Ход уголовного судопроизводства и особенности работы адвоката по уголовным делам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ход уголовного судопроизводства и особенности работы адвоката по уголовным делам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В отечественном уголовном процессе стадия доследственной проверки (далее СДП) регламентирована относительно слабо, в сравнении со стадиями предварительного следствия/дознанения, или судопроизводства. Достаточно сказать, что в отдельных случаях вообще невозможно установить, когда именно доследственная проверка была начата, что бы определить предельные сроки ее проведения.

Антогонизм между работниками правоохранительных органов.

В силу нормативной базы и структурных особенностей организации работы правоохранительных органов, очень часто доследственную проверку осуществляют работники оперативных подразделений (сотрудники уголовного розыска, ОБЭП и т. п.) или полиции общественной безопасности (участковые уполномоченные полиции) а возбуждение уголовного дела и последующую работу с ним- сотрудники следственных подразделений СК или органов дознания.

При этом, опять таки в силу специфики организации статистической работы в правоохранительных органах в зачет первым идет выявление преступлений (т. е. возбуждение уголовных дел по имевшимся у них материалам) а вторым (следователям и дознавателям)- нет. В итоге довольно часто приходится сталкиваться на практике с определенным явным или скрытым антогонизмом между первыми и вторыми.

А это в свою очередь влечет за собой ситуации когда органы следствия по тем или иным причинам отказываются возбуждать уголовные дела по материалам проверки, либо возвращают их должностным лицам проводившим проверку с требованиями доработать а то и с явным намеком забрать и больше в следствие не присылать.

Это положение вещей может быть в определенной степени использовано стороной защиты. Т.е. в некоторых случаях удается гораздо успешнее найти общий язык со следователем, нежели с должностными лицами проводящими доследственную проверку и убедить его в отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела.

Кстати, нечто подобное имеет место и в тех случаях, когда доследственную проверку проводит сам следователь. Он, как уже было сказано выше, не несет обязанности выявления преступлений, и соответственно у него нет статистически обоснованной заинтересованности возбудить дело во что бы то ни стало. Но естественно, эта закономерность не является всегда и везде действующей истиной. В каждой конкретной ситуации возможны и свои нюансы.

И еще один момент, так же влияющий на итоговое решение по материалам доследственных проверок. Правоохранительные органы с куда меньшей охотой возбуждают уголовные дела грозящие стать «висяками», особенно если составы по ним тяжкие и особо тяжкие.

В чём заключается работа адвоката по уголовному делу

Прежде всего, давайте разберёмся, что делает адвокат в рамках защиты по уголовному делу:

  • анализирует материалы дела, законодательство, судебную практику и объясняет подзащитному возможные последствия и риски различных действий;
  • с учётом конкретных обстоятельств и доказательств вырабатывает стратегию защиты: оправдание, прекращение уголовного дела, изменение обвинения на более мягкое, снижение наказания и т.п.;
  • собирает сведения в пользу подзащитного, в том числе направляет адвокатские запросы, получает заключения специалистов, ищет возможных свидетелей защиты и т.п.;
  • составляет ходатайства и жалобы;
  • если подзащитный заключён под стражу – посещает его в следственном изоляторе (СИЗО), контролирует отсутствие пыток и иного давления;
  • помогает подзащитному на следственных действиях и в суде;
  • если стоит такая задача – готовит уголовное дело для последующего рассмотрения жалобы в Европейском Суде по правам человека.

Объем услуг адвоката в доследственной проверке

Защита на стадии проверки до возбуждения уголовного дела предполагает, в том числе, такие услуги:

  • Предоставление консультации по правовым вопросам, касающимся возбуждения уголовного дела, правовым вопросам относительно сложившейся ситуации и вашей роли в ней;
  • Знакомство с материалами проверки, их анализ, определение дальнейших перспектив дела, выбор правовой позиции и разработка тактики дальнейшей защиты;
  • Присутствие при получении объяснений доверителя с целью пресечения и исключения применения противозаконных способов ведения следствия и иных манипуляций, направленных на «развал» дела;
  • Ведение работы по подготовке ходатайств, жалоб (в порядке ст.ст.124 и 125 УПК РФ) и заявлений;
  • Получение справок, характеристик и иных документов для приобщения к материалам проверки;
  • Проведение «адвокатского расследования»;
  • При необходимости обжалование постановления о возбуждении уголовного дела.
  • Поддержка адвоката на доследственной проверке снизит шансы незаконных действий органов следствия на 50% и более, что, поверьте, существенно экономит ваши время, деньги и нервы в дальнейшем.

