Электронные услуги: НДС при приобретении у иностранцев в 2019 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронные услуги: НДС при приобретении у иностранцев в 2019 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объектом налогообложения НДС является реализация услуг на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если услуги реализуются на территории иностранного государства, то такие операции не являются объектами налогообложения.
Налог на добавленную стоимость
Местом реализации консультационных услуг (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ) признается территория РФ в случае, если их покупатель осуществляет деятельность на территории РФ. Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя на территории РФ, то есть действует принцип «по покупателю». Аналогичный порядок применяется и в отношении юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Квалификация услуг как консультационных имеет немаловажное значение, поскольку налоговыми органами делаются попытки переквалификации. Так, в суде налогоплательщику пришлось доказывать, что аудиторские услуги по своей сути представляют собой сочетание бухгалтерских, юридических и консультационных услуг, поэтому он не включил выручку от проведения аудита иностранному покупателю в облагаемый НДС оборот (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2004 N А56-15663/03).
Налоговая инспекция оспаривала квалификацию предмета договора и расценила предмет договора как предоставление персонала для оказания услуг на территории РФ, в то время как фактически предметом договора явилось оказание консультационных услуг, передача в собственность иностранному покупателю авторских прав на разработанные консультантом средства программного обеспечения. Поскольку местом реализации договора не является территория РФ, отсутствует объект налогообложения по НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.05.2004 N Ф04/2740-980/А45-2004).
Критерием определения места фактического присутствия покупателя на территории РФ, необходимым для установления места потребления заказчиком консультационных услуг, является наличие государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя.
Заказчик (покупатель) консультационных услуг — российская организация
Способ уплаты НДС зависит от постановки на учет иностранной организации в качестве налогоплательщика НДС. Иностранная организация имеет право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика по месту нахождения своего постоянного представительства в РФ (п. 2 ст. 144 НК РФ).
Если она состоит на учете, то на нее распространяются требования НК РФ, в том числе обязанность предъявить сумму налога к оплате российскому покупателю услуг по счету-фактуре (п. п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ). Если же она не состоит на учете, то сумма налога ею не исчисляется (п. 3 ст. 166 НК РФ), а исчисляется, удерживается и уплачивается налоговыми агентами — российскими организациями (п. п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ) с суммы дохода от реализации этих услуг с учетом налога отдельно по каждой операции.
Пример 1. Иностранная фирма — производитель оборудования — оказывает российской организации консультационные услуги по обучению ее сотрудников навыкам работы с этим оборудованием. Является ли российская организация налоговым агентом по НДС?
Решение. Да, является. Место оказания услуг, определенное «по покупателю» — российской организации, — это территория РФ (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Покупатель — российская организация. Консультационные услуги оказывает иностранная организация, не состоящая на налоговом учете в России. Российская организация должна выполнить обязанности налогового агента: исчислить и удержать НДС из суммы доходов, выплачиваемых иностранной организации за консультационные услуги, и перечислить налог в бюджет (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Пример 2. Российская фирма приобретает консультационные услуги по договору с фирмой, имеющей постоянное место пребывания на территории Республики Узбекистан. Каков порядок налогообложения НДС?
Решение. Местом реализации консультационных услуг для целей НДС признается место осуществления деятельности покупателя таких услуг — российской организации, то есть территория РФ, поэтому услуги облагаются НДС (ответ на вопрос Департамента налоговой политики Минфина России от 15.03.2002). Услуги оказывает иностранная организация, не состоящая на налоговом учете в России. Российская организация должна выполнить обязанности налогового агента: исчислить и удержать НДС из суммы доходов, выплачиваемых иностранной организации за консультационные услуги, и перечислить налог в бюджет (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Что это такое, как регулируются законодательно?
Для начала дадим краткую формулировку: консалтинговые услуги — это вид информационных услуг, предоставляемых клиенту на возмездной основе; их суть — провести экспертизу и выявить наиболее удачные пути решения задачи, дать рекомендации и советы.
