Статья 27.16. Временный запрет деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 27.16. Временный запрет деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Временный запрет деятельности является новой административно-принудительной мерой, введенной в КоАП РФ Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (с изменениями от 3, 30 июня, 4 декабря 2006 г.). Временный запрет деятельности тесно связан с таким наказанием, как административное приостановление деятельности, так как применяется только в том случае, если за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением конкретных правил, КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного приостановления деятельности. Кроме того, по своей сути временный запрет деятельности практически аналогичен административному приостановлению деятельности.

Исполнение наказания в виде административного приостановления деятельности

На основании абз. 2 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ обеспечением исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности служит запрет деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, приостановление операций по счетам.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол о нем, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Что должно быть отражено в постановлении об административном правонарушении, вынесенное судом?

В постановлении об административном правонарушении, вынесенное судом, в котором видом наказания является приостановление деятельности должно быть указано следующее:

1) должен быть мотивирован тот факт, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания;

2) должны быть указаны те обстоятельства, которые по мнению суда создают угрозу причинения вреда;

3) если применялась мера о временном приостановлении деятельности, то суду следует отразить это обстоятельство в постановлении (в том числе время фактического прекращения деятельности, которое указано в протоколе о временном запрете деятельности);

4) в постановлении должны быть отражены конкретные мероприятия, которые необходимы для обеспечения исполнения (прекращение эксплуатации конкретных агрегатов, объектов, зданий и т.д., от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям). Важно отметить, что такие действия как наложение пломб, опечатывание помещений и т.д. не детализируются, так как подобные решения принимаются судебными приставами-исполнителями.

Что делать с работниками?

Как избежать проблем с сотрудниками на время административного приостановления деятельности? Важно понимать, что административное приостановление деятельности предприятия не означает автоматическое приостановление трудовых отношений, так как в ТК РФ не содержится норм, позволяющих приостановить выполнение работниками трудовых функций по данному основанию.

По сути, в случае, когда деятельность организации приостанавливается по решению госоргана, руководитель предприятия обязан ввести на предприятии простой (Пример 1) или перевести сотрудников на другую работу.

В исключительных случаях если они не захотят продолжить работать у своего работодателя, то могут подать заявление о расторжении трудового договора по собственному желанию или по соглашению сторон. Также у работника есть право уйти в отпуск без сохранения заработной платы, но с разрешения руководителя предприятия (порядок тут будет такой же, как и при добровольной приостановке).

Срок административного приостановления деятельности

Законодательство предусматривает административное приостановление деятельности на срок до трех месяцев. Конечно, такое решение можно обжаловать, либо подкорректировав деятельность организации, подать прошение об изменении постановления. В противном случае, по истечении 90-та суток, решение суда аннулируется, и наказание теряет свою силу. Организация может продолжать свою работу в привычном режиме.

Если возникли проблемы с собственным бизнесом и грозит такая неприятность, как административное приостановление деятельности организации, дело запустили настолько, что постановление суда вошло в свою действующую силу – это далеко не тот повод, когда следует отчаиваться. Устранив причины, те обстоятельства, которые побудили судебное разбирательство, организация может смело продолжать свою деятельность.

Нормы закона и первый важный вывод.

В соответствии с ч. 15 ст. 23 Закона об участии в долевом строительстве контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае если:

1) более чем на 30 дней задержано представление отчетности, предусмотренной этим федеральным законом;

2) не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости деятельности застройщика, установленные Правительством РФ;

Читайте также:  Налоговый вычет по процентам по ипотеке

3) застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным ч. 1 ст. 12.1 этого федерального закона, и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 100 тыс. руб.;

4) застройщик не исполняет требования этого федерального закона, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные данным законом меры воздействия;

5) в представленной в контролирующий орган проектной декларации отражены заведомо недостоверные сведения:

  • о соответствии застройщика требованиям, установленным ч. 2 ст. 3 этого закона;
  • о соответствии юридических лиц, заключивших договор поручительства с застройщиком, требованиям, указанным в ч. 3 ст. 15.3 этого закона.

6) по истечении шести месяцев со дня выдачи контролирующим органом предписания об устранении нарушения требований, указанных в п. 1, 7 и 8 ч. 2 ст. 3 этого закона, застройщик не устранил нарушения.

К сведению

Пункты 5 и 6 внесены в ч. 15 Федеральным законом от 03.07.2016 № 304‑ФЗ и касаются тех МКД, в отношении которых регистрация первого ДДУ проводится после 01.01.2017.

Из формулировки ч. 15 ст. 23 Закона об участии в долевом строительстве видно, что уполномоченный орган вправе просить суд о приостановлении не всей деятельности организации, а только той ее части, которая связана с привлечением денежных средств участников для строительства МКД. Иными словами, вступление в силу решения суда не препятствует продолжению деятельности организации, в том числе по строительству МКД за счет собственных и заемных денежных средств. Застройщику будет запрещено заключать договоры с новыми дольщиками и получать от них денежные средства.

В подтверждение сказанного сошлемся на мнение арбитражных судов:

Судебный акт

Позиция арбитров

Постановление АС ВСО от 13.04.2016 № Ф02-1339/2016 по делу № А19-10696/2015

Несостоятельны ссылки организации на то, что приостановление судом деятельности ограничивает правоспособность юридического лица и не дает возможность заниматься определенным видом деятельности. В силу положений Закона об участии в долевом строительстве судом может быть приостановлена не предпринимательская деятельность застройщика как таковая, а лишь отдельная ее часть, связанная с привлечением долевых инвестиций от граждан по договорам участия в долевом строительстве. Застройщиком не утрачено право на осуществление иной предпринимательской деятельности, в том числе на завершение строительства и привлечение инвестиций в строительство иным легальным путем

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 № 09АП-13351/2014-АК по делу № А40-181640/13

Решение о приостановлении деятельности не ограничивает застройщика в осуществлении иной хозяйственной деятельности, помимо деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, не запрещает извлекать доходы от продолжения иной деятельности и не препятствует продолжению строительства жилого комплекса и сдаче его в эксплуатацию

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02.12.2016 по делу № А45-16341/2016

Приостановление деятельности в части привлечения денежных средств участников не препятствует обществу осуществлять строительную деятельность на спорном объекте, а для завершения строительства организация может изыскать иные денежные средства, в том числе получить кредиты в банке

Досрочное прекращение административного приостановления деятельности

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 3.12, ч. 3, 4 ст. 32.12 КоАП РФ, лицо, устранившее допущенные нарушения, может обратиться к судье с ходатайством о досрочном прекращении административного приостановления деятельности. Такое ходатайство также может быть подано Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, назначаемым Президентом Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения их органами государственной власти и должностными лицами, в компетенцию которого входит в том числе рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Порядок административного приостановления деятельности определяется в ст. 109 ФЗ № 229 В соответствии с общим правилом, постановление судьи реализуется немедленно после вынесения. Следовательно, в качестве срока исполнения выступает дата возбуждения производства. По ч. 14 статьи 30 указанного выше Закона, период для добровольной реализации постановления суда не предусмотрен. Административное приостановление деятельности организации предполагает опечатывание помещений, кассы, мест хранения продукции и прочих материальных ценностей, наложение пломб. Данные мероприятия проводятся с учетом пункта 2 ст. 32.12 КоАП. Законодательство допускает предпринимать и иные меры по реализации предписаний, указанных в постановлении. Так, после разбирательства дела одной из школ, суд вынес решение, предусматривающее административное приостановление деятельности учреждения в связи с низкой температурой в классных помещениях. Директор учебного заведения издал соответствующий указ во исполнение постановления. После этого в школе была начата работа по восстановлению надлежащего температурного режима.

Предпринимательская и иная публичная деятельность регламентируется законодательными нормами. В правовых актах определены предписания, исполнение которых обязательно для всех субъектов. В КоАП предусматриваются разные виды наказаний. При нарушениях, не угрожающих жизнедеятельности людей, виновным вменяются, как правило, денежные взыскания. Однако если проступки будут признаны серьезными, то может последовать и более жесткое наказание. Задача субъектов хозяйствования, в первую очередь, состоит в недопущении нарушений. Если же возникли обстоятельства, выступающие в качестве основания для привлечения к ответственности, то их необходимо устранить по возможности в короткий срок. Тот факт, что приостановление деятельности по КоАП прекращается по истечении 90 дней, независимо от того, исправлены ли нарушения или нет, не говорит о том, что впоследствии не будут применены санкции. При очередной проверке неустраненные обстоятельства вновь будут выявлены. В этом случае субъект может быть дисквалифицирован или привлечен к уголовной ответственности. Безусловно, существуют случаи, когда устранить обстоятельства не представляется возможным. Для исключения таких ситуаций во время судебного разбирательства целесообразно оговорить вероятные препятствия и порядок исправления нарушений. Не следует забывать о том, что исполнение постановления осуществляется сразу же после его вынесения. Если в нем определено опечатывание помещений, то это будет произведено незамедлительно.

Читайте также:  Когда производится экспертиза и за чей счёт

Вынесение постановления об административном приостановлении деятельности

Наказание в виде административного приостановления деятельности назначается только судьей районного суда. Законодателем предусмотрено, что при нарушении промышленной безопасности постановление может вынести должностное лицо. Такая мера является исключительной и применяется только, если с помощью других не будут достигнуты положительные результаты.

Судебное заседание проходит по правилам, предусмотренным ст. 29.7 КоАП. В случае отсутствия правонарушителя, дело все равно может быть рассмотрено без него. Если по определенным обстоятельствам нельзя рассмотреть в отсутствии, то дело откладывается.

В случаях, когда административный протокол составлен не надлежащим лицом, либо отсутствуют достаточные доказательства, судья отказывает.

Комментарий к ст. 3.12 КоАП

1. Новая мера административной ответственности — административное приостановление деятельности организаций и предпринимателей — введена в действие 12 августа 2005 года, с 1 января 2007 года вступила в действие новая редакция на основании ФЗ от 03.06.2006 N 73-ФЗ, а с 10 августа 2007 г. были расширены области, за совершение административного правонарушения в которых применяется административное приостановление деятельности, а именно добавились области порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности.

2. Суды могут приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей на общий срок до 90 суток.

Возможно также установление и временного запрета на отдельные виды деятельности (выполнения работ, оказания услуг), когда лицо, составившее протокол об административном правонарушении (гл. 25 КоАП РФ), вправе запретить деятельность на срок до пяти суток. Данный срок — 5 дней — входит в состав общего срока приостановления деятельности организаций и предпринимателей.

3. Именно суд вправе досрочно прекратить исполнение назначенного наказания о применении административного приостановления деятельности.

Организация или предприниматель могут обжаловать в вышестоящий суд постановление суда о приостановлении деятельности. Срок обжалования — 10 суток со дня получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). А вышестоящий суд обязан рассмотреть жалобу в течение пяти дней со дня момента ее поступления (ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ).

В случае причинения вреда организация вправе требовать от государства возместить вред, причиненный незаконным административным приостановлением деятельности, это положение внесено Законом N 45-ФЗ в пункт 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ.

Судья может приостановить деятельность организации или предпринимателя, только если существуют одновременно несколько обстоятельств.

Первое обстоятельство — это последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами. Сюда же относятся радиационная авария, техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде.

Административное приостановление деятельности

Сначала о принудительном приостановлении деятельности ООО. Эта мера предусмотрена статьей 3.12 КоАП РФ и применяется только в ситуациях, прямо указанных в законе, например:

  • угроза жизни или здоровью людей;
  • возникновение эпидемии или заражения;
  • радиационная авария или техногенная катастрофа;
  • причинение существенного вреда окружающей среде;
  • нарушение правил оборота наркотических и психотропных веществ;
  • легализация доходов, полученных преступным путем;
  • финансирование терроризма;
  • нарушение правил привлечения иностранных работников к торговой деятельности;
  • несоблюдение норм производства и оборота алкоголя;
  • неприменение контрольно-кассовой техники;
  • нарушение норм охраны труда;
  • совершение административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административное приостановление деятельности организации в большинстве случаев происходит по решению суда. Но если нарушены требования промышленной безопасности, то приказ о приостановке деятельности выносит соответствующий государственный орган (например, в области безопасности гидротехнических сооружений или горный надзор).

Судебные приставы, исполняющие предписание о приостановлении деятельности ООО, самостоятельно решают, какие меры принять для этого. Обычно это опечатывание помещений и прекращение доступа на объект.

Максимальный срок принудительного приостановления деятельности – 90 суток, и его можно сократить, если нарушения были быстро устранены. Для этого надо подать в суд ходатайство, которое будет рассмотрено в течение 5 дней. Но если ничего не изменилось и за 90 суток, то приостановление деятельности будет продлено.

Административное приостановление деятельности

Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений.

В ст. 3.12 КоАП РФ указано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

  • — деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;
  • — эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
  • — осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности применяется при угрозе:

  • жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности.

Читайте также:  Беглов подписал постановление о новом прожиточном минимуме в Петербурге

В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

Примечание. Согласно п. 1 ст. 30.12 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Принятие положительного решения по жалобе дает юридическому лицу право на возмещение причиненного вреда.

Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами ст. 28.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Постановление судьи исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его принятия (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Судебные приставы действуют в присутствии понятых, а при необходимости — при содействии сотрудников органов внутренних дел (ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

По окончании исполнения постановления приставы составляют акт.

В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия:

  • опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс;
  • наложение пломб;
  • иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Проведение мероприятий судебным приставом-исполнителем не означает, что организация не может ничего предпринять. Ей следует приложить все усилия для исправления допущенных нарушений. Ведь срок, на который можно приостановить деятельность компании, достаточно велик — 90 суток.

Поэтому ее руководителю необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, в которых указываются:

  • дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается;
  • мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки;
  • лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так и за контроль над их выполнением.

При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

Если компания своевременно выполнит работы по устранению обстоятельств, явившихся причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у нее есть возможность досрочно возобновить деятельность. Для этого организации нужно подать в суд ходатайство, на основании которого он может прекратить исполнение наказания (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ).

При этом суд обязан запросить заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, об устранении или неустранении названных обстоятельств. Заключение дается в письменной форме.

Составление протокола об административном правонарушении

В случае выявлении нарушения законодательства, сотрудником контролирующего органа сразу оформляется административный протокол о правонарушении. Если требуется выяснить дополнительную информацию, то составляется в течение 2 суток с момента выявления проступка.

Порядок оформления предусмотрен ст. 28.2. КоАП РФ. Уполномоченный представитель организации, в отношении которой оформляется документ, должен быть обязательно с ним ознакомлен. Руководство компании вправе давать разъяснения и замечания. Они оформляются в письменном виде и прилагаются к протоколу.

В протоколе обязательно должен быть указан причиненный вред или наличие угрозы причинения, а также факты, подтверждающие это. При их отсутствии, приостановить деятельность фирмы нельзя.

  • Сам документ подписывается инспектором и представителем хозяйствующего субъекта. Копию вручают на руки под роспись.
  • При оформлении протокола может быть введен временный запрет на осуществление деятельности до рассмотрения дела в суде.
  • После составления административного документа должностное лицо подготавливает все материалы для направления дела в суд.

Срок административного приостановления деятельности

Законодательство предусматривает административное приостановление деятельности на срок до трех месяцев. Конечно, такое решение можно обжаловать, либо подкорректировав деятельность организации, подать прошение об изменении постановления. В противном случае, по истечении 90-та суток, решение суда аннулируется, и наказание теряет свою силу. Организация может продолжать свою работу в привычном режиме.

Если возникли проблемы с собственным бизнесом и грозит такая неприятность, как административное приостановление деятельности организации, дело запустили настолько, что постановление суда вошло в свою действующую силу – это далеко не тот повод, когда следует отчаиваться. Устранив причины, те обстоятельства, которые побудили судебное разбирательство, организация может смело продолжать свою деятельность.

Приостановление деятельности как вид административного наказания

Если ведение бизнеса может нанести существенный вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, создать условия для возникновения стихийных бедствий, эпидемий и подобных ситуаций, государством незамедлительно принимаются ограничительные меры. Основания для их введения предусмотрены статьей 3.12. КоАП РФ.

Административное приостановление деятельности накладывается судебным органом и заключается в запрете, вынесенном в отношении ИП или юридического лица (его структурного подразделения) на осуществление профессиональных функций. При этом приставы должны указать на нарушения, которые необходимо устранить.

Возможно и наложение временного запрета на осуществление деятельности (которое производится до вынесения решения суда) в случае выявления опасности возникновения техногенной катастрофы или эпидемии, а также нарушении правил привлечения иностранных граждан к работе. Этот период времени учитывается при расчете основного срока ограничений.

Однако использование приостановления деятельности в качестве административного наказания считается крайней мерой и применяется лишь при отсутствии возможности наложения менее строгих санкций. Определение степени опасности нарушений производится судьей на основании экспертных оценок МЧС, ФМС, Роспотребнадзора и других (инициирующих разбирательство) служб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *