Расходы на интернет-рекламу: бухгалтерский и налоговый учет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расходы на интернет-рекламу: бухгалтерский и налоговый учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подтверждением расходов на рекламу могут выступить любые документы, такие как приказ руководителя с указанием даты, места и времени их проведения рекламной акции (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 № 09АП-21205/2013), тексты рекламных статей, размещенных по заказу организации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2009 № А13-5043/2007), видеозаписи, акты выполненных работ, сметы и т. п.
Документы для подтверждения расходов на рекламу
Они необходимы для признания всех затрат, в том числе на продвижение, в налоговом учете.
В пункте 1 статьи 252 НК сказано, что документально подтвержденными расходами считаются издержки, осуществление которых доказано соответствующими бумагами, оформленными по установленным законодательством правилам. Речь идет о первичных учетных документах (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ; письма Минфина России от 22.02.2013 № 03-03-06/1/5002, от 14.12.2011 № 03-03-06/1/824).
Точных требований к перечню бумаг, подтверждающих траты налогоплательщика, в НК РФ нет. Эта позиция нашла отражение в постановлениях Восьмого ААС от 27.08.2012 № 08АП-5947/12, ФАС ЦО от 21.03.2011 № Ф10-740/2011 по делу № А23-3022/10А-13-146. Согласно п. 1 статьи 252 для этого подходят любые правильно оформленные документы.
Нормирование рекламных расходов и налоговый учет
В НУ рекламные расходы признаются прочими, связанными с производством и реализацией товара (НК РФ, ст. 264-1).
В указанной статье зафиксирован закрытый список расходов, в нормировании которых нет необходимости (п. 4 той же статьи). В полном объеме будут учитываться:
- расходы на рекламу в средствах массовой информации, в том числе в сети интернет: на создание и продвижение интернет-страницы товара, фирмы, рекламные ролики и пр.;
- расходы на наружную рекламу: рекламные уличные и внутренние конструкции, наглядную печатную рекламу (листовки, календари, плакаты);
- расходы на участие в выставочной деятельности, ярмарках (оплата участия, подготовка торгового места, рекламная бумажная продукция, уценка образцов товаров).
Иные расходы рекламного характера нужно нормировать. Норматив установлен в размере 1% от объема выручки от реализации. Учитывают не только продажу собственной продукции, но и товаров для перепродажи. Берутся в расчет и полученные имущественные права.
Документальное подтверждение
Как и любые расходы, затраты на рекламу должны быть документально подтверждены, экономически обоснованы и реализованы для деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).
Первичные документы должны быть оформлены в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ и содержать все обязательные реквизиты (письмо Минфина России от 18.04.2019 № 03-03-06/1/27940). При этом также подойдут и те документы, которые косвенно подтверждают произведенные расходы (письмо Минфина России от 01.11.2019 № 03-03-06/1/84378).
Для того, чтобы подтвердить расходы на рекламу, могут понадобиться следующие документы:
- акт выполненных работ от поставщика услуг;
- товарная накладная;
- приказ руководителя о проведении рекламного мероприятия, а также план рекламной кампании, если такой есть;
- договоры на производство, размещение и распространение рекламы, акты о выполненных работах и оказанных услугах в рамках этих договоров;
- в случае рекламы на радио и телевидении — эфирные справки, графики фактических выходов рекламы, прочие документы, которые содержат информацию о дате, времени размещения рекламы, наименовании теле- или радиоканала, виде рекламного материала и прочем, которые выдала непосредственно теле- или радиокомпания. Такие документы могут предоставить рекламные агентства, через которые размещалась реклама (письмо Минфина России от 22.06.2012 № 03-03-06/2/71).
По мнению налоговых органов, в составе ненормируемых рекламных расходов следует учитывать также затраты на дизайн и изготовление этикеток для продукции компании или упаковки, на которой размещена в том числе и рекламная информация о другой продукции компании (письмо УМНС России по г. Москве от 15.09.2003 № 26–12/50798). Данная позиция основана на следующих нормах.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Поездка в рекламный тур при «упрощенке»
Журнал «Учет в туристической деятельности» № 6/2009
Шишкоедова Н. Н., доцент кафедры «Бухучет и аудит», Курганский филиал АТ и СО
Менеджер турфирмы, которая работает на «упрощенке», направлен в рекламный тур за границу. Можно ли признавать расходы на поездку? Нужно ли выплачивать менеджеру суточные, если тур предусматривает питание? Разобраться в этих вопросах поможет наш материал.