Различные компании либо обращаются к консультантам либо имеют в штате своих, для предупреждения и ликвидации потенциальных, уже имеющихся и последствий ранее произошедших проблем.
Несмотря на тот факт, что в России сейчас есть законы для регулирования консультационных услуг, их не достаточно для полного охвата действия фирм или частных лиц, занимающихся этим. На сегодняшний день основными документами для правового контроля являются:
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Закон РФ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Закон РФ № 152-ФЗ «О персональных данных».
- Закон РФ № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
- Закон РФ № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
- Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Если брать те законы и акты, которые затрагивают, непосредственно, сами услуги, то можно выделить:
- Статья 74 Конституции РФ, касается правовых основ консалтинговых услуг.
- Статья 128 ГК РФ, здесь говорится о закреплении их, как части гражданского права.
- Также глава 39, в ней сказано о последствиях нарушения договора об оказании каких-либо услуг.
Основным моментом создания правового механизма регулирования рыночных отношений в сфере оказания консультационных услуг являются догмы главы 39 ГК РФ.
Как защитить налоговые расходы на консультационные услуги
арбитражных дел, связанных с учетом расходов на консультационные (консалтинговые) услуги, рассмотренные с сентября 2005 года по сентябрь 2006 года включительно
Расходы на консультационные услуги наряду с юридическими и маркетинговыми традиционно вызывают повышенный интерес налоговых органов.
Это и понятно: самый простой путь увеличить расходы для налога на прибыль — заключить «нематериальный» договор, то есть на оказание услуг, например консультационных.
Оценить, сколько реально такие услуги стоят, налоговикам достаточно сложно — не так просто найти полный аналог конкретной консультации на рынке.
Поэтому компании широко используют такие договоры для снижения налогового бремени. Ведь расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Естественно, что налоговики обращают пристальное внимание на такие договоры. Иногда это оправданно. А иногда повышенный интерес безоснователен. И страдают в итоге законопослушные плательщики, которым приходится дополнительно доказывать обоснованность расходов.
Оценка качества консалтингового сервиса
Оценить качество оказываемых услуг куда сложнее, чем материального товара. Клиент не только воспринимает их, но и начинает играть роль соисполнителя оказания. Оценка охватывает процесс консультирования целиком и зависит от типа услуги.
Услуги, качество которых не может быть так просто определено клиентом, называется «товаром доверия». Так происходит по причине того, что даже после оказания консалтинга человек не может быть полностью уверен в его качестве.
Качество консалтинговых услуг имеет определенные особенности: главный его критерий – удовлетворение ожиданий клиента. Важно, чтобы эти услуги отвечали требованиям и даже превосходили их.
Зачастую выделяют следующие критерии:
- Консультант – навыки, знание в своей области, мотивы.
- Заказчик – умение ставить цель, указывать задачи, опыт, личные качества.
Важнейшими вещами также являются:
- Доступность (получить можно в любом удобном месте и в любое время).
- Компетентность (консультант обязан разбираться в области, проблемы которой вы хотите решить).
- Правдивость.
- Надежность (консалтинговые услуги оказываются аккуратно и с постоянно высоким уровнем качества).
- Безопасность (услуги не представляют опасность или риск для клиента).
На уровень качества сильно влияет персонал, оказывающий их. Наиболее значимыми факторами его подбора можно отметить:
- Выбор сотрудников с учетом направления деятельности фирмы.
- Условия работы, положительно влияющие на деловые отношения.
- Осознание персоналом целей, которые должен выполнить консультант.
- Хорошее вознаграждение за хорошо проделанную работу.
- Проведение курсов повышения квалификации персонала в соответствии возникающим новым стандартам.
Предлагаем вам ознакомиться с информацией о предоставлении бытовых, медицинских, почтовых, финансовых, юридических, муниципальных, образовательных, транспортных, бухгалтерских услуг.
Можно ли НДС от нерезидента относить в зачет?
