Меры социальной поддержки членов семей лиц, проходивших военную службу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меры социальной поддержки членов семей лиц, проходивших военную службу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем заговаривать о том, имеет ли правовоенный на что-то, следует разобраться в его обязанностях. Чтобы военные обязанности могли исполняться, государство дает военнослужащим социальную защиту, которая распространяется не только на самих военных, но и их семьи.
Законы и НПА военного права
Если человек проходит службу в армии или является военным по профессии, его жизнь контролируют немного другие законы, нежели для гражданских. Праваграждан на военной службе указаны на страницах Конституции. Конечно, как уже говорилось, дополнительные нормы, которые должен соблюдать военнослужащий, имеются, но в основном они должны следовать основным предписаниям Конституции.
Таким образом, если военный и защищает отечество, он обязан это делать исключительно теми методами и в то время, как это указано в главном документе, регулирующем законодательство. О том, в какой форме и по какому порядку должен исполняться гражданский долг, указано сразу в нескольких законах. Это федеральные законы, где говорится «О статусе военнослужащего» и о воинских обязанностях в рамках прохождения службы. Первый документ рассказывается о том, какие общие права имеет военный как гражданин страны, но учитывая тот факт, что на данный момент он находится на службе военного толка. Кроме того рассматриваемый документ уточняет некоторые нюансы, что имеет военное дело для иностранцев.
Второй документ говорит о принятых формах и порядке, что предусматривает призыв и исполнение долга военного. Также в нем упоминается, что некоторые граждане обязаны вступать на воинскую службу, становится на учет, поступать в армию по определенному алгоритму.
Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение полностью за счет средств федерального бюджета
Обеспечение военнослужащих санаторно-курортным лечением полностью за счет средств федерального бюджета регулируется ведомственными нормативными актами. Так, Постановлением Правительства РФ N 911 утверждены Правила предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям военнослужащих. К данным военнослужащим относятся:
- сотрудники органов внутренних дел РФ;
- сотрудники государственной противопожарной службы МЧС России;
- сотрудники уголовно-исполнительной системы;
- сотрудники таможенных органов;
- лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи;
- лица, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции.
Санаторно-курортное лечение, оплачиваемое частично за счет средств федерального бюджета
Военнослужащие, а также члены их семей один раз в год во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), при этом стоимость санаторно-курортной путевки военнослужащего и члена его семьи за счет средств бюджета оплачивается частично. Как определено в ст. 16 Закона о статусе военнослужащих, военнослужащие оплачивают 25%, а члены их семей — 50% стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ определены иные условия оплаты.
Данное правило предоставления санаторно-курортных путевок не распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г. Им вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом выплачивается денежная компенсация в порядке и размере, определяемых Правительством РФ.
Следует заметить, что ряд ведомств дублируют нормы ст. 16 Закона о статусе военнослужащих в своих ведомственных нормативных актах. Примером может служить Приказ Министра обороны РФ от 11.11.1994 N 373 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» (далее — Приказ N 373). Помимо установленного выше процентного соотношения оплаты стоимости путевки для отдельных категорий военнослужащих в Приказе N 373 уточнено, что курсанты военно-учебных заведений и музыкантские воспитанники, суворовцы, нахимовцы и воспитанники кадетских корпусов путевками на туристские базы Минобороны России обеспечиваются при оплате в размере 30% их стоимости.
Порядок обеспечения санаторно-курортными путевками военнослужащих и членов их семей принят Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей» (далее — Постановление N 1093). Нормы, изложенные в нем, разъясняют и дополняют положения ст. 16 Закона о статусе военнослужащих.
Согласно Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в ВС РФ , в которой данный порядок изложен подробно, путевка выделяется, если необходимость в лечении подтверждена документально. Отбор желающих на получение санаторно-курортной путевки проводит санаторно-отборочная комиссия. В случае если желающих получить санаторно-курортную путевку больше, чем путевок, отбираются военнослужащие и члены их семей, которые наиболее остро нуждаются в лечении (п. 3 Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в ВС РФ).
Инструкция о порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах РФ, утв. Приказом Министра обороны РФ от 20.08.1999 N 360.
Отбор военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, членов их семей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, производится санаторно-отборочными комиссиями при воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях Минобороны России или гарнизонах. В свою очередь, пенсионеры Минобороны России и члены их семей отбираются санаторно-отборочными комиссиями военных комиссариатов субъектов РФ на основании заключения лечебных учреждений по месту их жительства.
1. Понятие социального обеспечения военнослужащих. В системе правовых норм военного права особое место принадлежит нормам, регулирующим социально-правовую защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В свою очередь, право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является важнейшей подотраслью военного права и составляет основу системы правового регулирования военно-социальной политики государства.
Какие заболевания служат основанием для прекращения службы?
Согласно приведенному выше Постановлению № 565 каждому виду заболеваний соответствует определенная категория годности. Приведем возможные диагнозы, препятствующие прохождению службы, в таблице.
Наименование болезни | Категория годности |
---|---|
Неизлечимые инфекционные заболевания | В |
Функциональные расстройства временного характера на фоне инфекционных болезней | Г |
Туберкулез | В, Д |
Лепра | Д |
ВИЧ-инфекция | Д |
Сифилис | Д, В, Г |
Злокачественные, доброкачественные опухоли | Д, В, Г |
Заболевания крови | Д, В, Г |
Заболевания эндокринной системы (зависят от тяжести) | Б-Д |
Психические заболевания (зависят от тяжести) | Б-Д |
Эпилепсия | Б-Д |
Заболевания головного мозга | В, Д |
Приведенный перечень отражает только часть возможных отклонений в состоянии здоровья, в указанном документе он гораздо шире.
Можно ли компенсировать расходы на платное лечение
П.2. Ст.16 ФЗ №76 определяет, что медицинскую помощь пенсионерам и военным оказывают госпитали по месту службы или жительства. Если в таком учреждении нет специалистов, допускается обращение в муниципальную или государственную поликлинику, больницу, либо иное лечебное учреждение, с которым заключен договор. Таким образом, ключевым фактором в решении вопроса об оплате лечения является наличие заключенного договора.
Имеется судебная практика, согласно которой расходы, понесенные гражданином при лечении в частной медицинской организации, не возмещаются. По этой причине рекомендуется перед подписанием договора и внесением оплаты узнавать об альтернативных услугах, оказываемых государственными поликлиниками и учреждениями. Информация о договорах предоставляется в самих учреждениях или военкоматах.
Права военнослужащих на охрану здоровья
При отсутствии по месту военной службы или по месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений, отсутствии в них соответствующих отделений или необходимого оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях муниципальной или государственной систем здравоохранения (ст. 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Расходы таким учреждениям возмещаются в порядке, установленном Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудниковправоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы» (далее — Постановление № 911), по тарифам, действующим на территории данного субъекта Российской Федерации на момент оказания медицинской помощи в учреждении здравоохранения, в соответствии с договором, заключенным между федеральным органом исполнительной власти (по представлению командиров воинских соединений, частей) и учреждением здравоохранения. Примерная форма договора приведена в указанном Постановлении. При этом взаиморасчеты за оказание скорой медицинской помощи и за дорогостоящие, высокотехнологичные виды медицинской помощи, оказываемые медицинскими учреждениями здравоохранения федерального подчинения, между федеральными органами исполнительной власти и указанными учреждениями не производятся. Скорая медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается военнослужащим беспрепятственно и бесплатно независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности медицинского учреждения. Определено, что военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обратите внимание => Когда распространяются льготы для студентов во время учебы
Что прописано в законе?
Согласно статье 16 закона № 76-ФЗ, который был принят 27 мая 1998 года, охранять здоровье военных, обеспечивая им безопасные условия несения службы, — обязанность их командиров:
- каждый караул, объект учебно-боевой подготовки, парк, каждое хранилище военного транспорта должно быть обеспечено аптечкой для оказания первой помощи;
- в гарнизонах организуются уроки по оказанию самопомощи и помощи другим людям при ранениях и травмах;
- по меньшей мере один раз в год командир обязан обеспечить проведение медосмотра и диспансеризации;
- контрактников каждый год обязывают проходить химико-токсикологический тест на наличие в организме наркотических либо психотропных веществ.
Увольнение по состоянию здоровья: перечень заболеваний
Список заболеваний, которые могут основанием для увольнения из армии в соответствии с Расписанием болезней, весьма обширен. Общее свойство всех этих болезней: невозможность дальнейшего несения службы без ущерба для здоровья или полноценного исполнения военнослужащим своих обязанностей.
Причем не всегда нарушение здоровья сопровождается полным отстранением от военной службы. При отдельных диагнозах допускается присвоение категории годности «Г», означающей временную негодность до последующего через 6-12 месяцев переосвидетельствования. Категория «В» также может присваиваться на период лечения, в случае его успешности позволяя возобновить прохождение службы.
Неизлечимые инфекционные заболевания
Функциональные расстройства временного характера на фоне инфекционных болезней
Этот вопрос немедленно вызвал горячие дискуссии в сети: на всех площадках кипят страсти, причем, в основном среди тех, кто не был достаточно внимательным и не прочитал текст указа от начала и до конца. Поэтому не будет лишним еще раз указать на ключевые пункты указа.
Мобилизация не всеобщая, а частичная, названа цифра 300 тысяч военнослужащих, что составляет около 1% всего имеющегося резерва. Это означает, что повестку могут получить только те, кто соответствует трем основным критериям, а именно:
- отслужившие по призыву в Вооруженных силах РФ;
- имеющие востребованную в настоящее время военно-учетную специальность (какие именно специальности нужны, знают только в военкоматах, это информация секретная);
- и главный пункт: те, у кого уже имеется боевой опыт.
Призыв касается преимущественно мужчин, но может затронуть и женщин-военнообязанных.
Из тех, кто соответствует всем трем этим требованиям, многие могут не пройти по состоянию здоровья, так как отбор достаточно строгий. На что следует обратить внимание, что привести в порядок, чтобы медкомиссия военкомата «не дала от ворот поворот»?
Понятие и структура правового статуса военнослужащих. Права и свободы военнослужащих
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих представляет собой совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.
Перечень лиц, являющихся военнослужащими, определен в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих». К ним относятся:
- • военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту);
- • военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы).
Военнослужащие и приравненные к ним категории граждан в системе пенсионного обеспечения России
История развития законодательства свидетельствует о том, что со времени укрепления централизованного российского государства военная служба стала рассматриваться как особый вид государственной службы. Ее особенности заключались в том, что, выполняя обязанности по защите Отечества, военнослужащие рискуют своей жизнью; их деятельность, уклад жизни и быта детально регламентированы; на них возлагается повышенная юридическая ответственность за несение воинских обязанностей; ограничены в политических, социально-экономических и других правах.
В связи с этим Российское государство разрабатывало и проводило политику социальной защиты «воинов», «служивых людей». Среди государственных мер поддержки военных были законодательно закрепленные возможности продвижения по службе за выслугу лет и отличия, государственное страхование жизни и здоровья, гарантированное пенсионное обеспечение по ранению, болезни, старости 1 Мельников В.П..
Холстова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие.
Современное российское законодательство продолжает эти традиции, предоставляя повышенную социальную защищенность лицам, проходящим военную службу.
Военнослужащие — это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов или военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ или Объединенных Вооруженных силах СНГ, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности, пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ и других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с российским законодательством.
К военнослужащим законодательство относит лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Условия пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей определяются Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Этот Закон предусматривает три вида пенсионного обеспечения для военнослужащих и членов их семей: пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца.
Эти правовые нормы распространяются на:
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, регламентировано Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который предусматривает для призывников и членов их семей два вида пенсий — по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Статус военнослужащего
Относятся ли сотруники полиции и правоохранительных органов к военнослужащим?
Вопрос относится к городу: Калининград
Сотрудник полиции не является военнослужащим
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе»
Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.