Как определить статус (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определить статус (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Какими документами можно подтвердить статус резидента?

Перечень документов, которыми может быть подтвержден налоговый статус физического лица, налоговым законодательством не установлен. К ним могут относиться:

  • копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы;

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;

  • справки с места работы (в том числе с предыдущего места работы);

  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;

  • авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы (проездные документы, документы о проживании);

  • свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;

  • справка, полученная по месту проживания в РФ;

  • договоры, заключенные с медицинскими (образовательными) учреждениями;

  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Кто должен платить налоги в России со своих доходов (НДФЛ)?

Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ») определяет две категории налогоплательщиков НДФЛ:

  1. Резиденты России; и
  2. Нерезиденты России.

Резиденты платят НДФЛ (13% по общему правилу) со всех своих доходов от источников по всему миру.

Нерезиденты платят НДФЛ (30% по общему правилу, исключения см. в следующих разделах) только с доходов от источников в России, перечисленных в ст. 208 НК РФ. К ним, например, относятся:

  1. Дивиденды и проценты от российских организаций, российских индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
  2. Страховые выплаты;
  3. Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
  4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, и т.д.

В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Читайте также:  Отпуск по беременности и родам

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожида��ь от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

Как работодатель и налоговая узнают, что сотрудник — нерезидент

Работодатель должен узнать от работника. Всё держится на честном слове. В законе нигде не написано, что сотрудник должен сообщать об изменении налогового статуса своему начальнику. Если условный Марат и раньше вёл соцсети для ООО «Дружище» на удалёнке, а потом переехал в Казахстан, работодатель может только догадываться о его местонахождении.

Возможно, обязанность сообщить о смене адреса есть в трудовом договоре. Тогда Марат должен написать заявление и прислать копию загранпаспорта с отметкой погранслужбы. Но даже на это стороны, бывает, закрывают глаза и делают вид, что ничего не изменилось.

Налоговая должна узнать от работодателя. К концу года компания сдаст в ФНС отчёт по форме 6-НДФЛ, и в ней будет указан налоговый статус сотрудника. Если там не написано, что работник — нерезидент, инспекция об этом не узнает.

Какой-то обязанности сообщать в налоговую о переезде в законе нет. Как нет и общих реестров с погранслужбой, откуда инспектор мог бы узнать, где Марат и когда он уехал. Поэтому никакого контроля за налоговым статусом, по сути, не существует.

Если работник не сообщил о переезде, то и что-то менять в налогах не нужно. А мы будем говорить о ситуации, когда работник поступил порядочно, предупредил компанию и прислал скан паспорта со штампом о выезде.

Налоговый статус физлица

При исчислении НДФЛ следует в первую очередь уделять внимание вопросу не гражданства, а резидентства. Налоговое резидентство определяется принадлежностью физического лица к налоговой системе государства. Понятия валютного, миграционного, любого другого и налогового резидента отличаются.

В Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, например, что валютные резиденты России — каждый гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие на территории РФ иностранцы с видом на жительство. Граждане РФ, непрерывно проживающие за пределами страны не менее 183 дней, освобождаются от ограничений, связанных со статусом валютного резидента.

Понятие налогового резидента определено в статье 207 НК РФ. Это физическое лицо, фактически находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанных 183 дней положения НК РФ не содержат (письма Минфина России от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, от 01.09.2016 № 03-04-05/51258, от 26.04.2012 № 03-04-06/6-123, ФНС России от 30.08.2012 № ОА-3-13/3157@).

Статус налогового резидента обеспечивает применение льгот и вычетов при исчислении налога с доходов во всех странах. Сотрудник может оказаться налоговым резидентом одновременно нескольких государств или, наоборот, быть везде налоговым нерезидентом.

Правила определения налогового статуса в разных странах различаются. Во избежание двойного налогообложения между большинством стран заключаются соответствующие соглашения, предусматривающие освобождение от налогов, зачет, налоговый вычет и др. налоговые льготы.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Статья 232 НК РФ предусматривает, что налоговый агент может не удерживать НДФЛ, если доход выплачивается резиденту иностранного государства, с которым у РФ заключено международное соглашение. Например, резидент иностранного государства может получать доходы на территории РФ. Аналогично нерезидент РФ может получать доходы за рубежом. В соответствии с такими соглашениями НДФЛ на доходы от российских компаний, полученные за рубежом, налоговые нерезиденты РФ не платят, но включают в декларацию о доходах (по форме 3-НДФЛ).

Источник прибыли может быть всегда российским? Последние новости от Минфина для нерезидентов РФ.

Сравнительно недавно (июль 2022 года), Министерство Финансов РФ представило поправки к Налоговому кодексу РФ на ближайшие три года. Самый важный пункт новых правил, который, несомненно, заинтересует многих россиян-иммигрантов – признать выплаты от российского работодателя или заказчика российскими доходами, независимо от Трудового соглашения и места работы.