Согласно пп.3 п.1 ст.400 НК РК и пп.1 п.1 ст.367 НК РК, при приобретении РУ у нерезидента, покупателю можно отнести в зачет сумму НДС, уплаченную за приобретенные РУ. Ограничением является сумма НДС, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату налога. Это означает, что нельзя отнести в зачет в отчетном периоде сумму, большую, чем уплачена в бюджет.
Согласно п.3 ст.401 НК РК, НДС в зачет учитывается в том налоговом периоде, на который приходится:
- дата уплаты налога в бюджет (либо проведения зачета);
- последний день налогового периода за который исчислен НДС за нерезидента.
Когда физлицо-покупатель обязан платить НДС
Российское законодательство обязывает платить НДС также физлиц, если местом осуществления деятельности покупателя признается РФ, и они пользуются следующими услугами иностранных компаний:
- права на программное обеспечение;
- электронные книги;
- хранение и обработка информации;
- маркетинговые услуги в интернете;
- администрирование сетей;
- хостинг;
- а также другие работы, связанные с использованием, сбором, анализом информации в интернете.
Чтобы доказать место ведение деятельности достаточно выполнение хотя бы одного из таких условий:
- покупатель проживает в России;
- банк, где открыт счет для приема оплат в пользу иностранной компании находится в России;
- IP-покупателя зарегистрирован в РФ;
- международный номер телефона, который используется для покупки услуг присвоен РФ.
НДС по услугам нерезидентов за пределами РФ
Если ИП применяет ОСН, он является плательщиком НДС. Уплата НДС производится в общеустановленном порядке. Немного неправильно поняли суть вопроса.
Оказывать услуги будет ИП-нерезидент. Какие требования по работе с ИП-нерезидентом, и налоговые последствия в связи с исполнением работ за пределами РФ. А принятие работ получается на территории РФ?
При приобретении услуг налоговые последствия по НДС зависят от того, территория какого государства (территория РФ или территория иностранного государства) признается местом реализации услуг в соответствии со ст. 148 НК РФ. Расходы по уплате налога, предъявленного иностранным исполнителем (в том числе резидентом государства — члена ЕАЭС), могут быть учтены при расчете налога на прибыль. — контракт, заключенный с иностранными или российскими партнерами; —
Индивидуальные предприниматели, юридические лица — резиденты осуществляют следующие виды валютных операций по экспорту и импорту товаров, без разрешений Банка России в соответствии с заключенными ими договорами: 3.2. зачисление резидентом сумм, поступающих в оплату экспортируемых им товаров до таможенного оформления этих товаров.
Поскольку результат оказания услуги не имеет материального выражения, ввоз услуги невозможно подтвердить грузовой таможенной декларацией и в этом случае она не оформляется. Для внешнеторговых контрактов, которыми предусмотрен импорт услуг, не предусмотрено и оформление паспорта импортной сделки. Указанные паспорта оформляются лишь для тех операций, которые предусматривают импорт товаров на таможенную территорию РФ.
У большинства российский организаций, заключающих контракты на импорт услуг, возникает вопрос: можно ли использовать в качестве средства платежа при расчетах с иностранным контрагентом иностранную валюту.
Если вы налоговый агент, база по НДС определяется как стоимость услуг с учетом налог а п. 1 ст. 161 НК РФ .
О том, как исчислить и заплатить налог, если деньги за приобретенные у иностранного контрагента товары (работы, услуги) вы перечисляете третьему лицу — российской фирме, см. 2011, № 3, с. 57
То есть налог надо будет удерживать из перечисляемой иностранцу суммы, указанной в контракте. Сумму дохода за вычетом налога вы перечисляете своему иностранному контрагенту. Поэтому еще на стадии заключения сделки следует проинформировать своего иностранного контрагента об удержании НДС и установить в контракте цену так, чтобы он при этом ничего не потерял. Тем не менее некоторые иностранцы этого не понимают, считая, что плательщиками НДС они не являются. Поэтому возможны две ситуации.
Налогообложение договорных отношений между Россией и Казахстаном (Буланцов М.)
Дата размещения статьи: 09.01.2017
Российская IT-компания (далее — российская организация) оказывает организации, расположенной на территории Казахстана, услуги по двум договорам: договору подряда (услуги по созданию и внедрению web-сайта) и договору по передаче лицензии на использование разработанного российской организацией программного продукта. На территории Казахстана у российской организации нет представительства.
Организация Казахстана предполагает внести в договор пункт о том, что по законодательству Казахстана НДС входит в цену договора, и в связи с этим собирается удержать 15% от суммы договора, перечисляя организации только 85%.Разберем, каков порядок уплаты НДС и налога на прибыль российской организацией.
- Также проанализируем, правомерно ли требование организации Казахстана о внесении в договор пункта о том, что НДС, в соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, не входит в сумму платы за оказанные услуги.
- Налог на добавленную стоимость
Порядок взимания НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг — Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014 (далее — Протокол).На основании с п. 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в п. 31 Протокола, — переработки давальческого сырья). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются по законодательству государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг.При этом в пп. 4 п. 29 Протокола установлено, что местом реализации признается территория того государства-члена, налогоплательщиком которого приобретаются, в частности:- работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;- патенты, лицензии, иные документы, удостоверяющие права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговые марки, товарные знаки, иные аналогичные права.Документальным подтверждением места оказания услуги в соответствии с п. 30 Протокола являются:- договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств — членов ЕАЭС;- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;- иные документы, предусмотренные законодательством государств — членов ЕАЭС.В рассматриваемой ситуации взимание косвенных налогов, в том числе НДС, должно регулироваться законодательством Казахстана.Нетрудно заметить, что порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость в Протоколе аналогичен установленному в ст. 148 НК РФ.
Как правильно исчислить НДС при оказании Международных транспортных услуг в рамках ЕАЭС
Если транспортные услуги оказаны налогоплательщиком Республики Беларусь, то НДС следует исчислять в Республике Беларусь
Как известно, объектами обложения НДС /*/ признают обороты по реализации работ, услуг на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее – НК). То есть если местом реализации транспортных услуг признают территорию Республики Беларусь, то при их реализации возникает объект обложения НДС.
* Информация об ошибках, выявленных при определении объекта обложения НДС, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Во взаимоотношениях с резидентами ЕАЭС место реализации работ и услуг устанавливают на основании положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, далее – Протокол).
Место реализации транспортных услуг определяют на основании места регистрации в качестве налогоплательщика организации, оказывающей эти услуги (подп. 5 п. 29 Протокола).
Пример 1. Оказаны услуги по перевозке
Белорусская организация по заказу резидента Казахстана оказала услуги по перевозке грузов /*/ с территории Республики Беларусь на территорию Казахстана с проездом по территории России. Местом реализации транспортных услуг признают территорию Республики Беларусь несмотря на то, что фактически услуга была оказана на территории Беларуси, России и Казахстана.
- * Информация о том, как применить нулевую ставку НДС при перевозке грузов, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
- Таким образом, если транспортные услуги оказаны налогоплательщиком Республики Беларусь, то:
- – местом реализации этих услуг признают территорию Республики Беларусь независимо от фактического места их оказания;
- – исчислять НДС следует в Республике Беларусь.
- По каким транспортным услугам можно применить нулевую ставку НДС
Обороты по реализации экспортируемых транспортных услуг облагают НДС по нулевой ставке (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке 0 %, относят услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта) за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории.
Кто не является плательщиком НДС?
