Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за нарушение требований охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.
Материальная ответственность за нарушение требований охраны – это возмещение работником ущерба, причиненного работодателю, в результате нарушений требований охраны труда.
Например, к данному виду ответственности могут быть подвергнуты работники, если нарушенные ими инструкции по охране труда и правила безопасной эксплуатации машин, оборудования повлекло за собой порчу имущества работодателя.
Привлечь к материальной ответственности работника можно, если:
— работник совершеннолетний;
— работодатель получил явный фактический ущерб;
— работник бездействовал либо проявлял незаконные действия;
— доказана вина работника в нанесении ущерба работодателю.
Работника, допустившего причинение ущерба, могут обязать возместить материальный ущерб как в полном объеме или частично, когда от гражданина требуется компенсировать сумму, не превышающую его среднемесячной заработной платы.
Согласно статье 247 ТК РФ Трудового кодекса РФ работник обязан возместить материальные потери в случае, если его вина доказана работодателем и такой ущерб можно посчитать. При этом, согласно статье 238 ТК РФ не учитывается упущенная выгода работодателя.
Надо отметить, что согласно статье 240 ТК РФ работодатель может полностью или частично отказать от получения компенсации за ущерб с виновной стороны.
Ответственность по ОТ регламентируется следующими нормативными актами:
- КоАП: Ст.
5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации - УК РФ: Ст. 143. Нарушение требований охраны труда.
- ТК РФ: Х раздел
Ст. 419 ТК РФ определяет виды ответственности по ОТ:
- дисциплинарная
- материальная
- административная
- уголовная
Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения трудовой дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности.
Работники привлекаются к дисциплинарной ответственности в случаях:
- нарушения внутренних правил и актов по ОТ;
- нарушения инструкций по ОТ по безопасному проведению работ;
- уклонения от медицинского освидетельствования;
- отказа от прохождения в рабочее время специального обучения по ОТ
Дисциплинарные нарушения и ответственность за них
Дисциплинарные взыскания могут налагаться на руководителей предприятий и организаций или специалистов, ответственных за охрану труда, в следующих случаях:
- допущена работа сотрудника на некорректно работающем или поломанном оборудовании;
- оборудование с ведома начальства используется работником с нарушением технологии;
- работнику не выдают средства индивидуальной защиты в тех случаях, когда они предусмотрены;
- не проводятся инструктажи по охране труда (или нет подписи работника в журнале регистрации инструктажей);
- не провели медосмотр сотрудника согласно плану;
- сотрудник вынужден работать на должности, которая не подходит ему по состоянию здоровья, и это подтверждает медицинское заключение;
- в случае сверхурочной работы персонала без согласия сотрудников или в нарушение законодательных норм.
Виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение, перевод с понижением, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Уголовная ответственность
Наиболее серьезные меры предусмотрены за несоблюдение требований охраны труда Уголовным кодексом, так как ответственность работодатель несет уже за значительный вред здоровью людей и даже за их гибель.
Если вследствие нарушений в сфере охраны труда причинен тяжкий вред здоровью, предусмотрены:
- штраф в размере до 400 тыс. руб. или зарплаты виновного за 1,5 года;
- обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, или исправительные работы сроком до 2 лет, или принудительные работы сроком до 1 года;
- лишение свободы на 1 год с ограничением права заниматься теми или иными видами деятельности или без такого ограничения.
Если погиб 1 человек:
- принудительные работы сроком до 4 лет;
- лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (или без такого ограничения).
Если погибло 2 и более человек:
- принудительные работы сроком до 5 лет;
- лишение свободы до 5 лет с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (или без такого ограничения).
Как мы видим, гораздо проще не допускать нарушений требований охраны труда, чем впоследствии расплачиваться за них.
Системы охраны труда в РФ
Организатор или мастеровой несет ответственность за нарушение требований охраны труда, организуя рабочее место. Основным документом, регламентирующим трудовые отношения в России, является Трудовой кодекс, ТК РФ. Документ является основой для разработки отдельных правовых актов, построения федеральной и отраслевой системы трудового законодательства.
Незнание законов не освобождает работника от материальной, дисциплинарной, уголовной ответственности за нарушение требований и правил охраны труда. Пренебрежение т/б закономерно заканчивается травмой или увечьем трудящегося. Поэтому сотрудники изучают обязательные инструкции и следуют им.
За нарушение норм охраны труда применяется коллективная и индивидуальная ответственность. Организатор производства аттестуется на знание требований, нормативных актов, стандартов и научной организации конкретного трудового процесса:
Санкции к нарушителям охраны труда
Организатор производства и специалисты обязаны обеспечить не только безопасные условия трудового процесса, но позаботиться о быте и предупреждении заболеваний трудящихся. При расследовании или плановой проверке предприятия ответственность за нарушение правил охраны труда рассматривают в связке с должностными обязанностями.
На основании ФЗ-195, за пренебрежение трудовой безопасностью организацию наказывают, вплоть до приостановки деятельности. Предусмотрены виды ответственности за нарушение правил, обеспечивающих охрану труда:
- дисциплинарные, в виде выговора или понижения в должности;
- материальные, денежный начет;
- административные, в соответствии кодексу;
- уголовные на основании судебного решения;
- гражданско-правовые.
Штрафы за нарушения законодательства об охране труда
Должностные лица | Индивидуальные предприниматели | Юридические лица | |
1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, — |
2 000 – 5 000 |
2 000 – 5 000 |
50 000 – 80 000 |
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение — |
5 000 – 10 000 |
5 000 – 10 000 |
60 000 – 80 000 |
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — |
15 000 – 20 000 |
15 000 – 20 000 |
110 000 – 130 000 |
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты — |
20 000 – 30 000 |
20 000 – 30 000 |
130 000 – 150 000 |
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — |
30 000 – 40 000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3-х лет |
30 000 – 40 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Нормативные обоснования
Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:
- ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
- ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
- ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
- ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
- ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.
Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.
Ответственность «рублем»
Материальная ответственность – это возмещение ущерба, нанесенного вследствие виновных действий, какая бы сторона, работник или работодатель, ни нанесла этот ущерб.
Поскольку мы говорим о работодательской ответственности, рассмотрим, в каких случаях работник может получить компенсацию за нарушение охраны труда:
- Работодатель незаконно не позволяет работнику выполнять его обязанности. В этом случае работнику должна быть выплачена недополученная им заработная плата.
- Работодатель причинил ущерб имуществу сотрудника. Компенсация рассчитывается исходя из рыночных цен на день совершения нарушения. Ущерб можно возместить не только деньгами, но и в натуральной форме, если работник на это согласен.
- По вине работодателя работник ухудшил здоровье. Будет оплачено лечение и восстановление здоровья, если страховка не покроет этих затрат.
- Работодатель не совершил положенные выплаты вовремя. Если нарушены сроки уплаты зарплаты, отпускных, увольнительных и т.п., эти выплаты придется возместить с процентами за просрочку.
Уголовная ответственность в сфере охраны труда
Самые строгие кары нарушителям правил охраны труда предусмотрены как раз в уголовной области права, ведь несоблюдение этих требований может привести к значительным повреждениям здоровья людей и даже к их гибели. Руководитель попадет под уголовную ответственность, если одновременно соблюдены 2 условия:
- в результате нарушения сотрудник получил тяжелую (именно тяжелую, легкие травмы не требуют уголовного расследования) или смертельную травму;
- следственный комитет признал руководителя ответственным за нарушение гостребований по охране труда, в результате чего имел место несчастный инцидент.
Наказание на специалиста по охране труда и/или руководителя организации налагается в зависимости от наступивших последствий и особенностей самого несчастного случая:
-
Из-за несоблюдений требований по охране труда здоровью причинен тяжкий вред. В этом случае ответственность может быть следующей:
- штраф до 400 тыс. руб. или зарплаты виновного за полтора года;
- исправительные или принудительные работы сроком до 1-2 лет;
- лишение свободы на 1 год с ограничением права заниматься той или иной деятельностью или без такого ограничения.
-
По неосторожности лица, ответственного за охрану труда, погиб 1 человек. Суд может присудить виновному:
- принудительные работы до 4 лет;
- лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенную должность до 3-летнего срока.
- По причине недостаточной охраны труда погибло 2 и более людей. Наказание еще более ужесточается:
- принудительные работы до 5 лет;
- лишение свободы до 5 лет с лимитом на соответствующую деятельность до 3 лет.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Серьезные наказания предусмотрены УК РФ также за нарушения правил соблюдения противопожарной безопасности, что тоже относится к нормам охраны труда (ст. 219 УК РФ).
Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.
Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.
Судом установлено, что гражданин, состоявший с предпринимателем в трудовых отношениях, 30 мая 2003 года погиб от несчастного случая на производстве. О данном факте предприниматель не сообщил в Государственную инспекцию труда Свердловской области, чем нарушил требования законодательства, предусмотренные статьей 5.27 КоАП РФ.
Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:
- угрозы жизни либо здоровью людей;
- возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
- наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
- причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
- совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения в случае совершения административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении установлен статьей 27.16 КоАП РФ. В нашем случае его будет осуществлять государственный инспектор труда путем составления протокола и передачи его в суд.
Поскольку в производственном помещении, принадлежащем предпринимателю, выявлены нарушения государственных нормативных требований труда, которые создают угрозу жизни и здоровья работников, требования инспектора труда по приостановке эксплуатации производственного помещения до устранения выявленных недостатков признаны правомерными. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2005 года по делу №Ф04-317/2005(8149-А03-19)).
Частью 1 статьи 27.16 КоАП РФ установлено, что временный запрет деятельности заключается в кратковременном прекращении деятельности. Согласно части 1 статьи 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности не должен превышать 5 суток с момента фактического прекращения деятельности. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности применяется только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
Согласно части 5 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановление деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Согласно части 3 статьи 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения, данного административного наказания.
В части второй статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания – дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:
«Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)».
Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11. КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.
Статьей 5.44. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.
Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
- на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, в которой в числе обязанностей работодателя предусмотрена обязанность сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 5.44 КоАП, также отнесено к ведению Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением по делу №Ф09-6045/04-АК от 26 января 2005 года подтвердил обоснованность привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.44 КоАП РФ за сокрытие страхового случая.
Кроме того, в главе 9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за целый ряд правонарушений конкретно в области строительства.
Так в статье 9.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения. Нарушение данных норм влечет:
Для граждан — наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
Для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
Для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей в соответствии со статьями 23.23, 23.31 КоАП РФ рассматриваются органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за использованием и охраной водных объектов и органами, осуществляющими государственный горный и промышленный надзор.
В статье 9.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.
Нарушение норм указанной статьи влечет:
Для граждан — наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев;
для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.35 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Статьей 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.
Нарушение норм указанной статьи влечет:
Для граждан — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.
Так Постановлением ФАС Поволжского округа от 24 марта 2005 года по делу №А06-2036У/3-18/04 правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Государственного архитектурного надзора, согласно которому предпринимателю было предложено произвести демонтаж дымохода, выполненного выше кровли аптеки в нарушение проекта, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения заявителем требований по проектированию и строительству.
Статьей 9.5. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию:
«1. Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
3. Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный надзор.
Статьей 9.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах. Нарушение норм указанной статьи влечет:
— для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
— для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ рассматриваются государственными органами по энергетическому надзору
Как следует из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.2-9.4, 9.9 в случае, если орган либо должностное лицо, к которым поступило это дело, передает его на рассмотрение судьи.
КоАП РФ предусмотрена также административная ответственность для должностных лиц строительных организаций по следующим нижеперечисленым статьям:
«Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Неповиновение законному распоряжению и��и требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».
Рассматривать дела об административных правонарушениях в области строительства, предусмотренных данными статьям, имеют право:
- должностные лица федеральных инспекций охраны труда в соответствии с пунктом 16 статьи части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного энергетического надзора в соответствии с пунктом 38 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора в соответствии с пунктом 39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в соответствии с пунктом 43 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ;
- должностные лица органов государственного архитектурно-строительного надзора в соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Статьей 20.4. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Так частью 1 данной статьи установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ. Нарушение данных норм влечет:
- для граждан — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Во второй части статьи предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима. Нарушение норм данной части статьи влекут наложение административного штрафа в следующем размере:
- для граждан — в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Частью 3 данной статьи предусматривается ответственность за нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий. За нарушение норм части 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в следующем размере:
- для граждан — в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В части 6 указанной статьи законодателем установлена ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники. За нарушение норм данной части статьи на нарушителя возлагается административный штраф в следующем размере:
- для граждан — в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
- для должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- для юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, рассматривают в соответствии с пунктом 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.
При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.
Нормативные обоснования
Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:
- ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
- ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
- ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
- ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
- ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.
Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.
Ошибки в области обучения
Теперь поговорим о самых популярных оплошности, которая допускает работодателей в сфере обучения кадров нормам ОТ.
Первая ошибка — оформление договора с учебным центром, не имеющим гослицензии. Обучение в такой организации не имеет юридической силы, а выданные удостоверения будут недействительными. Если работодатель направит сотрудников в подобное учреждение, ему грозит крупный штраф за несоблюдение закона.
Следующая ошибка — формальный подход к обучению. Не следует просто скупать корочки и раздавать их работникам, важно реально обучить их нормам ОТ. Если сотрудники знают правила безопасного поведения и выполняют их, это позволит минимизировать риск несчастных случаев и ЧС на предприятии. В идеале, следует направить персонал в курсы специализированный учебный центр, но можно ограничиться и базовым минимумом знаний. Главное — закрепить в сознании сотрудников важность соблюдения правил ОТ и ответственного поведения на рабочем месте.
Третья ошибка — на предприятии нет разработанных программ инструктажей и обучения. Отсутствие документации означает, что мероприятия по ОТ в компании не проводится.
Об уголовной ответственности
Случаи уголовной ответственности наступают только в отношении физических лиц при возникновении следующих обстоятельств:
- Нарушение требований нормативных актов по ОТ со стороны работодателя, причем неважно, какие это документы, а именно принятые на региональном или федеральном уровне.
- Если на сотрудника возложены функции, обязывающие его соблюдать требования ОТ, а он допустил нарушение.
- Нарушение требований в итоге привело к тяжелой травме либо гибели сотрудников в результате несчастного случая.
На практике определяется:
- правильная квалификация допущенного нарушения, то есть доказательство степени виновности;
- кто был потерпевшим в сложившейся ситуации;
- кто был заподозрен в содеянном;
- был ли мотив и состав преступления;
- какова будет мера наказания, определяется на основании решения судебного заседания.
Все наказания приведены в 5.27.1 КоАП. Вот кто попадет под санкции:
- сотрудники предприятия и организации;
- должностные лица, обязанные осуществлять контрольные функции;
- юридическое лицо или ИП.
Покажем в таблице виды ответственности за нарушение требований охраны труда в законодательстве о труде, применяемое наказание, субъект ответственности и регулирующую норму права.
Вид ответственности | Вид наказания | Кто привлекается | Чем регулируется |
---|---|---|---|
Дисциплинарная |
|
|
Ст. 193 ТК. |
Материальная |
|
Работники предприятия. | Ст. 238, 240, 247 ТК. |
Гражданско-правовая | Возмещение имущественного и морального вреда пострадавшей стороне. | Должностные лица, нарушившие права и причинившие вред другим субъектам. |
Ст. 59 ГК. |
Административная |
|
|
Ст. 5.27.1 КоАП РФ. |
Уголовная |
|
Ответственные за ОТ. | Ст. 143, 219 УК РФ. |
Оформление взыскания за нарушение требований ОТ
Нарушения по охране труда обычно выявляет и оформляет специалист по охране труда.
Шаг 1. Прежде всего, убедитесь, что:
- с момента совершения проступка прошло не более шести месяцев;
- с момента, когда обнаружен проступок, прошло не более одного месяца.
В срок не входит:
- время болезни работника;
- время его отпуска;
- время, необходимое на учет мнения профсоюза, если он есть в организации (ст. 193 ТК).
Шаг 2. Составьте акт. Требование — форма произвольная, содержит следующие реквизиты и информацию:
- внесите данные организации или оформите на бланке;
- внесите дату, время и место составления;
- укажите данные сотрудника, комиссии, свидетелей;
- детально опишите служебное нарушение правил охраны труда и вероятную ответственность;
- включите в акт пояснения членов комиссии и свидетелей;
- приложение — документы, объяснительные, докладные;
- рекомендации о взыскании и по соблюдению правил охраны труда;
- подписи всех участвующих, включая нарушителя (если он не отказывается).