Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. По окончании указанного периода взыскание снимается автоматически, издавать специальные распорядительные акты не нужно.
Дисциплина в правоохранительных органах и на военной службе
На основании Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ дисциплинарным проступком служащего органов внутренних дел (далее — ОВД) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении законодательства РФ, дисциплинарного устава ОВД, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка, либо в несоблюдении запретов, ограничений, связанных со службой в ОВД, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 49).
Правовое регулирование вопросов дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих
Правовое обеспечение деятельности государственных гражданских служащих, в том числе их поступления на службу, привлечения к дисциплинарной ответственности, прекращения служебных отношений и пр. осуществляется нормами специального федерального и регионального законодательства.
Следуя нормам специального федерального закона о государственной гражданской службе, при допущении лицом, замещающим должность государственной гражданской службы, исполнения своих обязанностей по собственной вине ненадлежащим образом или неисполнения обязанностей (дисциплинарного проступка) влечет наложение мер ответственности дисциплинарного характера, если уголовным или административным законодательством не предусмотрены за такое деяние, соответственно, уголовная или административная ответственность.
Порядок привлечения к ответственности
Привлечение госслужащего к ответственности начинается с выявления факта совершенного проступка и происходит в следующем порядке:
- По факту совершения проступка составляется служебная записка на имя руководителя государственного учреждения с указанием возможных виновных лиц.
- С обвиняемых в проступке госслужащих затребуют объяснительные записки.
- Руководитель подразделения инициирует проведение служебной проверки.
- По результатам проверки выносится заключение.
- Составляется акт о применении взыскания.
- Копия акта вручается совершившему проступок госслужащему под подпись.
При отказе обвиняемых предоставить объяснительные в течение двух дней составляется акт, после чего начинается служебная проверка, на которую отводится 30 дней. К проверке привлекаются:
- кадровая служба;
- юридическая служба;
- представители профкома.
Важно учесть, что запрещено допускать к проверке лиц, прямо или косвенно заинтересованных в ее результатах. К таким лицам могут относиться родственники, многолетние сослуживцы обвиняемых, а также служащие, находящиеся в непосредственном подчинении у обвиняемого.
В ходе служебной проверки необходимо установить:
- факт совершения проступка;
- наличие вины госслужащего;
- причины и мотивы проступка;
- степень ущерба или вреда, причиненного проступком.
Обвиняемые служащие в ходе проверки имеют право давать объяснения подавать заявления, жалобы и апелляции, знакомиться с результатами экспертных оценок.
Для отдельных федеральных учреждений разработаны и приняты детальные инструкции по проведению служебных проверок. В частности, порядок проведения проверок в Министерстве образования утвержден Приказом Минобрнауки №796.
Взыскание назначается с учетом тяжести проступка, степени вины, конкретных обстоятельств и прошлых заслуг обвиняемого. Как правило, госслужащему, находящемуся на хорошем счету и имеющему государственные награды, взыскание за незначительный однократный проступок (например, опоздание до 1 часа) может не назначаться при условии, что проступок носит субординационный характер и не причинил реального вреда.
Законодательное регулирование дисциплинарной ответственности
Несение государственной службы в нашей стране осуществляется на основании главного законодательного акта, а именно – ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Именно в этом нормативно-правовом акте содержится основная информация относительно таких важных вопросов, как: существующие чины гражданской службы, основные права и обязанности, которые могут быть возложены на таких сотрудников, основания для прекращения службы и т.д.
Помимо этого, в вышеуказанном акте присутствуют сведения и относительно различных видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть установлены в отношении государственных работников. В соответствии с существующими правилами таких форм наказаний всего три – замечание, выговор и увольнение. Еще несколько лет назад в данный список входила и еще одна разновидность дисциплинарной ответственности – предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако в 2013 году эта мера была исключена из существовавшего перечня.
Решение о выборе конкретной формы наказания из трех возможных всегда принимается уполномоченным лицом самостоятельно. При этом учитываются важные индивидуальные особенности конкретной ситуации. Например, работодателем, прежде всего, должна быть надлежащим образом оценена степень серьезности проступка сотрудника.
Отдельно следует упомянуть и о том, что каждая мера ответственности также отличается своей серьезностью и некоторыми особыми последствиями, которые могут наступить для государственного служащего. Замечание и выговор представляют собой достаточно схожие виды наказания и, безусловно, они являются наименее серьезными мерами ответственности. Основная разница заключается лишь в сведениях, которые фиксируются в соответствующем приказе о назначении дисциплинарного наказания.
Естественно, наиболее строгой мерой для государственного служащего всегда будет являться его увольнение в одностороннем порядке за ранее совершенное нарушение. Именно поэтому такая мера может быть применена работодателем исключительно в особых ситуациях, при которых наказание полностью соответствует степени серьезности ранее совершенного проступка.
Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания
Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.
Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.
Проступки могут быть разными:
- Невыполнение своих должностных обязанностей;
- Выполнение обязанностей не должным образом;
- Опоздание на службу;
- Прогул;
- Появление на службе в нетрезвом виде;
- Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
- Противоправные действия коррупционной направленности;
- Административные правонарушения;
- Многие другие.
Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.
Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.
Административная и дисциплинарная ответственность государственного служащего – отличия
Государственный гражданский служащий как и гражданин отвечает перед законом за деяние административного характера. Наказания за проступки данного характера прописаны в КоАП РФ. Так же в КоАП есть статья 2.4 предусмотренная для государственных служащих совершивших административное нарушение. Законом строго разграничивается ответственность административная и дисциплинарная.
Рассмотрим их отличия:
- Государственный служащий привлекается к дисциплинарному наказанию в порядке служебной подчиненности, исполнение осуществляется исполнительной властью, назначенной Президентом Российской Федерации или судами;
- Административная ответственность имеет несколько иные меры воздействия на нарушителя нежели дисциплинарная: предупреждение, пресечение, взыскание.
Распространение административной ответственности происходит не только на должностных лиц и граждан, но и на учреждения, организации и предприятия.
Снятие дисциплинарного взыскания
Основным нормативным актом, регламентирующим служебные отношения, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 79-ФЗ установлены основные обязанности гражданского служащего, среди которых:
- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
- исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
- соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций;
- соблюдение служебного распорядка государственного органа;
- поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;
- бережное отношение к государственному имуществу, в том числе к имуществу, предоставленному для исполнения должностных обязанностей;
- соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, ненарушение запретов, которые установлены Законом N 79-ФЗ.
Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих
Правовая характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих включает комплекс правовых норм, включенных в федеральное законодательство о государственных служащих, правовых актов государственного управления, возлагающих определенные обязанности на служащих по соблюдению дисциплинарных требований, предусматривающих меры дисциплинарной ответственности, процессуальный порядок использования этих мер при нарушении указанных предписаний.
Особенности дисциплинарной ответственности госслужащих:
- Правовой статус государственных служащих регулируется федеральным законодательством, эти служащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной медицины.
- Специальные нормативно-правовые акты регулируют дисциплинарную ответственность, указывая на специфические особенности данных правонарушений. Уполномоченные лица могут руководствоваться нормами трудового законодательства.
- Трудовая дисциплина государственных служащих – это соблюдение конкретного служебного распорядка, предусмотренного нормативно-правовыми актами федерального уровня, государственного органа. Недопустимы коллективные договоры и различные соглашения в сфере, которая относится к трудовой дисциплине.
- Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие письменного объяснения государственного служащего. Обязательно проведение служебной проверки относительно каждого случая совершения дисциплинарного проступка служащим.
Административная ответственность государственных гражданских служащих
Служащий привлекается к административной ответственности в случае, когда его административное правонарушение связано со служебной деятельностью, то есть когда служащий не реализовал и реализовал должным образом свои служебные полномочия, нарушив, тем самым, пава личности, организации.
В качестве основания административной ответственности служащего выступает совершение предусмотренного федеральным или региональным административным законодательством в качестве запрещенных виновных противоправных действий бездействия.
Необходимо отметить, что совершение служащим противоправного деяния может повлечь одновременно и административную, и дисциплинарную ответственность: административная – наступит за правонарушение, предусмотренное административным законодательством, дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины и пр.
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Дисциплинарная ответственность государственных служащих
Всю сферу деятельности людей можно условно разделить на:
- производящие материальные блага;
- оказание услуг;
- занятия культурой и спортом;
- помощь государству обеспечить конституционный строй, обеспечить правопорядок, защищающие социальные и имущественные права граждан.
Государственные служащие – должностные лица, исполняющие служебные обязанности, направленные на управление, охрану и поддержание правопорядка.
Выделяют государственных служащих федерального уровня и гражданских, получающих соответственно денежное вознаграждение из федерального или регионального бюджета.
Даже из определения понятно, что это люди, стоящие на службе государства.
Трудовым кодексом регулируются основные нормы правоотношений между работодателем и наемными работниками.
За ненадлежащим образом исполненное трудовое задание или нарушение дисциплины, работник, согласно ст. 192 ТК РФ, может быть привлечен к дисциплинарному взысканию, в зависимости от степени тяжести проступка, последствий для предприятия и остальных работников, на усмотрение работодателя в виде:
- объявления замечания;
- вынесения выговора;
- при неоднократных или особо грубых нарушениях вплоть до увольнения с указаниями причины расторжения трудового договора в трудовой книжке, что может повлиять на дальнейшее трудоустройство и судьбу провинившегося сотрудника.
При этом в пятой части ст. 189 ТК РФ дается оговорка, что для отдельных категорий работников применяются нормы, установленными другими федеральными законами.
Часть 3 ст. 192 ТК, перечисляющая возможные виды взысканий, в то же время говорит о возможности применения других видов наказания, предусмотренные уставами, положениями о дисциплине и федеральными законами.
Выбирая один из методов дисциплинарного взыскания, руководитель должен учесть тяжесть совершенного действия и обстоятельства, при которых человек поступил именно таких образом.
Государственных служащих законодатель относит именно к отдельной категории работников, на которых распространяется действие Федерального закона № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, одобренного Советом Федерации «15» июля 2004 года и вступившим в действие с «27» июля 2004 года (далее по тексту ФЗ № 79).
В главе 12 ФЗ № 79 рассмотрены вопросы:
- о требованиях служебной дисциплины конкретно от лиц, являющихся служащими государству;
- какие возможно применить дисциплинарные взыскания;
- порядок, в каком может быть наложено дисциплинарное взыскание и его снятие.
Остановимся подробнее на теме как возможно привлечь к дисциплинарной ответственности госслужащих, и отличием от взысканий, допустимых для работников общей производственной сферы.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих (Шадрина Т.В.)
Дата размещения статьи: 29.09.2016
Случаи нарушения трудовой дисциплины нередко встречаются не только в коммерческих организациях.
Государственные гражданские и муниципальные служащие также довольно часто пренебрегают правилами внутреннего трудового распорядка и своими служебными обязанностями. Сегодня поговорим о дисциплинарной ответственности данной категории работников.
Прочитав статью, вы узнаете, какие виды дисциплинарного воздействия применимы к государственным гражданским служащим, за какие нарушения трудовой дисциплины возможно расторжение служебного контракта, какова процедура привлечения к дисциплинарной ответственности и какие последствия могут быть для представителя нанимателя при неправильном применении норм законодательства в данной области.
Служебная дисциплина на государственной гражданской службе
Основным нормативным актом, регламентирующим служебные отношения, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее – Закон N 79-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 79-ФЗ установлены основные обязанности гражданского служащего, среди которых:- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;- исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;- соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций;- соблюдение служебного распорядка государственного органа;- поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей;- неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;- бережное отношение к государственному имуществу, в том числе к имуществу, предоставленному для исполнения должностных обязанностей;- соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, ненарушение запретов, которые установлены Законом N 79-ФЗ.Более того, в ст. 18 Закона N 79-ФЗ одним из первых требований к служебному поведению гражданского служащего названо добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне.Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы достаточно подробно прописываются в должностном регламенте. Именно на основании этого локального документа осуществляется профессиональная деятельность гражданского служащего (ст. 47 Закона N 79-ФЗ).
Кроме того, служебным регламентом устанавливается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с другими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.
Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности
В целях защиты интересов служащих, действующими нормами были установлены определенные временные рамки, в которые подчиненные могут привлекаться к ответственности за ранее совершенные нарушения, например:
- В большинстве случаев срок давности для назначения наказания будет равен одному календарному месяцу. В данный период времени не включаются дни нетрудоспособности гражданина, а также иные случаи его отсутствия на рабочем месте без каких-либо уважительных причин.
- В некоторых ситуациях вышеуказанный срок увеличивается до 6 месяцев. Например, если нарушение, совершенное сотрудником, было выявлено в ходе аудиторской либо иной проверки.
Порядок привлечения к ответственности
Привлечение госслужащего к ответственности начинается с выявления факта совершенного проступка и происходит в следующем порядке:
- По факту совершения проступка составляется служебная записка на имя руководителя государственного учреждения с указанием возможных виновных лиц.
- С обвиняемых в проступке госслужащих затребуют объяснительные записки.
- Руководитель подразделения инициирует проведение служебной проверки.
- По результатам проверки выносится заключение.
- Составляется акт о применении взыскания.
- Копия акта вручается совершившему проступок госслужащему под подпись.
При отказе обвиняемых предоставить объяснительные в течение двух дней составляется акт, после чего начинается служебная проверка, на которую отводится 30 дней. К проверке привлекаются:
- кадровая служба;
- юридическая служба;
- представители профкома.
В ходе служебной проверки необходимо установить:
- факт совершения проступка;
- наличие вины госслужащего;
- причины и мотивы проступка;
- степень ущерба или вреда, причиненного проступком.
Основания и условия применения
Взыскания, кроме увольнения, применяются при наличии следующих оснований:
- опоздание;
- несоблюдение должностной инструкции;
- ошибки в расчетах;
- неверное истолкование и применение законодательных регламентов;
- грубость и хамское отношение к гражданским посетителям.
Взыскание за ошибки в расчетах применяются к служащим, занятым разработкой методик расчета зарплат бюджетникам и другими заданиями, связанными с вычислениями. При первом незначительном проступке обычно выносится замечание, при повторном (если замечание ещё не снято) делается выговор, при систематических небольших проступках или одном значительном делается предупреждение о неполном соответствии.
Увольнение, как самое строгое взыскание, производится по следующим основаниям:
- прогул;
- появление на службе в нетрезвом состоянии или под действием наркотических средств;
- разглашение гостайны и иной служебной информации;
- кража или сознательная порча имущества на рабочем месте;
- наличие большого числа проступков при уже наложенном взыскании;
- вскрытие факта предоставления заведомо ложных сведений при трудоустройстве или предоставления подложных документов.
К госслужащим, занимающим руководящие должности, взыскание может применяться при принятии непродуманного решения, нанесшего вред государственной власти.
Под разглашением служебной информации понимается сообщение третьим лицам любых сведений, полученных во время нахождения на государственной службе, если это повлекло негативные последствия для госорганов или нарушило права третьих лиц.
Заведение против госслужащего уголовного дела из-за превышения полномочий или получения взятки является основанием для увольнения по причине утраты доверия.
Условиями применения дисциплинарного взыскания к госслужащему являются:
- наличие события проступка;
- доказанность вины госслужащего;
- отсутствие непреодолимых обстоятельств.
К непреодолимым относятся обстоятельства, при которых госслужащий не мог избежать совершения проступка по независящим от него причинам, включая психологическое и физическое принуждение, шантаж и т. д.
За что могут уволить государственного служащего
Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:
- неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
- прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
- появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
- разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
- совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
- принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
- однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.
В чём заключается дисциплинарная ответственность государственного служащего
Оперативно реагировать на каждое нарушение дисциплины – задача любого работодателя. Если этого не делать, рано или поздно может быть утрачен контроль над рабочим процессом, что приведёт к необратимым последствиям.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих – это одна из форм принуждения к служебному подчинению, применяемая в отношении специальной категории работников, нарушающих трудовую дисциплину. За невыполнение ведомственных приказов или распоряжений к нарушителю могут применяться дисциплинарные взыскания.
Проступком здесь считается противоправное, виновное действие или бездействие работника, нарушающее локальные правовые акты, правила внутреннего трудового распорядка, распоряжения, инструкции.