату за пользование своими землями.
Частная собственность на землю
Право частной собственности на землю и земельные участки можно рассматривать в 2 смыслах – объективном и субъективном.
- Право частной собственности на землю в объективном смысле – совокупность правовых норм, определяющих границы действий физических и юридических лиц по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками.
- Право частной собственности на землю в субъективном смысле – совокупность прав и обязанностей собственника земельного участка по осуществлению им установленных законом правомочий (владения, пользования, распоряжения) в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Общие особенности вещных правовых норм
Что необходимо знать хозяину земли, как действующему, так и потенциальному, независимо от типа землепользования:
- Собственником может быть только правоспособный и дееспособный гражданин. Законодательством допускаются случаи, когда в интересах владельца действуют его доверенные представители и опекуны.
- При совершении сделок ЗУ и постройки на нем, в том числе, капитальные, рассматриваются как одно целое. В договоре они подробно описываются отдельно друг от друга, но передаются новому пользователю или хозяину, как один объект. Нельзя продать дом без надела, на котором он расположен, и наоборот. Аналогично касается дарения и наследства.
- В частное владение можно получить далеко не каждый участок. Невозможно купить охраняемые земли, наделы в заповедниках, лесных и стратегических зонах.
- ЗУ, не оформленные в индивидуальное пользование и не являющиеся собственностью муниципалитета, автоматически переходят государству.
Правомочия собственника зависят от вида земельного права. Его общие обязанности устанавливаются законом:
- Эксплуатировать ЗУ строго в соответствии с земельной категорией и видом разрешенного использования. При необходимости можно обратиться за сменой ВРИ в уполномоченную службу.
- Уплачивать земельный налог или арендную плату. В случае с наследуемым владением прямым собственником является муниципалитет, поэтому владелец может только использовать надел в личных нуждах.
- Поддерживать территорию в надлежащем виде, предотвращать ее запустение, для сельскохозяйственных земель – своевременно вносить удобрения, орошать.
- Не загрязнять окружающую среду, утилизировать мусор и прочие отходы в строго отведенных для этого местах.
- Не нарушать права соседей.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком
Использовать землю по прямому назначению, с условием пожизненного наследуемого владения земельным участком могут частные лица, получившие имущество в пользование до вступления в силу Земельного Кодекса 2001 года. Вся земля Советского периода правления принадлежала государству, поэтому выделяемые наделы имели статус публичных земель.
После принятия в пост советской России Закона о земле, пожизненно наследуемые владения земельным участком не выделяют. Государство признает законность полученных участков, но проводит политику последующей приватизации.
Регистрировать право не обязательно. Условия пользования участком определяют разрешенное использование и регламент, установленный муниципальным образованием на данной территории. Дом или другие постройки, возведенные на публичной земле, необходимо оформлять в собственность в установленном порядке.
Физические лица обладают правом владения и пользования, но ограничены в праве распоряжения:
- Участок, который имеет статус пожизненного наследуемого владения, не всегда можно оставить в наследство;
- Продать, предоставить публичную землю в качестве залога или для коммерческой сделки, нельзя. Подобные действия влекут отчуждение земли;
- Только наличие свидетельства, которое подтверждает факт законного получения участка от государства, позволяет оформить землю в собственность.
Формы земельной собственности
До начала 1990 г. в Советском Союзе существовала исключительная государственная собственность на землю. В настоящее время Конституция РФ закрепляет многообразие форм собственности, в том числе и на землю.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков государству, если они не закреплены за указанными субъектами.
Государственная собственность на землю делится на два вида: федеральную собственность (Российская Федерация в целом) и собственность субъектов РФ (республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономий).
Муниципальная собственность на землю — это собственность муниципальных образований в пределах их черты (административно-территориальных границ), но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой. Например, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В состав муниципальных образований могут входить земли жилой, производственной, общественной застройки, земли общего пользования и др. Это новая самостоятельная форма собственности. Она не рассматривается в качестве разновидности государственной, но в то же время согласно закону она не относится к видам частной собственности.
Частная собственность на землю может принадлежать гражданам и юридическим лицам.
Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. Таким образом, установлена дополнительная гарантия обеспечения стабильности права частной собственности на землю.
Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности Украинского народа в соответствии с законом.
Право собственности на земельный участок распространяется:
- в установленных границах участка – на поверхностный (почвенный) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, находящиеся на нем;
- на пространство, находящееся над и под поверхностью земельного участка на высоте и глубине, необходимых для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений.
Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности, а субъектами права собственности на землю являются:
- граждане и юридические лица – на земли частной собственности;
- территориальные громады, реализующие это право непосредственно или через органы местного самоуправления, – на земли коммунальной собственности;
- государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, – на земли государственной собственности.
Кроме этого, земельный участок может находиться у граждан и юридических лиц в общей долевой собственности с определением доли каждого из владельцев, а у граждан также в общей совместной собственности без определения долей владельцев. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется при согласии всех собственников в соответствии с договором, а если согласие не достигнуто – то в судебном порядке, а земельным участком, находящимся в общей совместной собственности – по договору или закону.
Не каждый земельный участок может быть передан или находиться в собственности граждан и юридических лиц, в частности, на основании ст. 83 и ст. 84 Земельного кодекса Украины можно сделать вывод о том, что в частной собственности не могут находиться:
- земли атомной энергетики и космической системы, земли обороны;
- земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, Национальной академии наук Украины и государственных отраслевых академий наук;
- земли общего пользования населенных пунктов;
- земли под железными и автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта;
- земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, составляющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;
- земли лесного и водного фонда, кроме случаев определенных в ЗКУ, в частности согласно ст. 59 ист. 83 ЗКУ, в частной собственности граждан и юридических лиц могут находиться замкнутые природные водоемы общей площадью до 3 гектаров;
- земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы;
- земельные участки, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, доля (акции, паи) в уставных фондах которых принадлежит государству.
Возникновение права собственности
Основания возникновения права частной собственности у граждан и юридических лиц на землю перечислены в ст. 81 и ст. 82 ЗКУ, а в каких случаях приобретают землю территориальные общины и государство – ст. 83 и ст. 84 Земельного кодекса Украины.
В соответствии со ст. 81 ЗКУ граждане Украины могут приобрести право собственности на земельные участки в следующих случаях:
- приобретение по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
- бесплатной передаче из земель государственной и коммунальной собственности;
- приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;
- принятие наследства;
- выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая).
Следует отметить, что согласно ст. 78 ЗКУ лицам и их наследникам, которые имели в собственности земельные участки до дня вступления в силу предыдущей редакции Земельного кодекса Украины, то есть до 15 мая 1992 года, земельные участки не возвращаются.
Юридические лица (учрежденные гражданами или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:
- приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
- внесения земельных участков его учредителями в уставный фонд;
- принятия наследства;
- возникновения других оснований предусмотренных законом.
Право общей долевой собственности на земельный участок возникает:
- при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков;
- при приобретении в собственность земельного участка двумя или более лицами по гражданско-правовым соглашениям;
- при принятии наследства на земельный участок двумя или более лицами;
- по решению суда.
Эволюция концепции государственной собственности на землю
Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.
Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.
Постулаты советского права:
- признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
- общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
- непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
- изъятие земельных участков из гражданского оборота.
После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».
Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.
Виды государственной собственности на землю
Исключительная государственная собственность на землю на территории современной РФ возникла в 1917 году, в связи с принятием II Всероссийским съездом Советов Декрета «О земле». Весь земельный фонд в границах СССР признавался единым неделимым объектом госсобственности. Он не был разграничен между административно-территориальными единицами того времени (республиками, областями, краями).
Муниципальная собственность как правовое явление появилось в России относительно недавно. Сегодня госсобственность на землю нельзя отождествлять с муниципальной. Виды госсобственности согласно праву:
- общефедеральная;
- субъектов РФ.
На практике существует третий вид – «общая», физически и юридически неразграниченная госсобственность. Словосочетание «государственная собственность» применительно к земле в разных ситуациях может подразумевать:
- родовое понятие (общефедеральную собственность + субъектную собственность);
- неразграниченную, существующую только де-факто госсобственность.
Госсобственность любого из видов может возникать:
- по основаниям, оговоренным федеральным законодательством;
- вследствие разграничения госсобственности;
- по основаниям, предусмотренным ГК РФ: купля, мена, наследование, дарение, перераспределение, изъятие для публичных нужд.
В отношении городов федерального значения Москвы, Петербурга и Севастополя действуют специальные правила. Отказ частного владельца от участка, находящегося в пределах одного их названных субъектов РФ, влечет его переход в распоряжение города. Городские власти Москвы, Петербурга и Севастополя вправе установить, что в случае отказа участок переходит непосредственно в собственность муниципалитета, на территории которого он расположен.
Государственная собственность на землю и ее виды
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде :
- федеральной собственности;
- собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).
Объект права государственной собственности на землю:
- земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).
Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.
Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в качестве:
- субъекта государственной власти , устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9 и 10 Земельного кодекса;
- собственника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.
В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых фажданским законодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
Это важно знать: Налоги на землю в 2021 году для пенсионеров
Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает
- земельные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и
- земельные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).