Если говорить простыми словами, то все удаленные работники в статусе резидента или нерезидента РФ будут платить налог у источника в России при заключении соглашения с российскими заказчиками/работодателями. Местом происхождения прибыли будет признаваться не место работы по договору сторон, а местонахождение работодателя.

Проект пока не внесен в Государственную Думу, но уже заставил забеспокоиться многих российских удаленщиков. Даже если данные поправки будут приняты и вступят в законную силу, остается другой вариант жить и работать за рубежом без налогов в России – найти там же работодателя. Платить с таких доходов НДФЛ в РФ не придется, что и радует.

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата выплаты дохода. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года.

Как определяется статус налогового нерезидента?

В Налоговом кодексе фигурирует такое определение:

Налоговый резидент — физическое лицо, которое находится в России более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Некоторые интерпретируют это так: 12 месяцев — календарный год с 1 января по 31 декабря.

Однако в ФНС пояснили изданию, что для определения статуса налогового резидента надо отложить от необходимой даты 12 месяцев и посчитать, сколько дней в этом периоде человек был за пределами РФ.

Например, определим резидентство для гражданина РФ на 30 сентября 2022 года. Человек уехал из России 1 марта 2022 года и с тех пор не возвращался. Откладываем 12 месяцев и получаем период с октября 2021 по сентябрь 2022. Сейчас надо посчитать, сколько календарных дней человек отсутствовал в РФ. Получается больше 183, соответственно, на октябрь 2022 года статус гражданина — налоговый нерезидент.

Как установить 12-месячный период

12 следующих подряд месяцев, необходимые для установления налогового статуса человека, – это не календарный год с 1 января по 31 декабря. Этот период может начаться в одном налоговом периоде, а продолжиться в другом (письма Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-04-06/6-289, от 31 мая 2012 г. № 03-04-05/6-670 и др.). Так, если налоговый статус определяется на 30 сентября 2013 года, то 12-месячный период начинается 30 сентября 2012 года, а заканчивается 29 сентября 2013 года, если на 15 сентября 2013 года, то начало периода – 15 сентября 2012 года и окончание – 14 сентября 2013 года. А в течение календарного года работодатель должен контролировать налоговый статус работников: при выплате зарплаты – на каждую дату начисления – в последний день календарного месяца, который по этому виду доходов считается моментом получения, на день выплаты доходов – по другим их видам, например, по отпускным.

Как посчитать 183 дня

Человек является налоговым резидентом, если он пребывает в России больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Число дней пребывания определяется суммированием (прямым подсчетом) всех календарных дней, в которых он находился в РФ в течение этого периода (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). При их подсчете учитываются дни (календарные даты) въезда и выезда, поскольку в эти дни человек фактически находится на территории России (письмо ФНС России от 31 марта 2009 г. № 3-5-04/345@).

Эти 183 дня не должны течь непрерывно (письмо ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-3-13/3157@). Они могут прерываться на периоды отпусков, командировок и др.

При подсчете 183 дней пребывания на территории России в их количество не включается время нахождения за границей, кроме краткосрочных (менее шести месяцев) выездов для лечения и обучения – они включаются. Обязательное условие: сразу после окончания обучения или лечения работник должен вернуться в РФ (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128). Но если по договору с иностранным образовательным учреждением обучение длится более шести месяцев, не учитывается при подсчете дней нахождения человека в России весь период его обучения – нахождения за пределами РФ в целях этого обучения (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). Все дни, когда человек лечился за рубежом или проходил обучение, должны быть подтверждены документально: договорами с медицинскими (образовательными) организациями или справками от них с указанием времени лечения (обучения), а также копиями паспортов физлица с отметками пограничного контроля.

Никаких ограничений по возрасту человека, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и видам заболеваний, странам, в которых граждане России могут обучаться или лечиться, не установлено (письмо ФНС России от 23 сентября 2008 г. № 3-5-03/529@).

Читайте также:  Новые правила пересдачи на права после лишения в 2022 году

Важным условием для того, чтобы периоды краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения были засчитаны в период нахождения человека на территории России, является цель поездки. Если он выезжал за рубеж с иной целью, но, находясь в иностранном государстве, прошел лечение (или обучение), эти дни включить в период, подтверждающий резидентство, не получится (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128).

При подсчете дней фактического пребывания человека в Российской Федерации за период следующих подряд 12 месяцев в него входит время до заключения трудового договора (письмо Минфина России от 27 ноября 2008 г. № 03-04-06-01/323). Но только в случае, если законность нахождения подтверждена документально. Если таких документов нет, подсчет 183 дней нахождения на территории РФ следует вести с первого дня работы иностранца в компании.

Ставки НДФЛ в 2020 году: 13, 15, 30, 35%

Платеж

Ставка

Зарплата, отпускные и другие выплаты работнику — резиденту РФ*,

а также зарплата для:

  • высоквалифицированных иностранных специалистов
  • работников из стран ЕАЭС
  • безвизовых мигрантов
  • беженцев

13%

Зарплата, отпускные и другие выплаты работнику — нерезиденту РФ*

30%

Дивиденды резиденту РФ

13%

Дивиденды нерезиденту РФ

15%

Процентный доход от вкладов в части, облагаемой НДФЛ

35%

Доход от экономии на процентах при получении займа

35%

Призы и выигрыши в лотерею (в сумме, превышающей 4000 руб.)

35%

Доходы ИП от предпринимательской деятельности на общем режиме

13%

* Резидент РФ — это тот, кто пребывает на территории РФ более 183 дней в году.

В налоговом кодексе содержится ряд отличий в налогообложении прибыли резидентов и нерезидентов. Для них установлены разные перечни доходов, которые будут облагаться НДФЛ. Говоря о нерезидентах, они платят налог только с того дохода, которой получен в результате работы в России. Когда происходит исчисление НДФЛ для обеих категорий, ставка применяется разная.

Доходы резидентов облагаются по ставке 13%, нерезидентов – 30%. Прибыль в качестве материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по взятым займам, у резидента облагается налогом по ставке 35%, у нерезидента – 30%.

Существует еще одно отличие, которое заключается в том, что гражданин РФ, являющийся резидентом, имеет право на налоговые вычеты по НДФЛ. У нерезидента такой возможности нет.

Основная информация о статусах

Многие путают определение гражданина страны и её резидента. Точнее, люди полагают, что эти слова тождественны и являются синонимами. Это неверное суждение. Человек может быть российским гражданином и при этом её резидентом не являться, как и в другой комбинации — «резидент без гражданства». Разберёмся подробнее.

В 207-ой статье налогового свода законов РФ упоминается, статус «резидент страны» доступен людям, проживающим здесь не менее, чем 183 дня в течении двенадцати подряд идущих месяцев

Важно понимать, что эти двенадцать месяцев – не обязательно календарный год, так как отсчёт может идти с апреля одного года по апрель следующего, к примеру. Граждане, отправляющиеся заграницу на краткие периоды времени, статуса не лишаются

Максимум для непрерывного отсутствия в стране – шесть месяцев, да и то исключительно по вопросам обучения или лечения. Также полгода могут отсутствовать работники морских месторождений, добывающие углеводородное сырьё.

На срок до года без потери статуса резидентов из России могут выезжать «силовики», представители власти и органов муниципальных правлений

В указанных ситуациях граждане должны быть готовы предоставить официальные бумаги, подтверждающие цели визитов заграницу и их длительность. В случае с поправлением здоровья это будут специальные лечебные (медицинские) визы в загранпаспорте, договоры с иностранными медицинскими учреждениями. Аналогично обстоит дело с получением образования – соглашения с обучающими учреждениями и иные подтверждающие документы обязаны быть у человека на руках. При этом что лечебные, что образовательные организации обязательно должны иметь соответствующие лицензии.

В статье №11 НК РФ также сказано, что статус резидента получают:

  1. Граждане страны, имеющие регистрацию по месту постоянного проживания или нахождения.
  2. Иностранцы, получившие в России разрешение на жительство.
  3. Иностранцы, имеющие позволение сотрудника Министерства внутренних дел на непрерывное пребывание в РФ.
  4. Работники других стран, имеющие трудовой договор на период больший, чем 183 дня.

Логично, что резидентского статуса не достигнуть личностям, проживающим в стране меньше указанного количества дней или месяцев, прошедших между ними. Независимо от времени пребывания на территории страны (даже если оно превышает 183 дня), статуса «резидент» не получить:

  • беженцам и иностранным господам, получившим временное убежище в стране;
  • приглашённым на работу/службу иностранным специалистам высокой квалификации.

Статус нерезидентов характеризуется рядом нюансов:

  1. Лица, не имеющие статуса резидента, но получающие в стране доходы, обязаны быть плательщиками НДФЛ.
  2. Даже уплачивая подоходный налог, нерезиденты не могут претендовать на налоговые вычеты: имущественные, социальные, стандартные.
  3. Нерезиденты обязаны подавать в ФНС декларацию, когда получают прибыль на территории России.
  4. На каждую дату выплаты такого дохода статус нерезидента исчисляется и подтверждается вновь.

Налоговый резидент и «валютный» резидент все-таки не одно и то же

Налоговая служба напомнила, какие граждане являются резидентами для целей валютного законодательства, а также рассказала, какие штрафы ждут тех, кто не уведомил ИФНС об открытии/закрытии счетов в банках, расположенных за пределами РФ.

Примечание: Письмо ФНС от 16.07.2017 № ЗН-3-17/5523

Итак, валютными резидентами признаются граждане РФ. И если резидент открыл/закрыл счет/вклад в банке, находящемся за пределами РФ, или изменились реквизиты этого счета/вклада, то резидент должен об этом уведомить ИФНС. И кроме того, в его обязанности входит представление отчета о движении средств по такому счету/вкладу.

За неподачу, например, уведомления гражданину грозит штраф в размере от 4000 руб. до 5000 руб. Если же он все же уведомил ИФНС, но с нарушением срока, то штраф составит от 1000 руб. до 1500 руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *