Реформа пенсионного возраста в МВД в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реформа пенсионного возраста в МВД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Множество печатных и интернет-СМИ уже не раз публиковали сведения о том, что государство планирует увеличить выслугу лет в МВД до 25 лет с 1 января. При этом необходимо обращать внимание на тот факт, что обсуждение этих изменений для минимальной выслуги в полиции ведутся довольно давно — первоначально такая мысль была озвучена еще в 2013 году.
Увеличат ли пенсионный возраст для сотрудников правопорядка
Летом 2022 года вышел закон, в соответствии с которым служащим правоохранительных органов позволили оставаться на службе и после достижения установленного пенсионного возраста. Генералы могут находиться на своем посту до 65 лет, полковники – до 60 лет, майоры и подполковники – до 55 лет. Остальные категории вправе служить до 50 лет.
Это значит, что если генерал достигнет 45 лет, он вправе не уходить на заслуженный отдых, а продолжить работать в МВД вплоть до 65 лет.
Новый закон стал причиной беспокойства, что вскоре увеличат и минимальный возраст для выхода на заслуженный отдых. Но эксперты уверены, что этого не произойдет в ближайшем будущем. Такая реформа отрицательно скажется на кадровом обеспечении ведомства. Молодые люди, которые только хотят пойти на службу, 100 раз подумают, нужно ли им это.
Таким образом, повышение пенсионного возраста МВД в 2023 году не планируется, а сами начисления за выслугу лет и по старости будут проиндексированы вместе с социальными надбавками.
Что пишут про реформу МВД в прессе?
Глава столичной полиции предлагает ликвидировать оперативно-розыскные части как в составе центрального аппарата УУР, так и в отделах уголовного розыска в окружных управлениях. Освободившийся штат сотрудников планируют направить на усиление подразделений в райотделах полиции. В документе, с которым ознакомились «Известия», говорится, что в МВД предложение оценили, но поддержали частично. Эксперты уверены, что кадровая оптимизация будет содействовать профилактике правонарушений и повышению их раскрываемости, а в центральном аппарате в итоге останутся только специалисты высокого уровня.
Серьезная реформа Московского уголовного розыска коснется в первую очередь оперативно-розыскных частей. Их предложено ликвидировать как в составе Главного управления уголовного розыска Главного управления столичной полиции, так и в отделах уголовного розыска УВД по административным округам Москвы. В письме за подписью замминистра внутренних дел Аркадия Гостева говорится о том, что это предложение поддерживается.
Одобрение у вышестоящего руководства вызвала и идея после упразднения оперативно-розыскных частей в МУРе усилить освободившимися ставками районные отделы полиции. Этот шаг позволит укрепить оперативниками те подразделения, которые, как выражаются сами сотрудники МВД, работают «на земле».
Как следует из документа, в министерстве реформу считают правильной и предлагают распространить ее не только на МУР, но и на Управление по контролю за оборотом наркотиков и Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Обе эти структуры имеют свои оперативно-розыскные части как в Главном управлении МВД по Москве, так и в окружных УВД. «Принятие аналогичного решения о проведении мероприятий по оптимизации организационного построения указанных подразделений» в письме названо целесообразным.
А вот к предложению установить полковничьи звания для начальников отделений и заместителей начальника отдела Управления уголовного розыска столичного полицейского главка в министерстве отнеслись скептически. «Его реализация внесет дисбаланс в сложившуюся шкалу специальных званий по должностям начальствующего состава», — говорится в отзыве замминистра.
В настоящее время Московский уголовный розыск насчитывает шесть оперативно-розыскных частей, в каждой из которых есть начальник и два заместителя, — в сумме как минимум 18 начальников на «полковничьих» должностях. Стоит заметить, что в отделах уголовного розыска окружных УВД есть свои ОРЧ с полковником в должности начальника, то есть еще порядка 70 руководителей на всю столицу. Что станет с теми, кто сейчас управляет оперативно-розыскными частями, в документе не уточняется.
