Выход на досрочную пенсию (42 года) с учетом службы в СА
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выход на досрочную пенсию (42 года) с учетом службы в СА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Звучало довольно много убедительных аргументов в пользу того, что в 2022 году порядок учета льготного стажа будет скорректирован и в него начнут включать срок службы в армии. В частности, 2 марта 2021 года зампред комитета Совета Федерации по соцполитике Елена Бибикова рассказала, что СФ обсуждает с Минтрудом возможность включения службы по призыву в стаж для назначения пенсии на льготных условиях (в 42-летний стаж для мужчин).
Будет ли включена служба в армии в льготный стаж 42 года в 2022 году?
«Это нестраховой период, но, учитывая то, что служба в армии является конституционной обязанностью, у человека в отличие от других нестраховых периодов нет права выбора. В итоге тот человек, который не служил, оказывается в более выгодных условиях в пенсионном отношении, чем тот, который служил».
Елена Бибикова, зампред комитета СФ по соцполитике
По словам Бибиковой, для реализации такой инициативы потребуется 2 млрд рублей ежегодно. И вот 12 августа депутаты и сенаторы от Единой России подготовили и внесли на рассмотрение такой законопроект. Однако его чтение затягивается и пройдет теперь не ранее весенней сессии 2022 года, хотя по тексту законопроекта изменения планировали ввести с 1 января 2022 года.
Выход на пенсию по стажу 42 года
Право на досрочный выход на пенсию для мужчин, имеющих более 42 лет стажа, закреплено в ч. 1.2 ст. 8 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». Действует такая норма с 1 января 2019 г., то есть будет касаться тех граждан, кто планирует оформлять пенсионные выплаты уже после этой даты. Закон предусматривает, что пенсионный возраст мужчин уменьшается на 2 года, но не более чем до 60 (это нижняя граница). Таблица выхода на пенсию для мужчин, имеющих продолжительный стаж работы (более 42 л.) представлена ниже:
По старому закону (до конца 2018 г.)ПВДВППо новому закону (с 2019 г.)ПВДВПС учетом льготы по стажу 42 г.ПВДВП
60 | ||||
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
60,5 | 61,5 | 63 | 64 | 65 |
2019-2020 | 2021-2022 | 2024 | 2026 | 2028 |
60 | 61 | 62 | 63 | |
2019 | 2020 | 2022 | 2024 | 2026 |
В таблице использованы следующие сокращения: ПВ — пенсионный возраст, ДВП — дата выхода на пенсию. Приведенные в таблице значения указаны с учетом того, что мужчина уже выработал нужный стаж.
Почему служба в армии не входит в льготный стаж 42 года для выхода на пенсию
Когда Правительством было предложено новое основание для досрочной пенсии, основным условием было наличие продолжительного стажа работы. С помощью такой льготы Кабмин предлагал смягчить нормативы пенсионного возраста для граждан, которые рано начали работать и имеют за плечами длительную трудовую деятельность. Именно по этой причине законодательно ограничен перечень периодов, включаемых в такой льготный стаж. Поэтому служба в армии, как и другая военная или приравненная к ней служба, в состав 42 лет работы для досрочного назначения пенсионных выплат не входит.
В России служба в армии – это конституционная обязанность мужчины. Исключение этого периода деятельности из стажа для досрочной пенсии лишило большинство мужского населения возможности воспользоваться льготой. Решить этот вопрос можно только путем внесения изменений в закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Право законодательной инициативы в России принадлежит:
- Президенту РФ;
- Совету Федерации и членам Совета Федерации;
- депутатам Госдумы;
- Правительству РФ;
- законодательным органам субъектов РФ;
- Конституционному и Верховному Суду РФ (по вопросам их ведения).
Поэтому чтобы внести изменение в закон, предусматривающее включение службы в армии в льготный стаж 42 г. для досрочной пенсии, необходимо обратиться к любому из субъектов законодательной инициативы из списка.
Обязательные условия для зачисления срока службы в армии в трудовой стаж
Период службы в вооруженных силах может быть включен в страховой стаж работника как не страховой период, имеющий большое социальное значение. Главным условием для его включения является факт работы перед армией или сразу после нее.
Данные периоды не отражаются в базе ПФР, поэтому их учесть можно только при обращении для начисления пенсии в ПФР. Периоды службы в армии обязательно должны быть подтверждены соответствующими документами. Если таких документов, нет зачесть их не получиться в стаж.
Кроме этого, существуют случаи, когда период службы в армии не будет включён в стаж для начисления пенсии. Период в армии не учитывается при досрочном выходе на пенсию гражданином, если у него есть большой стаж работы (для мужчин 42 года, для женщин 37 лет).
Также периоды службы не учитываются при начислении второй пенсии для военных так как они были уже учтены при расчете военной пенсии по инвалидности или по выслуге лет.
Влияние военной службы на трудовой стаж
Термин «трудовой стаж» (ТС) используется, чтобы обозначить продолжительность трудовой деятельности отдельных граждан. К ней относят не только время, когда гражданин действительно находился на работе, но и периоды, когда он вынужденно покидал своё рабочее место в силу определённых причин. Например, из-за прохождения военной службы.
Понятие «трудовой стаж» было применено в Законе № 173-ФЗ. До изменений 2002-го года пенсия (факт её предоставления и размер) зависела именно от этого показателя. В дальнейшем размер пенсионных выплат стал определяться уже страховым стажем (СС) – периодом, в течение которого человек был застрахован в соответствии с установленным режимом пенсионного страхования.
Статья 11 того же законодательного акта указывает, что время службы включено именно в СС.
Время несения воинской службы будет учтено в трудовом стаже, что установлено законом № 173-ФЗ от 17.12.2001. Также, согласно положениям Федерального Закона №400-ФЗ, оно будет влиять на размер СС.
Как срочная военная служба на Севере засчитывается в стаж
По общему правилу периоды срочной военной службы не засчитываются в стаж работы на Крайнем Севере. Однако начиная с 1 января 2015 года это правило изменилось, так как закон «О страховой пенсии» №400-ФЗ сделал возможным исчислять стаж по законодательству которое действовало в том периоде, в котором выполнялись работы.
Это дает возможность некоторым гражданам, которые проходили срочную военную службу в районах КС и МпКС и демобилизованным начиная с 1968 года по декабрь 1991 года, включать такой период в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии за работу в северных районах на основании постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам….».
Однако такой период включается только у тех, кто в течении трех месяцев после увольнение со службы в армии поступил на работу в районах Крайнего Севера или местностях приравненных к районам КС. Срочная военная служба, проходившая в период до 01.01.2015 года, может по выбору застрахованного лица, засчитываться в стаж работы как 1 день службы за 2 дня работы или же как 1 день службы за 1 день работы. Это можно сделать на основании пункта 2 статьи 30 закона о трудовых пенсиях №173-ФЗ. Какой вариант наилучший, решается путем расчета обеих вариантов, у каждого варианта существуют свои преимущества и ограничения.
Уважаемые читатели. В случае возникновения споров, связанных с реализацией ваших пенсионных прав по установлению страховой пенсии по старости, законодатель установил правило: в интересах граждан, с целью недопущения условий ухудшающих условия реализации их пенсионных прав, стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, может исчисляться по законодательным правилам действовавшим в период выполнения соответствующих работ, которые позволяли засчитывать такие периоды в льготный стаж.
К таким законодательным актам относятся:
— Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях»;
— Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР»;
— Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»;
— Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 года,
и все подзаконные акты, принятые в соответствии с этими законами.
Теперь другой пример: когда помимо службы в армии имеется еще период учебы
В соответствии с пунктом 109 Положения от 03.08.1972 № 590, приравнивание периода службы в Вооруженных силах СССР к работе по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 году, осуществляется, если указанная работа предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом приравниваемая служба учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.
Кроме этого, с учетом пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 и практики применения пенсионного законодательства Союза ССР указанный порядок применяется и в тех случаях, когда между работой и службой в Советской Армии имела место учеба, в том числе и предусмотренная подпунктами «з» и «и» пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 (Комментарий к Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, М., «Юрид. лит.», 1977 – пункт 109, параграф 11, пункт 1; Обзорная информация применения Списков № 1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, выпуск 3 (I). – Центральное отраслевое бюро научно-технической информации и пропаганды Министерства социального обеспечения РСФСР, Москва, 1983 г.).
Подпунктами «з» и «и» пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 предусмотрено профессионально-техническое обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, перечисленных в подпункте «з», и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, партийных школах, школах профдвижения, пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
Обучение работников безопасности труда непосредственно на предприятиях проводится при подготовке новых рабочих, повышении квалификации и проведении инструктажей, которые по характеру и времени проведения подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый и текущий (целевой) (ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», ранее – ГОСТ 12.0.004-79 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения»).
При этом для работников отдельных отраслей, занятых на работах, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, вместо вводного инструктажа проводится обучение по программам, утвержденным министерствами (ведомствами). Порядок проведения такого обучения, в т.ч. его продолжительность, устанавливается соответствующими отраслевыми актами.
Так, Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах, утвержденными Минуглепромом СССР 14.12.1972 и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972, согласованными с Госстроем СССР 27.09.1972 и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972, предусмотрено, что все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность такого обучения устанавливается: для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, – 10 дней, ранее работавших на шахтах – 5 дней и переводимых на работу по другой профессии – 2 дня; для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, – 3 дня, ранее работавших на шахтах – 1 день).
В связи с изложенным, а также учитывая основной принцип приравнивания периода военной службы к соответствующей работе, предусмотренный Положением от 03.08.1972 № 590, наличие между периодом военной службы и следовавшей за ним работой по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 году, периода обучения по безопасности труда не должно препятствовать приравниванию периода военной службы к указанной работе (письмо Департамента в адрес Отделения ПФР по Кировской области от 20.05.2015 № 25-24/6423).
Законопроект о включении службы в СА в стаж 42 года
Еще в 2019 г. группа депутатов Госдумы разработала и внесла на рассмотрение проект закона № 725662-7, предполагающий включение срока службы в армии в льготный стаж для мужчин. В пояснительной записке к законопроекту парламентарии отметили, что этот период связан с исполнением конституционного долго мужчин по защите Отечества. Его исключение ставит в неравное положение защитников Родины и тех, кто уклонился от службы по призыву.
Депутаты предложили в целях устранения сложившейся несправедливости пересмотреть нормы законодательства и включить службу в армии в 42 года стажа, дающие право мужчине уйти на пенсию на 2 года раньше срока. Эти изменения предложили ввести с 1 января 2020 года.
Однако предложенную инициативу не поддержал Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранам, а также Счетная палата, Правительство и Комитет Совета Федерации по соц. политике. Среди недостатков законопроекта отмечалось следующее:
Законопроект долгое время находился в очереди на рассмотрение в первом чтении, и вот 1 июня 2021 года его отклонили из-за отсутствия кворума. «За» проголосовали только 94 депутата, а остальные просто не приняли участия в голосовании.
Особенности начисления страхового стажа военнослужащего
Если до 2002 года основой для начисления социальных пособий за основу брался трудовой стаж, то есть сумма записей в трудовой книжке, то сейчас расчет проводится исходя из суммы и продолжительности страховых отчислений. Связано это с тем, что от уплаты работодателями налогов в госбюджет зависит благосостояние граждан и их обеспеченная старость.
Военная служба в Советской Армии и силовых структурах, возникших после распада СССР, считается трудовой деятельностью, независимо от названия страны, в которой она осуществлялась. Такое решение принято, чтобы исключить ущемление прав военнослужащих, которые выполняли свой воинский долг в различных условиях.
При этом учтены все особенности, которые характерны для всех категорий граждан, но в соответствии с правовым статусом, который они имели за период службы. Так, в страховой стаж военнослужащих входит:
- срочная служба;
- по контракту;
- выслуга кадровых военных.
Не зная, входит ли служба в армии в страховой стаж и как он рассчитывается, можно понести серьезные материальные потери на социальных выплатах.
А между тем, этот показатель является основой:
- для начисления пенсии;
- для оплаты листов нетрудоспособности;
- для назначения пособий по инвалидности.
Входит ли армия в общий трудовой стаж
Общий стаж труда, перестав быть показателем, от которого напрямую зависит величина начисляемой пенсии, продолжает, однако, использоваться в связи с ней для оценки права:
- на пенсию, заработанную до 2002 года (п. 1 ст. 30 закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ);
- повышение фиксированных выплат к пенсии для лиц, трудившихся в условиях Крайнего Севера и приравниваемых к нему местностях, а также для работников сельского хозяйства (пп. 4, 5, 14 ст. 17 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ);
- досрочное установление пенсии (ст. 30–32 закона № 400-ФЗ);
- звание ветерана труда (п. 1 ст. 7 закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ), дающее возможность получить при оформлении пенсии ряд социальных льгот;
- пенсию за выслугу лет для госслужащего (пп. 1 и 1.1 ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ).
Армейскую службу обычно включают в общий стаж исходя из ее фактической календарной продолжительности. Но для ряда случаев ее период увеличивается, например:
- в 2 раза в отношении службы по призыву и в 3 раза для участников боевых действий — при учете в одном из вариантов оценки права на пенсию (п. 4 ст. 30 закона № 173-ФЗ);
- в 2 раза в отношении службы призывников — для отражения в общем трудовом и стаже госслужбы (п. 3 закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).
Входит ли армия в общий трудовой стаж
Общий стаж труда, перестав быть показателем, от которого напрямую зависит величина начисляемой пенсии, продолжает, однако, использоваться в связи с ней для оценки права:
- на пенсию, заработанную до 2002 года (п. 1 ст. 30 закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ);
- повышение фиксированных выплат к пенсии для лиц, трудившихся в условиях Крайнего Севера и приравниваемых к нему местностях, а также для работников сельского хозяйства (пп. 4, 5, 14 ст. 17 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ);
- досрочное установление пенсии (ст. 30–32 закона № 400-ФЗ);
- звание ветерана труда (п. 1 ст. 7 закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ), дающее возможность получить при оформлении пенсии ряд социальных льгот;
- пенсию за выслугу лет для госслужащего (пп. 1 и 1.1 ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ).
Армейскую службу обычно включают в общий стаж исходя из ее фактической календарной продолжительности. Но для ряда случаев ее период увеличивается, например:
- в 2 раза в отношении службы по призыву и в 3 раза для участников боевых действий — при учете в одном из вариантов оценки права на пенсию (п. 4 ст. 30 закона № 173-ФЗ);
- в 2 раза в отношении службы призывников — для отражения в общем трудовом и стаже госслужбы (п. 3 закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).
О том, из каких периодов складывается общий стаж труда, читайте в материале «Общий трудовой стаж – что входит и как подсчитать?».
Армейская служба входит в расчет большинства видов стажа. Обычно для этих целей ее протяженность берется равной фактической календарной, но возможны и особые случаи.
Источники:
- Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
- Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Учет армии при назначении пенсий
Статьей 12 закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года утверждается допустимость включения периода нахождения в ВС РФ.
Не всегда гражданин поступает на срочную службу в армии в роли принятого на учет застрахованного, однако и в данном случае можно подтвердить период исполнения воинских обязанностей.
Согласно закону №27-ФЗ от 1 апреля 1996 года, гражданин, отслуживший в армии до начала учета по страхованию, подтверждает факт службы следующими документами:
- трудконтракты;
- справки от руководства;
- военные билеты;
- показания свидетелей.
В последнем случае характер деятельности не будет учтен, и подтверждение невозможно.
Если предстоит решать вопрос относительно начисления пенсии в особом порядке досрочно или по выслуге лет, годы армии учитываются, если занимаемая должность отражена в списке, сформированном Правительством РФ:
- при обслуживании ядерного вооружения;
- хранении боеприпасов в спецсооружениях;
- сотрудников ракетных войск, в период боевого дежурства, если род войск связан со стратегическим назначением;
- ВМС (служащие флота, водолазы и т.д.).
Трудовая пенсия и служба в армии
Регулирует положение о службе в армии относительно трудового стажа Федеральный Закон за № 400. Годы, проведенные в российской армии, зачитываются в общий трудовой стаж без дополнительных условий. Это остается неизменным со времен СССР.
Однако пересмотрены правила назначения самой пенсии. С 2002 года для ее назначения недостаточно представить в ПФР количество проработанных лет. Важно, чтобы в эти годы человек перечислял средства в обязательные фонды. Тогда стаж работы будет засчитан как страховой, что является необходимым условием при расчете пенсионного обеспечения.
Служба в армии, срочная или по контракту, будет учтена при назначении пенсии в следующих случаях:
- Если молодой человек ушел в армию, будучи до последнего дня трудоустроенным официально по трудовому договору. Периоды работы «на себя» здесь не учитываются, если не выплачивались страховые взносы на обязательной или добровольной основе. Например, ИП обязаны платить страховые взносы вне зависимости от того, ведут они деятельность или нет. Самозанятые граждане могут перечислять деньги на добровольной основе. Сам статус не делает их «работающими» для Пенсионного Фонда.
- Если уволившийся из рядов Вооруженных Сил сразу устроился на работу при выходе на гражданку. Здесь условия рассмотрения срока службы как, входящего в страховой стаж, аналогичны первому пункту.
В случае если военкомат призвал неработающего, или юноша не продолжил трудовой путь немедленно после армии, время службы будет учтено только в общий стаж. Основанием для этого является признание службы по призыву деятельностью, которая имеет особо важное социальное значение. Это закреплено законодательно в статье 12 ФЗ-400.
Для большинства призывников время, проведенное на срочной службе, засчитывается как трудовая деятельность 1:1.
Армейский период увеличивается в случаях:
- Если солдат принимал участие в боевых действиях. Здесь год идет за два или за три – в зависимости от того, как оценивается право на пенсионное обеспечение (ФЗ № 173).
- Если гражданин выходит на пенсию как госслужащий (ФЗ № 76) или по общему стажу, то период службы удваивается.
Военным пенсионерам, которые вышли на пенсию по инвалидности или получили ведомственную пенсию, годы армейской службы при расчете общего пенсионного обеспечения во внимание не берутся.