РАСХОДЫ НА РЕКЛАМНЫЙ ТУР
Информация о потребительских свойствах турпродукта (программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, средствах размещения, условиях питания и т. д.) является существенным условием договора о реализации турпродукта. Это следует из статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». А ведь именно в ходе рекламного тура представители фирмы могут получить информацию по данному вопросу из первых рук. Поэтому расходы на рекламный тур можно считать экономически обоснованными (ст. 252 Налогового кодекса РФ).
Однако при «упрощенке» признаются не любые расходы, а только те, которые поименованы в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Расходы на рекламные туры в данном пункте не упомянуты. Однако это не значит, что их нельзя учесть, ведь такие расходы вполне можно подвести под разрешенную категорию трат.
Например, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая, 24 мая 2007 г. № А41-К2-3612/06 судьи пришли к выводу, что расходы по поездке в рекламный тур являются материальными, так как деятельность по продвижению и реализации турпродукта предполагает изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор соответствующей информации о соответствии стоимости услуг, указанных в путевке, их качеству. А материальные расходы при «упрощенке» признаются (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Основанием для признания расходов на рекламный тур будет являться акт об оказании услуг, подписанный компанией, организовавшей рекламный тур, и турфирмой, направившей работника в такую поездку.
Дополнительные затраты на оплату услуг, не включенных в рекламный тур, следует рассматривать и оформлять как обычные командировочные расходы. Например, в цену рекламного тура может быть включен перелет за границу из Москвы. А добираться до столицы менеджерам турфирм, работающих в других городах, придется самостоятельно. Такой проезд будет учитываться при «упрощенке» как командировочные расходы (подп. 13 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
ВЫПЛАТА СУТОЧНЫХ
В пункте 7 постановления Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 812 сказано, что если принимающая сторона предоставляет командированному работнику за свой счет питание, то направляющая сторона выплачивает суточные в иностранной валюте в размере 30 процентов от установленной нормы. Однако это правило, как следует из названия нормативного документа, распространяется только на бюджетников.
Для коммерческих фирм никаких особых правил выплаты суточных в случае, если работник обеспечивается питанием во время рекламного тура, законодательством не предусмотрено. Более того, с 1 января 2009 года отменено нормирование суточных для целей налогового учета, в том числе и при «упрощенке». Выплаченные суточные также не подпадают под обложение страховыми пенсионными взносами (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Это же следует из письма Минфина России от 2 марта 2009 г. № 03-04-06-02/15.
А вот для НДФЛ действует ограничение: налогом не облагаются суточные в размере 700 руб. при командировках по России и 2500 руб. – при зарубежных поездках (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ).
Турфирма может установить свой размер суточных
Решение о размерах выплаты суточных при командировках по России и за рубеж (в том числе и в случае, если в стоимость проживания работника в гостинице или в стоимость рекламного тура включено питание) турфирма может закрепить внутренними документами. Например, коллективным договором, положением о служебных командировках, приказом руководителя об установлении размеров и порядка выплаты суточных.
Менеджер турфирмы, которая работает на «упрощенке», направлен в рекламный тур за границу. Можно ли признавать расходы на поездку? Нужно ли выплачивать менеджеру суточные, если тур предусматривает питание? Разобраться в этих вопросах поможет наш материал. РАСХОДЫ НА РЕКЛАМНЫЙ ТУР
Информация о потребительских свойствах турпродукта (программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, средствах размещения, условиях питания и т. д.) является существенным условием договора о реализации турпродукта.
Это следует из статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». А ведь именно в ходе рекламного тура представители фирмы могут получить информацию по данному вопросу из первых рук. Поэтому расходы на рекламный тур можно считать экономически обоснованными (ст. 252 Налогового кодекса РФ).
Однако при «упрощенке» признаются не любые расходы, а только те, которые поименованы в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Расходы на рекламные туры в данном пункте не упомянуты. Однако это не значит, что их нельзя учесть, ведь такие расходы вполне можно подвести под разрешенную категорию трат.
Например, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая, 24 мая 2007 г. № А41-К2-3612/06 судьи пришли к выводу, что расходы по поездке в рекламный тур являются материальными, так как деятельность по продвижению и реализации турпродукта предполагает изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор соответствующей информации о соответствии стоимости услуг, указанных в путевке, их качеству. А материальные расходы при «упрощенке» признаются (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Основанием для признания расходов на рекламный тур будет являться акт об оказании услуг, подписанный компанией, организовавшей рекламный тур, и турфирмой, направившей работника в такую поездку.
Дополнительные затраты на оплату услуг, не включенных в рекламный тур, следует рассматривать и оформлять как обычные командировочные расходы. Например, в цену рекламного тура может быть включен перелет за границу из Москвы.
А добираться до столицы менеджерам турфирм, работающих в других городах, придется самостоятельно. Такой проезд будет учитываться при «упрощенке» как командировочные расходы (подп. 13 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
ВЫПЛАТА СУТОЧНЫХ
В пункте 7 постановления Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 812 сказано, что если принимающая сторона предоставляет командированному работнику за свой счет питание, то направляющая сторона выплачивает суточные в иностранной валюте в размере 30 процентов от установленной нормы.
Однако это правило, как следует из названия нормативного документа, распространяется только на бюджетников.
Для коммерческих фирм никаких особых правил выплаты суточных в случае, если работник обеспечивается питанием во время рекламного тура, законодательством не предусмотрено. Более того, с 1 января 2009 года отменено нормирование суточных для целей налогового учета, в том числе и при «упрощенке».
Выплаченные суточные также не подпадают под обложение страховыми пенсионными взносами (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Это же следует из письма Минфина России от 2 марта 2009 г. № 03-04-06-02/15.
Отражение расходов на рекламу
Коммерческие расходы отражаются организациями на отдельном субсчете к счету 44 «Расходы на продажу» в соответствии с Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н. Для учета расходов они должны быть фактически произведены и оплачены.
Суммы осуществленных рекламных расходов учитываются по дебету счета 44, по кредиту данного счета производится их списание, вне зависимости от вида деятельности организации: торговля или производство. В учете расходы классифицируются по статьям затрат, перечень этих статей организации устанавливают самостоятельно.
Если для целей бухгалтерского учета расходы отражаются полностью согласно подтверждающим документам, то для целей налогового учета они подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Ненормируемые расходы учитываются при расчете налога в полной сумме, а нормируемые не должны превышать 1% от выручки реализации. Перечень ненормируемых расходов дан в п. 4 ст. 264 НК РФ.
Но так как в программе «1С» как вид расходов учитываются только нормируемые расходы, остановимся на них.
Нормируемые расходы включают расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний; расходы на иные виды рекламы.
Пример отражения расходов на продвижение сайта в бухгалтерском учете:
Дебет 44 «Расходы на продажу» — Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19
Дебет 60 Кредит 51 «Расчетный счет»
Что касается организаций, работающих с применением упрощенной системы налогообложения, то расходы на продвижение сайта в сети Интернет и в их учете уменьшают базу по единому налогу (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-11-11/317).
Согласно пп. 20 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы на рекламу реализуемых товаров, товарного знака и знака обслуживания в целях налогообложения учитываются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ. В силу п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачу по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. Как сказано в абз. 3 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации», к СМИ, в частности, относятся сетевые издания, под которыми понимаются сайты в сети Интернет.
Отметим, что по правилам п. 4 ст. 264 НК РФ данные расходы признаются в полной сумме, то есть не нормируются.
Об амортизации основных средств
Отдельный вопрос – как учесть расходы на рекламу, в результате которых были созданы или приобретены основные средства либо нематериальные активы (крупные рекламные конструкции, видеоролики). Следует ли списывать расходы на такую рекламу через амортизацию в течение срока полезного использования, или допустимо единовременное списание?
Чиновник указал, что имущество и объекты интеллектуальной собственности подлежат амортизации, если их срок полезного использования более 12 месяцев, а первоначальная стоимость – более 100 тыс. рублей. Таким образом, чтобы избежать споров, лучше иметь доказательства, что рекламное имущество использовалось менее 12 месяцев. Как правило, рекламируются новые товары и услуги, использование устаревшей рекламы нецелесообразно. Значит, нет оснований, например, отнести устаревший рекламный ролик к нематериальным активам и начислять амортизацию на его стоимость. Следует списать его стоимость единовременно, как расходы на рекламу. (См. постановление ФАС Московского округа от 16.03.2012 № А40-100845/10-4-498).
Полный перечень нормируемых и ненормируемых расходов на рекламу
Учет расходов на рекламу при расчете налога на прибыль зависит от того, нормируемые это затраты или нет. Ошибка может привести к дополнительному начислению налога на прибыль, штрафам и пеням. В целях расчета налога на прибыль расходы делятся на те, которые учитываются в размере фактических сумм, и те, которые принимаются только по нормативу.
Ненормируемые расходы:
- на рекламу через СМИ и интернет;
- на рекламу при кино- и видеообслуживании;
- на наружную рекламу, производство стендов и щитов для рекламы товаров, услуг, работ;
- на участие в экспозициях, на ярмарках и выставках;
- на оформление витрин, выставок-продаж, шоу-румов и демонстрационных залов;
- на создание брошюр, листовок, буклетов, флаеров, лифлетов, каталогов с информацией о товарах, работах, услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, или о самой организации,
- на уценку товаров, которые потеряли первоначальные качества при выставлении на обозрение.
При ненормируемых расходах налоговая база уменьшается на всю величину расхода.
Нормируемые расходы:
- на покупку или создание призов, которые вручаются победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний,
- на другие типы рекламы.
В целях установления прямых контактов с потенциальными партнерами, клиентами, покупателями многие организации принимают активное участие в различных выставках, ярмарках, экспозициях.
Участие в таких мероприятиях – это очень эффективный маркетинговый инструмент. Как показывает практика, экспонаты выставок и ярмарок влияют на продажи в шесть раз больше, чем многие другие рекламные средства.
Как правило, участвуя в выставках, организация-экспонент преследует одну из двух стратегических целей – либо имиджевую цель, либо продающую.
Выставки могут быть рассчитаны как на партнеров, конкурентов и специалистов (т. е. business to business, или Ь2Ь), так и на конечного покупателя (business to consumer, или Ь2с). Последние обычно именуются ярмарками.
Согласно п. 1.3 Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, одобренной Правительством РФ на заседании 29 марта 2001 г. (далее – Концепция от 29 марта 2001 г.), выставки и ярмарки – это рыночные мероприятия, на которых организации (экспоненты) представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту.
Отличительной чертой ярмарок является то, что они, как правило, предполагают непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции, хотя в настоящее время границы между понятиями «выставки» и «ярмарки» сведены до минимума.
В соответствии с п. 1.4.1 Концепции от 29 марта 2001 г. выставки/ярмарки по географическому составу экспонентов классифицируются на:
всемирные выставки/ярмарки (международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры);
международные выставки/ярмарки (характеризуются участием в них фирм из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10 % от общего числа экспонентов, выставочное оборудование и предоставленный набор услуг должны соответствовать международным стандартам);
выставки/ярмарки с международным участием (с числом иностранных участников менее 10 % от общего числа участников);
национальные выставки/ярмарки (с участием фирм отдельно взятой страны).
Выставки и ярмарки – как правило, многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов также конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, выполняющие информационную или имиджевую функцию.
Многокомпанентность выставочных мероприятий для конкретного экспонента обычно оговаривается в условиях договора с организатором выставки. От правильности оформления такого договора и первичных документов, подтверждающих проведение всех запланированных в рамках выставки мероприятий, зависят налоговые риски экспонента.
На практике организации часто прибегают к услугам рекламных агентств по разработке оригинал-макетов рекламных материалов, написанию текстов для рекламных брошюр, бюллетеней, разработке идеи и сценария проведения конкретного рекламного мероприятия. Порядок налогового учета таких затрат имеет свои особенности.
Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
На основании п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:
– расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
– расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
– расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2–4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % от выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Таким образом, расходы, связанные с изготовлением рекламных брошюр и каталогов, в том числе расходы на написание рекламных текстов для рекламных брошюр и каталогов, относятся в состав ненормируемых расходов на рекламу согласно абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.
Расходы по разработке оригинал-макетов рекламных материалов подлежат учету в целях налогообложения прибыли в составе нормируемых расходов на рекламу, которые признаются в размере, не превышающем 1 % от выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 26.01.2006 № 03-03-04/2/15.
Надо сказать, что специалисты Минфина России как-то странно делят «подготовительные» расходы, связанные с изготовлением рекламных материалов. Получается, что расходы на написание рекламных текстов для рекламных материалов нормироваться не должны, а вот расходы на разработку оригинал-макетов рекламных материалов подлежат нормированию. Чем, по сути, отличаются эти расходы, остается неясным. Поэтому, как нам представляется, любые виды расходов, непосредственно связанных с изготовлением рекламных материалов, могут приниматься в целях налогообложения прибыли в полном размере.
Что касается расходов на разработки идей и сценария проведения рекламного мероприятия, то если такие мероприятия осуществляются через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети или в рамках участия в выставках, ярмарках, экспозициях, такие расходы организации учитываются в составе ненормируемых расходов на рекламу согласно абз. 2 или 4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Расходы на разработки идей и сценария проведения иных рекламных мероприятий учитываются в составе нормируемых расходов на рекламу (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Момент признания в налоговом учете всех перечисленных выше расходов на рекламу в виде услуг сторонних организаций определяется с учетом норм подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, согласно которому датой признания прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.
Таким образом, рассмотренные выше расходы на рекламу, осуществленные в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги), признаются на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо в последний день отчетного (налогового) периода.
Позиция налогового органа
Налогоплательщик неправомерно отнес понесенные расходы к ненормируемым рекламным расходам, поскольку им не были соблюдены требования налогового законодательства, а также Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе».
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.05.2004 позиция налогоплательщика признана правомерной в части признания в целях налогообложения прибыли расходов на участие в выставках, ярмарках, экспозициях.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.08.2004 решение суда первой инстанции изменено – позиция налогоплательщика признана правомерной в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, оставляя постановление суда апелляционной инстанции в силе, указал, что позиция налогоплательщика соответствует положениям налогового законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Так, в соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся:
– расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
– расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
– расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % от выручки от реализации.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» для отнесения объектов к наружной рекламе необходимо их стабильное территориальное размещение, согласованное с соответствующими государственными органами.
Стороны в судебном заседании пришли к соглашению, что под понятием «рекламная мебель» ими понимаются шатры, палатки, зонты и мебель.
В данном случае суд указал, что указанная мебель представляет собой сложные технические сооружения стабильного (сезонного) территориального базирования, используемые для защиты посетителей летних кафе, закусочных, точек розничной уличной торговли продукцией налогоплательщика от дождя, ветра и солнца.
На тентах шатров, палаток и зонтов нанесены рекламные логотипы налогоплательщика. Размещение этих объектов согласовывалось налогоплательщиком с различными (в зависимости от региона) государственными и муниципальными органами власти.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, затраты по их использованию в рекламных целях правомерно учтены налогоплательщиком при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в качестве ненормируемых расходов на рекламу.
Кроме того, по данному делу налоговый орган не признал в качестве ненормируемых рекламных расходов затраты налогоплательщика по использованию так называемых органайзеров на полку, шелф-органайзеров, флаеров и листовок и затраты по использованию форменной одежды с логотипом налогоплательщика, как связанные с оформлением витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов.
Между тем ни ст. 264 НК РФ, ни иные нормы действующего законодательства не раскрывают перечень затрат, включаемых в расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, а также что именно понимается под оформлением витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов и какие затраты относятся к используемым в этих целях расходам.
Следовательно, при классификации затрат и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях.
В данном случае налогоплательщик использовал упомянутую полиграфическую продукцию (листовки, органайзеры на полку, шелф-органайзеры и флаеры) и форменную одежду с логотипом общества для оформления витрин, выставок-продаж, экспозиций. Форменная одежда, в частности, использовалась налогоплательщиком в ходе проведения рекламных акций-семплинг и MIT (ЭмАйТи), представляющих собой в первом случае акцию по дегустации напитков компании в местах реализации, а во втором – ежемесячные выезды сотрудников компании в места реализации продукции для оформления витрин. Сотрудники налогоплательщика, участвующие в этих акциях, одевались в форменную одежду с рекламным логотипом, тем самым привлекая интерес потребителей к продукции компании.
Таким образом, налогоплательщик правомерно включил затраты по использованию указанной полиграфической продукции, форменной одежды с его логотипом, как связанные с оформлением витрин, выставок-продаж, в состав ненормируемых рекламных расходов.
Суд также не принял ссылку налогового органа на словарь иностранных слов и выражений, содержащий понятия органайзера и флаера, так как он не относится к нормативно-правовым актам, которыми суд руководствуется при рассмотрении дел.
Итак, судьи признали правомерным включение в состав ненормируемых расходов на рекламу, связанных с оформлением витрин, выставок-продаж, следующих затрат:
– на рекламную мебель, представляющую собой шатры, палатки, зонты;
– на форменную одежду с логотипом организации (в ней работники организации оформляли витрины и проводили дегустацию продукции);
– на подставки для выкладки образцов продукции;
– на листовки для оформления витрин.
Необходимым условием признания затрат на оформление витрин, экспозиций, демонстрационных залов (включающих как стоимость демонстрируемых товаров, так и стоимость дополнительных предметов и аксессуаров, призванных украсить экспозицию или подчеркнуть назначение товара) в учете организации является их документальное подтверждение и связь с проведением тех или иных рекламных мероприятий. При отсутствии таких документов организации трудно будет доказать обоснованность включения стоимости переданных товаров и дополнительных аксессуаров и предметов в состав ненормируемых расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в качестве расходов на рекламу. Подтверждением тому является налоговый спор, рассмотренный в постановлении ФАС Уральского округа от 29.03.2005 по делу № ФО9-1034/05-АК.
По мнению налоговой инспекции, общество завысило расходы на рекламу. Общество считало, что безвозмездная передача товаров в качестве рекламы соответствует требованиям п. 4 ст. 264 НК РФ и что расходы документально подтверждены расходными накладными и актами комиссии об отпуске товаров на рекламу в розничную торговую сеть, договорами купли-продажи, содержащими условия о безвозмездной передаче покупателям (индивидуальным предпринимателям) товара в качестве рекламы для выставления его на витрины, договорами с физическими лицами о безвозмездном оказании ими услуг по рекламе товаров, а также актами об оказанных услугах.
На практике иногда очень трудно увидеть ту черту, которая разделяет рекламу и нерекламу. Эта грань определяется самим понятием рекламы, вернее – ее признаками, наличие или отсутствие которых позволяет решить, регулируется ли законодательством о рекламе распространение той или иной информации.
Кстати, законодательство о рекламе состоит из Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). А отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом о рекламе иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ст. 4 Закона о рекламе).
Правовые основы рекламной деятельности необходимо знать для того, чтобы избежать налоговых проблем при отражении и квалификации рекламных расходов, так как в основе налогового учета расходов на любой вид рекламы лежит правовое определение рекламы. Именно оно интересует бухгалтеров, прежде всего в целях правильной квалификации рекламных расходов.
Налоговый кодекс РФ, в частности, его гл. 25 «Налог на прибыль организаций», определения рекламы не содержит.
В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Руководствуясь данной нормой, налоговые органы и арбитражные суды используют понятие «рекламы», данное в Законе о рекламе.
Итак, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе). Понятие рекламы определено через понятие «объект рекламирования», а оно, в свою очередь, определено через понятие рекламы. Так, под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (ч. 2 ст. 3 Закона о рекламе).
Границу между рекламой и «нерекламой» нужно проводить именно исходя из этого определения рекламы.
На первый взгляд, при буквальном прочтении определения понятий «реклама» и «объект рекламирования» толкование этих понятий затруднений не вызывает. Но если каждый признак рекламы рассмотреть отдельно и пропустить через призму логики, то, скорее всего, появятся вопросы, которые буквальным толкованием не решить.
Итак, под рекламой следует понимать информацию, которая может распространяться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Главное, чтобы она была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а также на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ч. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
Размышляя над таким определением рекламы, не всегда можно сказать, относятся те или иные затраты к рекламным или нет. В таких неоднозначных случаях нужно обращать внимание на наличие признаков рекламы, сущность произведенных расходов и их документальное оформление в каждой конкретной ситуации.
Кроме того, случаи, когда информация не признается рекламной, прямо указаны в ст. 2 Закона о рекламе. Например, это:
• информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
• справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
• вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
• объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
• информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;
• любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
• упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
В частности, не может быть признана рекламой информация, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе).
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно п. 2.4.2 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве (приложение № 1 к постановлению Правительства Москвы от 21.11.2006 № 908-ПП) вывеска предназначена для доведения до сведения потребителей информации на русском языке о наименовании изготовителя (исполнителя, продавца), месте его нахождения (адрес) и режиме его работы в целях защиты прав потребителей. Вывеска устанавливается изготовителем (исполнителем, продавцом) на видном месте на здании справа или слева у главного входа в занимаемое им здание или помещение, а также на ярмарках, лотках и в других местах осуществления им торговли, бытового и иного вида обслуживания вне постоянного места нахождения. Оформления разрешения на установку вывески не требуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц – от 5000 до 10 000 руб.
Пример.
Размещение уличной вывески (таблички) с фирменным наименованием организации, указанием ее местонахождения, режима работы, обозначением места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является обязанностью юридического лица в соответствии с ч. / ст. 9 Закона о защите прав потребителей.
Известно, что реклама является одним из способов увеличения объема продаж товаров путем передачи информации о товарах потенциальным покупателям. С помощью продуманного рекламного проекта рекламная кампания способна достичь большого успеха в популярности производимой продукции. Изменение объема продаж товаров является следствием взаимодействия различных процессов, которыми сопровождается торговая сделка между продавцами и покупателями.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена определенной причиной: ни одно коммерческое предприятие не обходится без рекламы своей продукции или услуг. Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнения, так как она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является ее важным элементом. Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителем, какой является реклама, то он перестанет вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров. Стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве будут увядать.
Практическая значимость выбранной темы заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию налогообложения в области рекламы.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Авангард», предметом — особенности налогообложения данного предприятия.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию налогообложения в рекламной деятельности на примере ООО «Авангард».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: определить расходы на рекламу; провести анализ особенностей налогообложения в области рекламы на примере ООО «Авангард»; показать способы оптимизации налогообложения в рекламной деятельности.
При подготовке курсовой работы использовались следующие методы: совокупность диалектических методов (частное — особенное, количество — качество, дедукция, индукция, система часть системы, положительное — отрицательное и др.); методы обобщения практического опыта (сопоставление, количественная оценка, и др.); методы обработки информации (редактирование, выделение главного и др.).
Информационную базу исследования составляют: налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, нормативно-правовые акты, научно-учебные пособия по налогообложению и рекламной деятельности.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и пяти приложений.
Во введении обосновывается актуальность работы, ставятся цель и задачи исследования. В первой главе исследуются теоретические вопросы налогообложения в области рекламы. Во второй главе данной курсовой работы исследуются особенности налогообложения в области рекламы на примере ООО «Авангард». В третьей главе раскрываются способы оптимизации налогообложения рекламной деятельности. В заключение сформулированы основные выводы по проведенному исследованию.
Эффективная маркетинговая стратегия любой компании является одним из основных факторов, обуславливающих ее успешное развитие. Рекламная деятельность в рамках маркетинга имеет особое значение для компаний, так как является основой их коммуникаций с покупателями и обществом. Исходя из этого, затраты компаний на рекламу могут составлять 10-30% годовой выручки от реализации[29;174], что оказывает влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Следовательно, на современном этапе развития вопрос о налогообложении в рекламной деятельности является одним из самых актуальных.
Рассмотрим бюджеты крупных компаний, которые обязаны декларировать затраты по всем направлениям деятельности (см.приложение 4). На данной диаграмме отображены рекламные бюджеты компаний за 2015 и 2016 годы. Исходя из приведенных статистических данных можно сделать вывод, что расходы на рекламу, в целом, в 2016 году увеличились. Данный рост составил в среднем 4%[47;10], что обуславливает актуальность и важное значение расходов на рекламу.
Стоит отметить, что крупные компании, в частности приведенные на диаграмме (см.приложение 4), в меньшей степени испытывают трудности с исполнением обязанностей перед бюджетом по налогу на прибыль. Необходимо также рассматривать средние компании, которые испытывают значительные трудности при учете расходов на рекламу, ведь некоторые расходы на рекламу нормируются, а некоторые и вовсе не учитываются для целей налогообложения, что не позволяет снизить налог на прибыль организаций.
В рамках анализа особенностей налогообложения указанной сферы необходимо рассмотреть два аспекта: налоговое законодательство и способы оптимизации налогообложения.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах организации имеют право уменьшить полученные доходы на расходы, закрепленные Налоговым кодексом РФ, в целях налогообложения налогом на прибыль организаций, следовательно, возможность налогового учета затрат на маркетинговую деятельность организации в полном объеме становится все более актуальной.
Стоит отметить, что нормы налогового законодательства на современном этапе развития не позволяют отнести все затраты на расходы для целей налогообложения, связанные с рекламной деятельностью.
Во-первых, Налоговый кодекс РФ содержит определенные требования к указанным затратам организаций. Суть данных требований состоит в том, что расходы должны быть документально подтвержденными и экономически обоснованными (ст. 252 НК РФ). В данном случае возникает некоторое противоречие, связанное с тем, что результат маркетингового исследования может быть условно отрицательным, то есть при получении отрицательного результата выявляется отсутствие целесообразности действий организации[43;24].
Еще одно противоречие возникает в связи с необходимостью документального подтверждения затрат. Зачастую соблюдение лишь правил документооборота (предоставления договоров, счетов‐фактур, актов о выполненных работах, подтверждающих факт оказания услуг сторонней организацией) является, с точки зрения налоговых органов, недостаточным для документального подтверждения затрат. Руководствуясь своими внутренними рекомендациями, налоговые органы при проведении выездных проверок требуют предоставления отчета о проведении исследования, пояснительных записок, право требования которых не закреплено законодательством[45;9]. Исходя из этого можно сделать вывод, что отсутствие законодательного закрепления перечня первичных учетных документов, необходимых для подтверждения факта проведения маркетинговых исследований, является одним из факторов, указывающих на несовершенство законодательства как налогового, так и бухгалтерского.
Во-вторых, в статье 264 НК РФ в качестве признаваемых маркетинговых затрат приведены лишь затраты по изучению конъюнктуры рынка (пп.27 п. 1 ст. 264 НК РФ) и на рекламную деятельность (п.4 ст. 264 НК РФ). В НК РФ в качестве расходов на рекламу относятся следующие виды затрат[35;51]:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок‐продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Указанные виды затрат на рекламу признаются ненормируемыми, то есть принимаются на расходы в размере фактических затрат.
Такие расходы как приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний и иные виды рекламы признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, то есть такие расходы признаются нормируемыми[27;439].
Некорректность и неполнота приведенных норм в законодательстве заключаются в следующем:
- Конъюнктура рынка является одним из возможных направлений исследований. Кроме него в маркетинге выделяют и другие направления, которые не связаны с изучением конъюнктуры, а, значит, и не могут, по мнению налоговых органов, понижать налогооблагаемую базу[46;164].
- Перечень рекламных расходов является не совсем исчерпывающим. В нем не охвачены все средства коммуникаций, в том числе и рекламные.
Таким образом, в настоящее время нормы налогового законодательства не позволяют организациям признавать расходы на маркетинг и рекламу в полном размере, что затрудняет проведение ряда современных маркетинговых исследований и необоснованно ухудшает положение организаций, вкладывающих значительные средства в продвижение товаров на рынок.
В заключение курсовой работы можно выделить следующие аспекты, которые обобщенно характеризовали бы основные моменты. Хотелось бы сразу отметить, что все цели и задачи, поставленные в начале работы, были достигнуты и раскрыты.
При написании данной курсовой работы была раскрыта сущность расходов на рекламу, проведен анализ особенностей налогообложения в области рекламы на примере ООО «Авангард» и показаны способы оптимизации налогообложения рекламной деятельности. Также в ходе написания курсовой работы были разработаны рекомендации по совершенствованию налогообложения на примере ООО «Авангард».
Характерной чертой современной рекламы является приобретение ею новой роли в результате вовлечения в процесс управления производственно-сбытовой деятельностью промышленных и сервисных фирм. Суть роли рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы маркетинга, уровень развития которой определяет качество и эффективность рекламно-информационной деятельности производителя и ее соответствие новым требованиям мирового рынка.
Важным моментом регулирования рекламной деятельности является процесс ее налогообложения, ведь рекламная деятельность является коммерческой, а это, как известно, влечет к уплате налогов. Налогообложение рекламной деятельности регулируется налоговым кодексом РФ.
Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика. В настоящее время в нашей стране идет процесс комплексного реформирования налоговой системы. От эффективности налоговой реформы во многом зависит экономический рост, развитие предпринимательства, ликвидация теневого сектора экономики, а также создание благоприятного « налогового климата» для привлечения в страну необходимых иностранных инвестиций.
Однако эффективная налоговая реформа не может быть осуществлена путем внесения отдельных изменений в действующее налоговое законодательство. Необходима не только разработка и внесение многочисленных поправок в уже действующее законодательство, но и подготовка новых законодательных актов в области налогов.
Налоговая система нуждается в совершенствовании. Отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. С введением единой ставки происходит равное обложение в условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — это главная проблема реформы налогообложения.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время нормы налогового законодательства не позволяют организациям признавать расходы на маркетинг и рекламу в полном размере, что затрудняет проведение ряда современных маркетинговых исследований и необоснованно ухудшает положение компаний, вкладывающих значительные средства в продвижение товаров на рынок.
Исходя из вышеприведенных рассуждений можно сделать вывод о том, что в законодательстве о налогах и сборах существуют некоторые неточности, которые не позволяют предприятиям в полной мере осуществлять маркетинговые исследования и внедрять новейшие технологии в способы продвижения товаров и услуг. Существующие меры оптимизации налогообложения являются лишь мерами, позволяющими доказать правоту организаций. Законодательное закрепление разработанных предложений позволит компаниям более эффективно осуществлять свою деятельность в рамках маркетинговой концепции.
Конечно, наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но, тем не менее, его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, так как это касается каждого гражданина, ибо всем известно, что «Незнание законов не освобождает от ответственности».