Положение о контрактном управляющем в школе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о контрактном управляющем в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.
Положение о контрактном управляющем
- Общие положения
- Настоящее положение о контрактном управляющем (далее — Положение) устанавливает правила организации деятельности контрактного управляющего при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
- Контрактный управляющий назначается в целях обеспечения планирования и осуществления государственным заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон) (далее — Заказчик) закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка).
Госзакупки — сложная область
Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием.
Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий.
Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль.
При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.
Резюме: Специалист по госзакупкам
Работа в качестве контрактного управляющего в любом случае достаточно сложна, ответственна, требует большого объема специфических знаний, включает выполнение целого ряда рутинных действий.
Контрактный управляющий, работающий в небольшой организации по совместительству получает существенную нагрузку сверх своих основных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством, однако имеет сравнительно скромные возможности качественно делать свою работу. Работа при этом оплачивается, как правило, скупо по ряду причин.
Контрактный управляющий, работающий в организации-заказчике среднего масштаба, должен наладить продуктивное взаимодействие со своим руководством и конечными пользователями закупаемых товаров и услуг, иначе их качество и сроки поставки могут стать проблемой.
Работа в крупной организации позволяет обеспечить специализацию сотрудников внутри контрактной службы. Это дает возможность повысить призводительность и качество работы каждого сотрудника и службы в целом.
Для любой организации-заказчика важно обеспечить возможность консультаций с юристом, либо его участие в процессах закупки.
Ответственность контрактного управляющего
При обнаружении нарушений в ведении закупочной деятельности на заказчика налагаются штрафы. Управляющему нередко грозит и уголовная ответственность. В отношении контрактного управляющего может быть издан приказ о дисциплинарном взыскании, такая мера тоже часто применяется.
Руководители нередко прибегают к применению именно дисциплинарного вида ответственности в отношении работников, занимающих абсолютно любые должности, а не только для контрактных управляющих по 44-ФЗ. По Трудовому кодексу сотруднику может быть вынесено замечание, выговор. Если имеют место грубые нарушения, то следует и увольнение. К примеру, за прогул либо дисциплинарные нарушения полагается выговор, а увольнение – за регулярное повторение нарушений.
В обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ входит выполнение всех этапов закупочного контракта, от подготовки до завершения сделки. Конечно, случаются просчеты, ошибки в сроках и т.д. Нередко наложение штрафа на контрактного управляющего может означать применение штрафных санкций и к заказчику тоже. Статьи 7.29-7.32 КоАП регламентируют меры ответственности.
Приказ о наложении штрафа на контрактного управляющего по 44-ФЗ издается в следующих случаях:
- Были допущены ошибки при выборе способа проведения закупки. К примеру, опустив конкурентную схему отбора, управляющий воспользовался услугами лишь одного поставщика. За это полагается штраф в 50 000 рублей. Если некорректно проведено согласование либо закупка была организована как закрытая без достаточных на то оснований – штраф 30 000 рублей. Если нарушения процедуры согласования закупки допущены в сфере гособоронзаказа, налагается штраф в размере 30-50 тыс. руб.
- Имели место ошибки на этапе планирования. Например, если управляющий допустил нарушения в проведении общественного обсуждения (либо вовсе опустил этот шаг), его оштрафуют на 30 000 рублей. Если в план закупок вписаны позиции, в которых не было необходимости – штраф 20-50 тыс. рублей.
- Совершен неоправданный расход средств. За нецелевые расходы применяются не только административные, но и уголовные меры ответственности. Это может быть штраф в размере 20-50 тыс. рублей либо дисквалификация контрактного управляющего по 44-ФЗ на срок от года до трех лет.
- В реестр контрактов не были вовремя поданы необходимые сведения. За это полагается штраф в размере 20 000 рублей.
Должностная инструкция
У Заказчика есть 3 пути, по которым он может назначить контрактного управляющего:
- Принять на это место нового сотрудника и заключить с ним трудовой договор. Либо оформить сотрудника на другую должность, но со схожими обязанностями и функциями.
- Перевести штатного работника на должность управляющего (или аналогичную должность) и заключить с ним соглашение об изменении условий трудового договора.
- Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ лицу полагается доплата, а в его должностную инструкцию вносятся необходимые корректировки).
При назначении управляющего заказчик действует последовательно:
- Новая должность вносится в штатное расписание;
- Готовится должностная инструкция контрактного управляющего;
- Издается приказ о назначении должностного лица, отвечающего за закупки (т.е. контрактный управляющий).
Должностная инструкция контрактного управляющего — это внутренний документ заказчика. В нем прописываются требования, права и обязанности сторон. Документ обозначает сферу ответственности сотрудника и его полномочия.
Инструкция состоит из следующих разделов:
- Общие положения: порядок принятия на должность, порядок увольнения, общие сведения о должности и требования к управляющему;
- Функции: общие функции для должностного лица;
- Обязанности: действия управляющего;
- Права: объем прав сотрудника;
- Ответственность: что предусмотрено за правонарушения;
- Заключительные положения: ссылки на профстандарты, порядок внесения корректировок в должностную инструкцию.
Ответственность должностного лица по 44-ФЗ
По ч.5 ст.38 44-ФЗ управляющий отвечает за правонарушения в рамках собственных полномочий. В должностной инструкции обязательно указываются должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.
Для контрактного управляющего ответственность предусмотрена по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.
Также предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность за нарушения, совершенные в ходе собственной работы. Управляющим, допустившим административные правонарушения, предусмотренным ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, вменяется административная ответственность как должностным лицам.
Согласно ч.2 ст.12 44-ФЗ для должностных лиц заказчиков предусмотрена персональная ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Лица, провинившиеся по законодательству РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).
Создание приказа о контрактной службы заказчика
Организация решила создать контрактную службу. Законом № 44-ФЗ форма принятия такого установлена. Как правило, оно оформляется в виде приказа: в произвольной форме, на бумажном носителе.
Что необходимо указать в приказе:
- фамилию, имя, отчество, должность руководителя контрактной службы;
- структурное подразделение, на которое возлагаются функции контрактной службы, или фамилии, имена, отчества, должности сотрудников контрактной службы;
- срок подготовки руководителем контрактной службы документов (должностных регламентов, инструкций и т.п.), определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).
Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Срок утверждения: не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика превысит 100 млн руб. Если СГОЗ превысит указанную сумму в результате утверждения дополнительных объемов финансирования заказчику, — не позднее даты доведения до него соответствующего решения (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
Ответственность должностного лица по 44-ФЗ
По ч.5 ст.38 44-ФЗ управляющий отвечает за правонарушения в рамках собственных полномочий. В должностной инструкции обязательно указываются должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.
Для контрактного управляющего ответственность предусмотрена по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.
Также предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность за нарушения, совершенные в ходе собственной работы. Управляющим, допустившим административные правонарушения, предусмотренным ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, вменяется административная ответственность как должностным лицам.
Должностные обязанности
И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.
Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, ).
При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:
- разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
- размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
- подготавливают документальное обоснование закупок;
- проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.
При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:
- разработку и размещение в ЕИС извещения, закупочной документации и проекта контракта;
- формирование и рассылку приглашений для принятия участия в определении поставщиков закрытыми способами;
- расчет и обоснование НМЦК;
- организацию обязательного общественного обсуждения закупок;
- обеспечение работы закупочной комиссии;
- привлечение экспертных организаций и индивидуальных экспертов.
При проведении закупок ответственные за закупки лица:
- непосредственно осуществляют закупки и дальнейшее заключение контрактов;
- изучают банковские гарантии;
- принимают участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупочных процедур.
В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:
- обеспечить заключение контракта;
- организовать приемку товаров или результатов выполненных работ, оказанных услуг, в том числе отдельных этапов;
- санкционировать проведение экспертизы;
- создать приемочную комиссию;
- обеспечить оплату поставщику.
В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:
- связываются с исполнителем;
- включают в РНП сведения о недобросовестном поставщике;
- направляют подрядчику требования об оплате штрафных санкций;
- организуют выплату по банковской гарантии;
- обеспечивают сбор всех необходимых материалов для дальнейшего ведения претензионно-исковой работы.
Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.
В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.
Для чего нужен приказ
Закупочный отдел в учреждении создается либо посредством формирования отдельного подразделения в структуре учреждения, либо путем утверждения постоянного состава работников, ведущих деятельность по закупкам организации-заказчика. Для закрепления такого состава в учреждении и издается внутренний указ.
На локальном уровне деятельность отдела регулирует положение о контрактной службе, приказ же необходим для того, чтобы обозначить факт формирования закупочного отдела.
Таким образом, если заказчик создает в своем учреждении КС, первоначальным документом, утверждающим состав отдела, его формат и руководителя, выступает указ о его создании. Положение также утверждается распорядительной документацией и является неотъемлемой частью такого распоряжения. В нем закрепляется порядок функционирования отдела закупок и прописываются:
- права, должностные и функциональные обязанности членов;
- ключевые функции и полномочия;
- порядок формирования;
- регламент действий в различных ситуациях и взаимодействий с различными сотрудниками и структурными подразделениями при планировании закупок;
- ответственность работников.
Положение о КС определяет суть работы подразделения, приказ же выступает основным документом заказчика, подтверждающим комплектование КС.
Основные функции контрактной службы
Прописать функции контрактной службы можно, отдельно выделив следующие этапы закупок:
- планирования (п. 3.1 типового положения);
- определения поставщиков (п. 3.2.), включая подготовку и размещение извещений, разъяснений, извещений об отмене определения поставщика, оформление и размещение в ЕИС протоколов, а также организационно-техническое обеспечение и привлечение экспертов;
- заключения контрактов (п. 3.3.), в том числе размещение в ЕИС, рассмотрение протоколов разногласий, направление уведомления о заключении контракта, хранение протоколов, заявок, иной документации;
- исполнения, изменения и расторжения контрактов (п. 3.4.), включая приемку товаров и услуг, подготовку решения о создании приемочной комиссии, оформление документа о приемке товара, взаимодействие с контрагентом, обеспечение одностороннего расторжения контракта.
Кроме того, можно включить в положение и другие функции, даже если их могут выполнять работники, не включенные в состав контрактной службы.
Должностные обязанности
Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ в бюджетном учреждении заключаются в следующем:
- осуществление планирования закупок (исследование рынка необходимых товаров, работ или услуг, разработка плана закупок, плана-графика, внесение в них изменений);
- проведение закупочных процедур (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
- заключение контракта, его расторжение и внесение в него изменений;
- контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
- контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
- участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
- иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.
При создании контрактной службы заказчик вправе самостоятельно сформировать её структуру и определить численность входящих в неё работников. Однако минимальная численность подразделения не должна быть менее 2 человек.
КС состоит из руководителя, его заместителя или старшего сотрудника, которые выполняют функции руководителя в его отсутствие, а также из рядовых сотрудников. Число их зависит от масштабов закупочной деятельности заказчика.
Сотрудники КС должны быть обязательно должностными лицами государственного или муниципального заказчика с официально оформленными трудовыми правоотношениями. Руководитель должен иметь высокую квалификацию, обеспеченную высшим профессиональным образованием и, желательно, дополнительным профессиональным образованием в сфере закупки товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных потребностей. Аналогичные требования согласно нормам закона 44-ФЗ предъявляются и к остальным сотрудникам КС.
Изменения в закупках по 44‑ФЗ в 2021 году
Должностная инструкция представляет собой документ, в основу которого входит прописывание всех обязательств и ответственности, которые предъявляются к контрактному управляющему. Единых правил к оформлению данного документа нет, в связи с этим заказчики могут самостоятельно выбирать форму составления данного документа.
Этот документ составляется руководителем компании и он самостоятельно определяет какую форму она будет иметь. Инструкция не обязательно может быть оформлена в качестве отдельного документа, она может являться составной частью трудового договора.
В обязательном порядке обязаны прописываться условия, при которых работник примет на себя полномочия по контрактному управлению в комплексе с остальными функциями.
В самом распоряжении руководства по назначению контрактного управляющего будет указываться лицо, которому в ходе работы и будет подчиняться сотрудник.
Имеет право вносить изменения в инструкцию руководитель организации. Только все эти действия должны быть прописаны в начальном варианте документа. Сотрудник должен лично ознакомиться со всеми изменениями, которые вносятся в должностную инструкцию и после этого он должен ставить подпись.
При условии того, что инструкция будет иметь форму отдельного документа, то при этом в ней должны иметься разделы:
Общие положения. В данном разделе прописываются сведения о должности, порядок вхождения в нее сотрудника и возможность производить замену сотрудника на другого, при условии того, что первый уходит в отпуск или на больничный.
Требования к квалификации сотрудника. На основании 44 ФЗ контрактный управляющий обязан иметь высшее образование и после этого получать дополнительную переподготовку для работы в сфере закупок.
Должностные обязанности. В обязанности сотрудника будут входить создание и дальнейшее размещение в ЕИС планов-графиков, а также планов закупок или действия по созданию документации для закупок и многое другое.
Права. Сотрудник должен получать актуальную информацию, производить контроль документов и подписывать необходимые бумаги.
Ответственность. При нарушении требований должностной инструкции или бездействия на рабочем месте работник будет нести за это ответственность.
Порядок должностного взаимодействия. В данном разделе должно указываться взаимодействие сотрудников. Также происходит уточнение сроков в течение которых возможно осуществление передачи важной информации, она передается между подразделениями.
Оценка результатов деятельности. В данном разделе прописан вопрос об общей оценки грамотности и общей результативности работы данного сотрудника.
После того как должностная инструкция будет составлена руководителем организации, то после этого она передается сотруднику для того, чтобы он с ней ознакомился. Как только сотрудник будет ознакомлен с ней, то если он согласен со всеми условиями, ставит свою подпись на документе. При этом должностная инструкция должна быть в двух экземплярах. Один остается у руководителя, а второй у сотрудника.
Одной из самых важных составляющей инструкции является оценка эффективности выполняемой работы. Для того чтобы более точно был рассчитан данный показатель, то в этом случае необходимо учесть ряд критериев, к ним будут относиться:
- Своевременное выполнение обязанностей;
- интенсивность труда, ответственность сотрудника;
- Наличие опыта, знаний и применений практических навыков;
- Правильное выстраивание рабочего процесса и верное использование при этом времени и задействование при этом инструментов;
- Положительное отношение со стороны контрагентов и отсутствие претензий;
- Выполнение требований законодательства.
На основании оценки всех вышеперечисленных факторов руководитель может делать вывод о работе сотрудника и то насколько она эффективно выполняется.