Можно ли отсрочить визит пристава

Да, такое возможно с помощью заявления об отсрочке или рассрочке, которое подается во время судебного заседания, после вынесения вердикта. Это возможно, если заемщик испытывает сложности (болеет, находится в декретном отпуске и т. д.) и может это подтвердить. При этом от заемщика может потребоваться самостоятельно составить график выплат, который удобен ему. Но нужно понимать, что подача заявления не аннулирует необходимость выплачивать задолженность, просто отсрочит ее. Оптимальный вариант — не допускать судебного разбирательства. Добросовестные кредиторы, в числе которых ЭОС, заинтересованы в том, чтобы клиент избавился от задолженности и не испытал при этом серьезных неудобств. Заемщикам предлагаются разнообразные выгодные программы, позволяющие выплачивать обязательства по индивидуальной схеме и таким образом, каким это удобно конкретному клиенту.

Какое имущество забирать нельзя

Государство стремится защитить граждан, поэтому на право изъятия собственности налагаются ограничения: приставы не вправе забрать то, без чего человек не сможет нормально жить. Такое имущество включает в себя:

  1. единственное жилье, если оно не взято в ипотеку (ипотечная квартира является залогом);
  2. предметы личной гигиены, одежду и обувь, домашнюю утварь (кроме предметов роскоши);
  3. животных, которые используются для домашнего хозяйства;
  4. оборудование, необходимое для профессиональной деятельности, если его стоимость не превышает 100 МРОТ;
  5. продукты;
  6. топливо;
  7. предметы, которые нужны инвалидам для передвижения;
  8. необходимую для жизни электронику и бытовую технику (мобильный телефон описать могут, холодильник — нет);
  9. призы, награды и медали.

Полномочия судебных приставов по закону

У судебного пристава есть право направлять в банки запросы о счетах должника. Если такие счета найдут, банки обязаны немедленно снять с них деньги в требуемом размере и отправить приставам. Если средств на счете недостаточно, банк будет снимать с него все деньги, которые поступят в будущем, вплоть до полного погашения долга.

Читайте также:  Как продать квартиру и не платить налоги?

ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве»

В первую очередь пристава интересуют деньги, потому что их можно использовать сразу после изъятия. Когда российских рублей у должника нет, пристав ищет банковские счета в валюте и драгметаллах. Если на счетах нет денег, пристав будет исполнять решение суда долгим путем: искать, изымать и продавать имущество.

ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Если у должника есть официальная работа с белой зарплатой — это джекпот для пристава и взыскателя.

Судебный пристав направляет исполнительный документ по месту работы должника, и тогда не банк снимает деньги с зарплатного счета, а бухгалтер сразу направляет часть зарплаты приставам. С зарплаты могут снимать до 50%, если суд не разрешит должнику оставлять себе больше денег. В некоторых случаях могут забрать и 70% — например при взыскании алиментов на детей.

ст. 98, 99 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Если ни счетов, ни зарплаты у должника не нашли, приставы могут запретить ему покидать страну или управлять машиной, а также изъять имущество.

ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Еще один интересный, хотя и сложный способ исполнить решение суда: зарегистрировать за должником недвижимое имущество, арестовать его и продать на торгах. В советские годы очень многие получали от государства земельные участки, но если они их не использовали, то и не тратились на перевод права бессрочного пользования в право собственности. Этих участков нет в госреестре, поэтому никакие юридические действия с ними невозможны.

ст. 66 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Пристав организовывает определение кадастровых границ участка и отправляет кадастровый паспорт с советским ордером на регистрацию права собственности — все за счет должника. После участок продают.

Нужен ли адвокат до возбуждения уголовного дела?

Когда гражданин на стадии доследственной проверки приходит совместно с адвокатом, то поверьте, блюстители порядка совершенно иначе смотрят на него, поскольку прекрасно понимают, что защитник пресечет любые попытки незаконного привлечения к ответственности, воспрепятствует применению мер принуждения, а также не допустит иные злоупотребления. Адвокат до возбуждения уголовного дела имеет право:

  • предоставлять консультации подзащитному конфиденциально неограниченное количество раз;
  • фиксировать ход проведения и итоговые результаты следственно — оперативных действий на личные технические средства (фотосъемка, видеозапись, ксерокопия) либо требовать их применения;
  • вносить собственноручно в протокол необходимые сведения, дополнять его, включать заявления;
  • задавать вопросы участникам оперативно — следственных мероприятий;
  • ознакамливаться с материалами проверки;
  • составлять и подавать жалобы, заявления, ходатайства;
  • обжаловать неугодное постановление о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела.

Зачастую на практике стадия доследственной проверки проводится с обвинительным уклоном, а собираемые материалы трактуются исключительно через призму доказывания виновности в инкриминируемом преступлении. Чтобы кто не говорил, но участие адвоката до возбуждения уголовного дела действительно способствует минимизации рисков, исключает давление со стороны следственных и оперативных органов, способствует формированию наиболее правильной тактики работы и, как следствие достижению положительного результата.

Если в отношении вас или близких рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела, то есть проводится доследственная проверка — обязательно заручитесь защитой хорошего адвоката, ни в коем случае не рассчитывайте на честность и беспристрастность сотрудников правоохранительных органов.

Стоимость услуг

    Услуга Цена
    консультация по телефону круглосуточно бесплатно
    консультация в офисе от 500 руб.
    защита на этапе доследственной проверки от 15 000 руб.
    защита на предварительном следствии и дознании от 25 000 руб.
    защита в суде по уголовному делу от 25 000 руб.
    обжалование приговора (апелляция, кассация, надзор) от 20 000 руб.
    посещение в ИВС, СИЗО, ИК, КП от 3 000 руб.
    представление интересов на стадии исполнения приговора от 15 000 руб.
    представление интересов потерпевшего, свидетеля от 15 000 руб.
    подготовка заявлений, жалоб, ходатайств от 1 000 руб.

    Защита прав потерпевших

    В соответствии со ст. 144 УПК РФ, а также Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ, утвержденной приказом Следственного комитета РФ от 11 октября 2012 г. N 72, Административным регламентом МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденный приказом МВД РФ от 1 марта 2012 г. N 140, Методических рекомендаций по проведению проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной законом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

    При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном законом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

    Во время проверки производится ряд процессуальных действий, при которых лица, их проводившие обязаны разъяснять участникам их права, обеспечивать возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

    Сроки проверки сообщения о преступлении могут быть продлены до 10 суток и 30 суток по ходатайству следователя или дознавателя в порядке, предусмотренном УПК РФ.

    В случае обращения с заявлением о совершении преступления, заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении, отказ в приеме вышеназванного заявления может быть обжалован прокурору или в суд.

    На основании ст. 145 УПК РФ, в соответствии с методическими рекомендациями по проведению проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ, результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности.

    О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

    При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В порядке, предусмотренном УПК РФ. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

    При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

    Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

    Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

    Достаточно часто, при наличии оснований для возбуждения уголовного дела (речь идет о защите интересов потерпевшего) и нежелании возбуждать уголовное дело должностные лица отказывают в возбуждении уголовного дела, после обжалования этого постановления, при его отмене, – возобновляют проверку и уже без соблюдения сроков, предусмотренных законом проверяют вышеназванное сообщение.

    При обжаловании их действий – вновь выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

    После обжалования этого постановления и его отмене — опять возобновляют проверку.

    Такая карусель, если не принять решительных мер и не обжаловать действия надзирающего органа – может длиться бесконечно.

    Примерно такая же ситуация может произойти при направлении материалов по подследственности, бывает, когда уполномоченные лица неоднократно направляют материалы туда и обратно, пока эти действия не будут решительно и мотивированно обжалованы заинтересованными лицами.

    Совершенно очевидно, что доследственная проверка – важная часть досудебного производства, во время проведения которой могут быть нарушены права как потерпевших от преступления физических и юридических лиц, так и подозреваемых в совершении преступления лиц.

    Для действенной защиты прав потерпевших на этой стадии без квалифицированной юридической помощи не обойтись.

    Более того, часто обращение к квалифицированному адвокату сэкономит ваше время, т.к. нужное решение для защиты прав юридических и физических лиц может быть принято уже на стадии доследственной проверке, что облегчит положение лица на последующих стадиях производства по делу – досудебной и судебной.

    Доследственная проверка: самое важное, что надо знать заявителю

    До момента принятия решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с требованиями ст.ст.144-145 УПК РФ, сообщение о преступлении/заявление о возбуждении уголовного дела (заявление о преступлении) подлежит проверке правоохранительными органами на предмет наличия либо отсутствия признаков состава преступления. Данная стадия уголовного процесса называется доследственной проверкой и является крайне важной, т.к. с нее фактически и начинается практически любая деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению либо предупреждению преступной деятельности. Она также взаимосвязана с требованиями ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ФЗ «Об ОРД»). Законом установлен 3-х,10-ти и 30-ти дневный срок для проверки сообщения о преступлении.

    На данном этапе происходит сбор первичных материалов и документов, опрос лиц. Эти действия правоохранительных органов должны выявить совершенное преступление либо указать на отсутствие признаков преступления. Важно понимать, что несмотря на то, что материалы, документы и протоколы опроса хотя процессуально и не являются доказательствами согласно требованиям УПК, однако они впоследствии становятся неотъемлемой частью уголовного дела.

    Целью проведения доследственной проверки является выявление признаков состава преступления, выявление причинно-следственных связей между действиями лица и наступившими последствиями, оценка действий конкретных лиц.

    На данной стадии происходит рассмотрение материалов проверки правоохранительными органами, определяются возможные составы преступлений и алгоритмы дальнейших действий по сбору доказательств. Стадия проведения проверки очень важна, т.к. уже на данном этапе формируется перспектива расследования уголовного дела, выявление и привлечение виновных лиц к ответственности, и от действий в т.ч. адвоката зависит не только дальнейшая судьба уголовного дела, но и сам факт его возбуждения.

    Достаточно подробная правовая регламентация порядка возбуждения уголовного дела подчеркивает важное процессуальное и социальное назначение этой стадии. Она напрямую связана, с одной стороны, с соблюдением конституционных принципов, например, неприкосновенности личности и жилища, презумпцией невиновности, а с другой — с обеспечением принципа уголовного права, т.е. неотвратимостью наказания за совершенное преступление.

    Успешное осуществление целей и задач уголовного судопроизводства в значительной степени обусловлено тем, насколько своевременно, законно и обоснованно органом дознания, следователем, мировым судьей (по делам своей подсудности) будут приняты решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования.

    Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела складывается из трех элементов:

    — действий при поступлении повода к возбуждению уголовного дела;

    — способа проверки наличия оснований и отсутствия противопоказаний к возбуждению уголовного дела;

    — принятия и оформления решений.

    Уголовно-процессуальный закон дает исчерпывающий перечень субъектов возбуждения уголовных дел. К их числу относятся дознаватель (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), органы дознания (ст. 157 УПК РФ), следователь (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), руководитель следственного органа (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), мировой судья по делам, подсудным ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ (п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК РФ).

    Приведенный перечень субъектов расширительному толкованию не подлежит. Давая понятие об органах дознания, закон (ст. 40 УПК РФ) относит к ним целый ряд государственных органов и должностных лиц, полномочных возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия либо дознание, заменяющее предварительное следствие. Число таких органов и должностных лиц с годами возрастает. Так, например, в новом УПК РФ к органам дознания отнесены представители службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (п. 3 ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

    Важно подчеркнуть, что закон (ч. 1 ст. 146 УПК РФ) говорит не о предоставлении этим субъектам права решить вопрос о возбуждении уголовного дела, а предписывает, т.е. обязывает эти органы в каждом случае обнаружения признаков преступления возбудить уголовное дело и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию. Однако в новом УПК 2001 г. появилась новелла относительно того, что принять решение о возбуждении уголовного дела названные выше органы могут только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). По-видимому, это было связано с важностью акта возбуждения уголовного дела, который порождает серьезные правовые последствия для участников уголовного процесса. В настоящее время законодатель отменил необходимость получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела.

    К сожалению, УПК РФ в обновленной Федеральными законами от 5, 6 июня и 24 июля 2007 г. редакции, сняв некоторые проблемы, возникавшие при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, вместе с тем заложил новые. Причем, на наш взгляд, такого характера, которые могут быть разрешены лишь посредством внесения изменений и дополнений в действующий УПК.

    В чем суть проблем, возникших в связи с решением вопросов о возбуждении уголовного дела?

    Концептуально укрепляя процессуальную независимость следователей и дознавателей, законодатель освободил их от необходимости получать согласие прокурора на возбуждение уголовного дела. Более того, теперь прокурор, оставаясь должностным лицом, на которое возложен надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, лишен одного из эффективных средств устранения нарушений закона, каковым было предоставленное ему право при наличии соответствующих оснований возбудить уголовное дело. В соответствии со ст. 146 УПК РФ, регламентирующей общий порядок и сроки возбуждения уголовного дела, при наличии повода и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, возбуждает уголовное дело. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен «выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных… нарушений уголовного законодательства». Аналогичный вывод следует из норм, содержащихся в ст. ст. 20 и 21 УПК. На настоящий момент за прокурором сохранено лишь право давать согласие на возбуждение уголовного дела дознавателю, но только по делам частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 20 УПК РФ)[49].

