Понятия, виды и цели государственной социальной помощи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятия, виды и цели государственной социальной помощи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

В соответствии с законодательством о государственной социальной помощи специальным органом является ст. 7 Конституции Российской Федерации, в которой говориться, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция прямо не регулирует правоотношения в области государственной социальной помощи, в ней закреплены основополагающие принципы, на которых основывается этот вид социальной помощи и социальное обеспечение в целом. Например, статья 39 гарантирует социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, государство оказывает государственную поддержку всем гражданам нашей страны в тех случаях, когда законом установлено его жизнеобеспечение. На основе принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и международных договорах, Россия принимает ряд других законодательных актов, регулирующих государственную социальную помощь.

В условиях особое место занимает федеральный закон от 17 июля 1999 года, № 178-ФЗ «О государственной системе социальной помощи». Этот закон устанавливает правовые и организационные основы государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноким гражданам.[1]

Закон о государственной социальной помощи определяет понятие государственной социальной помощи, ее источники, виды и размеры, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы. Этот важнейший федеральный закон также признает компетенцию Российской Федерации в вопросах социальной помощи. Согласно ст. 4 к лидерам Российской Федерации в области государственной социальной помощи относятся:

– Принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования в сфере государственной социальной помощи гражданам;

– Разработка и реализация федеральных государственных программ социальной помощи на всей территории Российской Федерации

– Обучение федерального бюджета части затрат на данный вид помощи;

– создание видов государственной социальной помощи, оказание которой обязательно на территории Российской Федерации.

14 статья Федерального закона «О государственной социальной помощи» данный законопроект вступил в силу с момента принятия Конституцией Российской Федерации размера прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».[2]

Следующим законодательным актом, регулирующим государственную социальную помощь, является Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[3]

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных доходов, и для применения других мер социальной защиты граждан нашей страны.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который регулирует следующие вопросы: Назначение прожиточного минимума, определение размера прожиточного минимума, порядок его создания, размер прожиточного минимума, периодичность его исчисления и порядок его создания и учет величины прожиточного минимума при оказании населению социальной помощи гражданам субъектов Российской Федерации.

Также необходим еще один важный документ Федерального закона от 5 апрель 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и исчисления среднего дохода семьи и доходов одиночки, проживающего гражданином, закрепить, чтобы мало признавать и государственную социальную помощь оказывать».

Читайте также:  Стоимость услуг нотариуса при оформлении наследства

Этот закон определяет виды доходов, которые должны учитываться при определении среднего дохода, а также порядок исчисления среднего дохода для предоставления категориям граждан государственной социальной помощи, указанной в законе. Этот закон также определяет период, в течение которого должен учитываться доход, каким именно должен быть доход и как рассчитывается средний доход малоимущей семьи или одинокого и малоимущего лица в течение необходимого ликвидационного периода.

Издание данного закона дополняет федеральный закон Российской Федерации «О социальной помощи государству», поскольку предыдущий закон не устанавливает порядок расчета среднего дохода домохозяйства. Этот закон обеспечивает необходимую ясность как для органов социальной защиты населения и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.

В соответствии с регламентом необходимо реализовать федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ О корзине потребления в Российской Федерации.[4]

Настоящий Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину основных социально-демографических факторов групп населения (рабочая сила, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации не реже одного раза в пять лет определяется и в частности состав и объем (природные, показатели) устанавливается.

Оказание государственной социальной помощи также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

Примером региональной нормальности в этой области может служить Закон Самарской области «О социальной помощи в Самарской области» № 16-ГД от 06.05.2000 г.

Данный закон является системообразующим документом, все процессы и отношения в данной сфере необходимо регулировать: основные принципы адресной социальной помощи, категорию семей и граждан, для данного вида помощи, ее размер, источники финансирования, порядок назначения и контроль за использованием денежных средств квалифицированных специалистов.

Этот закон предусматривает оказание социальной помощи некачественным гражданам в экстремальных ситуациях. Комиссия будет отвечать за выделение 277 млн рублей из средств областного бюджета на эти цели. Исходя из этого, можно сказать, что на сегодняшний день законодательная система О государственной социальной помощи достаточно широка, что обусловлено характером законодательства в этой сфере.

Государственная помощь малоимущим гражданам заключается в том, что один из родителей, который является неработающим и не состоит на бирже труда, имеет право получить единовременную выплату по случаю рождения ребенка. Кроме того, матери или отцу малыша может быть назначено пособие до момента достижения последним полутора лет. Но если родитель выходит на работу или приобретает иной источник дохода, он обязан сообщить об этом в соцзащиту для прекращения выплат. Здесь нужно отметить и то, что получать такое пособие может только отец или мать ребенка, которые считаются официально неработающими и не имеющими другого дохода. Кроме того, нужно предоставить в соцзащиту справку о том, что второй родитель не получает средства на ребенка по месту работы.

В этом году государство планирует пересмотреть некоторые льготы для людей, чей доход не достигает необходимого минимума. Категория малоимущих граждан в данном случае ничего не потеряет, они также будут получать бесплатные препараты для больных членов своих семей, наполовину оплачивать коммунальные услуги и иметь скидки на поездку в транспорте общего пользования.

Право на социальное обслуживание

Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.

Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:

1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);

2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);

3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);

4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);

7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).

Формы предоставления социального обслуживания:

— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;

полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;

форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.

Читайте также:  Заявление на вид на жительство: бланк, образец заполнения

При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.

Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):

— социально-бытовые;

— социально-медицинские;

— социально-психологические;

— социально-педагогические;

— социально-трудовые;

— социально-правовые;

услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

— срочные социальные услуги – включают в себя:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

ГСП пособия представляют собой безвозмездные денежные выплаты людям, перечисляемые единоразово или ежемесячно при наличии особых обстоятельств, требующих от человека решения вопроса финансового характера путем сбора документов и оформления этого вида поддержки от государства.

Они выделяются из федерального или регионального бюджета. Платежи этого вида имеют некоторые особенности:

  • предполагают целевое расходование;
  • никогда не выплачиваются частными лицами, только государственными учреждениями, компетентными для проведения этой процедуры;
  • механизм и способы перевода регламентированы нормативно-правовыми актами на одном из двух уровней власти – региональном или федеральном;
  • выплаты производятся с какой-либо периодичностью или носят разовый характер;
  • для расчета большую роль играет средний доход человека либо законодательством установлена конкретная сумма;
  • необходимы основания для назначения, заявитель должен реально нуждаться в материальной помощи, что обычно подтверждается документально.

Целевой принцип помощи

А главное, что деньги должны быть потрачены по целевому принципу, например, если человек без работы, то и помочь ему надо так, чтобы работать начал, на себя, например, а не просто выделить деньги, проесть их за какое-то время и опять на том же месте, условно, с протянутой рукой.

Именно такой подход предполагает социальный контракт, как адресная социальная помощь нуждающимся, которая включает целый перечень мероприятий, помогающая людям в сложной жизненной ситуации и помощь в определении постоянного источника дохода.

Среди разнообразных форм соцконтракта может быть и целевая денежная выплата, но обязательно направленная на конкретную цель.

Потому при заключении контракта совместно с соцработником человек составляет индивидуальную программу социальной адаптации.

В ней четко расписывается куда, на что и как планируется потратить выделяемую помощь, в зависимости от жизненной ситуации. Именно этим соцконтракт отличается от адресных пособий.

Ежемесячная денежная выплата

Право на ежемесячную денежную выплату имеют следующие категории «федеральных льготников»:

Если гражданин имеет одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, то назначается одна – более высокая по размеру.

Ежемесячная денежная выплата установлена в размерах:

Ежемесячная денежная выплата индексируется в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера БЧ трудовой пенсии.

Ее выплата осуществляется территориальным органом ПФР.

Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь: натуральные виды обеспечения

Государственная социальная помощь малообеспеченным гражданам

Нормативно-правовую базу регулирования отношений по предоставлению государственной социальной помощи составляют следующие основные федеральные законы:

  1. Закон о государственной социальной помощи;
  2. Закон о прожиточном минимуме;
  3. Закон о потребительской корзине;
  4. от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • снижения уровня социального неравенства;
  • повышения доходов населения.

Виды государственной социальной помощи

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться ее получателями, как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

  • 1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
  • 2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Читайте также:  Выезд за границу с долгами в 2022 году: способы выехать из России

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается — безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться ее получателями, как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается – безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:

Во-первых: безвозмездность выплаты пособий.

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

Во-вторых: то, что они выплачивается в фиксированных законом размерах.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

В-третьих: они являются материальной поддержкой граждан;

Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой.

В-четвертых: выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета;

В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий.

Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии, не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Пособие на погребение

Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.

Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.

В 2020 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.

Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *