Рекомендации по разработке инструкций по охране труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рекомендации по разработке инструкций по охране труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, по нашему мнению, Ваши уже утверждённые инструкции, разработанные в соответствии с Приказом №772н (даже если в своем тексте они ссылаются на него), если они введены или будут введены в действие в период с 1 марта до 29 марта 2022г., актуальны и с ними ничего не нужно делать. Вы молодцы.
Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации
Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом письменного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа ( статья 212 ТК РФ).
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (к которым относятся и инструкции по охране труда) определяется в статье 372 ТК РФ. Согласно статье работодатель перед принятием локального нормативного акта направляет его проект и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее 5 рабочих дней со дня получения проектов инструкций должен направить в службу охраны труда или иное подразделение мнение по проектам в письменной форме.
Если выборный орган первичной профсоюзной организации не согласен с проектами представленных ему инструкций по охране труда и его мотивированное мнение не будет содержать согласия с проектами инструкций, либо содержать предложения по их совершенствованию, то работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникающие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт (в частности инструкцию по охране труда), который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или суд. Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
О том, что мнение выборного органа первичной профсоюзной организации учтено при разработке инструкции по охране труда, свидетельствуют реквизиты профсоюзной организации на титульном листе каждой инструкции.
Следует отметить, что коллективным договором, соглашением может быть предусмотрена такая форма взаимодействия с выборным органом первичной профсоюзной организации, как согласование локального акта.
На основании чего разрабатывают ИОТ?
В Требованиях 772н исчезла норма о том, что ИОТ разрабатывают на основании типовых инструкций. Тем более, в рамках «регуляторной гильотины» Минтруд отменил действие 178 ТИ с 1 января 2021 года — приказ от 11.08.2020 № 495.
С 1 марта 2022 года работодатель разрабатывает инструкции по охране труда на основании:
- государственных нормативных требований охраны труда (например, отраслевых Правил);
- собственных Правил (стандартов) по охране труда, утвержденных в соответствии с разделом II Требований 772н;
- анализа трудовой функции работников;
- результатов специальной оценки условий труда (СОУТ);
- требований соответствующих профстандартов;
- результатов оценки профессиональных рисков (ОПР) для работ по конкретной должности или профессии;
- анализа результатов расследования несчастных случаев или типичных причин несчастных случаев;
- определения безопасных методов и приемов выполнения работ;
- эксплуатационной и ремонтной документации производителя оборудования, собственной технологической документации (п. 19-20 Требований 772н).
При разработке ИОТ может быть полезен приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н об утверждении Примерного положения о СУОТ, с приложениями:
- примерный перечень опасностей и мер по управлению ими;
- примерный перечень работ повышенной опасности.
Не следует ссылаться на типовые инструкции по охране труда
Уберите из своих локальных документов все упоминания о типовых инструкциях по охране труда, их отменили. Разрабатывайте инструкции на основе:
-
государственных нормативных требований охраны труда;
-
локальных стандартов и правил по охране труда;
-
анализа профстандартов и трудовой функции работников;
-
результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков;
-
анализа результатов расследования несчастных случаев и профзаболеваний в организации;
-
изучения типичных причин несчастных случаев и профзаболеваний, характерных для должности, профессии или вида работ;
-
разработанных безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.
Опишите правила безопасной работы с конкретным оборудованием
Прописывайте в инструкциях правила безопасной работы с конкретным оборудованием, которое применяют сотрудники на своих рабочих местах. Используйте для этого требования безопасности из эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования. Также учитывайте технологические документы организации для конкретных условий производства и применительно к должности, профессии работника или виду работы (п. 20 Требований № 772н).
Требование учитывать документы организации-изготовителя на конкретные виды оборудования дополнительно закрепили почти во всех правилах по охране труда. Поэтому инспекторы ГИТ вправе уже сейчас проверять инструкции по охране труда на соответствие этому требованию. Например, ПОТ № 835н обязывают разрабатывать инструкции на основе технической документации организации-изготовителя на конкретные виды инструмента и приспособлений (п.5 ПОТ, утв. приказом Минтруда от 27.11.2020 № 835н). Правила № 884н требуют при разработке инструкций использовать документы организации-изготовителя на конкретные виды электросварочного, газосварочного оборудования и инструмента (п.3 ПОТ, утв. приказом Минтруда от 11.12.2020 № 884н).
В старых методических рекомендациях Минтруда также есть пункт о том, что инструкция по охране труда должна учитывать требования безопасности, изложенные в документах организаций-изготовителей оборудования. Но это были лишь рекомендации, поэтому штрафовать за отсутствие такой информации раньше не могли.
Охрана труда: инструкции по охране труда 2022
Инструкция по безопасности и охране труда – внутренний нормативный акт, регламентирующий требования по организации охраны и безопасности труда при выполнении персоналом должностных обязанностей на производстве.
Инструкции по ОТ разрабатываются в соответствии с требованиями:
-
Трудового Кодекса РФ;
-
«Системы стандартов безопасности труда» (ССБТ);
-
Комплекса стандартов «Единая система технологической документации» (ЕСТД);
-
«Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда» (утв. Минтрудом РФ 13.05.2004);
-
отраслевых и внутренних (установленных на предприятии с учетом его специфики) стандартов безопасности труда и санитарии;
-
технологической документации, инструкций производителя по ремонту, эксплуатации оборудования и т.п.
Все инструкции по охране труда 2022 года следует формировать с учетом положений данных документов.
Различают следующие виды инструкций по охране труда:
-
для профессий – разрабатывается для конкретных профессий, включенных в штатное расписание предприятия;
-
для видов работ – составляются на конкретные виды работ, выполняемые на производстве;
-
для категорий работников, не принимающих участия в основном производственном процессе (служащие, ИТР, подсобные рабочие).
2.1. Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда Российской Федерации.
Организация разработки межотраслевых правил по охране труда осуществляется Министерством труда Российской Федерации, отраслевых правил — соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти.
2.2. В целях достижения организационно-методического единства в разработке правил по охране труда предусматривается следующий порядок:
разработка и утверждение технического задания на разработку правил по охране труда (приложения № 1, 2, 3 к настоящему Положению);
разработка проекта правил и рассылка его на отзыв в соответствии с перечнем организаций (предприятий), которым должен быть разослан проект правил на отзыв (приложение № 4 к настоящему Положению);
составление сводки отзывов (приложение № 5 к настоящему Положению);
составление справки о разногласиях по проекту правил (приложение № 6 к настоящему Положению), подготовка окончательной редакции;
согласование в соответствии с перечнем организаций (предприятий), с которыми должен быть согласован проект правил (приложение № 7 к настоящему Положению), и представление проекта на утверждение;
утверждение и регистрация (учет);
издание (размножение);
рассылка правил.
2.3. В техническом задании на разработку правил предусматриваются следующие разделы:
основания для разработки правил;
срок выполнения;
цели и задачи разработки правил;
характеристика объекта разработки;
перечень основных требований, устанавливаемых правилами;
взаимосвязь с другими нормативными актами по охране труда;
источники информации;
этапы работ и сроки их выполнения;
работы, выполняемые организациями-соисполнителями;
дополнительные требования.
2.4. Техническое задание на разработку правил по охране труда утверждает организация-разработчик по согласованию с соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти и Управлением охраны труда — Всероссийской государственной экспертизой условий труда Министерства труда Российской Федерации.
2.5. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила — соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
Правила по охране труда утверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока.
2.6. Типовые инструкции утверждаются центральными органами федеральной исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.
Действие типовых инструкций устанавливается с учетом срока действия соответствующих правил по охране труда.
2.7. Требования межотраслевых и отраслевых правил по охране труда должны быть согласованы с федеральными надзорами России в части вопросов, относящихся к их компетенции.
2.8. Инструкции по охране труда должны разрабатываться на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не противоречить им.
4.1. Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется службой охраны труда при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов (главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного металлурга и др.), службы организации труда и заработной платы.
Перечень разрабатывается на основе утвержденного на предприятии штатного расписания в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей служащих, утвержденными в установленном порядке.
Перечень утверждается руководителем предприятия и рассылается во все структурные подразделения (службы) предприятия.
4.2. Разработка инструкций для работников осуществляется на основании приказов и распоряжений руководителя предприятия.
4.3. Инструкции для работников разрабатываются руководителями цехов (участков при бесцеховой структуре), отделов, лабораторий и других соответствующих им подразделений предприятия.
4.4. Служба охраны труда предприятия должна осуществлять постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций для работников, оказывать методическую помощь разработчикам, содействовать им в приобретении необходимых типовых инструкций, стандартов ССБТ, а также других нормативных актов по охране труда.
4.5. Подготовительная работа, необходимая для разработки инструкций, должна включать:
изучение технологического процесса, выявление возможных опасных и вредных производственных факторов, возникающих при нормальном его протекании и при отклонениях от оптимального режима, а также определение мер и средств защиты от указанных факторов;
определение соответствия требованиям безопасности применяемых оборудования, приспособлений и инструмента;
подбор материалов по вопросам охраны труда, которые могут быть использованы при разработке инструкций;
изучение конструктивных особенностей и эффективности средств защиты, которые могут быть использованы при выполнении соответствующих работ;
изучение информационных писем, распоряжений и приказов соответствующего центрального органа федеральной исполнительной власти по результатам аварий и несчастных случаев на предприятиях отрасли;
проведение анализа причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний для данной профессии (вида работы) на предприятии;
определение безопасных методов и приемов работ, их последовательности, а также технических и организационных мероприятий, подлежащих включению в инструкцию;
определение режимов труда и отдыха на основе утвержденных норм.
4.6. Требования нормативных актов по охране труда, включаемые в инструкции, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работника.
4.7. Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. К разработке временных инструкций предъявляются те же требования, что и при разработке постоянных инструкций для работников. Временные инструкции разрабатываются как по профессиям, так и по видам работ на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.
4.8. Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предварительных консультаций с соответствующим выборным профсоюзным органом и службой охраны труда, а в случае необходимости — и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.
При изложении текста инструкции следует руководствоваться такими правилами:
текст инструкции должен быть кратким, понятным и не допускать различных толкований;
инструкция не должна содержать ссылок на нормативные акты, требования которых учитываются при ее разработке. При необходимости эти требования воспроизводятся дословно;
следует употреблять термины и определения, принятые в Законе Украины “Об охране труда», ДСТУ 2293-93 ССБТ “Охрана труда. Термины и определения», ДК 003-95 “Государственный классификатор Украины. Классификатор профессий» и в других нормативных актах;
в тексте инструкций не допускается применение не свойственных для нормативных актов оборотов разговорной речи, произвольных словосочетаний, сокращение слов, использование для одного понятия различных терминов, а также иностранных слов или терминов при наличии равнозначных слов или терминов в украинском языке; допускается применение только общепринятых сокращений и аббревиатур, а также замена примененных в данной инструкции словосочетаний сокращением или аббревиатурой при условии полного воспроизведения этого словосочетания при первом упоминании в тексте с указанием в скобках соответствующего сокращения или аббревиатуры;
в тексте инструкции следует избегать изложения требований в форме запрета, а при необходимости следует давать пояснение, чем вызван запрет; не должны применяться слова “категорически», “особенно», “обязательно», “строго» и т.п., поскольку все требования инструкции являются одинаково обязательными;
для наглядности отдельные требования инструкций могут быть иллюстрированы рисунками, схемами, чертежами и т.п.;
если безопасность работы обусловлена определенными нормами (величины расстояний, напряжения и др.), то они должны быть приведены в инструкции.
2.1. Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда Российской Федерации.
Организация разработки межотраслевых правил по охране труда осуществляется Министерством труда Российской Федерации, отраслевых правил — соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти.
2.2. В целях достижения организационно-методического единства в разработке правил по охране труда предусматривается следующий порядок:
разработка и утверждение технического задания на разработку правил по охране труда (приложения № 1, 2, 3 к настоящему Положению);
разработка проекта правил и рассылка его на отзыв в соответствии с перечнем организаций (предприятий), которым должен быть разослан проект правил на отзыв (приложение № 4 к настоящему Положению);
составление сводки отзывов (приложение № 5 к настоящему Положению);
составление справки о разногласиях по проекту правил (приложение № 6 к настоящему Положению), подготовка окончательной редакции;
согласование в соответствии с перечнем организаций (предприятий), с которыми должен быть согласован проект правил (приложение № 7 к настоящему Положению), и представление проекта на утверждение;
утверждение и регистрация (учет);
издание (размножение);
рассылка правил.
2.3. В техническом задании на разработку правил предусматриваются следующие разделы:
основания для разработки правил;
срок выполнения;
цели и задачи разработки правил;
характеристика объекта разработки;
перечень основных требований, устанавливаемых правилами;
взаимосвязь с другими нормативными актами по охране труда;
источники информации;
этапы работ и сроки их выполнения;
работы, выполняемые организациями-соисполнителями;
дополнительные требования.
2.4. Техническое задание на разработку правил по охране труда утверждает организация-разработчик по согласованию с соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти и Управлением охраны труда — Всероссийской государственной экспертизой условий труда Министерства труда Российской Федерации.
2.5. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила — соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
Правила по охране труда утверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока.
2.6. Типовые инструкции утверждаются центральными органами федеральной исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.
Действие типовых инструкций устанавливается с учетом срока действия соответствующих правил по охране труда.
2.7. Требования межотраслевых и отраслевых правил по охране труда должны быть согласованы с федеральными надзорами России в части вопросов, относящихся к их компетенции.
2.8. Инструкции по охране труда должны разрабатываться на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не противоречить им.
4.1. Надзор и контроль за соблюдением межотраслевых правил по охране труда осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от руководителей предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.
4.2. Центральные органы федеральной исполнительной власти осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда в отношении подчиненных им предприятий, учреждений, организаций.
4.3. Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на руководителей предприятий и их структурных подразделений (служб), руководителей цехов (участков), а также на бригадиров. Выполнение требований инструкций следует проверять при осуществлении всех видов контроля.
6.1. Организации — разработчики правил и органы, утвердившие их, должны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять правила на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил и гигиенических нормативов и при необходимости разрабатывать предложения по их обновлению.
Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года.
6.2. Правила и инструкции должны пересматриваться до истечения срока, указанного в п. 6.1 настоящих Методических указаний:
при пересмотре законодательных актов, государственных стандартов и других нормативных документов, утвержденных федеральными надзорами России;
по указанию вышестоящих органов;
при внедрении новой техники и технологии;
по результатам расследования производственного травматизма, аварий, катастроф.
6.3. Проверку действия, применение и пересмотр типовых инструкций проводит организация-разработчик этих инструкций, а инструкций для работников — подразделение-разработчик.
Ответственность за своевременную проверку и пересмотр инструкций несут руководители этих организаций и подразделений-разработчиков.
6.4. Если в течение срока, указанного в п. 6.1 настоящих Методических указаний, условия труда работников в отрасли не изменились, то приказом (распоряжением) соответствующего центрального органа федеральной исполнительной власти действие типовой инструкции продлевается на следующий срок, о чем делается запись на титульном листе контрольного экземпляра типовой инструкции.
Если в течение указанного срока условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом (распоряжением) по предприятию действие инструкции для работников продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставятся штамп «Пересмотрено», дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).
6.5. Инструкции для работников должны пересматриваться в случаях:
изложенных в п. 6.2 настоящих Методических указаний;
пересмотра типовой инструкции;
изменения технологического процесса или условий работы, а также при использовании новых видов оборудования, материалов, аппаратуры, приспособлений и инструментов.
6.6. Оформление подписей, согласование и утверждение пересмотренных инструкций производятся в порядке, предусмотренном разделом 5 настоящих Методических указаний.
3.1. Учет межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, а также их систематизацию осуществляет Министерство труда Российской Федерации.
3.2. Порядок учета типовых инструкций устанавливается соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти.
3.3. Утвержденные инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учета (приложение № 8 к настоящему Положению).
3.4. Министерство труда Российской Федерации издает и распространяет утвержденные им правила по охране труда межотраслевого применения.
3.5. Центральные органы федеральной исполнительной власти осуществляют издание правил по охране труда отраслевого применения, а также информирование о действующих правилах, инструкциях и других нормативных актах по охране труда подведомственных им предприятий и заинтересованных организаций.
3.6. Действие отраслевых правил по охране труда может быть распространено на другую отрасль с согласия центрального органа федеральной исполнительной власти, утвердившего указанные правила. В этом случае руководителем соответствующего центрального органа федеральной исполнительной власти, заинтересованного в использовании правил в отрасли, должен быть издан приказ (распоряжение) о распространении действия упомянутых правил на данную отрасль.
3.7. Размножение (издание) типовых инструкций организуют соответствующие центральные органы федеральной исполнительной власти, а инструкций для работников — руководитель предприятия.
Типовые инструкции могут быть размножены (изданы) в виде отдельных брошюр или сборников, инструкции для работников — в виде брошюр (для выдачи на руки), сборников или односторонних листов (для вывешивания на рабочих местах или производственных участках).
3.8. Отмену правил по охране труда осуществляет соответствующий центральный орган федеральной исполнительной власти, их утвердивший. Не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока действия правил принимается решение о продлении срока действия этих правил либо об их отмене.
3.9. Информацию об отмене межотраслевых и отраслевых правил по охране труда Министерство труда Российской Федерации помещает в «Бюллетене Министерства труда Российской Федерации» и в журнале «Человек и труд» не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия или отмены указанных правил.
4.1. Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется службой охраны труда при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов (главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного металлурга и др.), службы организации труда и заработной платы.
Перечень разрабатывается на основе утвержденного на предприятии штатного расписания в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником должностей служащих, утвержденными в установленном порядке.
Перечень утверждается руководителем предприятия и рассылается во все структурные подразделения (службы) предприятия.
4.2. Разработка инструкций для работников осуществляется на основании приказов и распоряжений руководителя предприятия.
4.3. Инструкции для работников разрабатываются руководителями цехов (участков при бесцеховой структуре), отделов, лабораторий и других соответствующих им подразделений предприятия.
4.4. Служба охраны труда предприятия должна осуществлять постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций для работников, оказывать методическую помощь разработчикам, содействовать им в приобретении необходимых типовых инструкций, стандартов ССБТ, а также других нормативных актов по охране труда.
4.5. Подготовительная работа, необходимая для разработки инструкций, должна включать:
изучение технологического процесса, выявление возможных опасных и вредных производственных факторов, возникающих при нормальном его протекании и при отклонениях от оптимального режима, а также определение мер и средств защиты от указанных факторов;
определение соответствия требованиям безопасности применяемых оборудования, приспособлений и инструмента;
подбор материалов по вопросам охраны труда, которые могут быть использованы при разработке инструкций;
изучение конструктивных особенностей и эффективности средств защиты, которые могут быть использованы при выполнении соответствующих работ;
изучение информационных писем, распоряжений и приказов соответствующего центрального органа федеральной исполнительной власти по результатам аварий и несчастных случаев на предприятиях отрасли;
проведение анализа причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний для данной профессии (вида работы) на предприятии;
определение безопасных методов и приемов работ, их последовательности, а также технических и организационных мероприятий, подлежащих включению в инструкцию;
определение режимов труда и отдыха на основе утвержденных норм.
4.6. Требования нормативных актов по охране труда, включаемые в инструкции, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работника.
4.7. Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. К разработке временных инструкций предъявляются те же требования, что и при разработке постоянных инструкций для работников. Временные инструкции разрабатываются как по профессиям, так и по видам работ на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.
4.8. Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предварительных консультаций с соответствующим выборным профсоюзным органом и службой охраны труда, а в случае необходимости — и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.
7.1. Министерства, ведомства и другие органы федеральной исполнительной власти информируют о действующих правилах, инструкциях и других нормативных актах по охране труда, а также оказывают услуги в обеспечении ими подведомственных предприятий и заинтересованных организаций.
7.2. Руководители предприятий обеспечивают инструкциями всех работников и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятий.
7.3. Выдача инструкций руководителям подразделений (служб) предприятия должна производиться службой охраны труда с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций (приложение № 10 к настоящим Методическим указаниям).
7.4. У руководителя подразделения (службы) предприятия должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении (службе) инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ данного подразделения (службы), а также перечень этих инструкций, утвержденных руководителем предприятия.
7.5. У каждого руководителя участка (мастер, прораб и т. д.) должен быть в наличии комплект действующих инструкций для работников, занятых на данном участке, по всем профессиям и видам работ.
7.6. Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже либо вывешены па рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.
7.7. Местонахождение инструкций определяет руководитель подразделения (службы) с учетом необходимости обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.