    • Рабочие программы
    • Документы
    • Публикации
    • Фото отчеты
    • Видео репортажи
    • СМИ о фонде
    • Благодарности
    • Объявления
    • Пожертвования

    • Законы и акты
    • Права и льготы
    • Право
    • Реабилитация
    • Здоровье
    • Питание
    • Физкультура и спорт
    • Развитие личности
    • Дом и семья
    • Работа
    • Поэзия
    • Психология
    • История казачества
    • Книги для чтения
    • Научные исследования

    Специфика оценочных мероприятий

    Обычный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях выражен в комплексе последовательных действий органа дознания, следователя, прокурора либо дознавателя. Его устанавливает статья 144 УПК РФ, что означает, что дела, относящиеся к частному обвинению, исследуются несколько иным способом. Он касается компетенции судьи. Перечень проверочных мероприятий, проводимых до того, как будет принято процессуальное решение, приводится в ч. 1 нормы 144 УПК РФ. В ней упоминается возможность выполнения определенных ревизий, проверок. В положениях приводятся исключительно следственные мероприятия, которые разрешается производить без постановления о начале уголовного производства. К ним, в частности, относят осмотр места преступления, назначение судмедэкспертизы, освидетельствование.

    Их также устанавливает ст. 144 УПК РФ. Что означает «ответственное лицо за организацию проверки»? Это служащий, уполномоченный на осуществление контроля над соответствием предварительных мероприятий установленным требованиям закона. К ответственным лицам относят руководителей органов прокуратуры, предварительного следствия либо дознания. При этом не имеет значения, приняли ли они сообщение лично, непосредственно прибыв на место предполагаемого преступления, либо изучив доклады о поступившей информации, в том числе в отношении которой были приняты неотложные меры реагирования. К последним следует относить:

    • Пресечение и предотвращение преступлений.
    • Установление и преследование подозреваемых по «горячим следам» для их задержания.
    • Выполнение определенных следственных мероприятий по закреплению следов деяния.
    • Введение в действие особых планов по выявлению и задержанию подозреваемых и проч.

    Действия адвоката на стадии доследственной проверки

    В случае если по каким-либо причинам Вы стали вовлечены в эту стадию уголовного процесса, Вас вызывают для дачи объяснений, необходимо тщательным образом проанализировать сложившуюся ситуацию, совместно с квалифицированным защитником подготовиться к защите Ваших прав и законных интересов. На стадии доследственной проверки участие адвоката не просто возможно, а крайне необходимо. Только он в состоянии верно определить юридически значимые обстоятельства, оценить перспективы дела, риски привлечения к уголовной ответственности, подготовить доказательственную базу, на первоначальных этапах грамотно взаимодействовать с правоохранительными органами. Защитник на основании ордера будет участвовать вместе при даче объяснений.

    Следует помнить, что ст. 51 Конституции дает право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников, а так же отказаться от дачи объяснений. Правильно и эффективно воспользоваться этим правом, при этом не навредив, Вам сможет помочь только опытный защитник.

    На стадии доследственной проверки защитник осуществляет следующие действия:

    • выясняет все необходимые обстоятельства, вырабатывает стратегию защиты вместе с доверителем, готовится к возможным неблагоприятным последствиям в виде возбуждения уголовного дела, задержания;
    • оказывает консультационные услуги своему подзащитному;
    • участвует при получении правоохранительными органами объяснений от подзащитного;
    • заявляет различные ходатайства, опрашивает лиц с их согласия, собирает справки и заявляет о приобщении их к материалам проверки;
    • обжалует в порядке ст.ст.124-125 УПК РФ постановление о возбуждении уголовного дела.

    Гордиев узел доследственной проверки

    Некоторые предложения Уполномоченного по правам человека относительно института доследственной проверки заслуживают внимания, однако упразднение самой проверки может привести к опасным последствиям Нами ранее неоднократно отмечалось, что этот процессуальный институт несет в себе целый железнодорожный состав законодательных дефектов и практических проблем.

    Вот лишь некоторые из них:

    1. Сроки проведения доследственной проверки носят неограниченный характер

    Так, по смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ должностное лицо обязано принять решение по сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Этот срок может быть продлен руководителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок еще до 30 суток.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *