Инвалидность при ЗПР у детей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвалидность при ЗПР у детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь устраняется влияние внешних факторов, вызвавших задержку речевого развития. Например, если поводом послужила неблагоприятная социально-педагогическая обстановка, необходимо создать ребенку все условия для стимуляции речи: показывать, как правильно произносить слова, проговаривать все, что происходит с ребенком и вокруг него, подобрать подходящий дидактический материал и регулярно заниматься.
Почему может потребоваться помощь ЦПМПК
Представьте себе ситуацию: в детском саду ребенок говорит гораздо хуже своих сверстников. В группе из 28 детей у воспитателя и няни не хватает времени на ребенка, с которым никто не общается. Он ни с кем не играет, на групповых занятиях не успевает за другими детьми, потому что привык к неспешному темпу индивидуальных занятий с мамой, где все внимание — только ему. Или представьте младшего школьника, который физически не может усидеть за партой 30 минут, и информация, которую дает учитель, звучит для него на такой запредельной скорости, что он попросту ничего не успевает понять. Это не нарушение интеллекта. Просто другой темп. Другой уровень восприятия.
Иногда родители считают, что дети с задержкой речи должны находиться в среде более развитых сверстников, чтобы подсознательно тянуться за ними. Для некоторых ребят это — настоящая школа выживания, где результатом является не только подтягивание речи и уровня развития до нормы (причем не всегда), но и зашкаливающий уровень стресса каждый день.
Другие выбирают более мягкий способ — коррекционные учебные заведения. Не нужно пугаться слова «коррекционный». К примеру, что такое коррекционный детский сад? Это группа из 4–7 человек, где воспитатель и его помощник, помимо общих занятий, успевают позаниматься персонально с каждым ребенком. Это постоянный личный контроль. Это обязательные дополнительные занятия и обследования штатных специалистов: логопеда и психолога. Это возможность получить официальную отсрочку поступления в школу до 8 лет.
Конечно, никто не вправе диктовать родителям, как поступить со своим ребенком. Можно только посоветовать, как это делает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), которую проходят, если сомневаются, что ребенку подходит посещаемое им учебное заведение.
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия представляет собой комплексное обследование ребенка в присутствии его родителей одновременно несколькими специалистами. В общей сложности она длится 2–3 часа в одном кабинете. Прием ведут:
- педиатр;
- социальный педагог;
- психолог;
- психиатр;
- логопед;
- дефектолог.
Ребенок пересаживается от одного специалиста к другому по кругу. Ему задают разнообразные вопросы и просят выполнить задания, соответствующие его возрасту: рассказать про себя, друзей и родителей, про времена года и назначение различных предметов, цвета и формы, формировать группы предметов по какому-то признаку (овощи, мебель, одежда и пр.), убрать лишнее, повторить услышанное. Обязательна проверка координации движений (поймай мяч), моторики и уровня речи (все ли звуки умеет произносить, сколько слов говорит). В общем, с ребенком обсуждают все то, что он должен уметь и знать для его возрастной нормы.
В конце комиссия выдает заключение и протокол ЦПМПК родителям под роспись. В заключении будет отражено:
- сможет ли ребенок и далее обучаться по программе заведения, которое он в данный момент посещает;
- требуются ли ребенку дополнительные занятия со специалистами, а также наблюдение у врачей или лечение.
Куда обратиться чтобы получить льготу ребенку инвалиду
Пенсионный фонд. Принимает документы на пособие и определяет его размер. Для получения пенсии представителю ребенка нужно подать заявление. Обратится можно в фонд по месту прописки или по месту пребывания. Условия всего два — это подтвержденный статус ребенка-инвалида и постоянно проживание на территории РФ. Пенсия назначается с первого числа месяца обращения за ней. Пенсия назначается на срок в течении которого лицо признано инвалидом.
- Соц. защита. Принимает документы и отправляет запрос в бухгалтерию на получение скидки на оплату ЖКХ. Перед обращением в соц. защиту нужно погасить задолженность по оплате коммунальных услуг. Специалисты центра оказывают помощь в составлении заявления. Скидка назначается в течении месяца. Примите во внимание, что оплата коммуналки должна проходить не позднее 26 числа текущего месяца.
- Налоговая инспекция. Принимает декларацию 3-НДФЛ на получение налогового вычета. Кроме того, налоговый вычет можно вернуть через работодателя. Отличие в том, что в налоговую инспекцию можно подать декларацию лишь за прошедший год, а работодателю за текущий.
- Администрация района. Занимается распределением земли на строительство. Для этого необходимо подать заявление, которое рассматривается в тридцатидневный срок. Земля предоставляется первоочередно без торга в аренду или собственность за плату. За разработкой Индивидуального плана реабилитации следует обращаться также в администрацию.
- ФСС. Распределяет путевки в лагеря и санатории. Для этого подается заявление. Также нужно иметь направление от врача, если лечение не входит в ИПР. В десятидневный срок происходит регистрация по заявке. Путевка предоставляется не позднее 18 дней до даты заезда. Длительность лечения в санатории от 21 до 42 дней с оплатой дороги до места лечения.
Какова процедура получения инвалидности
Всем, кто задумался, с чего начать оформление инвалидности, стоит помнить, что для установления инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). Ее проводят бюро медико-социальной экспертизы на основании направления, выданного в лечебном учреждении по решению врачебной комиссии. При этом потребуется письменное согласие гражданина или его представителя (с указанием предпочтительной формы проведения МСЭ – с личным присутствием или без, а также способа получения уведомления о проведении экспертизы).
Важно! Если медицинская организация отказывается направлять гражданина на МСЭ, ему выдается заключение врачебной комиссии, которое можно обжаловать в региональном или федеральном министерстве здравоохранения или в Росздравнадзоре.
Бюро проводит экспертизу и выдает гражданину справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации. В программе перечисляют технические средства реабилитации, которые ему необходимы и положены после получения инвалидности бесплатно (костыли, инвалидное кресло, протезы, сиденье для ванной, прикроватный туалет и так далее).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Медицинская экспертиза
Следующий шаг – запись на медико-социальную экспертизу в главном бюро вашего города. Туда же предоставляется и пакет бумаг. После подачи документов, вам назначается дата проведения экспертизы. Обычно она проводится в течение месяца с момента подачи бумаг.
Если ребенок по состоянию здоровья не может лично приехать на экспертизу, важно указать это в заявлении и отметить, что необходима выездная экспертиза. В указанное время, вы должны прибыть на комиссию. С собой нужно взять пеленку для осмотра, а также сменную обувь для себя и ребенка, в крайнем случае – бахилы.
Освидетельствование проводят медики-эксперты, которые имеют педиатрическую специализацию. В комиссии необходимо не менее 4 человек, в противном случае, решение комиссии может быть признано неправомерным.
По приглашению руководителя МСЭ с правом совещательного голоса может присутствовать и лечащий врач ребенка, представители различного рода государственных внебюджетных фондов, представители общественности.
При проведении экспертизы составляется протокол, а по результатам составляет акт, который подписывают специалисты и руководитель бюро, в котором принималось решение. Все документы заверяются печатью.
Какую группу при ДЦП определяют
Первую группу инвалидности при ДЦП дают детям с резко выраженными ограничениями физической и интеллектуальной деятельности. У таких детей слабо сформированы или совсем отсутствуют навыки самообслуживания, передвижения, общения, контроля за своими поступками.
Вторая группа инвалидности при ДЦП дается при наличии следующих нарушений:
- выраженный двигательный дефект;
- расстройства речи;
- регулярно повторяющиеся эпилептические припадки;
- снижение остроты зрения до 0,08;
- нейросенсорная тугоухость III—IV степени;
- частичные ограничения в самообслуживании, обучении, передвижении и ориентации.
Заболевания для III группы
Бывает нелегко по внешним признакам отличить здоровых от инвалидов III группы. Граждане с этой группой вправе работать, поскольку показатели потери функций составляют 40-60%.
К заболеваниям для присвоения III группы инвалидности относятся:
- рак в начальной стадии;
- отсутствие одного глаза;
- птоз одного глаза (постоянный, сохраняющийся после лечения);
- двусторонняя глухота;
- дефекты челюсти при отсутствии способности жевать;
- дефекты лица, устранимые только путем хирургического вмешательства;
- дефекты костей черепа;
- паралич кисти, одной из конечностей, вызывающий гипотрофию мышц;
- наличие инородного предмета в головном мозге после травмы;
- установка инородного тела в область сердца (кардиостимулятор, искусственный клапан);
- ампутация кисти, одного или нескольких пальцев;
- одна почка или легкое.
Документы, необходимые для предоставления в МСЭ
Для оформления детской инвалидности, родителям нужно представить следующие документы:
- Направление, выписанное медицинским учреждением или управлением социальной защиты населения.
- Заявление, написанное законным представителем ребенка.
- Документы, свидетельствующие о наличии проблем со здоровьем: история болезни, амбулаторная карта, заключения врачей, выписки из поликлиники.
- Характеристика из образовательного учреждения, написанная классным руководителем и подписанная директором.
- Свидетельство о рождении для несовершеннолетних граждан до 14 лет.
- Удостоверение личности родителя, который подает бумаги на оформление.
- Справка из жилищно-эксплуатационной конторы, подтверждающая прописку.
- Дубликаты всей необходимой документации.
Государственные льготы для детей-инвалидов и их родителей
Одна из главных причин, побуждающих родителей оформлять документы на инвалидность — это пенсия, которая предоставляется ребенку государством.
Детям положена выплата материального пособия, предназначенного для ухода за ними и приобретения для них различных лекарственных и технических средств. Несовершеннолетним лицам положены следующие виды льгот:
- бесплатное лечение в санаториях;
- бесплатное приобретение медицинских препаратов, выписанных по врачебному рецепту (в том случае, если лечение проводится амбулаторно);
- право на льготный проезд на воздушных, речных и железнодорожных транспортных средствах;
- бесплатные поездки в автобусах, троллейбусах и другом общественном городском транспорте (за исключением такси);
- привилегии на получение различного медицинского оборудования (протезно-ортопедическая продукция, устройства для передвижения и другие изделия).
Следует учитывать, что льготами обладают не только дети с ограниченной жизнедеятельностью, но и их родители или законные опекуны. Им предоставляется возможность работать в сокращенном режиме; получать дополнительные отпуска; оплачивать в меньшей сумме налоги и жилищно-коммунальные услуги.
Женщины, работающие в сельской местности, обладают правом на получение одного в месяц дополнительного выходного дня без сохранения заработной платы, который им предоставляется по письменному заявлению. Право выхода на досрочную пенсию могут получить следующие граждане:
- родители или опекуны детей – инвалидов, которые воспитывали их до восьми лет;
- женщины в возрасте 50 лет при трудовом стаже не менее пятнадцати лет;
- мужчины, достигшие 55 лет и имеющие стаж не менее двадцати лет.
Привилегии, положенные детям и их родителям также во многом зависят от группы инвалидности, которая определена медицинской комиссией.
Необходимые документы
Перед тем, как ребенок будет проходить МСЭ, для специально созданной комиссии потребуется подготовить определенный перечень документов, в том числе:
- Паспорт или иной приравненный к нему документ (если ребенок достиг возраста 14 лет);
- Свидетельство о рождении;
- Справки, указывающие о результатах анализов;
- Акты, составленные узкими специалистами;
- Выписные эпикризы, подтверждающие отклонение состояния здоровья ребенка от нормы;
- Справка, указывающая на предварительный диагноз больного;
- Направление на МСЭ;
- Медицинская карта пациента;
- Характеристика на ребенка из детского сада или общеобразовательного учреждения, заверенная:
- Воспитателем или классным руководителем;
- Директором учреждения;
- Двумя специальными печатями;
- Паспорт законного представителя ребенка;
- Заявление от родителей, выражающее согласие на проведение МСЭ в отношении воспитанника;
- Разовая справка по итогам МСЭ (при последующем прохождении переосвидетельствования).
При принятии решения комиссией учитывается большинство голосов, которое может указывать на:
- отказ в присвоении статуса инвалида:
- обжалование проводится в вышестоящее по иерархии аналогичное учреждение;
- при несогласии с решением последней инстанции бюро МСЭ заинтересованное лицо может обратиться в суд для обжалования вердикта;
- необходимость проведения дополнительного обследования;
- присвоить статус инвалида с указанием на срок его действия и предоставить программу реабилитации, разработанную с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья ребенка.
Собираясь на заседание комиссии МСЭ, нужно приготовиться к тому, что очередь окажется длинной. Бюро МСЭ каждый день принимает большой поток людей, поэтому разумно брать с собой питье и легкий перекус, детское питание для грудного малыша и какие-нибудь развлечения вроде книги или игрушки.
В составе комиссии МСЭ должно состоять не менее 4 врачей, имеющих специализацию по педиатрии. Также заявитель может пригласить любого другого специалиста медицинского профиля, но лишь с совещательной функцией. Окончательное решение принимают члены комиссии, осмотрев ребенка и внимательно изучив всю приложенную документацию.
Если комиссия посчитает недуг ребенка достаточно серьезным, то присваивает ему статус «ребенок-инвалид». Группа инвалидности детям не устанавливается: причина этого в том, что группа отражает прежде всего снижение способности трудиться, а дети еще не являются трудоспособными.
В этот же день родители получают ИПР — индивидуальную программу реабилитации, где указываются все процедуры, занятия и технические средства реабилитации, которые можно будет бесплатно получать для малыша.
Документальным подтверждением инвалидности становится розовая справка МСЭ, эти бумаги имеют строгую отчетность и выдаются родителям под подпись. Справку МСЭ лучше сразу же предъявить в ближайшее отделение Пенсионного Фонда и ОСЗН для начисления пенсии и коммунальных льгот.
Розовая справка МСЭ,
При появлении сомнений члены комиссии могут попросить пройти дополнительные диагностические процедуры. Соглашаться ли на это — выбор родителей.
Такой вариант замедляет процесс оформления, но зато повышает шансы в итоге получить инвалидность.
Дата очередного переосвидетельствования указывается на полученной справке МСЭ, в других случаях переоформление требуется, если здоровье ребенка значительно изменилось. Приступать к процедуре лучше заранее, закон допускает прохождение повторной экспертизы за 2 месяца до конца указанного срока инвалидности.
Повторная комиссия в точности совпадает с первичной и длится так же долго. Поэтому родители детишек-инвалидов часто вынуждены брать отпуск специально для прохождения МСЭ.
Оформление инвалидности ребенку — трудоемкая задача, но сложности вполне оправданы. Полученные льготы позволят родителям максимально восстановить, развить и социализировать своего малыша, чтобы обеспечить ему благополучное будущее несмотря на проблемы со здоровьем.