Инструкция по взысканию пеней и штрафов по 44-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по взысканию пеней и штрафов по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо перечисления заработанных средств за выполненные работы, исполнитель вправе потребовать от организации оплаты пеней и штрафов (ч.5 ст.34 44-ФЗ), а также возмещение юридических издержек, которые он понес в процессе отстаивания своих интересов (ч.2 ст.110 АПК, ч.1 ст.100 ГПК). Кроме случаев, когда заказчик не успел перечислить деньги из-за форс-мажора.

Как рассчитать пени и штраф за просрочку оплаты по 44-ФЗ

Неустойка за просрочку оплаты по 44-ФЗ взыскивается в виде пени и штрафа.

1. Пеня

Расчет пени за просрочку оплаты по 44-ФЗ, как правило, проводится в соответствии с положениями самого закона о контрактной системе. Часть 5 ст. 34 устанавливает следующую норму: со следующего дня после оговоренной в контракте даты расчета пеня начисляется ежедневно в размере 1/300 от ставки рефинансирования.

Приведем пример. Сумма контракта – 500 тыс. руб., срок оплаты поставки – 30 апреля. Расчет должен быть произведен в полном объеме по завершении работ. Заказчик перечислил деньги 11 мая, допустив просрочку оплаты на 11 дней. Расчет пени за просрочку оплаты по 44-ФЗ выполняем на калькуляторе по формуле:

  • 500 000 руб. x (1/300 x 8,25 %) x 11 (количество дней) = 1512,5 руб.

Видоизменим пример и предположим, что в положенный срок к 30 апреля заказчик выплатил 200 000 руб., а остальные 300 000 руб. были перечислены 11 мая (также с 11-дневной просрочкой). В этом случае пеня начисляется только на просроченную сумму:

  • 300 000 руб. x (1/300 x 8,25 %) x 11 (количество дней) = 907,5 руб.

Обычно заказчики побаиваются нарушать закон и условия госконтракта, т.к. за это юридическое лицо или уполномоченный сотрудник могут быть привлечены вплоть до уголовной ответственности.

Но если поставщик все-таки столкнулся с невыплатой по госконтракту 44-ФЗ, то инструменты воздействия у него есть: подача претензии, обращение в контрольные органы и вышестоящие ведомства, в ФАС, прокуратуру, организации, помогающие предпринимателям решать конфликтные ситуации. Если предпринятые шаги не воздействовали на заказчика, то остается идти в суд.

Иногда сам факт обращения в надзорные ведомства помогает повлиять на заказчика, и он переводит оплату по госконтракту. Заказчики не хотят получать штрафы, выговор или отстранение уполномоченного лица на 2 года от работы. Обычно они просят отозвать жалобу и перечисляют средства вместе с неустойкой.

Как получить деньги от заказчика?

Когда заказчик не платит, исполнителю необходимо защищать свои права. Если стороны договора — это участники предпринимательского оборота или иной экономической деятельности, то взыскание денежных средств за оплату услуг в суде потребует соблюдения претензионного порядка (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Что это значит? В суд вы сможете обратиться по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования) заказчику, если иные срок и порядок не установлены законом или договором.

Поэтому решение вопросов с заказчиком, который не оплачивает оказанные услуги, начните с претензии. Отнеситесь к подготовке претензии серьезно, по возможности привлеките специалиста, поскольку документ будет являться основой для будущего иска. При направлении претензии убедитесь, что адрес заказчика (юридического лица) соответствует данным ЕГРЮЛ.

Как рассчитать пеню за просрочку

Если деньги по контракту не поступили на счет в течение положенного по контракту времени, пеню начисляют уже со следующего дня. Если речь о малом бизнесе — с 16-го дня, для остальных — с 31-го дня после подписания акта.

Пеня считается так: 0,003 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки

ИП поставил постельное белье больнице на 400 тысяч рублей. Акт приемки подписали 25 марта. Деньги по контракту должны поступить в течение 15 рабочих дней, то есть до 15 апреля включительно.

С 16 апреля уже можно начислять пеню.

Заказчик оплатил контракт на 20 дней позже. На 16 апреля 2021 года ключевая ставка ЦБ — 4,5%.

400 000 ₽ × 0,003 × 0,045 × 20 дней = 1080 ₽.

Чтобы заказчик уплатил пеню, ее нужно включить в текст претензии.

Читайте также:  Развод с детьми: порядок расторжения в 2022 году

Матчасть: госзакупки и ответственность по госконтрактам

Органам власти, государственным и муниципальным учреждениям для работы нужны услуги или товары со стороны: текстиль, продукты питания, услуги охраны и т. п. Но они не могут просто так взять и что-то купить или заказать у поставщика, который им больше понравился.

Например, больница планирует закупить средства индивидуальной защиты. Она пишет техзадание на закупку: что именно нужно, в каком количестве и когда. Определяет требования к поставщику и условия закупки, например преимущества для субъектов малого предпринимательства, ограничения для иностранных товаров. Затем публикует объявление о торгах на сайте госзакупок. Поставщики подают заявки, предлагают цену. Далее больница подводит итоги торгов и определяет победителя. С ним заказчик заключает контракт.

Выиграть тендер — это полдела. Контракт надо исполнить без нарушений, потому что штрафы в публичных закупках немаленькие. Многие поставщики на этом обжигаются.

В контракте фиксируются все важные требования, как в обычном договоре: что нужно сделать, когда, за сколько и на каких условиях. Контракт необходимо исполнить строго по этим требованиям. Например, если в заявке на тендер были указаны характеристики товара, то именно такой товар и нужно будет привезти.

В обычных сделках между компаниями, предпринимателями или гражданами стороны могут самостоятельно решать, как исполнять или изменять договор и какая ответственность грозит за его нарушение. В публичных закупках все гораздо строже: размеры неустойки определяет государство, а заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.

Дело в том, что при внутренней или внешней проверке заказчика контролирующие органы смотрят, как исполнялся контракт. Внутренняя проверка — значит, вышестоящей организацией. Например, закупку товаров для московского лицея будет проверять Департамент образования и науки города Москвы. Внешняя — это, например, проверка органами прокуратуры или органами финансового контроля: федеральным казначейством, местными и региональными органами контроля.

Контролеры проверяют, как заказчик принимал товар, оценивают результат работ. Смотрят, соответствуют ли товары или работы условиям контракта, требовал ли заказчик от контрагентов неустойку за нарушение контракта. Если нет, то контролеры в акте проверки напишут, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек поставщика к ответственности.

Ответственного за исполнение контракта работника привлекут к дисциплинарной ответственности или лишат премии, а самой организации выдадут предписание привлечь поставщика к ответственности.

Какая ответственность грозит поставщику. Если поставщик срывает контракт, заказчик вправе:

Неправомерность отказа от оплаты

Между государственным заказчиком и организацией-поставщиком был заключен контракт на поставку товара для федеральных нужд.

Товар был поставлен в соответствии с условиями контракта, претензий к качеству нет, акты приемки подписаны.

Однако заказчик отказался оплатить товар, ссылаясь на уменьшение лимитов бюджетных обязательств и попытался расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом заказчик ранее не уведомлял поставщика об изменении своих финансовых возможностей и не приостанавливал приемку товара.

ФАС считает, что действия государственного заказчика неправомерны. Односторонний отказ от выполнения обязательств возможен только при существенном нарушении контракта другой стороной.

Кроме того, если акт государственного органа об уменьшении лимита бюджетных обязательств был принят после приемки товара, то заказчик не вправе ссылаться на данное обстоятельство как основание для отказа от оплаты.

Из материалов аналогичных судебных решений можно сделать вывод: если государственный заказчик не может доказать существенные нарушения поставщиком государственного контракта, связанные с качеством поставленного объекта закупки, то односторонний отказ от оплаты нельзя признать правомерным.

Ссылка заказчика на то, что ему был уменьшен лимит бюджетных обязательств, не может служить основанием для отказа в требованиях поставщиков — с заказчиков взыскиваются суммы оплаты поставленного товара, результата выполненной работы и оказанной услуги, а также и пени за просрочку (Постановление ФАС МО от 16.09.2011 № А40-73055/10-29-613).

На практике арбитражные суды соглашаются с подобными выводами ФАС.

Если контрактом предусмотрено право заказчика на одностороннее расторжение контракта в соответствии с нормами закона № 44-ФЗ и ГК РФ, то заказчик вправе это сделать, составив решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направив его исполнителю. Решение об одностороннем отказе и будет являться основанием для расторжения договора. Для соблюдения надлежащей процедуры необходимо также осуществить следующее:

  • разместить электронную версию решения в ЕИС. На сайте ЕИС для этого предусмотрен реестр дополнительной информации о закупках, контрактах;
  • направить решение поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в контракте;
  • направить решение любым из следующих способов: телеграммой, по факсу, по электронной почте, иным способом, позволяющим зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.

Если поставщик обратился во все возможные инстанции, но денег от заказчика так и не получил, единственным выходом становится обращение в Арбитражный суд. Исковое заявление подается по месту нахождения заказчика. Поставщик должен представить доказательства исполнения им своих обязательств в полном объеме и выставить требования к заказчику. К исковому заявлению нужно приложить ответы на все поданные ранее претензии, чтобы доказать стремление решить вопрос миром.

Читайте также:  08.11.2022 Выплаты многодетным к Новому 2023 году — последние новости

После того как суд вынесет решение в пользу истца, у заказчика будет 10 дней, чтобы подать апелляцию. Если он этого не сделает, то решение вступает в законную силу. Суд устанавливает заказчику определенный период времени, в течение которого он обязан выплатить поставщику всю присужденную сумму. Контролировать исполнение решения суда будут судебные приставы.

Заставить заказчика исполнить свои обязательства по государственному контракту порой бывает крайне сложно. Поставщику придется провести весь комплекс мер по досудебному урегулированию конфликта. Если никакие доводы не действуют, обращайтесь в судебные инстанции. Это последний способ в полном объеме получить заработанные деньги.

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

На основании каких документов оплачивается контракт

Чтобы обоснованно оплатить госконтракт, заказчик обязан иметь как заключение экспертизы, так и акт выполненных работ и товарную накладную, если это предусмотрено условиями соглашения.

Документ Когда оформляется
Акт сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг Оформляется в момент приемки ТРУ. Деньги перечисляются после приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги
Заключение экспертизы Приемке предшествует экспертиза, которую проводят специалисты госзаказчика и приглашенные эксперты и экспертные организации. По ее результатам оформляется заключение о соответствии или несоответствии результата госконтракта его условиям
Товарная накладная Оформляется, если предметом контракта выступает поставка товара

Как оплатить, если есть аванс

Аванс — это платеж, который проводит заказчик в пользу контрагента до того, как тот выполнит и сдаст ему результат работ. Сумма аванса вычитается из общей суммы договора, поэтому после его исполнения расчет заказчика производится в сумме соглашения за вычетом уже перечисленного аванса. Последняя редакция сроков оплаты по 44 ФЗ о закупках не вводит каких-либо специальных правил относительно сроков выплаты аванса. Не установлены в законе и общие требования к размеру аванса. Допустим любой размер аванса, вплоть до 100%.

Но есть Постановление Правительства № 1496 от 09.12.2017 о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета. Оно регулирует заключение и исполнение отдельных видов госконтрактов. В нем установили предельные размеры авансовых платежей. Например, в отношении соглашений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

Федеральный закон № 44-ФЗ запрещает выплачивать аванс поставщикам, к которым при заключении контрактов применяли антидемпинговые меры, то есть тем, которые на этапе участия в тендере предложили цену контракта значительно ниже НМЦК.

Специальные сроки для СМП

Из общего правила, по которому установлена оплата за 30 дней по 44-ФЗ с изменениями на 2021 год, имеются исключения. Они касаются госконтрактов, заключенных в результате закупки, проводимой среди СМП и СОНО. Заплатить контрагенту по такому контракту госзаказчик обязан не позднее, чем через 15 рабочих дней после того, как состоялась приемка товара или услуги.

Иногда правила по выплате денег установлены в специальных законах. Например, правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства вправе установить специальные сроки оплаты контрактов по 44-ФЗ с изменениями 2020 года. Такая возможность оговаривается в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ.

Согласно ч. 12 Постановления от 28.11.2013 № 1084, заказчик обязан отражать сведения о выполнении, изменении и расторжении договора в реестре контрактов ЕИС в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события. Для изменения и расторжения условий, в соответствии с ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, срок составляет 1 рабочий день.

Исполнение отдельного этапа контракта по 44-ФЗ требует создания определенных документов, подтверждающих данный факт, к которым относятся:

  • накладные, счета-фактуры, акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг, документы экспертизы (при необходимости) и др.;
  • дополнительное соглашение об изменении условий договора с приложением документов, отражающих новые условия;
  • дополнительное соглашение о расторжении.
Читайте также:  Как с 2022 года получать вычеты НДФЛ по новым правилам

Результаты отдельной стадии, информация о поставленном товаре, работе или услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС в течении 7 рабочих дней со дня приемки, оплаты, расторжения (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ). Отчет содержит информацию в том числе о соблюдении промежуточных и окончательных сроков. Положение о подготовке и размещении отчета утверждено Постановлением от 28.11.2013 N 1093.

К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п.

Как устанавливается срок действия контракта

Срок договора по 44-ФЗ, если мы говорим об общем сроке действия контракта, устанавливается заказчиком на основе Гражданского Кодекса и Бюджетного Кодекса. В самом законе о государственных закупках требования к данному пункту договора отсутствуют. Срок действия контракта может быть установлен в любом диапазоне. ГК РФ допускает возможность не устанавливать срок вообще.

Срок действия договора по 44-ФЗ определяет тип контракта. Договоры по сроку действия бывают:

✔ Краткосрочные. От нескольких дней до нескольких месяцев.

✔ Годовые. Длятся в рамках одного года с момента вступления договора в силу.

✔ Долгосрочные. От года до нескольких лет.

✔ С неопределенным сроком. Можно не устанавливать конкретные сроки действия, однако этот пункт должен быть отдельно прописан в тексте самого контракта.

✔ Разовые. В данном случае договор предусматривает разовое исполнение обязательств, не привязанное ко времени.

Если подписан договор с неопределенным сроком действия, то его можно пролонгировать (изменение срока контракта по 44-ФЗ), как в автоматическом режиме, так и по соглашению сторон. Возможность автоматического пролонгирования должна быть оговорена в тексте документа. Это не касается срочных контрактов.

Заказчик не хочет платить

В статье 34 закона 44-ФЗ установлено, что госконтракт должен быть оплачен заказчиком в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке. Если контракт исполнил субъект из числа СМП или СОНО, то срок оплаты сокращается до 15 дней . За задержку закачку предъявляется неустойка в соответствии с пунктом 5 статьи 34.

Итак, заказчик не платит. В этом случае поставщик действует по описанной выше схеме — пишет ему претензию. Если и после этого не поступает оплата, исполнитель контракта вправе обратиться в суд с тем, чтобы тот обязал заказчика произвести оплату.

Однако иногда могут помочь и некоторые механизмы досудебного разбирательства. Не стоит забывать, что заказчик по 44-ФЗ — структура, которая функционирует на бюджетные деньги. Поэтому довольно эффективным может стать обращение в вышестоящую организацию . Например, если контракт заключен со школой, то обратиться следует в региональное отделение Министерства образования. Нужно составить письменное обращение, в котором изложить все обстоятельства. А именно описать, что конкретный заказчик не оплачивает выполненный контракт, ссылаясь, допустим, на отсутствие в бюджете денежных средств. И попросить вышестоящий орган пояснить сложившуюся ситуацию и разобраться в ней.

Подобное обращение можно составить еще в 2 инстанции:

  • в аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в данном регионе;
  • в местное представительство Общероссийского народного фронта (в ОНФ есть отделение «За честные закупки» ).

Таким образом, если заказчик не перечисляет деньги по контракту, у поставщика есть несколько способов воздействовать на него в досудебном порядке. Если же это не поможет, придется обращаться в арбитражный суд.

Привязка срока оплаты к получению финансирования из бюджета неправомерна

Заказчик уведомил поставщика, что за поставленный товар он заплатит, когда сможет. Финансирование из бюджета затянулось на неопределенный срок. Поставщик был вынужден обратиться в суд.

Из конкурсной документации и текста контракта на поставку товаров следует, что срок оплаты поставленных товаров обусловлен получением заказчиком финансирования из бюджета.

Внимание! Заказчик не вправе обусловить срок оплаты получением финансирования по соответствующей статье бюджета, так как подобное условие не может являться согласованием срока оплаты.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.12.2009 по делу № А27-5495/2009 отмечает, что поступление денежных средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, которое неизбежно должно наступить, что имело место в данном случае, и не является по смыслу ст. 190 ГК РФ согласованием срока оплаты.

Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.09.2010 по делу № А31-3303/2010 указывает на то, что обязательство, возникающее из муниципального контракта, должно содержать конкретно определенное условие о сроке оплаты товара.

Требования поставщика были удовлетворены.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *