Пристав закрыл дело — производство окончено или прекращено, как узнать?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пристав закрыл дело — производство окончено или прекращено, как узнать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановление пристава должно соответствовать требованиям ст. 14 ФЗ № 229. Форма данного документа на стадии окончания ИП утверждена приказом ФССП от 11.07.2012 № 318, но она не является обязательной к применению.
Вынесение постановления
Согласно правилам, в постановлении должна содержаться следующая информация:
- данные пристава;
- дата окончания ИП;
- наименование и адрес ФССП;
- сведения об истце (взыскателе);
- номер ИП;
- объем удовлетворения требований по ИД;
- основание окончания производства;
- дата завершения процедуры;
- перечень лиц, которым направляются копии документа;
- срок обжалования (он составляет 10 дней).
Права должника и кредитора при окончании исполнительного производства по п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона 229-ФЗ
Для кредитора нежелательно, чтобы должника признали банкротом. Это влечет списание задолженности без возможности последующего взыскания. Поэтому взыскатель заинтересован, чтобы пристав не выносил постановление об окончании дела по п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона № 229-ФЗ. Для этого кредитор вправе:
- обжаловать постановление вышестоящему приставу или в суд (например, если специалист ФССП не использовал все варианты для выявления имущества должника, не направил соответствующие запросы);
- самостоятельно получать информацию об имуществе неплательщика, передавать ее в ФССП (например, сведения ЕГРН о недвижимости может запросить любое заинтересованное лицо);
- продавать задолженность коллекторам, которые получат полномочия кредитора и смогут использовать дополнительные формы взаимодействия по Закону № 230-ФЗ.
Вопросы уплаты госпошлины
Статьей 112 Закона № 229-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего Закона № 119-ФЗ) предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
При применении данной нормы, помимо вопросов, касающихся процессуальных моментов, порядка и сроков рассмотрения подобных заявлений, возник вопрос об оплате их госпошлиной. Указание в части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ на возможность обращения должника в суд именно с иском по поводу указанных выше требований предусматривает, по общему правилу рассмотрения дел в порядке искового производства, уплату госпошлины.
Вместе с тем отношения по взысканию исполнительского сбора (в том числе и по его уменьшению) носят публично-правовой характер, поскольку исполнительский сбор по своей природе является штрафной санкцией, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий государства в связи с несоблюдением его законных требований.
Хотя обозначенным иском (в данном случае об уменьшении размера исполнительского сбора) напрямую не ставится вопрос о внесении каких-либо изменений в постановление судебного пристава исполнителя, суд опосредованно изменяет его, принимая решение об уменьшении размера исполнительского сбора.
Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в силу статьи 329 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются. Статьи 333.19, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названными заявлениями.
В основном, как показала практика рассмотрения дел данной категории, должник при обращении в суд с соответствующим иском госпошлину не уплачивает.
Комментарий к Федеральному закону
Прекращение исполнительного производства влечет соответствующие правовые последствия.
В первую очередь – это отмена всех назначенных судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, а также установленных для должника ограничений. Указанные меры и ограничения отменяются в постановлении судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства.
Одновременно с вынесением постановления о прекращении исполнительного производства (за исключением прекращения исполнительного производства в порядке п. 4 и 5 ч. 2 ст.
43) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В этом случае ограничения, установленные для должника в ходе исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.
Копии постановления о прекращении исполнительного производства, отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке ч.
2 данной статьи направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.
Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, не возвращается взыскателю, в суд, другой орган или должностному лицу, его выдавшим, а остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.
Приостановления исполнительного производства.
Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.
Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:
- предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
- оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
- оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:
- оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
- нахождения должника в длительной служебной командировке;
- принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
- обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
- в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
- утраты должником дееспособности;
- участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
- отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
- применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
- принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
- направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.
Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:
- нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
- розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
- просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Окончание исполнительного производства.
Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства — не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:
1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства — реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.
2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.
3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.
5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии со ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве).
8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.
Порядок исчисления сроков
Основные положения об исчислении сроков содержатся в Главе 3 (ст. 15 — 23) Федерального Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее ФЗ «Об исполнительном производстве»), при этом, положение о сроках совершения исполнительных действия, содержится в статье 36.
Согласно статье 15 ФЗ «Об исполнительном производстве» сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями.
Особое внимание следует обратить на то, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Нерабочими днями являются выходные и нерабочие праздничные дни, установленные статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
По общему правилу течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока. Например, течение 5 дневного срока для добровольного исполнение требований исполнительного документа Должником, начинает течь со следующего дня, за днем получения им Постановления о возбуждении исполнительного производства.
Окончание сроков в исполнительном производстве определено статьей 16 ФЗ «Об исполнительном производстве»:
- срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока.
- срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца.
- срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.
- если ФЗ «Об исполнительном производстве» или иным федеральным законом не установлено иное, то в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Очень важным является то, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.
Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным.
Бывают случаи, что судебные приставы отказывают в возбуждении исполнительного производства. Одним из таких случаев является несоответствие требованиям исполнительного листа. Данный вопрос регламентирует статья №13 закона 229-ФЗ.
В исполнительном документе обязательно должны быть указаны следующие критерии:
- наименование суда, который принял решение о назначении исполнительного документа
- наименование дела и материалов, на основании которого вынесено решение суда (в том числе, исполнительный лист). Проще, в юридических кругах, данная документация называется «документы-основания».
- дата принятия судебного акта;
- дата вступления в законную силу;
- сведения о должнике. А именно:
- Фамилия, имя, отчество без сокращений;
- Дата рождения полностью;
- Место рождения – так, как указано в паспорте (а не со слов субъекта или на основании иных документов);
- Адрес регистрации либо место пребывания – данные сведения должны быть зафиксированы на основании данных паспорта или официальной справки о временной регистрации субъекта;
- Если должником является индивидуальный предприниматель, то его ИНН.
Также судебный пристав может вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в течение трех рабочих дней после получения исполнительного листа в случаях, если:
- исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя;
- заявление не подписано взыскателем;
- исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий;
- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, но исполнительное производство по нему было прекращено (при том, что вышел срок повторной подачи заявления на возобновление процесса).
Что важно, судебный пристав-исполнитель обязан не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, оповестить о своем решении взыскателя. При этом он должен приложить копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства со всеми поступившими документами, и направить их также в суд.
Завершение исполнительного производства
Завершение исполнительного производства является обязательной стадией любого исполнительного производства.
Завершение исполнительного производства может быть произведено в двух формах: 1) прекращение исполнительного производства; 2) окончание исполнительного производства.
Полагаем, что действующее законодательство на сегодняшний день недостаточно четко разграничивает институты прекращения и окончания исполнительного производства, по существу, ограничиваясь лишь простым перечислением их оснований.
известной долей условности как о критерии, по которому следует проводить разграничение рассматриваемых институтов, можно говорить о субъектах, уполномоченных прекращать (оканчивать) исполнительное производство. Так, если прекращение исполнительного производства допускается и судом и судебным приставом-исполнителем (хотя и с императивно установленными основаниями для каждого из них), то окончание исполнительного производства становится возможным лишь по инициативе судебного пристава-исполнителя.
Согласно части 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судом в случаях:
- смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
- утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
- отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
- в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства. В частности, исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление подлежит прекращению в случае отмены приговора в части назначения штрафа. При этом должнику возвращаются все денежные суммы, взысканные с него в процессе исполнения (ч. 14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве).
Гражданское процессуальное законодательство определяет, что вопросы о прекращении исполнительного производства рассматриваются судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в десятидневный срок. Об этом извещаются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, однако их неявка не является препятствием к разрешению указанных вопросов. По результатам рассмотрения заявления о прекращении исполнительного производства судом выносится определение, которое направляется взыскателю, должнику, а также судебному приставу-исполнителю, на исполнении которого находится исполнительный документ. На указанное определение суда может быть подана частная жалоба (ст. 440 ГПК РФ).
Следует отметить, что в тех случаях, когда вопрос о прекращении исполнительного производства разрешается судом, установлена презумпция его рассмотрения судом общей юрисдикции, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав- исполнитель (ч. 3 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
Прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производится тем же арбитражным судом или арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель в следующих случаях:
1) осуществляется исполнение актов органов, осуществляющих контрольные функции, либо судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, или акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом — в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
2) осуществляется исполнение постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с частью 16 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Заявление о прекращении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в порядке, предусмотренном статьей 324 АПК РФ, т.е. с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю.
При этом определение арбитражного суда о прекращении исполнительного производства либо об отказе в прекращении исполнительного производства может быть обжаловано (ст. 327 АПК РФ).
Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:
- принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
- принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
- утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
- отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
- прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.
Исходя из ст. 31.7 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае: издания акта, амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 КоАП РФ; отмены постановления; вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, можно сделать вывод, что судебный пристав-исполнитель, как правило, вправе прекратить исполнительное производство при наличии соответствующего судебного акта.
Заявление о прекращении исполнительного производства рассматривается судебным приставом-исполнителем в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления. По результатам рассмотрения заявления судебный пристав-исполнитель выносит постановление о прекращении исполнительного производства либо об отказе в прекращении исполнительного производства (ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
Судебный акт, акт другого органа или должностного лица о прекращении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом- исполнителем.
Закон об исполнительном производстве дает прямое указание и на правовые последствия прекращения исполнительного производства, основным из которых является отмена всех назначенных мер принудительного исполнения, в том числе ареста имущества, а также установленных для должника ограничений. Однако на это должно быть указано в постановлении судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства (ч. 1 ст. 44).
Одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Исключением является прекращение исполнительного производства в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, а также отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
Если после прекращения основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем, но только в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.
Принципиальным положением законодательства об исполнительном производстве является норма о том, что исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению (ч. 5 ст. 44 Закона об исполнительном производстве).
Кроме того, действует правило, согласно которому прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь.
Судебным приставом-исполнителем исполнительное производство оканчивается в случаях:
- фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Здесь важное значение для судебного пристава-исполнителя имеет факт документального подтверждения оплаты долга (квитанция об оплате и т.д.);
- фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.
Необходимо учитывать, что исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. В свою очередь, если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками: 1) должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого; 2) неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, надает в равной доле на этого должника и на остальных должников (ст. 325 ГК РФ);
- возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 Закона об исполнительном производстве;
- возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
- направления исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое;
- ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве;
- признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве;
- направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
- истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 ст. 36 Закона об исполнительном производстве) независимо от фактического исполнения этого акта.
И хотя в статье 47 Закона об исполнительном производстве сформулирован закрытый перечень оснований окончания исполнительного производства, тем не менее этим же законом в иных статьях приводятся дополнительные основания. Так, руководствуясь частью 5 ст. 33 Закона об исполнительном производстве, после установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую не распространяются его полномочия, и отсутствуют обстоятельства, предусмотренные частью 6 данной статьи.
Кроме того, часть 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве устанавливает дополнительные основания для окончания исполнительного производства по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление.
К их числу относятся:
- выплата штрафа в полном объеме;
- замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования;
- передача исполнительного документа в другое подразделение судебных приставов (при исполнении в общем порядке);
- смерть должника-осужденного или объявление его умершим.
Если при прекращении исполнительного производства исполнительный документ остается в материалах дела во всех случаях, то при окончании исполнительного производства подлинник исполнительного документа остается в оконченном исполнительном производстве в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается лишь копия исполнительного документа.
Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.
В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установленным Законом об исполнительном производстве, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений может не производиться. При этом полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство.
Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.
В этом случае ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:
- взыскателю и должнику;
- в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;
- в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;
- в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.
В качестве меры, направленной на наиболее полное и правильное исполнение исполнительного документа, рассматривается положение Закона об исполнительном производстве, согласно которому в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (ч. 9 ст. 47).
По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. Причем указанное исполнительное действие судебный пристав-исполнитель вправе совершать самостоятельно или поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном частью 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.
Пристав окончил исполнительное производство фактическим исполнением
Полный перечень оснований содержится в статье 47 Закона. Ниже я сделал полную выписку из статьи, для Вашего удобства. Вот собственно сами основания:
- Исполнительное производство может быть окончено фактическим исполнением. Это значит, что долг взыскан полностью или требования неимущественного характера должником исполнены. Это касается и солидарного взыскания (когда один долг взыскивается с нескольких человек). Фактически закон допускает расчеты напрямую между должником и взыскателем без необходимости уплаты через кассу приставов. Однако для окончания приставу понадобится письменные сведения об исполнении требований (доказательства получения денежных средств).
- В некоторых случаях судебный орган самостоятельно отзывает исполнительный документ (например, в случае его отмены) исполнительное производство подлежит окончанию. В законодательстве закреплено право отменять судебные приказы и ответчики активно этим правом пользуются.
- Если должник — юридическое лицо ликвидировано и существует запись в ЕГРЮЛ, такое событие влечет окончание исполнительного производства.
Вынесение постановления
Постановление судебного пристава-исполнителя является одним из видов исполнительных документов наряду с судебными приказами и актами, исполнительными листами и т.д.. Необходимые реквизиты и другие особенности этого документа указаны в ст. 14 ФЗ № 229. Основания и порядок прекращения производства судебным приставом-исполнителем указаны в п. 2 ст. 43 ФЗ № 229. Среди них:
- Вынесение судом определения о прекращении акта, на основании которого было начато производство, либо его отмена;
- Принятие судом отказа от исполнения взыскания самим взыскателем;
- Заключение взыскателем и должником мирового соглашения в суде относительно объекта взыскания.
Стороны споров по исполнительному производству
В то же время необходимо отметить следующие изменения. Решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут оспариваться не только сторонами исполнительного производства. В какой суд должен обращаться гражданин, не участвующий в исполнительном производстве, если при исполнении исполнительного листа арбитражного суда или несудебного исполнительного документа в отношении должника-организации или гражданина-предпринимателя затронуты его права и законные интересы? Ранее на этот вопрос мы отвечали однозначно — в суд общей юрисдикции, поскольку ни статья 90 Закона N 119-ФЗ, ни нормы АПК РФ не наделяют арбитражный суд компетенцией по рассмотрению заявлений в защиту прав и интересов гражданина, не носящих экономического характера, если только гражданин не является стороной исполнительного производства. Сказанное можно проиллюстрировать на следующем примере.
Гражданин Ш. обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя по сносу принадлежащего ему на праве собственности гаража при исполнении выданного арбитражным судом исполнительного листа о выселении общественной организации с земельного участка в связи с окончанием срока аренды. Гражданин Ш. к участию в деле не привлекался, решения в отношении него не принималось и таким образом он не является стороной исполнительного производства. Прекращая производство по делу, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (далее — ФАС СЗО) указал на следующее.
В силу статьи 90 Закона об исполнительном производстве правом на обжалование в арбитражном суде решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного листа арбитражного суда обладают стороны исполнительного производства. Гражданин Ш. не является должником по исполнительному производству о выселении общественной организации. Гражданин Ш. не вправе обращаться в арбитражный суд по вопросу обжалования действий судебного пристава-исполнителя и по статье 198 АПК РФ, поскольку необходимым условием для применения названной статьи является нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности. Поэтому заявление Ш. не подведомственно арбитражному суду, а в силу абзаца второго пункта 1 статьи 90 Закона об исполнительном производстве должно рассматриваться судом общей юрисдикции (Постановление ФАС СЗО от 26.11.2007 N А56-4306/2007).
Арбитражный суд компетентен рассматривать любые жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, если должником является организация или индивидуальный предприниматель.
Разъяснение судебного акта, способа и порядка его исполнения
Если в соответствии со статьей 18 Закона N 119-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении соответствующего судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, то по Закону N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе просить суд, орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ, разъяснить способ и порядок исполнения (статья 32). Представляется, что это не просто игра слов, поскольку разъяснение судебного акта и разъяснение способа и порядка его исполнения это не одно и то же. Поэтому суду следует иметь в виду возможность обращения к нему судебного пристава-исполнителя, которому будет непонятен способ и порядок исполнения судебного решения, что в принципе должно повысить качество изложения резолютивных частей решений, а значит, и исполнительных листов. Необходимо принимать лишь исполнимые решения, излагать решения таким образом, чтобы возможность его исполнения не вызывала сомнений.