Положение о контрактном управляющем в школе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о контрактном управляющем в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.

Положение о контрактном управляющем

  1. Общие положения
  2. Настоящее положение о контрактном управляющем (далее — Положение) устанавливает правила организации деятельности контрактного управляющего при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
  1. Контрактный управляющий назначается в целях обеспечения планирования и осуществления государственным заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон) (далее — Заказчик) закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка).

Госзакупки — сложная область

Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием.

Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий.

Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль.

При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.

Резюме: Специалист по госзакупкам

Работа в качестве контрактного управляющего в любом случае достаточно сложна, ответственна, требует большого объема специфических знаний, включает выполнение целого ряда рутинных действий.

Контрактный управляющий, работающий в небольшой организации по совместительству получает существенную нагрузку сверх своих основных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством, однако имеет сравнительно скромные возможности качественно делать свою работу. Работа при этом оплачивается, как правило, скупо по ряду причин.

Контрактный управляющий, работающий в организации-заказчике среднего масштаба, должен наладить продуктивное взаимодействие со своим руководством и конечными пользователями закупаемых товаров и услуг, иначе их качество и сроки поставки могут стать проблемой.

Работа в крупной организации позволяет обеспечить специализацию сотрудников внутри контрактной службы. Это дает возможность повысить призводительность и качество работы каждого сотрудника и службы в целом.

Для любой организации-заказчика важно обеспечить возможность консультаций с юристом, либо его участие в процессах закупки.

Ответственность контрактного управляющего

При обнаружении нарушений в ведении закупочной деятельности на заказчика налагаются штрафы. Управляющему нередко грозит и уголовная ответственность. В отношении контрактного управляющего может быть издан приказ о дисциплинарном взыскании, такая мера тоже часто применяется.

Руководители нередко прибегают к применению именно дисциплинарного вида ответственности в отношении работников, занимающих абсолютно любые должности, а не только для контрактных управляющих по 44-ФЗ. По Трудовому кодексу сотруднику может быть вынесено замечание, выговор. Если имеют место грубые нарушения, то следует и увольнение. К примеру, за прогул либо дисциплинарные нарушения полагается выговор, а увольнение – за регулярное повторение нарушений.

В обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ входит выполнение всех этапов закупочного контракта, от подготовки до завершения сделки. Конечно, случаются просчеты, ошибки в сроках и т.д. Нередко наложение штрафа на контрактного управляющего может означать применение штрафных санкций и к заказчику тоже. Статьи 7.29-7.32 КоАП регламентируют меры ответственности.

Приказ о наложении штрафа на контрактного управляющего по 44-ФЗ издается в следующих случаях:

  1. Были допущены ошибки при выборе способа проведения закупки. К примеру, опустив конкурентную схему отбора, управляющий воспользовался услугами лишь одного поставщика. За это полагается штраф в 50 000 рублей. Если некорректно проведено согласование либо закупка была организована как закрытая без достаточных на то оснований – штраф 30 000 рублей. Если нарушения процедуры согласования закупки допущены в сфере гособоронзаказа, налагается штраф в размере 30-50 тыс. руб.
  2. Имели место ошибки на этапе планирования. Например, если управляющий допустил нарушения в проведении общественного обсуждения (либо вовсе опустил этот шаг), его оштрафуют на 30 000 рублей. Если в план закупок вписаны позиции, в которых не было необходимости – штраф 20-50 тыс. рублей.
  3. Совершен неоправданный расход средств. За нецелевые расходы применяются не только административные, но и уголовные меры ответственности. Это может быть штраф в размере 20-50 тыс. рублей либо дисквалификация контрактного управляющего по 44-ФЗ на срок от года до трех лет.
  4. В реестр контрактов не были вовремя поданы необходимые сведения. За это полагается штраф в размере 20 000 рублей.
Читайте также:  Автомобильная аптечка в 2022 году: состав и штраф за отсутствие

Должностная инструкция

У Заказчика есть 3 пути, по которым он может назначить контрактного управляющего:

  1. Принять на это место нового сотрудника и заключить с ним трудовой договор. Либо оформить сотрудника на другую должность, но со схожими обязанностями и функциями.
  2. Перевести штатного работника на должность управляющего (или аналогичную должность) и заключить с ним соглашение об изменении условий трудового договора.
  3. Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ лицу полагается доплата, а в его должностную инструкцию вносятся необходимые корректировки).

При назначении управляющего заказчик действует последовательно:

  • Новая должность вносится в штатное расписание;
  • Готовится должностная инструкция контрактного управляющего;
  • Издается приказ о назначении должностного лица, отвечающего за закупки (т.е. контрактный управляющий).

Должностная инструкция контрактного управляющего — это внутренний документ заказчика. В нем прописываются требования, права и обязанности сторон. Документ обозначает сферу ответственности сотрудника и его полномочия.

Инструкция состоит из следующих разделов:

  • Общие положения: порядок принятия на должность, порядок увольнения, общие сведения о должности и требования к управляющему;
  • Функции: общие функции для должностного лица;
  • Обязанности: действия управляющего;
  • Права: объем прав сотрудника;
  • Ответственность: что предусмотрено за правонарушения;
  • Заключительные положения: ссылки на профстандарты, порядок внесения корректировок в должностную инструкцию.

Ответственность должностного лица по 44-ФЗ

По ч.5 ст.38 44-ФЗ управляющий отвечает за правонарушения в рамках собственных полномочий. В должностной инструкции обязательно указываются должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.

Для контрактного управляющего ответственность предусмотрена по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.

Также предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность за нарушения, совершенные в ходе собственной работы. Управляющим, допустившим административные правонарушения, предусмотренным ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, вменяется административная ответственность как должностным лицам.

Согласно ч.2 ст.12 44-ФЗ для должностных лиц заказчиков предусмотрена персональная ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, провинившиеся по законодательству РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

Создание приказа о контрактной службы заказчика

Организация решила создать контрактную службу. Законом № 44-ФЗ форма принятия такого установлена. Как правило, оно оформляется в виде приказа: в произвольной форме, на бумажном носителе.

Что необходимо указать в приказе:

  1. фамилию, имя, отчество, должность руководителя контрактной службы;
  2. структурное подразделение, на которое возлагаются функции контрактной службы, или фамилии, имена, отчества, должности сотрудников контрактной службы;
  3. срок подготовки руководителем контрактной службы документов (должностных регламентов, инструкций и т.п.), определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).

Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Срок утверждения: не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика превысит 100 млн руб. Если СГОЗ превысит указанную сумму в результате утверждения дополнительных объемов финансирования заказчику, — не позднее даты доведения до него соответствующего решения (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Ответственность должностного лица по 44-ФЗ

По ч.5 ст.38 44-ФЗ управляющий отвечает за правонарушения в рамках собственных полномочий. В должностной инструкции обязательно указываются должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.

Для контрактного управляющего ответственность предусмотрена по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.

Также предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность за нарушения, совершенные в ходе собственной работы. Управляющим, допустившим административные правонарушения, предусмотренным ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, вменяется административная ответственность как должностным лицам.

Должностные обязанности

И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Читайте также:  Штраф за пересечение сплошной линии разметки в 2023 году

Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, ).

При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:

  • разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
  • размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
  • подготавливают документальное обоснование закупок;
  • проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.

При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:

  • разработку и размещение в ЕИС извещения, закупочной документации и проекта контракта;
  • формирование и рассылку приглашений для принятия участия в определении поставщиков закрытыми способами;
  • расчет и обоснование НМЦК;
  • организацию обязательного общественного обсуждения закупок;
  • обеспечение работы закупочной комиссии;
  • привлечение экспертных организаций и индивидуальных экспертов.

При проведении закупок ответственные за закупки лица:

  • непосредственно осуществляют закупки и дальнейшее заключение контрактов;
  • изучают банковские гарантии;
  • принимают участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупочных процедур.

В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:

  • обеспечить заключение контракта;
  • организовать приемку товаров или результатов выполненных работ, оказанных услуг, в том числе отдельных этапов;
  • санкционировать проведение экспертизы;
  • создать приемочную комиссию;
  • обеспечить оплату поставщику.

В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:

  • связываются с исполнителем;
  • включают в РНП сведения о недобросовестном поставщике;
  • направляют подрядчику требования об оплате штрафных санкций;
  • организуют выплату по банковской гарантии;
  • обеспечивают сбор всех необходимых материалов для дальнейшего ведения претензионно-исковой работы.

Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.

В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.

Для чего нужен приказ

Закупочный отдел в учреждении создается либо посредством формирования отдельного подразделения в структуре учреждения, либо путем утверждения постоянного состава работников, ведущих деятельность по закупкам организации-заказчика. Для закрепления такого состава в учреждении и издается внутренний указ.

На локальном уровне деятельность отдела регулирует положение о контрактной службе, приказ же необходим для того, чтобы обозначить факт формирования закупочного отдела.

Таким образом, если заказчик создает в своем учреждении КС, первоначальным документом, утверждающим состав отдела, его формат и руководителя, выступает указ о его создании. Положение также утверждается распорядительной документацией и является неотъемлемой частью такого распоряжения. В нем закрепляется порядок функционирования отдела закупок и прописываются:

  • права, должностные и функциональные обязанности членов;
  • ключевые функции и полномочия;
  • порядок формирования;
  • регламент действий в различных ситуациях и взаимодействий с различными сотрудниками и структурными подразделениями при планировании закупок;
  • ответственность работников.

Положение о КС определяет суть работы подразделения, приказ же выступает основным документом заказчика, подтверждающим комплектование КС.

Основные функции контрактной службы

Прописать функции контрактной службы можно, отдельно выделив следующие этапы закупок:

  • планирования (п. 3.1 типового положения);
  • определения поставщиков (п. 3.2.), включая подготовку и размещение извещений, разъяснений, извещений об отмене определения поставщика, оформление и размещение в ЕИС протоколов, а также организационно-техническое обеспечение и привлечение экспертов;
  • заключения контрактов (п. 3.3.), в том числе размещение в ЕИС, рассмотрение протоколов разногласий, направление уведомления о заключении контракта, хранение протоколов, заявок, иной документации;
  • исполнения, изменения и расторжения контрактов (п. 3.4.), включая приемку товаров и услуг, подготовку решения о создании приемочной комиссии, оформление документа о приемке товара, взаимодействие с контрагентом, обеспечение одностороннего расторжения контракта.

Кроме того, можно включить в положение и другие функции, даже если их могут выполнять работники, не включенные в состав контрактной службы.

Должностные обязанности

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ в бюджетном учреждении заключаются в следующем:

  • осуществление планирования закупок (исследование рынка необходимых товаров, работ или услуг, разработка плана закупок, плана-графика, внесение в них изменений);
  • проведение закупочных процедур (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
  • заключение контракта, его расторжение и внесение в него изменений;
  • контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
  • контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
  • участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
  • иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.

При создании контрактной службы заказчик вправе самостоятельно сформировать её структуру и определить численность входящих в неё работников. Однако минимальная численность подразделения не должна быть менее 2 человек.

КС состоит из руководителя, его заместителя или старшего сотрудника, которые выполняют функции руководителя в его отсутствие, а также из рядовых сотрудников. Число их зависит от масштабов закупочной деятельности заказчика.

Читайте также:  Как узнать задолженность по налогам по ИП — способы проверить свои долги

Сотрудники КС должны быть обязательно должностными лицами государственного или муниципального заказчика с официально оформленными трудовыми правоотношениями. Руководитель должен иметь высокую квалификацию, обеспеченную высшим профессиональным образованием и, желательно, дополнительным профессиональным образованием в сфере закупки товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных потребностей. Аналогичные требования согласно нормам закона 44-ФЗ предъявляются и к остальным сотрудникам КС.

Изменения в закупках по 44‑ФЗ в 2021 году

Должностная инструкция представляет собой документ, в основу которого входит прописывание всех обязательств и ответственности, которые предъявляются к контрактному управляющему. Единых правил к оформлению данного документа нет, в связи с этим заказчики могут самостоятельно выбирать форму составления данного документа.

Этот документ составляется руководителем компании и он самостоятельно определяет какую форму она будет иметь. Инструкция не обязательно может быть оформлена в качестве отдельного документа, она может являться составной частью трудового договора.

В обязательном порядке обязаны прописываться условия, при которых работник примет на себя полномочия по контрактному управлению в комплексе с остальными функциями.
В самом распоряжении руководства по назначению контрактного управляющего будет указываться лицо, которому в ходе работы и будет подчиняться сотрудник.

Имеет право вносить изменения в инструкцию руководитель организации. Только все эти действия должны быть прописаны в начальном варианте документа. Сотрудник должен лично ознакомиться со всеми изменениями, которые вносятся в должностную инструкцию и после этого он должен ставить подпись.

При условии того, что инструкция будет иметь форму отдельного документа, то при этом в ней должны иметься разделы:
Общие положения. В данном разделе прописываются сведения о должности, порядок вхождения в нее сотрудника и возможность производить замену сотрудника на другого, при условии того, что первый уходит в отпуск или на больничный.
Требования к квалификации сотрудника. На основании 44 ФЗ контрактный управляющий обязан иметь высшее образование и после этого получать дополнительную переподготовку для работы в сфере закупок.
Должностные обязанности. В обязанности сотрудника будут входить создание и дальнейшее размещение в ЕИС планов-графиков, а также планов закупок или действия по созданию документации для закупок и многое другое.
Права. Сотрудник должен получать актуальную информацию, производить контроль документов и подписывать необходимые бумаги.
Ответственность. При нарушении требований должностной инструкции или бездействия на рабочем месте работник будет нести за это ответственность.
Порядок должностного взаимодействия. В данном разделе должно указываться взаимодействие сотрудников. Также происходит уточнение сроков в течение которых возможно осуществление передачи важной информации, она передается между подразделениями.
Оценка результатов деятельности. В данном разделе прописан вопрос об общей оценки грамотности и общей результативности работы данного сотрудника.

После того как должностная инструкция будет составлена руководителем организации, то после этого она передается сотруднику для того, чтобы он с ней ознакомился. Как только сотрудник будет ознакомлен с ней, то если он согласен со всеми условиями, ставит свою подпись на документе. При этом должностная инструкция должна быть в двух экземплярах. Один остается у руководителя, а второй у сотрудника.

Одной из самых важных составляющей инструкции является оценка эффективности выполняемой работы. Для того чтобы более точно был рассчитан данный показатель, то в этом случае необходимо учесть ряд критериев, к ним будут относиться:

  • Своевременное выполнение обязанностей;
  • интенсивность труда, ответственность сотрудника;
  • Наличие опыта, знаний и применений практических навыков;
  • Правильное выстраивание рабочего процесса и верное использование при этом времени и задействование при этом инструментов;
  • Положительное отношение со стороны контрагентов и отсутствие претензий;
  • Выполнение требований законодательства.

На основании оценки всех вышеперечисленных факторов руководитель может делать вывод о работе сотрудника и то насколько она эффективно выполняется.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *