Амортизационный износ в страховании: что это такое
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Амортизационный износ в страховании: что это такое». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судебная практика на этот счет неоднозначна. Поэтому вопрос, в каких случаях страховые имеют право включать процент износа в страховые выплаты, а в каких нет, остается открытым. Так, еще в 2013 году Пленум Верховного суда Российской Федерации определил, что при угоне или полной гибели авто страхователю должно выплачиваться страховое возмещение в полном размере.
Можно ли получить выплату по ОСАГО или КАСКО без учета износа
В 2016 году ВС РФ подтвердил эту позицию. Автовладелица в Санкт-Петербурге застраховала свою машину по рискам «хищение» и «ущерб» в марте 2011 года. Спустя восемь месяцев машину угнали. Собственница авто пыталась добиться выплаты всей страховой суммы без учета амортизационного износа и дошла с этим делом до ВС РФ.
Конфликт интересов страхователей и страховщиков
На сегодняшний день большинство страховщиков выплачивают компенсацию, далекую от реальной. Они производят выплату, опираясь на положение об учете износа комплектующих деталей автомобиля, выплачивают небольшую часть компенсационной выплаты пострадавшему.
По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), средняя страховая выплата составляет 25-75%. Вообще-то, закон закрепил за владельцем авто, пострадавшем в ДТП право на возмещение ущерба в полном объеме. (Гражданский кодекс РФ, ст.ст. 15, 1064). Значит, владелец разбитого автомобиля на законных основаниях должен требовать у своего страховщика возмещения всех расходов, затраченных на восстановление машины.
В рамках обязательного страхования, возмещение расходов регулируется ФЗ № 40 от 2002 года и принятыми позднее Правилами ОСАГО.
Сам закон не предусматривает ограничение страховой компенсации. То есть денежная сумма по закону начисляется без амортизационного коэффициента.
Правила ОСАГО дополнены злосчастной статьей про износ. Получается, правила противоречат основному закону. Страховым компаниям такая двоякая ситуация вполне подходит, при расчетах компенсационных выплат, страховщики руководствуются Правилами, поэтому окончательная сумма минимальна. Но есть хорошая новость для всех владельцев автомобилей – в силу вступили новые положения «Об ОСАГО».
Износ автомобиля, что это? Как он рассчитывается при выплате по ДТП?
Таким образом, чем точнее дата, тем меньше износ. Напомним о том, что по единой методике расчета ущерба по ОСАГО (Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства») износ не может превышать 50%.
- И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
- Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
- И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
- Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
- А2 – износ от природно-климатических условий;
- А3 – износ от экологической обстановки;
- А4 – износ по количеству жителей в регионе.
Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой. По ней легко определить процент износа комплектующего изделия.
Сколько возмещается по ОСАГО, если есть пострадавшие
Если в результате аварии пострадал один или несколько человек, то в первую очередь нужно сделать все, чтобы он попал в руки к медикам. И если автовладельцу выплачивается нанесенный ущерб его транспорту, то людям, получившим увечья, производится выплата в соответствии с характером полученной травмы.
Ранее мы отметили, что при нанесении вреда здоровью максимальный размер компенсации равен 500 тыс. руб. Но в определённых случаях предоставляется фиксированная выплата:
- 100%, то есть 500 тыс. руб. получают люди, которым в результате аварии были нанесены увечья, повлекшие присвоение первой группы инвалидности.
- 70%, то есть 350 тыс. руб. получают граждане, которые приобрели повреждения, повлекшие присвоение второй группы инвалидности.
- 50%, то есть 250 тыс. руб. получают лица, получили травмы, повлекшие присвоение третьей группы инвалидности.
- 100%, то есть 500 тыс. руб. получают все дети, которые в результате аварии получили любую из трех групп инвалидности.
По правилам ОСАГО при наступлении страхового события страховщик производит денежную компенсацию пострадавшему человеку в зависимости от типа увечья. Например, если в результате внутреннего кровотечение потеряно меньше 1 тыс. мл, то величина компенсация составляет 7%, то есть 35 тыс. руб., а если больше 1 тыс. мл, то 10% — 50 тыс. руб.
Когда учитывается износ?
