Что учесть при проведении малой закупки по 223-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что учесть при проведении малой закупки по 223-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неконкурентный способ закупок подразумевает размещение заказа на приобретение товара, выполнение работ или оказание услуг у заранее установленного исполнителя. Такие закупки называются прямыми, поскольку поставщик определяется без конкурсного отбора, а контракт с ним подписывается напрямую.

Обоснование для неконкурентного способа закупки (у единственного поставщика)

Ранее при заключении контракта с единственным поставщиком заказчики должны были включить обоснование в план-график. Федеральным законом от 1 мая 2019 № 71-ФЗ заказчики были освобождены от этой обязанности — с июля 2019 года обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур при закупке у единственного поставщика больше не требовалось.

Тем не менее это не значит, что можно выбирать любой способ определения поставщика — санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними.

Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, когда заказчик обязан обосновать НМЦ сделки, которая была заключена с единственным поставщиком (ч.4 ст. 93).

Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает ТРУ у единственного поставщика в следующих случаях:

  • заказ на услуги по мобилизационной подготовке;
  • закупка товаров, работу или услуг у органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений;
  • заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений;
  • закупка ТРУ у предприятия уголовно-исполнительной системы;
  • закупка материалов (сырья, комплектующих) для производства ТРУ в рамках трудоустройства осуждённых;
  • заказ на услуги по продаже билетов и абонементов на культурные мероприятия;
  • приобретение услуг по управлению многоквартирным домом и др.

Преимущества и недостатки неконкурентных способов закупок

К плюсам неконкурентных способов закупок относятся:

  • Обычно заказчик выбирает единственного поставщика из тех контрагентов, с которыми он уже сотрудничал в прошлом и имеет положительный опыт.
  • Обеспечивается максимальное соответствие процедуры заключения контракта законодательным нормам.
  • Проведение сделки посредством неконкурентной процедуры реализуется по более простой схеме и значительно быстрее, чем при конкурсном отборе.
  • Для заказчика неконкурентный способ закупки обходится намного дешевле, чем проведение конкурентных процедур.

Негативные моменты заключения контракта с единственным поставщиком:

  • У заказчика нет возможности повлиять на цену контракта и выбрать более низкую, как, например, при проведении электронного аукциона.
  • Заказчик не может выбрать более подходящие условия реализации контракта, так как это возможно только при проведении конкурентной процедуры.
  • Сделки с единственным поставщиком находятся под пристальным вниманием ФАС, так как при таких формах закупок существуют значительные возможности для злоупотреблений. Контролирующие службы следят за расходованием бюджетных средств в рамках таких контрактов, чтобы не допустить сговора сторон и нарушения закона. Выбирая неконкурентный способ закупки, заказчик должен отдавать себе отчет, что все отклонения от правовых норм в ходе сделки повлекут определенные последствия.

Основания проведения малых закупок в 2021 году

В качестве основания проведения закупок малого объема — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Годовой объем закупок малого объема должен быть не больше 2 млн руб или не превышать 10% от СГОЗ заказчика, но в рамках 50 млн руб.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок, и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 есть ряд заказчиков, которые также могут проводить закупки по этому основанию. У таких организаций ограничение по цене контракта также составляет 600 тыс руб, но по объему закупок, заказчик не должен превысить лимит в 5 млн руб или 50% СГОЗ в рамках 30 млн руб.

Закупки «с неопределенным объемом»

Закон № 44-ФЗ позволяет заказчикам осуществлять закупки с неопределенным объемом. Суть таких закупок состоит в том, что в ходе исполнения контракта заказчик может выбирать из заранее составленного им перечня продукции необходимые ему позиции в пределах имеющегося бюджета. При этом объем закупок по каждой из позиций перечня не определен и может быть любым. Ограничен такой объем только бюджетом заказчика под данную закупку.
Для лучшего понимания механизма реализации закупок с неопределенным объемом приведем следующий пример. Предположим, что заказчику – учреждению здравоохранения необходимы лекарственные средства. Однако, какие именно лекарственные средства понадобятся в том или ином случае заранее неизвестно. Потребность будет зависеть от заболеваний, с которыми в указанное учреждение здравоохранения обратятся пациенты. Вместе с тем, по предыдущим периодам, а также исходя из специализации учреждения здравоохранения, работники контрактной службы примерно знают, какие лекарственные средства могут потребоваться.

Читайте также:  Дачная амнистия: что это такое и как воспользоваться

Исходя из этого знания заказчиком формируется перечень лекарственных средств (спецификация). В отношении каждой позиции спецификации определяется единица измерения объема. Если позиция спецификации (как это, например, реализовано по лекарственным средствам) включена в каталог товаров, работ, услуг, то определение единицы измерения осуществляется только в соответствии с каталогом (в рассматриваемом случае это будут «мг», «мл» и т.д.).

В отношении каждой позиции спецификации заказчик должен определить начальную цену. Такая цена определяется по общим правилам, предусмотренным ст. 22 Закона № 44-ФЗ, для определения начальной (максимальной) цены контракта. В итоге должен получиться перечень продукции, содержащий единичные расценки.

Далее заказчиком определяется максимальное значение цены контракты. В отличие от начальных цен единичных расценок такая цена не обосновывается и фактически представляет собой бюджет, который готов потратить заказчик в рамках закупки. Для проведения самой закупки заказчик должен дополнительно провести сложение всех единичных расценок и получить начальную сумму цен указанных единиц. Именно от данной суммы участники будут снижаться, в том числе от нее будет рассчитан «шаг аукциона».

После проведения закупки заказчиком определяется коэффициент снижения, рассчитываемый на основании разницы между начальной суммой цен всех единиц и предложением участника закупки. Такой коэффициент при заключении контракта применяется к каждой начальной цене единичной расценки отдельно, т.е. определение стоимости единичных расценок в контракте осуществляется путем пропорционального снижения их начальных цен. Участник закупки не может на какую-то продукцию предлагать большее снижение, а на какую-то меньшее в пределах общей цены сделанного им предложения. Определение единичных расценок во всех случаях осуществляется путем пропорционального снижения.

По такому же принципу закупки с неопределенным объемом проводятся на любые другие товары, работы и услуги.

Как закупают по 44-ФЗ

Мы собрали все возможные варианты торгов в таблицу видов закупок по 44-ФЗ, актуальную в 2021 году:

Конкурентные формы закупок по 44-ФЗ Неконкурентные
Конкурс — закрытый, электронный закрытый и открытый Закупка у единственного поставщика
Аукцион — электронный, закрытый, электронный закрытый
Запрос котировок
Запрос предложений

Как определить поставщика по 223-ФЗ

Работая в рамках 223-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют способы различного формата — конкурентные и без проведения торговых процедур. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. Теперь заказчики вправе применять запрос предложений и запрос котировок по 223-ФЗ.

Некоторые заказчики устанавливают в положении иные способы выбора исполнителя: редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. Заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Если заказчик планирует получить товар, работу или услугу по максимально низкой цене и у него нет особых требований к условиям исполнения контракта, он может провести аукцион или запрос цен.

Аукцион — способ закупки, при котором заказчик объявляет начальную максимальную цену контракта (НМЦК), а участники поочередно понижают свои ценовые предложения до тех пор, пока не определится участник с наименьшей ценой. Электронные аукционы проходят на электронных торговых площадках (ЭТП). Для участия в такой закупке поставщик должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и аккредитацию на ЭТП. Запрос цен — упрощенная форма аукциона без проведения торгов. Участники указывают свои ценовые предложения сразу в заявках, а победителем становится участник с наименьшей ценой. Если наименьшую цену предложили несколько участников — побеждает тот, кто подал заявку раньше.

Условия проведения запроса цен:

  • НМЦК — не выше 500 тыс. руб.;
  • годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса цены, — не превысит 10% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 100 млн руб.

О жесткой позиции контролирующих органов.

Нельзя не отметить, что на практике позиция отдельных контрольных органов по отношению к закупкам у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ может быть и «огульно жесткой». Такие контрольные органы считают, что установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции не нарушается только в трех случаях:

  • когда производится закупка ТРУ на низкоконкурентном рынке;

  • когда закупка проводится в результате признания конкурентной закупки несостоявшейся;

  • когда закупка носит экстренный характер (например, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации).

Проводите закупку в порядке, предусмотренном положением о закупке. Для таких закупок вместо начальной (максимальной) цены договора вы можете использовать цену единицы товара и максимальное значение цены либо формулу цены и максимальное значение цены договора (п. 5 ч. 9, п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Порядок их определения должен содержаться в вашем положении о закупке, законодательно он не установлен (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Порядок применения указанных сведений может отличаться в зависимости от предмета закупки. Так, например, формула цены может быть использована при закупке ГСМ.

Читайте также:  Сквозь ловушки. Как российскому бизнесу проводить трансграничные платежи

При выборе способа конкурентной процедуры руководствуйтесь правилами, установленными положением о закупке. Если используете цену единицы товара, работы, услуги, не выбирайте такие способы закупок, как аукцион или запрос котировок. В этих процедурах участники предлагают (снижают) только цену договора, а не цену единицы товара, работы, услуги (ч. 18, 20 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

В процедурах, участниками которых могут быть только СМСП и самозанятые, обязанность предоставить предложение о цене единицы товара, работы, услуги может быть установлена только при проведении конкурса или запроса предложений (ч. 9 ст. 3.2, ч. 13, 19.1, 19.5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Основания проведения малых закупок в 2021 году

В качестве основания проведения закупок малого объема — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Годовой объем закупок малого объема должен быть не больше 2 млн руб или не превышать 10% от СГОЗ заказчика, но в рамках 50 млн руб.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок, и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 есть ряд заказчиков, которые также могут проводить закупки по этому основанию. У таких организаций ограничение по цене контракта также составляет 600 тыс руб, но по объему закупок, заказчик не должен превысить лимит в 5 млн руб или 50% СГОЗ в рамках 30 млн руб.

В таких закупках публикация извещения о проведении тендера не требуется.

Изменения в закупках с февраля 2021 года

В начале февраля 2021 года в системе госзаказа тоже состоялись некоторые изменения, в основном они касались подзаконных актов; таблица последних изменений в 44-ФЗ в 2021 году выглядит так:

Дата вступления в силу новшества Суть изменения Нормативный акт
02.02.2021 Отныне Минпромторг определяет правила формирования цены при закупках продукции судостроительной промышленности. Делает он это по согласованию с Минфином и ФАС Постановление Правительства №34 от 23.01.2021
07.02.2021 До 31.12.2022 приостановлены централизованные закупки офисного и антивирусного софта Постановление Правительства РФ №63 от 28.01.2021
07.02.2021 Изменен порядок приобретения медизделий. Изменения связаны с возможностью закупать иностранные изделия Постановление Правительства РФ №76 от 28.01.2021
12.02.2021 Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 4,25%. Применяйте ее для расчета пеней Информационное сообщение
16.02.2021 Расширили перечень строительных работ, порядок выбора способа закупки которых для нужд Крыма и Севастополя согласует Минфин Постановление Правительства №113 от 04.02.2021
22.02.2021 Уточнили порядок работы с реестром договоров по 223-ФЗ Приказ Минфина №343н от 31.12.2020
26.02.2021 Вступает в силу новый порядок формирования идентификатора государственного контракта Приказ казначейства №4н от 11.01.2021

Порядок и последствия изменения госконтракта

В соответствии со статьей 450 ГК РФ «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».

Законодатель не предусмотрел специального порядка заключения дополнительных соглашений к контрактам. Таким образом, дополнительное соглашение к государственному контракту должно быть совершено в той же форме что и сам контракт.

После подписания дополнительного соглашения, оно должно быть опубликовано в ЕИС в течении 5 рабочих дней в соответствии с требованием ч. 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ.

Из существа статьи 450 ГК РФ следует, что условия госконтракта могут быть изменены только в двустороннем порядке, по соглашению сторон. В связи с этим возникает вопрос – возможно ли изменить условия госконтракта, если, например, такие положения будут включены в его условия? Представляется, что в таком случае такие положения госконтракта не будут соответствовать действующему законодательству, поскольку ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не указывает на возможность одностороннего изменения условий госконтрактов.

В соответствии с ч. 1 статьи 453 ГК РФ является «При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде».

Согласно ч. 3 статьи 453 ГК РФ «В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.»

Таким образом, после вступления в силу решения суда или дополнительного соглашения к госконтракту, обязательства между заказчиком и исполнителем контракта сохраняются в измененном виде, согласно условиям дополнительного соглашения или соответствующего решения суда.

Резюмируя, можно сказать, что процедура изменения госконтрактов достаточно сложный и многогранный процесс, который включает множество обязательных к исполнению условий и правил. Однако, несмотря на всю сложность, процедура изменения госконтрактов является одной из самых важных составляющих контактной системы РФ, позволяющая в процессе исполнения госконтрактов адаптировать их положения к динамично изменяющимся обстоятельствам.

7 января 2022 г.

Логика формирования сделок

Обычно сделки по закупкам, особенно у крупных компаний, отличаются повышенной сложностью формирования и многоэтапностью. Проект собственного магазина малых закупок должен учитывать в работе логику комиссионных сборов. Это будет фиксированная комиссия на определенном этапе или сразу включенная наценка? Перед разработкой закупочного решения необходимо обязательно учесть эти моменты. Так, платформа может сразу же автоматически делать наценку на продукцию поставщика на сумму комиссии. После чего эта сумма наценки покрывается заказчиком в процессе оплаты заказа и доставки. Менее распространенный вариант — когда комиссия взыскивается с поставщика. Этот способ не просто так считается менее привлекательным и популярным, поскольку непосредственно снижает итоговую прибыль поставщика. В то же время, для крупной корпорации-закупщика обычно приемлемо заплатить комиссию в сумме 2-3% от заказа, если в результате удается сэкономить на закупках в среднем до 30-50%.

Читайте также:  ВСЕ О ТРУДОВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕНСИЯХ В БЕЛАРУСИ В 2022 ГОДУ

Электронный магазин малых закупок: важные нюансы, связанные с логистикой

Крупным корпорациям на постоянной основе необходима доставка различных грузов. У большинства предприятий есть соглашения с межрегиональными службами доставки, например, с Деловыми линиями и другими сервисами. Однако, с точки зрения экономии бюджета, часто выгоднее заказывать перевозку через локальную службу доставки. Поскольку крупной логистической службе в любом случае придется задействовать свой транспорт транзитным методом, направляя его в регионы. Отсюда стоимость перевозки возрастает до 2-3 раз.

Однако это правило действует не всегда. Бывает так, что прайс у крупного перевозчика для той или иной локации может быть даже выгоднее, чем у местных контор. Кроме того, следует брать в расчет и наличие нужного количество машин.
Такие логистические нюансы магазин закупок малого объема также должен учитывать автоматически. Как это происходит: площадка малых закупок автоматически анализирует предложения от всех возможных поставщиков из базы и сравнивает их прайсы и условия на доставку. К примеру, если сегодня необходимо перевезти груз в одну точку, и это оказывается оптимальнее через местную службу доставки, то в закупке побеждает такое предложение. Если же на следующий день возникает необходимость перевозки аналогичного груза, и условия крупного провайдера оказываются выгоднее, — выигрывает данное предложение.

Список вопросов для исследования

0. Должности участников исследования?

1. Отрасль, сфера деятельности, количество сотрудников вашей организации?

2. Что в вашей организации подразумевается под малыми закупками?

3. Каковы объемы малых закупок в вашей организации (в год)?

4. Кто осуществляет малые закупки в вашей организации?

5. Существуют ли специальные процедуры для малых закупок?

6. В качестве примера опишите процесс приобретения канцелярии или другого малоценного товара в вашей компании, организации?

7. Сколько времени проходит с момента направления заявки на получение МЗ сотрудником до ее исполнения?

8. На что тратится основное время при осуществлении малых закупок?

9. Планируете ли вы изменять порядок закупок МЗ?

10. Есть ли процедура предварительной квалификации поставщиков (одобренные поставщики)?

11. Есть ли у вас постоянные поставщики широкого ассортимента МЗ (интернет-магазины, рынки и т.п.)?

12. Как вы выбираете поставщиков МЗ?

13. Есть ли у вас процедура регистрации цен поставщиков?

14. Проводится ли регулярный мониторинг предложений, цен поставщиков МЗ?

15. Осуществляются ли проверки соответствия стоимости М3 рыночной?

16. Какой в среднем процент составляют накладные расходы (регистрация потребности, поиск товара, заключение договора, поставка, контроль исполнения договора, бухгалтерское оформление) относительно стоимости товара при МЗ?

17. Как осуществляется контроль качества и своевременности поставки МЗ?

18. Всегда ли вас устраивает качество приобретенного товара?

19. Задумывались ли вы об автоматизации процесса приобретения малоценных товаров (использование автоматизированной системы)?

20. Какие функции по приобретению МЗ в вашей компании автоматизированы? (подача заявки сотрудников, формирование заказа и др.)

21. Есть ли упрощенный интерфейс для закупок МЗ конечными потребителями типа электронного магазина?

22. Имеете ли вы опыт использования электронных площадок (магазинов) для организации снабжения приобретения МЗ? Если да — каков он?

23. Насколько остра проблема приобретения МЗ в вашей организации?

Идентификационный код закупки

ИКЗ соответствует одной закупке (одному лоту по закупке в случае, когда закупка осуществляется путем формирования нескольких лотов).

Исключением из этого правила являются следующие закупки, в отношении которых формируется один ИКЗ, в котором не конкретизируются объекты закупки: Запросы предложений на поставку лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии8. Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 100 тыс.

руб. или 400 тыс. руб. (для отдельных категорий государственных и муниципальных учреждений)9. Закупки у единственного исполнителя услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий10.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *