Права и обязанности постоянно проживающего в РФ иностранца

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности постоянно проживающего в РФ иностранца». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Разрешение дает право иностранным гражданам и лицам без гражданства въезжать в Россию и легально находиться в ней до 3 лет. В течение этого периода, они могут покидать страну на срок, не превышающий 6 месяцев подряд. То есть, если отсутствовать в РФ, к примеру, дважды в год, каждый раз по 3 месяца, с перерывом на 6 месяцев, это не будет нарушением.

Какие права имеют мигранты в России на медицинскую помощь? Получить ее они могут в неотложных случаях, а также при наличии одного из полисов:

  • обязательного страхования – его могут получить граждане ЕАЭС после трудоустройства, лица, имеющие статус беженца или временное убежище;
  • добровольного страхования – все остальные иностранцы и лица без гражданства, временно пребывающие на территории страны (с патентом или разрешением на работу).

Основные права, свободы и обязанности иностранного гражданина, проживающего в России

Согласно Конституции³, иностранцы не только наделены правами наравне с гражданами Российской Федерации, но и несут обязанности в полном порядке, за исключением некоторых случаев, предусмотренных федеральным законом.
В частности, особенности прав и обязанностей иностранных граждан таковы:

  • Заполнить миграционную карту при въезде и сдать ее должностному лицу на выезде с территории страны (кроме исключений, установленных законом).
  • Соблюдать правила миграционного учета.
  • Выехать из Российской Федерации по истечении или по сокращению срока, установленного для законного пребывания на территории страны и при аннулировании РВП/ВНЖ.
  • Вовремя подавать уведомление о подтверждении РВП.
  • Вовремя заменять ВНЖ (при необходимости).
  • Вовремя подтверждать ВНЖ.

Отдельные категории иностранных граждан

  1. Специалисты высокой квалификации имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус присваивается при условии получения заработка в размере 2 миллионов рублей в год. Для учителей, преподавателей и учёных, годовой заработок должен быть не менее 1 миллиона рублей.
  2. Граждане с дипломатическим иммунитетом, которые являются сотрудниками иностранных консульств и посольств, не подчиняются некоторым законам, в частности:
    1. Налогов. Работа в консульствах не облагается налогами или сборами.
    2. Дипломатическое имущество, жилье и транспорт обладают неприкосновенностью.
    3. Дипломатический багаж освобождается от пошлин и таможенного контроля.
  3. Лица в статусе беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право на бесплатное лечение, получать пенсионные выплаты, а также работать на законных условиях.

Отдельные категории иностранных граждан

  • Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
  • Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
  1. Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
  2. Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
  3. Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
  • Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.

Что относится к ПРАВАМ иностранных граждан в России:

  • Личные права (естественные права человека) — право на жизнь, на личную неприкосновенность, личную и семейную тайну.
  • Право на участие в семейных отношениях — на вступление в брак, право на усыновление российских детей.
  • Права на получение образования, права на занятие научной деятельностью, права на доступ к объектам культурного наследия.
  • Право частной собственности. Иностранные граждане могут иметь на праве собственности движимое, недвижимое имущество в виде домов и квартир, могут дарить и завещать свое имущество.
  • Право заниматься предпринимательской деятельностью и иной, не запрещенной законом деятельностью на территории РФ.
  • Право на оказание медицинской помощи.
  • Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Здесь есть некоторые запреты. Так, иностранные граждане не могут быть судьями, государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими, сотрудниками правоохранительных органов, не могут заниматься в РФ частной детективной или охранной деятельностью. Не могут быть призваны на военную службу, однако поступление на военную службу все же возможно на контрактной основе.
  • Иностранные граждане не обладают избирательным правом, то есть лишены права избирать и быть избранными в органы государственной власти. Также не имеют политического права на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование.
  • Права пользования природными и охотничьими ресурсами и объектами животного мира, например, право иностранного гражданина быть охотником.
  • Право на получение в РФ статуса беженца, политического убежища.

Обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в законодательстве РФ

Помимо предусмотренных законодательством прав, иностранные граждане и лица без гражданства, также как и граждане РФ, несут и обязанности в рамках своего статуса.

Обязанности иностранных граждан условно можно разделить на 2 группы. К первой группе следует отнести те обязанности, которые полностью совпадают с обязанностями граждан России, за исключением обязанности служить в Вооруженных Силах Российской Федерации (ст.59 Конституции) [18, с. 32].

Читайте также:  Приоритетные направления деятельности МВД в 2024 году

Находясь на территории Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, как и граждане России, обязаны соблюдать Конституцию и законы, то есть следовать требованиям соответствующих норм.

Поскольку многие иностранные граждане и лица без гражданства занимаются в России предпринимательством и наемной трудовой деятельностью, на них распространяется требование ст.57 Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговый кодекс в равной мере распространяется на иностранных граждан и юридических лиц, хотя и предусматривает особенности их учета как налогоплательщиков, РФ заключает соглашения с иностранными государствами в целях исключения двойного налогообложения граждан этих государств в РФ и российских граждан в этих государствах.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции, т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин РФ не может быть… выдан другому государству». Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре­ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.

За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Читайте также:  Льготы многодетным семьям в Чувашии

Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.

Например:

  • ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
  • практической отмены банковской тайны в российских банках;
  • контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
  • постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
  • участия граждан РФ в иностранных организациях;
  • налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
  • иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.

При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.

Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.

В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.

Права иностранца в России, получившего РВП

Разрешение дает право иностранным гражданам и лицам без гражданства въезжать в Россию и легально находиться в ней до 3 лет. В течение этого периода, они могут покидать страну на срок, не превышающий 6 месяцев подряд. То есть, если отсутствовать в РФ, к примеру, дважды в год, каждый раз по 3 месяца, с перерывом на 6 месяцев, это не будет нарушением.

Но, если провести вне пределов России больше 6 месяцев подряд, за это могут аннулировать РВП. В последнем случае, подать заявление на возобновление разрешения можно будет не раньше чем через 1 год.

Получивший РВП иностранец, обладает теми же правами, что и обычный гражданин, за исключением:

  • Право избираться и быть избранным в органы государственной власти.
  • Принимать участие в референдумах.
  • Поступления на государственную службу. За исключением службы в вооруженных силах по контракту.
  • Свободной смены региона проживания.
  • Возможности выбрать местом работы другой регион, чем тот где получено разрешение по квоте.

Такие лица пользуются государственной социальной защитой. Им присваивается ИНН, выдается медицинский страховой полис. Они могут вставать на учет в центрах занятости. Заниматься бизнесом в форме ИП и, в таком качестве, нанимать работников. Наконец, иностранец, который прожил по временному разрешению больше 1 года, получает возможность оформить вид на жительство.

Существует возможность, и сменить место регистрации. Разрешают это для совместного проживания с близкими родственниками, живущими в другом регионе. Или в случае покупки там жилья.

По российскому законодательству в общем порядке иностранный гражданин может трудиться в России при наличии разрешения на работу или патента.

Под разрешением на работу понимается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ по визе, на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности.

Патентом является документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в безвизовом порядке, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности.

Однако, общий порядок не распространяется, в частности, на следующих иностранных граждан:

  1. тех, кто постоянно или временно проживает в РФ;
  2. граждан, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
  3. граждан, обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в течение каникул или в свободное от учебы время, в частности, в этих образовательных организациях;
  4. тех, кто признаны беженцами на территории РФ;
  5. граждан, получивших временное убежище на территории РФ.

Полезно иметь в виду, что по общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии, не указанной в разрешении на работу.

Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?

КАКОВЫ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАНЦА, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩЕГО В РФ?

Примечание.В отдельных случаях установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, имеющих одновременно гражданство РФ, если иностранное гражданство не прекращено по независящим от них причинам при условии, что они добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них иностранного гражданства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие личность, в МВД России (п. 1.1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ).

Читайте также:  Для чего нужна копия трудовой книжки при оформлении инвалидности

2. Обязанности постоянно проживающих в РФ иностранных граждан
Иностранные граждане несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Помимо этого, статус постоянно проживающих в РФ иностранных граждан предполагает наличие у них дополнительных обязанностей, к которым, в частности, относится регистрация по месту жительства и уведомление территориального органа МВД о подтверждении проживания в РФ.

2.1. Обязанность зарегистрироваться по месту жительства в РФ
В течение семи рабочих дней с даты получения вида на жительство иностранный гражданин должен подать заявление о регистрации по месту жительства в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ.
МВД России регистрирует иностранного гражданина по месту жительства в РФ, а также проставляет отметку о его регистрации в виде на жительство (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 16 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).
При подаче заявления иностранный гражданин предъявляет следующие документы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона N 109-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ; п. 12 Правил):
– документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве;
– вид на жительство;
– документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (их предъявление требуется, если сведения, в них содержащиеся, не находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления);
– квитанцию об уплате госпошлины.

2.2. Обязанность ежегодно уведомлять о проживании в РФ
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять территориальный орган МВД России по месту получения вида на жительство о том, что он продолжает проживать в РФ. Подать уведомление иностранный гражданин может лично или по почте при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, а также вида на жительство. Также уведомление можно направить в форме электронного документа через Интернет, в том числе через Портал государственных услуг (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
В указанное уведомление вносятся следующие сведения о постоянно проживающем в РФ иностранном гражданине:
1) имя, включающее фамилию, собственно имя, отчество (последнее – при наличии);
2) место проживания;
3) место (места) работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения вида на жительство;
4) период нахождения за пределами РФ в течение очередного года со дня получения вида на жительство (с указанием государств выезда);
5) размер и источники дохода за очередной год со дня получения вида на жительство.

Права иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации

Итак, статус иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, предоставляет ему следующие права:

  • Право свободного въезда на территорию Российской Федерации и выезда с этой территории;
  • Право на получение медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
  • Право на назначение и получение пенсии на территории Российской Федерации (с некоторыми ограничениями, в частности, для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны постоянно проживать на территории Российской Федерации не менее 15 лет);
  • Право работать на территории РФ без разрешения на работу или патента. Кроме того, в отличие от иностранных граждан, временно проживающих или временно находящихся в Российской Федерации, иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, свободны в выборе места работы в Российской Федерации независимо от конкретного субъекта Российской Федерации или профессии.

Зачет авансовых платежей работодателем

При получении патента иностранец обязан уплатить авансовый платеж по НДФЛ (п. 2 ст. 227.1 НК РФ). Сумма платежа зависит от срока действия патента и региона. Она определяется исходя из фиксированной величины 1200 рублей в месяц, индексируется с учетом коэффициента-дефлятора и районного коэффициента, учитывающего особенности рынка труда.

Согласно п. 6 ст. 227.1 НК РФ работодатель, принявший на работу иностранца с патентом, обязан уменьшить НДФЛ, исчисленный с его доходов, на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных таким работником за период действия патента. При этом уменьшить налог можно только в том случае, если налогоплательщик оформил письменное заявление и предоставил документы, подтверждающие уплату авансовых платежей. От налогового органа нужно получить уведомление о подтверждении права на такое уменьшение. Уведомление направляют в срок до 10 дней со дня получения заявления.

Чтобы уменьшать налог сотрудника на уплаченные авансовые платежи, нужно:

  • Заявление от работника в произвольной форме.
  • Платежные документы об уплате авансовых платежей по НДФЛ (лучше копии этих документов подшить к заявлению работника).
  • Оформить заявление в ФНС на получение уведомления о подтверждении права на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 13.11.2015 № ММВ-7-11/512@. Теперь приказом от 08.12.2015 № ММВ-7-6/566@ налоговое ведомство утвердило рекомендуемый электронный формат этого заявления. Таким образом, налоговые агенты могут подавать указанное заявление в налоговый орган как в бумажном, так и в электронном виде.
  • После получения уведомления при удержании НДФЛ с работника учитывать все его авансовые платежи в течение налогового периода.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *