Регресс в 2024 году ОСАГО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регресс в 2024 году ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полис ОСАГО в отношении потерпевших действует всегда. Однако если окажется, что застрахованный нарушил правила договора, страховщик имеет право применить к нему регресс — то есть взыскать всю сумму, которую получила потерпевшая сторона. До недавнего времени страховщики объясняли: если ДТП произошло с автомобилем без техосмотра из-за технической неисправности, например, нерабочих тормозов, такому виновнику аварии грозил регресс. Теперь же они предупредили: если авария произойдет из-за технических проблем, вероятность выставления регресса все-таки есть. Об этом, в частности, рассказал генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.
Срок исковой давности по регрессу
Рассмотрим часть 2 статьи 966 Гражданского кодекса РФ:
2. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года (статья 196).
Таким образом, страховая компания может потребовать возмещения ущерба от виновника ДТП в течение 3-х лет с того момента, как она произвела выплату в пользу пострадавшего.
В заключение хочу отметить, что в 2024 году регрессное требование предъявляется только в случае серьезных нарушений. Законопослушному водителю оно не грозит.
Удачи на дорогах!
Если произошло ДТП из-за неисправного автомобиля. К кому применят регресс?
«Статистика говорит, что основные причины аварий — это нарушение ПДД, неожиданное изменение дорожных условий, человеческий фактор, — сказал Лаппи. — Аварии, которые происходят из-за технической неисправности автомобиля, встречаются крайне редко. Такая вероятность всего около 1%. Установить причинно-следственную связь между причиной ДТП и технической неисправностью нелегко. Но экспертиза дает нам довольно четкий ответ. Конечно, если связь будет установлена, регресс возможен, но маловероятен».
По словам Лаппи, связь между аварией и технической неисправностью чаще всего выявляют при очень серьезных ДТП. Однако в практике компании таких случаев не было.
«Как правило, виновник в таких случаях не способен самостоятельно справиться с причиненным ущербом, это всегда учитывается страховым сообществом. Если выясняется, что причиной ДТП была техническая неисправность автомобиля виновника, регресс все равно не применяют. Возместить ущерб такого размера обычному водителю крайне сложно. Он может применить процедуру банкротства, и страховщик все равно ничего не получит. Применительно к масштабным ДТП, это бессмысленно. Поэтому практика такая крайне редка», — объяснил эксперт.
Кроме того, как добавил Лаппи, когда ДТП произошло из-за технической неисправности, процесс взыскания в порядке регресса может иметь определенные трудности: необходимо доказать сам факт неисправности автомобиля. А также причинно-следственную связь между данной неисправностью и произошедшим ДТП.
«Это сложно и не всегда возможно, особенно, если автомобиль практически полностью уничтожен», — уточнил Лаппи.
Порядок регресса по ОСАГО определен в законе. Он предусматривает, что страховая компания сначала должна детально ознакомиться с материалами, составленными по аварии. Далее следуют необходимые экспертизы и итоговая оценка ущерба. После их завершения рассчитывается величина возмещения и производится выплата пострадавшей стороне соответствующей суммы.
Как только указанные выше действия будут произведены, страховая компания получит право предъявить регресс виновнику аварии. Для соблюдения порядка досудебных действий ему направляется письменная претензия, и он получает на ее рассмотрение 30 дней. За это время можно оспорить взыскание в порядке регресса по ОСАГО, предоставив весомые доказательства собственной невиновности или аргументы для уменьшения его величины. Если договориться не удалось, страховая компания получает право обратиться в суд.
Пошаговая инструкция действий в результате регресса от страховой компании к виновнику ДТП
Если страховая компания по ОСАГО хочет взыскать с виновника ДТП выплаченные потерпевшему денежные средства, нельзя соглашаться с выдвигаемыми требованиями. Водитель может признать иск на любой стадии гражданского процесса. Право регресса у страховщика возникает только после того, как потерпевшему предоставлены выплаты. Столкнувшись с ситуацией, гражданин должен:
- Восстановить в памяти произошедшие события, чтобы удостовериться, что утверждения представителя учреждения соответствуют действительности.
- Удостовериться, что у страховщиков присутствуют основания для выдвижения требований регресса. Если представитель компании утверждает, что водитель находился в состоянии опьянения в момент аварии, нужно требовать предъявления доказательств.
- Обратить внимание на срок исковой давности. Он не должен истечь к моменту предъявления требований.
- Принять во внимание размер прогрессивного возмещения по ОСАГО. Он не должен быть больше выплаты, предоставленной потерпевшему.
- Потребовать от страховщика доказать, что обязательства были выполнены. Известны случаи, когда компания отказывала потерпевшему в возмещении, но всё равно выдвигала требование регресса к виновнику аварии по ОСАГО.
- Если страховщик не смог предоставить доказательства хотя бы по одному пункту, можно поднимать вопрос об оспаривании прогрессивных требований.
К кому предъявляются регрессивные требования по ОСАГО
Затребуется регресс по ОСАГО с виновника ДТП или станции техосмотра. В первом случае все понятно: инициатор аварии не просто нарушил ПДД, но и не учел ключевые особенности автострахования. Поэтому фирма, заплатив потерпевшему компенсацию по ОСАГО, предъявляет обоснованные претензии по возврату страховой суммы.
Второй вариант, когда регресс предъявляется к станции ТО, возможен не при отсутствии техосмотра, а за некачественное его проведение.
Пример: водитель недавно проходил техосмотр. Мастера выполнили работу поверхностно, закрыв глаза на наличие серьезных технических повреждений транспортного средства. В результате сведения о возможных проблемах с автомобилем в диагностической карте отражены не были. Вскоре из-за неисправности этого авто произошла авария. Страховщик, узнав о нарушениях со стороны СТО, вправе предъявить ей регрессное требование.
Наиболее часто регресс предъявляется именно к собственнику автомобиля. Доказать некачественно пройденный техосмотр сложнее, так как многие виды неисправностей у машин могут проявляться после посещения СТО. Но это не освобождает станции техосмотра от обязанности проводить проверку автомобилей скрупулезно. Если машина попадает в ДТП из-за упущенных мастером СТО проблем, обязанности по оплате страхового возмещения страховщик передает истинному виновнику аварии.
Условия для возникновения регресса
Есть несколько случаев, когда страховщик имеет право на регресс в ОСАГО:
- нахождение виновного лица в момент аварии в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- отсутствие действующей автостраховки;
- просроченный полис ОСАГО на момент ДТП;
- отсутствие водительских прав у виновного лица;
- бегство с места ДТП;
- отсутствие данных водителя в полисе;
- нарушения при прохождении технического осмотра;
- отсутствие доверенности на управление авто, если машина принадлежит другому лицу;
- преднамеренное искажение фактов при оформлении ОСАГО или европротокола;
- умышленное совершение аварии.
Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП
Регресс по ОСАГО часто путают с суброгацией. Между этими понятиями много общего, но есть и различия. Чем отличается суброгация от регресса, рассмотрим более подробно.
Прежде всего стоит отметить, что обратное требование может возникать в самых разных сферах — кредитных отношениях, в страховании, при выдаче поручительства, в трудовых взаимоотношениях и др. Суброгация применяется только в страховом бизнесе. Точное определение содержится в названии ст. 965 ГК РФ:
Суброгация — это переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба.
Для того чтобы разобраться в различиях, приведем выдержки из данной статьи кодекса:
Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Изменение правил оформления полиса
В 2024 году ожидается введение ряда изменений в правилах оформления полиса ОСАГО. Одним из главных изменений будет внедрение электронного полиса, который будет храниться в единой государственной базе данных и не требовать физического носителя.
Данное изменение сделает процесс оформления полиса более удобным и сократит затраты на его производство и доставку. Кроме того, электронный полис позволит водителям избежать потери или повреждения бумажного полиса.
Оформление полиса также будет упрощено за счет введения обязательного автоматического расчета страховой суммы, который будет основываться на данных о страховой истории и характеристиках автомобиля. Это позволит предотвратить неправомерное завышение страховой суммы и упростить процесс оформления полиса для водителей.
Кроме того, ожидается изменение правил оформления полиса для многодетных семей и водителей-инвалидов. Предполагается, что для этих категорий водителей будут предоставлены льготы и снижены стоимость и условия оформления полиса ОСАГО.
В целом, внедрение новых правил оформления полиса ОСАГО в 2024 году будет направлено на обеспечение удобства и прозрачности процесса страхования, а также на учет особенностей разных категорий водителей.
Влияние регрессных изменений на автомобильный рынок
Регрессивные изменения, введенные в систему ОСАГО, непосредственно влияют на автомобильный рынок и поведение его участников. Проведение реформы несет как положительные, так и отрицательные последствия для отрасли.
Одним из положительных аспектов новых изменений является увеличение конкуренции между страховыми компаниями. В связи с установлением стандартных тарифов, клиенты получают возможность выбора из более широкого спектра предложений. Это позволяет автовладельцам сэкономить на страховке и выбрать наиболее выгодные условия.
Однако, регрессивные изменения в системе ОСАГО также могут вызвать ряд негативных последствий. Во-первых, введение более жестких требований к автостраховкам может привести к повышению цен на полисы. Это может отразиться на владельцах автомобилей, особенно на тех, кто является водителем с меньшим опытом или имеет негативную историю страховых случаев.
Во-вторых, регрессивные изменения в системе ОСАГО могут повлиять на рынок автопроизводителей и дилеров. Если страховка станет более дорогой, это может отразиться на спросе на автомобили. Потенциальные покупатели могут задуматься о том, стоит ли им приобретать новую машину, если страховка будет значительно дороже.
Наконец, регрессивные изменения могут повлиять на поведение водителей. Если страховка станет более дорогой, некоторые владельцы автомобилей могут попытаться уйти от ее оплаты или найти способы обойти систему. Это может привести к увеличению числа нестраховых автомобилей на дорогах и повышению риска ДТП.
В целом, регрессивные изменения в системе ОСАГО оказывают существенное влияние на автомобильный рынок. Они изменяют динамику отношений между страховыми компаниями, автовладельцами, автопроизводителями и дилерами, а также влияют на поведение водителей. Однако, влияние этих изменений может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от конкретных условий и факторов.
Регресс в страховании ОСАГО – это законное взыскание денежных сумм с лица, ставшего причиной ДТП, которые были выплачены потерпевшему страховой компанией.
Требования регресса по ОСАГО, предъявляемые страховщиком к страхователю вполне законны. Например, если во время ДТП автомобилю причиняется ущерб на сумму 150 тыс. рублей, будет произведена соответствующая выплата пострадавшей стороне. Но при определенных обстоятельствах, компания имеет законное право потребовать выплаченные деньги со своего клиента, который признан виновником.
Главные условия:
- компания должна полностью возместить материальный ущерб пострадавшей стороне;
- возврат суммы по ОСАГО с виновника ДТП, страховой компанией осуществляется через суд.
Что является основанием
Всем владельцам транспортных средств необходимо ознакомиться с таким важным понятием страхования, как что такое автогражданская ответственность и в каких случаях возникает регресс по ОСАГО. Это позволит не выплачивать большой суммы из своего кармана компании, оформившей полис.
Некоторые владельцы полисов автогражданки, которые стали виновниками происшествий на дорогах уверены, что сумму ущерба за них пострадавшему в любой ситуации выплатит страховая фирма. Да, действительно страховщик компенсирует пострадавшему ущерб, но может потом обратиться к своему страхователю и взять с него все расходы по регрессу.
Основанием для регресса является:
- При происшествии потерпевшей стороне нанесен значительный вред здоровью или жизни.
- Водитель находился за рулем автомобиля без водительского удостоверения. Также это условие работает, если виновный не просто забыл получить новые права, а у него вообще нет удостоверения водителя.
- Виновного водителя нет в списках лиц, которым разрешено управлять транспортным средством. При составлении договора межу владельцем транспортного средства и страховой компанией, страхователь должен предоставить перечень лиц, допущенных к управлению данным ТС.
- Автомобиль использовался в запрещенный период, который не включен в полис. При оформлении ОСАГО владельцам ТС предоставляется возможность указать период их эксплуатации. Например, водитель указывает, что зимой машина не используется, но нарушает пункт договора, используя автомобиль зимой. Страховая компания предъявляет страховой регресс этому водителю, если он становится виновником ДТП.
- Водитель поспешил покинуть место аварии до того, как инспектор составил протокол. В этом случае, другая сторона должна вызвать ГАИ или страховщика. Далее все действия должны выполняться по правилам, чтобы факт происшествия был зафиксирован.
- Виновник ДТП не смог выдержать сроки, установленные законодательством. Он отправил страховщику необходимый пакет документов позже пяти суток, после аварии. Законом «Об ОСАГО» определены четкие сроки подачи документов и каждый владелец полиса автострахования должен их соблюдать.
- Материалы о дорожно-транспортном происшествии оформлялись без участия полицейских, а водитель в течение пяти рабочих дней с момента ДТП не отправил в свою страховую фирму первый экземпляр извещения о ДТП, заполненный вместе с потерпевшим.
- Виновник происшествия не соглашается проводить дополнительную экспертизу автомобиля.
- Водитель, виновный в ДТП, до истечения 15 календарных дней (не считая праздничных и нерабочих дней) со дня аварии произвел ремонт своего автомобиля без согласия страховщика. При этом протокол оформлялся без сотрудника полиции. К примеру, после аварии страховая компания требует от виновника ДТП предоставить свой автомобиль для осмотра и проведения независимой экспертизы, а водитель уже успел отремонтировать транспортное средство, которым управлял в момент совершения ДТП.
- Срок диагностической карты истек на момент аварии. К примеру, авария произошла 27 октября 2017 года. Страховщик возместил ущерб пострадавшему, обратился в суд, чтобы взыскать с виновника выплаченную сумму. Выставленные требования страховщик мотивирует тем, что срок диагностической карты истек 25 октября 2017 года.
Регресс при отсутствии техосмотра у любого транспортного средства
Изменение внесено в часть 1 статьи 14 закона «Об обязательном страховании ТС»:
Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;
Внимание! С 12 апреля 2022 года подпункт «и» вновь вернулся к старой редакции. Данный вопрос рассмотрен в отдельной статье.
Подпункт «и» рассказывает о регрессном требовании за отсутствие техосмотра. С 1 марта 2021 года оно будет возможно в двух случаях:
1. Для легкового такси, автобуса, грузовика для перевозки пассажиров, транспортного средства для перевозки опасных грузов отсутствие диагностической карты автоматически приводит к регрессу. Причем не имеет значения причина, по которой произошло ДТП. Это требования действует и в настоящее время.
2. Для всех остальных транспортных средств (в том числе личных легковых автомобилей, всех грузовиков и т.д.) действует другое правило. Регресс возможен лишь в том случае, если диагностическая карта отсутствует и причиной ДТП стала неисправность транспортного средства.
Например, Андрей стал виновником ДТП. Он ехал на личном легковом автомобиле и не уступил дорогу другому автомобилю при перестроении. Машина Андрея не прошла технический осмотр, то есть не имеет действующей диагностической карты.
В этом случае причиной ДТП стало нарушение требований ПДД, поэтому регрессное требование страховая предъявить Андрею не сможет.
Другой пример. Борис ехал на личном легковом автомобиле и у машины на ходу отвалилось левое переднее колесо. Колесо продолжило движение и совершило столкновение со встречным автомобилем.
У машины Бориса техосмотр не пройден.
В этом случае причиной ДТП стала техническая неисправность, то есть страховая сможет предъявить Борису регрессное требование. Соответственно, за ремонт чужого автомобиля Борис заплатит «из своего кармана».
На самом деле, основной причиной ДТП в России является именно нарушение требований правил дорожного движения. Аварии из-за технических неисправностей происходят не так уж часто. Да и техосмотр у большинства водителей пройден своевременно.
Поэтому рассматриваемое сегодня нововведение не приведет к колоссальному увеличению исков страховых компаний к водителям.
Обратите внимание, в новом подпункте и речь идет о любых технических неисправностях. В том числе и о тех, которые на техосмотре не проверяются.
Кроме того, хочу напомнить, что если техосмотр автомобиля пройден, а причиной ДТП стала техническая неисправность, которая могла быть выявлена на техосмотре, то в этом случае страховая компания может предъявить регрессное требование к оператору технического осмотра.
Таким образом, с 1 марта 2021 года страховые компании получат право взыскивать возмещение практически за все ДТП, причиной которых стали технические неисправности. Если техосмотр не пройден, то за ДТП заплатит владелец автомобиля. Если техосмотр пройден, то за ДТП заплатит пункт технического осмотра.
Единственное исключение составляет ситуация, когда техосмотр пройден, а причиной аварии послужила неисправность, которую на техосмотре не проверяют. В этом случае ущерб возместит сама страховая компания.
В заключение хочу отметить, что если Вы всегда вовремя проходите техосмотр, то беспокоиться Вам не о чем. Рассматриваемое нововведение абсолютно никак на Вас не повлияет.
Регресс и суброгация — сходство и различие
В России, регресс и суброгация не являются тождественными понятиями, хотя у них много общих черт. Даже регулируются они разными нормами права. Понятия похожи, а механизм совсем разный.
При суброгации ущерб, который причинен лицу действиями виновника, должен быть компенсирован именно этим виновником, либо страховой компанией, застраховавшей его риски. Соответственно, виновник возмещает не покрытые полисом ОСАГО убытки страховщику потерпевшего.
Пример: Два водителя А и Б. попали в аварию. При этом у водителя А — полис КАСКО, а у водителя Б. — ОСАГО. Виноват в ДТП водитель Б. с полисом ОСАГО. Ущерб А. оценили в 450 000 рублей. Страховая компания водителя А. полностью возместила ему убытки, и обратилась в страховую компанию Б. за расходами. По полису ОСАГО компания водителя Б. возместила 400 000 рублей, как положено по закону. а оставшиеся 50 000 рублей по суброгации выплатил виновник аварии Б.
А при регрессе одно обязательство просто заменяется на другое, при этом право никуда не переходит. При регрессе виновник аварии должен возместить своему страховщику понесенные расходы в виде выплаченного страхового возмещения.
Проблематика страховки ОСАГО
Одна из главных проблем – высокий уровень регресса. Регресс – это сумма, которую водитель должен выплатить в случае страхового случая. Часто, размер этой суммы намного превышает стоимость ремонта или иные ущербы. Таким образом, водители вынуждены платить больше, чем имеют фактический ущерб.
Кроме того, многие водители сталкиваются с проблемой предвзятости со стороны страховых компаний. Часто, при страховых случаях, страховая компания отказывается выплатить полную сумму компенсации, ссылаясь на различные формальности и нюансы договора страхования. Это может вызывать разочарование и неудовлетворенность у клиентов.
Также, долгий процесс оформления страховки ОСАГО является дополнительной проблемой. Многие водители тратят много времени и сил, чтобы оформить договор страхования, а также пройти все необходимые процедуры. Это особенно актуально в некоторых регионах, где очереди и бюрократические процессы занимают значительное количество времени.
В связи с этим, новое предложение «Уменьшение регресса по страховке ОСАГО» может стать выгодным решением для многих водителей. Уменьшение регресса позволит снизить финансовую нагрузку на клиентов и обеспечит более справедливое страхование.
Проблема | Решение |
---|---|
Высокий уровень регресса | Уменьшение регресса по страховке ОСАГО |
Предвзятость страховых компаний | Большая прозрачность и справедливость в страховании |
Долгий процесс оформления страховки | Упрощенное и быстрое оформление договора страхования |
Расширение списка страховых рисков
Одним из главных нововведений будет добавление категории страховых рисков, связанных с угоном автомобиля. Теперь владельцы автомобилей смогут получить компенсацию в случае угона своего транспортного средства.
Кроме того, список страховых рисков будет расширен касательно определения степени вреда, нанесенного другим участникам дорожного движения. Владельцы автомобилей, привлекаемые к административной или уголовной ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, получат значительные ограничения в восстановлении страховой выплаты.
Также стоит отметить, что будет установлена новая система платежей, основанная на накопительном принципе. Это означает, что страховая выплата будет зависеть от длительности безаварийной езды владельца автомобиля, что может быть мотивацией для бережного вождения и соблюдения правил дорожного движения.
Список новых страховых рисков: |
---|
Угон автомобиля |
Административная ответственность за причинение вреда жизни или здоровью |
Уголовная ответственность за причинение вреда жизни или здоровью |
В общем, расширение списка страховых рисков в ОСАГО в 2024 году обещает повысить уровень защиты автовладельцев и стимулировать соблюдение правил дорожного движения. В случае наступления страхового случая, владельцы смогут рассчитывать на компенсацию в соответствии с новыми правилами и степенью вреда.