Закон о применении коэффициентов с учетом износа в единой методике определения суммы выплаты на ремонтные работы был принят еще в сентябре 2014 года. Изменения, появившиеся в законе № 40-ФЗ в апреле 2017 г., отменяют установку бывших в употреблении деталей.
По новым правилам положено заменять поломанные б/у детали во время ремонтирования авто по направлению от СК. Теперь жертвы столкновений вправе требовать починку своих машин с установкой новых и оригинальных запчастей, узлов и агрегатов. К новым автомобилям до 2 лет использования также применяется начисление компенсации по ОСАГО без учета износа.
В противоположность этому факту имеют место денежные выплаты от страховых организаций вместо ремонта. Приведем причины, по которым перечисляется возмещение на р/с невиновного участника ДТП:
- Полная гибель ТС (годные остатки составляют 20%).
- Ущерб превысил установленный лимит ответственности в 400 тыс. рублей.
- Невиновный страхователь погиб, а родственники не заинтересованы в починке транспорта.
- Нет возможности отремонтировать машин либо отсутствует дилерский автосервис (по необходимости).
- Центробанк не дает страховщику право на восстановление автотранспорта.
- Заключена договоренность автострахователя с СК.
Вышеназванные обстоятельства позволяют компенсировать убытки с учетом амортизации авто.
Максимальное изнашивание
Страховщики стараются минимизировать оплату страхового возмещения насколько это возможно. Однако государство определило, что более чем на 50% повышать амортизационные показатели нельзя. Даже если коэффициент износа составляет 70 или 80 процентов, менеджер по урегулированию убытков повышает уровень до 50%.
Полученный общий процент со значением 25 и т. д. так и будет применяться к общей стоимости автомобиля для определения степени его изношенности. Например, поврежденный бампер стоимостью 15 тыс. рублей за минусом 25% окупится только в 11 250 р. Эта сумма покрытия урона учитывает изношенность бампера.
Внимание! Оценка экспертизы считается совместно с поломками или отремонтированными деталями машины, полученными до наступления аварии. То есть, ранее полученные повреждения плюсуются к настоящему ущербу в пределах 25–45%.
Когда следует начинать
Если исходить из бухгалтерского учёта, то по действующим правилам амортизацию ТС следует начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем взятия амортизируемого автомобиля на бухучёт.
Если же говорить про налоговый учёт, то здесь ситуация несколько иная. Вычисленная норма амортизации для автомобиля начинает начисляться также с первого числа месяца, но после того месяца, когда транспортное средство было уже введено в эксплуатацию.
Для расчётов может применяться как стандартная, так и ускоренная амортизация для авто, вне зависимости от того, к какой группе относится автомобиль. Это важная процедура, от которой во многом зависит прозрачность бухгалтерского и налогового учёта компании.
Важно добавить, что факт проведения процедуры регистрации транспортного средства в отделении ГИБДД при начислении амортизации роли не играет.
Требуется вовремя приступить к амортизации согласно действующим нормам и законам. В противном случае могут возникнуть проблемы при дальнейших проверках.
Что такое износ автомобиля и как он влияет на ОСАГО
Российское законодательство не определяет понятие “износ” для расчета стоимости ремонта или замены поврежденных частей автомобиля. Однако в нормативным акте Центробанка, служащему как дополнение к основному ФЗ № 40 об обязательном страховании авто, содержится правовая норма данного понятия.
Согласно акту, автогражданка действует по принципу выплаты компенсации владельцу авто, которое попало в ДТП, выплаты производит как страховая компания или сам виновник происшествия за счет своего полиса.
Страховая фирма оплачивает не только ремонт и восстановление, но и производит замену комплектующих транспорта. Но все авто в ДТП не новые на 100%. Раньше страховщики подсчитывали степень износа поврежденных деталей на момент столкновения. И выплата осуществлялась не по цене новой запчасти, а с учетом ее износа.
С мая 2021 года действую поправки в данной сфере подсчета износа и его влияния на ОСАГО. Это ФЗ № 49 “О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности ОСАГО владельцев транспортных средств”. Что привело к перерасчету и выплате компенсации без учета износа ТС и с ним в определенных ситуациях.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Износ автомобиля, что это? Как он рассчитывается при выплате по ДТП?
Если страховщик незаконно и безосновательно занизил сумму возмещения, пострадавшая сторона вправе направить в офис компании соответствующую претензию (жалобу), дополнив её документами, подтверждающими факт нарушения договорных обязательств.
- ремни и подушки безопасности, включая детские устройства;
- элементы пневматической и гидравлической тормозных систем;
- детали антиблокировочной системы;
- тормозные диски, колодки, барабаны;
- индикаторы неисправного состояния тормозных систем;
- пружины педали тормоза и колодок;
- суппорты;
- механизмы рулевого управления;
- отдельные элементы сцепных устройств.
Возможно ли взыскание взноса с виновника ДТП
Опции КАСКОНет, это невозможно. Согласно данным судебной практики, суд в этом случае будет находиться на стороне виновника аварии, так как последний обладает страховкой, а значит, обязательное возмещение ущерба перекладывается на страховую организацию. Киа Спектра 2001 года выпуска, авария произошла в декабре 2012 года автомобилю полных лет 11,72. Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой. По ней легко определить процент износа комплектующего изделия.
Нужный показатель поможет самостоятельно посчитать калькулятор износа по ОСАГО 2019 года. Он предлагается на многих проверенных ресурсах, в том числе и на сайтах страховых компаний. Это программа, в которой заложена специальная формула, позволяющая рассчитать степень амортизации авто или определенных деталей. Выглядит она следующим образом:
Ики = 100 х (1 – е –(Квл х Тки + Квп х Птс)), где
Ики – износ конкретной запчасти или узла (выражается в процентах).
е – основание натурального логарифма, составляет примерно 2,72.
Квл – коэффициент, который учитывает влияние на износ детали, срок ее использования.
Тки – определенный производителем срок использования элемента.
Квп – коэффициент, который определяет влияние на износ узла величины показаний на спидометре авто с этой деталью.
Расчет стоимости онлайн
Начисляется компенсация всегда в зависимости от полученного коэффициента износа. Чем старше автомобиль, тем больше он будет и рассчитывать на крупную сумму в этой ситуации не стоит. Но если есть сомнения относительно выполненных компанией подсчетов, можно произвести самостоятельный расчет износа по единой методике онлайн.
Для этого потребуется зайти на сайт оператора и ввести в форму следующие данные:
- Начало фактического использования авто – дд.мм.гггг.
- Точное число, когда произошло ДТП – дд.мм.гггг.
- Конкретная категория техники (марка, модель, наличие дополнительного оборудования в комплектации).
- Количество пройденных километров (данные можно найти на приборной панели).
Что делать, если СК обманывает при оценке
Так как расчетом амортизации занимаются сотрудники страховой компании, заинтересованные в большей прибыли, то ее размер может быть серьезно завышен. Но не все автовладельцы знают, как поступить в такой ситуации и что нужно делать, чтобы получить все соответствующие выплаты в полном объеме. Если СК обманывает при оценке владельцу транспортного средства нужно действовать по такой схеме:
При незначительном уменьшении страховой выплаты суд может принять решение в пользу СК.
Если такое произошло, то можно обратиться в вышестоящую инстанцию. По мнению специалистов, современная методика расчета компенсации по ОСАГО еще не совершенна и нуждается в доработке. Поэтому автовладельцам следует самостоятельно изучить схему расчета выплат и амортизации по ОСАГО. Это поможет в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций с СК.
Какими законодательствами регулируется
Основным нормативным актом, разъясняющим детали по данному вопросу, является статья 12 Закона «Об обязательном страховании» № 40-ФЗ (в 2021 году в него были внесены дополнительные изменения).
Именно этот закон является регулирующим:
- Варианты возмещения ущерба пострадавшим (По программе Motor Third Party Liability СК только ремонтирует автомобиль, а выплаты производятся только в редких случаях. По КАСКО автовладелец имеет право выбора: получить деньги или произвести ремонт);
- экспертная процедура (после ДТП автомобиль осматривается сотрудниками ГИБДД или представителем страховой компании и только после этого направляется на экспертизу);
- документы, которые понадобятся для получения компенсации от SK и т.д.
Метод расчета амортизации автомобиля определяется Положением Банка России № 432-П, вступившим в силу в 2014 году. В этом документе также содержится информация о единой методике расчета амортизации.