Жилищно-коммунальное хозяйство в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилищно-коммунальное хозяйство в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все типы жилья (комната в общежитии или коммунальной квартире, отдельная квартира, частный дом и т. п.) классифицируются как жилищный фонд.
Каждый объект жилищного фонда является в то же время объектом жилищно-коммунальных услуг и находится в чьей-то собственности.
По признаку собственности выделяются следующие виды жилищного фонда:
- частный — включает жилые помещения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам;
- государственный — собственником жилья является субъект Российской Федерации или Россия в лице уполномоченных органов;
- муниципальный — собственником является муниципальное образование: город, поселок и т.д.
Таким образом, объекты жилищно-коммунального хозяйства — жилищный фонд, управляемый муниципальными образованиями, и оборудование, которое должно быть предоставлено, чтобы в совокупности оказывать жилищные и коммунальные услуги населению.
Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?
Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.
Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.
Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».
Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).
Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.
Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.
Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».
Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).
Структура и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммуналыная сфера является одной из основных отраслей муниципального хозяйства, от функционирования которой непосредственно зависит жизнедеятельность населения. Отрасль ЖКХ напрямую связана с повседневными интересами граждан и призвана обслуживать их материально-бытовые потребности в жилищно-коммунальных услугах.
Сегодня для обеспечения эффективной системы управления и обслуживания муниципального жилищного фонда в России решаются задачи по внедрению конкурентных отношений, развитию инициативы собственников жилья, озданию условий для управления многоквартирными домами. Развитию конкурентных отношений и частной инициативы в жилищно-коммунальном комплексе города в частности способствует сувеличение бюджетного финансирования в части обновления и реконструкции основных фондов. Храмцов А. Жилищно-коммунальное хозяиство Тюмени: состояние, проблемы и перспективы развития // Городское хозяйство. 2008, №4.
Услуги ЖКХ направлены на обеспечение комфортной жизнедеятельности граждан в сфере получения коммунальных услуг, развития транспортной структуры, безопасного использования жилых и нежилых объектов, а также в рамках обеспечения других потребностей человека. ЖКХ – это социальное учреждение, которое призвано облегчать повседневную жизнь граждан, но также предприятие исполняет экономические функции, направленные на предоставление платных сервисов и контроль за их работой.
В 2018 году в полномочия хозяйства входят обязанности обеспечения людей:
- светом;
- водой;
- газом;
- центральным отоплением;
- канализацией и вентиляцией.
Успешность исполнения поставленных задач (даже платных) не всегда зависит от хозяйственного отдела. Несмотря на работу инженеров, своевременное обслуживание коммуникаций и капремонт, наблюдается нарушение эксплуатационных характеристик сантехники, проводки и отопительных приспособлений. Это требует дополнительных денежных вливаний, которых у местных властей не всегда достаточно.
Постановлениями Правительства ежегодно принимаются новые документы в сфере организации деятельности жилищно-коммунальных хозяйств. Главное внимание уделяется социальной защите населения, что проявляется в предоставлении льгот и дотаций при оплате коммунальных сервисов. Так, основные действия направлены на проведение следующих мероприятий:
- гарантия субсидирования, рассчитанная на принципах индивидуальности (на практике это расшифровывается путем отображения основных требований к объектам недвижимости, а также финансовому состоянию жильцов);
- предотвращение некачественного исполнения вверенных обязанностей по обслуживанию коммунальных систем;
- несанкционированное отключение услуг;
- увеличение тарифов.
Если со стороны конкретного органа были допущены существенные нарушения при исполнении обязанностей, то у жильцов есть право направить жалобу на действия должностного лица. К процедуре можно привлечь юриста, который поможет защитить свои интересы.
Получение собственниками квартир коммунальных услуг требует обязательной взаимной оплаты. Но на сегодняшний день проблема взыскания выплат с граждан связана с необоснованными размерами тарифов. Так, учет потребленных ресурсов происходит на основании принятых нормативов, которые могут значительно отличаться от фактически использованных сервисов. Кроме того, граждане, которые платят фиксированные суммы без учета использованных сервисов, считают своей обязанностью потратить больше, нежели было оплачено.
Это ведет к тому, что коммерческие организации, являющиеся провайдерами услуг, несут дополнительные траты, не обоснованные потребностями граждан. Так, согласно последним изменениям законодательства, с целью снижения тарификации принято решение принудительного монтирования счетчиков на воду, газ и свет. Это единый вариант сохранения низкой стоимости коммунальных услуг при сохранении качества работы.
Документация для открытия УК
Что нужно, чтобы открыть собственную управляющую компанию? Это не самый простой вид бизнеса, которому нужны комплексная подготовка и ряд государственных разрешений. Мы уже выяснили, что данная организация регистрируется как общество с ограниченной ответственностью и оформляет лицензию в жилищном надзоре.
Пошаговая инструкция, как открыть управляющую компанию. Список документов:
- заявление о регистрации по форме 11001, заверяется нотариально;
- выписка об открытии расчётного счёта и подтверждение, что учредители внесли уже минимум 50% уставного капитала;
- протокол собрания учредителей;
- уставная документация, включая приказ о назначении генерального директора;
- гарантийное письмо собственника офиса с согласием на использование его помещения как юридического адреса или свидетельство собственности на помещение;
- квитанция об уплате пошлины за лицензию — 30 тысяч рублей;
- документы, подтверждающие квалификацию руководителя и успешную сдачу экзамена.
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства в РФ
Состояние ЖКХ на сегодняшний день находится в кризисном состоянии, ведь ее инфраструктура формировалась еще в Советском союзе, а за последние 28 лет глобальных вложений в отрасль с целью поддержания и реформирования отрасли в целом не было, следовательно, износ объектов ЖКХ огромен, по всей стране в каждом городе и поселке еще есть объекты аварийного строительства как среди жилых помещений, так и в самой инфраструктуре (водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение), о чем свидетельствуют происходящие аварии на всей территории России. Можно сказать что и предприятия – поставщики ЖКХ несут огромные убытки при ветхости жилья, которое невозможно восстановить, но и обеспечить нуждающееся население новым жильем, пригодным для проживания тоже нет, — и в итоге замкнутый круг, из которого выйти без привлечения внимания органов власти и общественности просто нет возможности.
Предприятия — поставщики сферы ЖКХ являются одной из наиболее важнейших структур каждого города, и в данном случае даже самый небольшой сбой в работе системы функционирования предприятий ЖКХ способен остановить функционирование не только отдельного района, но и города или поселка в целом. Можно говорить, что именно ЖКХ является фундаментом по развитию инфраструктуры России в целом и отдельных городов и поселков в частности.
В таблице 1 представлен рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России.
Таблица 1 — Рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России
Наименование проблемы | Рейтинг, в% |
Непрозрачность тарифов | 23 |
Качество работы управляющих организаций | 19 |
Капитальный ремонт | 13 |
Состояние многоквартирных домов | 12 |
Качество предоставляемых услуг | 7 |
Обустройство прилегающей территории | 4 |
Проблемы с приборами учёта | 3 |
Бездействие уполномоченных органов | 1,5 |
Аварийное жилье | 1,5 |
Иные | 16 |
В рамках национальных проектов выделены серьезные деньги на программы переселения из аварийного жилья, благоустройства, улучшения качества питьевой воды в малых городах. По итогам инвестиционного форума в Сочи появилось поручение Председателя Правительства Д. А. Медведева о выделении дополнительных средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры, износ которой достиг 60%. Все эти проекты, безусловно, послужат серьезным драйвером для развития строительной отрасли и ЖКХ, обеспечат новые рынки сбыта производителям работ и материалов, увеличат потребность в профессионалах. Ни одна технология, ни один проект не будет реализован без грамотных исполнителей и потребителей. Кадровый потенциал – такой же залог повышения эффективности отрасли, как деньги и технологии. Не менее важной задачей является воспитание грамотных потребителей, которые смогут эффективно контролировать все те проекты, которые реализуются в их городах, дворах и домах.
Один из трендов в ЖКХ сегодня – это налаживание коммуникации с собственниками жилья на региональном, муниципальном и низовом уровнях.
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой крупнейшую отрасль экономики нашей страны, состояние которой можно оценить как критическое, при этом на уровне государства и региональных органов власти разрабатываются соответствующие программы по реформированию отрасли ЖКХ.
Льготы в жилищно-коммунальном хозяйстве
Оплата жилищно-коммунальных услуг – прямая обязанность каждого домохозяйства, вне зависимости от того, владеет оно жильем или арендует его. В России для некоторых категорий граждан предусмотрены льготные условия пользования услугами ЖКХ. Они установлены на федеральном и региональном уровне. То есть в первой ситуации перечень льгот ЖКХ регулируется правительством, а во второй – правительством того или иного региона страны. Т. к. региональные льготы в разных уголках нашей Родины различны, следует уделить внимание общим моментам – федеральным льготам.
Федеральная льгота в сфере ЖКХ представляет собой скидку, предоставляемую в процессе оплаты коммунальных услуг.
К числу федеральных льготников ЖКХ относятся следующие категории граждан:
- герои Советского союза и РФ;
- почетные кавалеры ордена славы;
- заслуженные герои социалистического труда;
- ветераны ВОВ;
- лица, имеющие инвалидность;
- бывшие узники фашизма, не достигшие 18 лет;
- граждане, подвергшиеся радиации в ходе аварийной обстановки на АЭС в Чернобыле;
- граждане, пострадавшие от аварии в рамках производственного подразделения «Маяк»;
- лица, пережившие ядерные испытания на Семипалатинском полигоне;
- граждане, относящиеся к подразделениям особого риска;
- члены семей военнослужащих лиц, которые утратили кормильца.
Как и любое другое коммерческое хозяйственное общество, управляющая организация обязана формировать и передавать бухгалтерскую, налоговую, статистическую и иную отчетность управляющей компании ЖКХ по закону в контролирующие и надзорные органы.
Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 162 ЖК, УК должна отчитываться о проделанной работе, израсходованных средствах и порядке исполнения договора перед общим собранием собственников жилых помещений МКД, находящегося под ее управлением.
Отчетность перед жильцами представляется ежегодно не позднее I квартала текущего года в письменной форме. Подобного рода отчеты должны содержать сведения:
- о соответствии выполненных работ и услуг требованиям законодательства;
- о видах и характеристиках проведенных работ, типах коммунальных услуг;
- о расчетах со снабжающими предприятиями;
- о случаях нарушений договора со стороны УК, рассмотренных обращениях жильцов;
- о суммах, полученных от заключенных договоров средств и использованных суммах резервного фонда и так далее.
Что ждет УК в будущем
С конца 2017-го года ведутся активные разговоры о том, что правительство хочет лишить УК выплат денег за услуги ЖКХ, предоставленные снабжающими организациями. Дело в том, что по расчетам за водо- и теплоснабжение управляющие организации до сих пор выступают в качестве посредника между поставщиком услуг и конечным потребителем. В итоге все чаще встречаются ситуации, когда владельцы вовремя платят по квитанциям, но недобросовестные УК накапливают долги, за что МКД отключают от снабжения.
Пока законопроект, которым управляющие компании лишат права собирать коммунальные платежи, находится на стадии разработки.
Как полагают эксперты, нововведения пойдут только на пользу системе управления.
Во-первых, если УК действуют в рамках закона, они не получают от сбора средств никакой прибыли. Во-вторых, с них будет снята работа с должниками и, в-третьих, ресурсоснабжающие организации не смогут предъявить им претензии за долги жильцов.
УК и сами не против того, что их отстранят от сбора средств ЖКХ. Это позволит уделить больше внимания управленческим функциям, текущему ремонту и уборке. В перспективе это сузит штат УК и изменит систему управления.
Задачи тарифного регулирования
Эффективный анализ процедур нормирования и ценообразования должен основываться на соотношении сформировавшегося уровня затрат производителей и объема потребления конкретного ресурса. Существующие проблемы обусловлены несовершенством действующей нормативной базы. При этом пробелы присутствуют на федеральном, региональном и местном уровнях. Схема тарифного регулирования призвана обеспечивать реализацию инвестиционной и производственной программ, утверждаемых на предстоящий период. В ее функции входит:
- Стимулирование предприятий ЖКХ к уменьшению затрат при одновременном повышении качества услуг.
- Создание условий для привлечения инвестиций.
- Обеспечение формирования необходимого количества финансовых ресурсов.
- Учет создания конкурентных отношений в некоторых подотраслях ЖКХ.
- Формирование механизмов уменьшения политизированности процессов ценообразования.