Налоговым законодательством предусмотрены категории налогоплательщиков, освобождённые от уплаты НДС или не являющиеся плательщиками НДС:
Налогоплательщики | Причина освобождения от уплаты НДС | Нормативный акт |
Организации, индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС | Применение УСН | ст.346.11 НК РФ |
Применение ЕНВД | ст. 346.26 НК РФ | |
Применение ПСН | ст. 346.43 НК РФ | |
Применение ЕСХН | ст. 346.1 НК РФ | |
Организации, индивидуальные предприниматели, освобождённые от уплаты НДС | Соблюдение требований налогового законодательства РФ | ст. 145 НК РФ |
База налогообложения и налоговая ставка
В соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база — это сумма дохода поставщика-иностранца с учетом налога. Это значит, что при перечислении денег иностранному контрагенту российская компания должна будет удержать НДС и перечислить его в бюджет. Данный момент обязательно нужно учитывать и, чтобы не было потом недоразумений с поставщиком услуги, фиксировать в договоре, указав такую цену на услугу, которая при удержании НДС продолжала бы устраивать контрагента.
См. также статью «Как определить налоговую базу по НДС (момент определения)?».
Однако не все иностранные компании могут соглашаться с таким условием. В этом случае вам придется уплатить налог сверх законтрактованной суммы (письма Минфина России от 26.05.2016 № 03-07-13/1/30201, от 13.04.2016 № 03-07-08/21231, от 05.06.2013 № 03-03-06/2/20797). Об этом же сообщает Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 03.04.2012 № 15483/11.
Что касается налоговой ставки, то операции по оказанию услуг в большинстве своем облагаются по ставке 20%. Но бывают ситуации, когда применяется ставка 0% (их перечень приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ) либо операция освобождается от уплаты НДС (пп. 2–3 ст. 149 НК РФ).
Сумма налога определяется исходя из пересчитанной по курсу Центробанка (на день оплаты поставщику-иностранцу) валютной стоимости услуги (п. 3 ст. 153 НК РФ).
Налоговый агент по НДС: исчисление и уплата налога когда деньги перечисляются российской фирме
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл.21 НК РФ при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для производственных целей, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика. Следует учитывать, что согласно п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет полученных от иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, в книге покупок счет-фактура, составленный налоговым агентом за иностранное лицо, регистрируется в том отчетном периоде, в котором выполнены все перечисленные условия. Суммы НДС, подлежащие уплате российской организацией в качестве налогового агента в бюджет, отражаются в разд.1.2, зачет данной суммы — в строке 350 разд.2.1, а расчет суммы, причитающейся к уплате, осуществляется в разд.2.2 налоговой декларации по НДС. Никаких иных документов, подтверждающих право налогового агента на налоговый вычет, оформлять не нужно. При контроле правомерности вычета налоговые органы потребуют подтвердить факт получения услуг и факт уплаты в бюджет НДС, уплаченного в качестве налогового агента за счет средств, подлежащих оплате иностранной организации.
Перечисление налоговым агентом НДС в бюджет осуществляется отдельно от погашения его собственной задолженности перед бюджетом по данному налогу и учитывается налоговым органом в лицевой карточке организации — налогового агента также обособленно.
Следует отметить, что, поскольку перечисление удержанного налоговым агентом НДС в бюджет осуществляется в рублях по курсу на день перечисления, отражать сумму начисленного НДС в бухгалтерском учете целесообразно как соответствующую задолженность налогового агента перед бюджетом на эту дату. В противном случае возникают серьезные затруднения при обложении НДС сумм, возникших за период между отражением в бухгалтерском учете и фактическим погашением задолженности налогового агента по платежам в бюджет.
Отражение в бухгалтерском учете налогового агента операций по удержанию им из счета иностранной организации сумм НДС, перечислению их в бюджет и отнесению на налоговые вычеты целесообразно осуществить в следующем порядке:
Д-т сч. 20 К-т сч. 60-2 — осуществлена и оформлена актом приемка-сдача выполненных услуг (по курсу ЦБ РФ на дату акта (включая сумму немецкого НДС — 16%), за вычетом удерживаемого НДС);
Д-т сч. 19 К-т сч. 68 — налоговым агентом начислен НДС к перечислению в бюджет РФ (в рублях по курсу ЦБ РФ на момент перечисления НДС в бюджет РФ);
Д-т сч. 68 К-т сч. 51 — удержанный налоговым агентом НДС перечислен в бюджет РФ (в рублях по курсу ЦБ РФ на момент перечисления НДС в бюджет РФ);
Д-т сч. 60-2 К-т сч. 52 — произведена оплата выполненных услуг (оплата услуг);
Д-т сч. 91-2 (60-2) К-т сч. 60-2 (91-2) — произведена оплата выполненных услуг (начислена курсовая разница за период от приемки-сдачи услуг до их оплаты);
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — одновременно суммы удержанного налоговым агентом НДС отнесены на налоговый вычет.
Учитывая, что подлежащий перечислению налоговым агентом в бюджет НДС должен быть не начислен, а удержан им из дохода иностранной организации, отражение в бухгалтерском учете налогового агента указанных выше операций может быть следующим.
Пример. Стоимость услуги — 3649,36 евро (в том числе НДС). Услуга получена 10 марта, оплачена 15 сентября. Немецкая фирма на налоговом учете в РФ не состоит.
Курс составил (условно):
на дату принятия услуг — 35 руб/евро;
на дату оплаты — 36 руб/евро.
Д-т сч. 20 К-т сч. 60-2 — 3092,68 евро (108 243,8 руб.) — осуществлена и оформлена актом приемка-сдача выполненных услуг (по курсу ЦБ РФ на дату акта (включая сумму немецкого НДС — 16%), за вычетом удерживаемого НДС);
Д-т сч. 19 К-т сч. 60-2 — 556,68 евро (19 483,8 руб.) — выделен НДС с услуг (сумма НДС, начисленная к уплате налоговым агентом);
Д-т сч. 60-1 К-т сч. 68 НДС — 20 040,48 руб. — удержан НДС из суммы, подлежащей выплате (в рублях по курсу ЦБ РФ на момент перечисления НДС в бюджет РФ (556,68 евро х 36 руб.));
Д-т сч. 68 НДС К-т сч. 51 — 20 040,48 руб. — удержанный налоговым агентом НДС перечислен в бюджет РФ (в рублях по курсу ЦБ РФ на момент перечисления НДС в бюджет РФ (556,68 евро х 36 руб.));
Д-т сч. 60-2 К-т сч. 52 — 3092,68 евро (111 336,48 руб.) — произведена оплата выполненных услуг иностранной фирме (оплата услуг (по курсу ЦБ РФ на дату оплаты));
Д-т сч. 91-2 К-т сч. 60-2 — 3092,68 руб. — начислена курсовая разница по расчетам с иностранной фирмой (положительная курсовая разница за период от приемки-сдачи услуг до их оплаты);
Д-т сч. 68 НДС К-т сч. 51 — 20 040,48 руб. — удержанный НДС уплачен в бюджет (суммы НДС после уплаты в бюджет могут быть предъявлены к вычету);
Д-т сч. 68 НДС К-т сч. 19 — 20 040,48 руб. — одновременно суммы удержанного налоговым агентом НДС отнесены на налоговый вычет (суммы НДС после уплаты в бюджет могут быть предъявлены к вычету);
Д-т сч. 19 К-т сч. 60-2 — 556,68 руб. — корректировка расчетов по НДС (скорректирована сумма НДС, подлежащая вычету, так как вычет производится на фактически уплаченную сумму);
Д-т сч. 60-2 К-т сч. 60-1 — 20 040,48 руб. — условная проводка (регулирование сальдо по валютному и рублевому субсчетам).
Данная схема отражения в бухгалтерском учете налогового агента операций по возникновению и погашению его задолженности по НДС, по моему мнению, хотя и методически более точно описывает данный процесс, но более громоздка и достаточно сложно реализуется при «компьютерном» ведении бухгалтерского учета. Ведь используемые в настоящее время бухгалтерские программы, как правило, не позволяют реализовывать в автоматизированном режиме переброску сумм задолженности с так называемых валютных на рублевые регистры бухгалтерского учета и обратно.