Оценить реорганизацию столичного уголовного розыска «Известия» попросили члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного. По его словам, кадровые перестановки положительно скажутся на правоохранительной системе.
— Сейчас есть проблемы с качеством правоприменительной практики, и прежде всего именно «на земле». Поэтому необходимо повышать раскрываемость преступлений, работу института неотвратимости наказания. А для этого нужно проводить достаточно эффективную кадровую политику на местах, с достаточным количеством работников, — заявил он.
Депутат подчеркнул, что в советское время главной задачей органов правопорядка являлось не допустить совершения правонарушений.
— Когда идет речь о подготовке правонарушения, то и участковые, и оперативники должны быть в курсе этого, и своевременно принять меры для его предотвращения. Профилактика правонарушений выгодна и государству, и потенциальным потерпевшим, — пояснил Анатолий Выборный.
Что касается полковников, то депутат отметил, что после реорганизации в правоохранительной системе останутся только специалисты с большой буквы.
— Уверен, руководство обязательно позаботится, чтобы они остались в системе на своем месте. Главное, чтобы не было той лишней прослойки, которая не знает, чем заняться, а придумывает разные вещи, создающие проблемы и коллегам, и гражданам. Недавние события с журналистом показали, что такая прослойка есть и ее нужно убрать, — сказал Анатолий Выборный.
По словам председателя Московского профсоюза полиции Михаила Пашкина, Московский уголовный розыск давно нуждался в реорганизации.
— В последнее время сотрудники МУРа выполняли некую контролирующую функцию за территориальными подразделениями, в то время как там наблюдается сильная нехватка кадров. Например, в оперативно-разыскной части УВД ТиНАО из 66 сотрудников по штату набрано только 30, а фактически работают 15 из них, — рассказал «Известиям» Михаил Пашкин.
Он отметил, что оставшиеся без работы полковники, скорее всего, предпочтут уйти на пенсию, чем начнут работу «на земле». Освободившиеся финансы при этом также можно будет потратить на укрепление территориальных подразделений.
Также, в рамках реформы МВД РФ с 2020 года оперативников могут избавить от работы по возбуждению уголовных дел, а право принятия процессуальных решений по преступлениям передать следователям. Такую рекомендацию для учета в оперативно-служебной деятельности первый замначальника ГУУР МВД РФ генерал-майор полиции Александр Фролов направил руководителям всех региональных отделений УУР и ГУ (У) МВД (документ есть в распоряжении «Известий»). Актуальность своей инициативы он объясняет тем, что 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает их основной работе — раскрытию преступлений. К тому же частые нарушения при отказе в возбуждении дел снижают доверие общества к полиции. Такой вывод был сделан по итогам внутриведомственного исследования. О его результатах уже доложено министру внутренних дел РФ генералу полиции Владимиру Колокольцеву.
Сейчас сотрудникам уголовного розыска (УР) и управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) приходится изучать сообщения о преступлениях, проводить доследственную проверку и принимать решения о возбуждении уголовного дела. Из документа следует, что это негативно сказывается на исполнении оперативниками основных обязанностей — им не хватает времени на предупреждение и раскрытие преступлений, работу с источниками информации. Кроме того, такая практика нарушает принцип законности при принятии процессуальных решений и снижает доверие граждан к работе полиции.
По данным, которые приводит в своем письме генерал-майор Александр Фролов, почти в половине территориальных отделений МВД сотрудники УР всё чаще отказывают в возбуждении уголовного дела. С 2014 по 2018 год они отменили более 1,2 млн постановлений, а возбудили лишь 216 тыс. уголовных дел, которые в основном были приостановлены из-за отсутствия доказательной базы.
«Сложившаяся негативная практика противоречит правилу регулирования уголовно-процессуальных отношений, закрепленному в ст. 41 УПК РФ, которое запрещает производство дознания лицам, проводившим оперативно-разыскные мероприятия по раскрытию преступлений», — сообщил Александр Фролов.
Он подчеркнул, что с этим соглашаются и в Генпрокуратуре (постановление от 25 мая 2016 года № 69-21-2016). Там тоже считают, что для полицейских «процессуальная деятельность не является основной по должности».
То, что с оперативников необходимо снять процессуальные функции, показал и опрос, проведенный Главным управлением уголовного розыска МВД России вместе с ФГКУ «ВНИИ МВД России», результаты которого привел Александр Фролов. В исследовании принимали участие более 1,2 тыс. сотрудников УР в Чувашской Республике, Краснодарском, Приморском и Камчатском краях, а также в Амурской, Астраханской, Рязанской, Смоленской, Омской и Ярославской областях.
Практически 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает им раскрывать преступления, осуществлять оперативно-профилактическое наблюдение за ранее судимыми и выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность.
Бюджеты СК и прокуратуры
Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.
Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.
На изменение расходов в том числе повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с пропуском индексации в 2021 году на 334,5 млн рублей, в 2022 году — на 1,3 млрд рублей и увеличение в 2023 году на 1,3 млрд рублей. Кроме того, сократится финансирование закупок товаров, работ, услуг, а также работ в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Бюджет прокуратуры в 2021 года составит более 85,8 млрд рублей, в 2022 году — свыше 85,9 млрд рублей, в 2023 году — более 88,6 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований в 2021 году уменьшены на 1 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 3 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 2,6 млрд рублей», — говорится в документе.
Пенсии по смешанному стажу
Как уже было сказано выше, бывший сотрудник МВД или других силовых органов может иметь выслугу всего в 12 лет и 6 месяцев, но если он имеет общий страховой стаж в 25 лет и больше, достиг 45-летнего возраста и был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста, он получает право на пенсию по смешанному стажу.
Рассчитывается она уже от общего стажа – за 25 лет начисляется 50% от денежного довольствия, а за каждый год сверху этого еще по 1%. Но, что еще важно, такие пенсионеры могут оформить еще и страховую пенсию по старости, правда, если соответствуют всем требованиям.
Требования эти стандартные для назначения страховой пенсии:
- возраст – не меньше общеустановленного пенсионного (в 2021 году это будет 61,5 года мужчин и 56,5 лет для женщин);
- наличие страхового стажа (не менее 12 лет в 2021 году);
- наличие пенсионных коэффициентов (не менее 21 в 2021 году).
Подумай о будущем: как рассчитать пенсию сотрудника полиции?
Сотрудникам полиции чаще всего назначают пенсию по сроку службы (за количество лет), при этом в учет не берутся заслуги, стаж, положение и другие обстоятельства. На 2017 было установлено, что сумму определить в твердом эквиваленте будет невозможно, для этого есть специальные калькуляторы и формулы в компетенции МВД подразделений.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
- Что полагается бывшему работнику МВД?
- Как рассчитать?
- Каким может быть размер?
- Минимальная сумма
- Сколько окладов выплачивают при выходе на заслуженный отдых?
- Формула расчета
Причины для увеличения выслуги
Министерство внутренних дел дает работу 15 миллионам гражданам, при этом ежегодно популярность службы в МВД растет. Этому есть логическое обоснование — льготы, финансовая помощь, досрочная пенсия и другие бонусы привлекают многих. Также не стоит забывать о растущем престиже работы.Одновременно с этим МВД имеет определенный финансовый лимит, расходуемый не только на нужды работающих сотрудников, но и лиц, вышедших на пенсию. Рост числа работающих автоматически приводит к увеличению количества будущих пенсионеров. В свою очередь это приведет к тому, что бюджет МВД будет растрачиваться только на пенсии и заработные платы.
Ежегодно выплаты сотрудникам в запасе различных государственных структур достигают порядка 350-400 миллиардов рублей. Именно об этой сумме в год идет речь.
Можно было пойти путем увеличения финансирования Министерства внутренних дел, но в кризисное время это невозможно. Если же не принимать никаких мер, то бюджет не позволит приобретать необходимую технику, обучать новых сотрудников и оказывать полноценную защиту населения. Поэтому и стали рассматривать увеличение выслуги в МВД до 25 лет с 2019 года. Также уже поднят вопрос о большом объеме бумажной работы сотрудников МВД, требующей автоматизации. Это позволит сократить количество сотрудников, не отрабатывающих свою реальную зарплату, а просто перебирающих бумаги. Такие меры позволят снизить расходы, не уменьшая выплаты пенсионерам.
Нововведения в 2019–2020 годах
С 1 января 2019 г. в России действует новая Пенсионная реформа, поднявшая возраст выхода на пенсию для обычных граждан: с 55 до 60 лет — для женщин, и с 60 до 65 — для мужчин.
На этапе обсуждения данной реформы в СМИ активно писали о том, что в Правительстве РФ всерьез ведутся споры о том, во сколько лет в России должны выходить на пенсию полицейские. Некоторые чиновники предлагали увеличить трудовой стаж не только гражданскому населению, но и всем силовикам (в том числе и полиции) на те же 5 лет. Однако эти обсуждения привели к тому, что в 2018 г. численность личного состава МВД резко снизилась и достигла минимальной отметки с 2012 года. Возможно, поэтому данное предложение не было учтено при окончательном принятии новой Реформы.
Единственное изменение в пенсионном обеспечении сотрудников МВД коснулось лишь повышения предельного возраста пребывания на службе в органах правопорядка. Так, в августе 2019 г. Президент РФ подписал закон, увеличивший этот возраст на 5 лет: майоры и подполковники теперь могут служить до 55, полковники — до 60, а генералы — до 65 лет. Однако минимальная выслуга, необходимая для назначения ПВЛ, для всех сотрудников органов правопорядка осталась прежней — 20 лет.
В связи со сложным экономическим положением в стране, вызванным пандемией коронавируса COVID-19, все изменения в данном вопросе были отложены на неопределенное время. То есть ждать каких-то серьезных нововведений в вопросе пенсионного обеспечения полицейских, по мнению российских экспертов, в 2022 г. не стоит.
Конечно, большинство молодых людей, решая пойти служить в МВД, не особо задумываются о том, когда полицейские выходят на пенсию, так как им нравится сама работа в полиции. Тем не менее, ранний выход на пенсию в МВД и возможность не работать в еще относительно молодом возрасте после 20-летней службы в органах правопорядка — весьма весомый повод надеть погоны для определенной части молодежи, выбирающей будущую профессию.
График повышения пенсий в 2023 году
Изменения для пенсионеров и получателей социальных выплат от ПФР будут происходить по следующей схеме:
- С 1 января 2023 года состоится повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам. Выплаты увеличат за счет индексации стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной части пенсии.Помимо этого, будет произведена корректировка размеров социальной доплаты к пенсиям за счет установления в регионах новых значений прожиточного минимума для пенсионеров.
- С 1 февраля 2023 г. произведут индексацию социальных выплат ПФР. Увеличатся ЕДВ для федеральных льготников, пособие на погребение пенсионера, а также денежный эквивалент набора соцуслуг.
- С 1 апреля пройдет плановое повышение социального и государственного обеспечения. Кроме того, будут пересчитаны размеры социальных надбавок военным пенсионерам — за иждивенцев, как достигшим возраста 80 лет, как ветеранам боевых действий и по другим основаниям.
- С 1 августа 2023 года пересчитают страховые пенсии работающим пенсионерам. Надбавка будет назначена за счет учета пенсионных коэффициентов, заработанных за предшествующий год.
- С 1 октября 2023 года повысят пенсии военным пенсионерам, в том числе приравненным к ним категориям — пенсионерам ФСИН, МВД, Росгвардии, МЧС и другим ведомств. Выплаты увеличатся за счет индексации денежного довольствия в соответствии с прогнозной инфляцией.
Для каждой из категорий получателей соцпенсии определены свои фиксированные размеры выплат. Именно эти суммы и индексируют ежегодно с 1 апреля. Каким будет размер социальной пенсии в 2023 году, и на сколько увеличится выплата в результате запланированной индексации на 3,3% — представлено в следующей таблице:
Размер социальной пенсии в 2023 годув период с 1 января по 31 марта 2023с 1 апреля 2023 (с индексацией на 3,3%)
пенсионерам по старости | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 1 группы с детства, детям-инвалидам | |
16619,39 | 17167,83 (прибавка 548,44 руб.) |
инвалидам 1 группы, 2 группы с детства | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
инвалидам 2 группы | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 3 группы | |
5886,14 | 6080,38 (прибавка 194,24 руб.) |
детям по случаю потери кормильца | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
детям по случаю потери обоих кормильцев либо одинокой мамы | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
Условия выхода на пенсию полицейских
Для полицейских как госслужащих льготы проявляются также при выходе на пенсионное обеспечение.
Как сообщают последние новости, для назначения пенсии по выслуге лет требуется:
- служить в каком-либо структурном подразделении МВД РФ не менее 20 лет;
- достичь максимального возраста, при котором предполагается выход на отдых (для сотрудников органов в настоящее время это 46,6 лет).
Однако в ситуации, если, достигнув предельного возраста, полицейский не имеет определенной выслуги лет, у него все равно сохраняется право на получение денежных выплат.
Но необходимо полное соблюдение следующих условий:
- Общий страж труда 25 лет и более;
- Из них – 18 лет и более сотрудник трудился в органах.
Если хотя бы одно из обозначенных условий не соблюдено, уволенный полицейский получает право на социальные выплаты, предусмотренные государством. Итак, на сегодняшний момент пенсионный возраст в МВД в России составляет 46,6 лет, но в будущем планируется его увеличение.
График повышения пенсий в 2023 году
Изменения для пенсионеров и получателей социальных выплат от ПФР будут происходить по следующей схеме:
- С 1 января 2023 года состоится повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам. Выплаты увеличат за счет индексации стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной части пенсии.Помимо этого, будет произведена корректировка размеров социальной доплаты к пенсиям за счет установления в регионах новых значений прожиточного минимума для пенсионеров.
- С 1 февраля 2023 г. произведут индексацию социальных выплат ПФР. Увеличатся ЕДВ для федеральных льготников, пособие на погребение пенсионера, а также денежный эквивалент набора соцуслуг.
- С 1 апреля пройдет плановое повышение социального и государственного обеспечения. Кроме того, будут пересчитаны размеры социальных надбавок военным пенсионерам — за иждивенцев, как достигшим возраста 80 лет, как ветеранам боевых действий и по другим основаниям.
- С 1 августа 2023 года пересчитают страховые пенсии работающим пенсионерам. Надбавка будет назначена за счет учета пенсионных коэффициентов, заработанных за предшествующий год.
- С 1 октября 2023 года повысят пенсии военным пенсионерам, в том числе приравненным к ним категориям — пенсионерам ФСИН, МВД, Росгвардии, МЧС и другим ведомств. Выплаты увеличатся за счет индексации денежного довольствия в соответствии с прогнозной инфляцией.
Повышений военных пенсий в 2023 году — когда и на сколько процентов
В 2023 году повышение пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий будет происходить по следующему графику:
- С 1 января 2023 года индексация коснется тех, кто получает вторую пенсию от Пенсионного фонда (страховую по старости). Увеличение выплат будет таким же, как и для всех других неработающих «гражданских» пенсионеров — 4,8%.
- С 1 апреля 2023 года прибавку получат военные, которым назначены различного рода социальные надбавки. Это получатели доплат за иждивенца, за участие в боевых действиях, как инвалиду 1 группы, как лицу, достигшему возраста 80 лет и так далее. По предварительным расчетам Правительства, повышение размера социальных надбавок составит 3,3%.
- С 1 октября 2023 года произведут индексацию денежного довольствия военнослужащих. По планам Правительства, это будет повышение на 10,5%. Такое изменение приведет к перерасчету и аналогичному увеличению на 10,5% пенсий военным пенсионерам.
При этом изменение размера военных пенсий за счет корректировки понижающего коэффициента в 2023 году не ожидается. Правительство уже подготовило законопроект о заморозке коэффициента в значении 0,8547.
Досрочная пенсия полицейских по старым правилам
До начала 2021 года полицейские, равно как и другие государственные служащие, получали право на досрочный выход на пенсию при накоплении следующего стажа:
- 20 лет службы;
- 25 лет трудовой деятельности, из которых 12,5 приходилось на государственную службу.
При соблюдении одного из условий гражданин мог по собственному желанию выйти на пенсию по достижении 45-летнего возраста.
Причем, наличие правила выслуги лет не нивелировало основные условия получения пенсии. Если гражданин не мог накопить положенное количество лет стажа, он выходил на государственную пенсию согласно общим правилам:
- в 55 и 60 лет – женщины и мужчины (до утверждения реформы повышения пенсионного возраста 2021 года);
- в 56 лет 6 месяцев и 61 год и 6 месяцев женщины и мужчины – в 2021 году;
- в 65 лет мужчины – в 2028 году по завершению всех этапов поднятия пенсионного возраста;
- в 63 года женщины – в 2034 году по завершению процесса поднятия пенсионного возраста.
В конце октября 2021 Минфин предложил реформу силовых структур, которая с высокой долей вероятности будет принята и вступит в силу уже в 2021 году:
- объединить ФСИН, ГФС и ФССП на базе МВД в единый правоохранительный орган с одновременным сокращением численности
- сократить на 10% численность сотрудников органов внутренних дел (за счет вакансий и перевода сотрудников, работа которых не связана с выполнением правоохранительных функций, на гражданскую службу),
- установить максимальный размер денежного довольствия, учитываемого для начисления «военных» пенсий не выше 80% (сейчас 73,68%)
- исключить из закона индексацию военных пенсий не менее чем на 2% сверх инфляции,
- увеличить с 20 до 25 лет минимальную выслугу лет для выхода на пенсию
- продлить срок носки вещевого имущества
- создать единый расчетный центр, а также единую систему материально-технического (тылового) обеспечения для централизации финансово-хозяйственной деятельности
Данная реформа позволи Минфину сэкономить по 20 млрд рублей ежегодно. Пока официальных подтверждений этой информации из Правительства не поступало, но все центральные газеты сообщили, что реформа идёт в верхах.
Правительство России не будет повышать пенсионный возраст для силовиков
Обсуждение повышение возраста выхода на пенсию касается только «гражданских» категорий граждан. Власти стараются не акцентировать на этом внимание.
Власти РФ не будут повышать пенсионный возраст для военных и силовиков, сообщает «Би-би-си» со ссылкой на источники в финансово-экономическом и социальном блоке российского правительства. Соответствующую инициативу не смог провести финансовый блок правительства, она уже не обсуждается, утверждают собеседники издания.
О повышении пенсионного возраста для россиян было объявлено 14 июня. Женщинам предложили повысить его на восемь лет, до 63 лет, а мужчинам на пять – до 65 лет. Тогда же первый вице-премьер Антон Силуанов заявил, что Минфин и Минобороны обсуждают стаж выхода на пенсию для силовиков.
Изменение стажа не содержалось в правительственном законопроекте. Его внесли без поправок о повышении пенсионного возраста.
Источник «Би-би-си» отметил, что Минобороны «делает все возможное» для сохранения прежнего срока выхода на пенсию для военных. «Две атаки были, сейчас отбиваем третью», — заявил собеседник издания. В Минтруда сказали, что вопросы пенсий военнослужащих и сотрудников силовых структур — вне компетенции ведомства.
В настоящее время военные и силовики могут выходить на пенсию после 20 лет службы — по выслуге лет. Лица, уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья и сокращенные, но достигшие 45 лет, имеют право на пенсию при трудовом стаже от 25 лет, из которых как минимум 12,5 года прошли в силовых структурах.
Один из первых законопроектов о повышении стажа для выхода на пенсию силовиков был разработан самим Минобороны в 2013 году. Документ предполагал повышение выслуги лет с 20 до 25 лет. В первоначальном варианте законопроект касался только сотрудников МВД, однако после доработки включил и сотрудников других силовых структур и военнослужащих.
В пояснительной записке к документу говорилось, что законопроект разработан ради «закрепления на федеральной государственной службе высококвалифицированных военнослужащих и сотрудников», поскольку специалисты со стажем более 20 лет имеют «необходимый объем знаний навыков и опыта». В связи с повышением пенсионного возраста для военных предлагалось установить дополнительную надбавку за выслугу лет в размере 25% пенсии. Для того чтобы военнослужащие могли адаптироваться к предлагаемым изменениям, предлагалось установить переходный период до 1 января 2021 года. Сотрудникам, у которых до этого срока накопилось 20 лет выслуги, предлагалось уволиться по старой схеме.
Общественное обсуждение законопроекта длилось с 25 октября по 23 ноября 2013 года. По итогам обсуждения власти отказались от продолжения разработки законопроекта.
В следующий раз власти попытались повысить выслугу лет в августе 2017 года. В обоих законопроектах предлагалось установить переходный период и повышенные надбавки за поздний выход на пенсию. Принятие документа позволило бы бюджету сэкономить «сотни миллиардов рублей», сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в финансовом блоке правительства. Источник издания отмечал, что в 2013 году было принято решение отказаться от разработки законопроекта, потому что в бюджете не нашлось денег на выплаты военных на время переходного периода.
По словам источника «Би-би-си» в финансово-экономическом блоке правительства, тему с повышением пенсионного возраста для военных власти стараются не обсуждать публично, поскольку, если отказаться от этой меры, это будет означать «увеличение социального неравенства».
Политолог Аббас Галлямов отмечает, что в настоящее время зарплаты силовиков «гораздо выше», чем в частном секторе, а бизнес-интересы их руководителей имеют статус «священной коровы». Если гражданским лицам повысят пенсионный возраст, а силовикам — нет, последние снова окажутся в привилегированном положении.
По мнению проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, если основная пенсионная реформа пойдет с большими трудностями, в ближайшее время повышения выслуги лет силовикам не будет.
Начисление пособия бывшим силовикам проводится не из казны ПФР, а из ресурсов федерального бюджета. Вопросами обеспечения бывших кадров занимается непосредственно профильное ведомство.
Главным условием для инициирования оформления выплат является стаж работы. Чем это значение выше, тем большие платежи будет получать пенсионер.
Возможные ситуации, когда сотрудник правоохранительных органов вправе завершить работу и получать материальную помощь:
- достижение указанной в законе необходимой выслуги лет. По общему правилу, лицо должно иметь не менее 20 лет спецстажа. Если в трудовой книжке запись о начале работы в МВД внесена хотя бы за 12,5 лет до окончания службы, но общая длительность трудовой деятельности достигла 25-летней отметки, также можно обращаться за назначением пенсии;
- выход за рамки предельного возраста службы в силовых структурах. При этом важно учитывать, что для разных категорий установлены отдельные возрастные пороги. Например, генерал-полковник обязан закончить карьеру к 65-летию, полковники — до 55-летнего юбилея, а для низших званием максимум составляет 50 г. Минимальный возраст для ухода на отдых составляет 45 л.;
- получение травм, увечий во время выполнения непосредственных служебных обязанностей. В таких случаях появляется право на пенсионное обеспечение в связи с инвалидностью.
Расчет причитающейся суммы производится с учетом величины оклада, прибавки за специальное звание по линии Министерства ВД или юстиции, трудового опыта и приобретенной квалификации.
Определение конкретного результата происходит путем суммирования всех видов окладов, и умножения полученного результата (ДД — денежного довольствия) на понижающий коэффициент. ПК последний раз пересматривался в 2016. С тех пор коэффициент установлен на уровне 72,23%.