Управление транспортным средством в состоянии опьянения – примеры выигранных дел

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Управление транспортным средством в состоянии опьянения – примеры выигранных дел». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Алкоголь на воде, это плохо. Об этом знают даже те, кого этот факт не пугает. Управлять лодкой, в состоянии опьянения, ещё хуже. Такой судоводитель представляет опасность для окружающих. Но канал «Лодочник» не борется за трезвость и соблюдения закона. Так же, как и не борется против. Здесь только информация и подсказки. А выводы, каждый сделает сам.

Комментарии к ст. 11.9 КОАП РФ

1. Объектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, общественного порядка.

С 1 июля 2008 г. вступили в силу новые правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения. До 5 августа 2010 г. действовало примечание к ст. 27.12, определяющее критерии алкогольного опьянения. Однако Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ оно было признано утратившим силу.

В соответствии со ст. 27.12 (ч. 6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».

2. Объективная сторона правонарушений охватывает ряд конкретных юридических составов: а) управление судном, в том числе маломерным, судоводителем или иным лицом в состоянии опьянения; б) передача управления таким судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения; в) уклонение судоводителя или иного лица от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

3. Особенность комментируемой статьи состоит в том, что правонарушитель привлекается к административной ответственности независимо от того, является он судоводителем, т.е. лицом, имеющим удостоверение на право вождения судном, или иным лицом, находящимся на судне (у которого есть право на управление судном или такое право у него отсутствует). Главное в характеристике состава рассматриваемого правонарушения — управление судном (в том числе маломерным) лицом, находящимся в состоянии опьянения.

4. Комментируемая статья предусматривает ответственность за передачу управления судном (в том числе маломерным) лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом ответственности подлежат как судоводитель или иное лицо, передавшее управление судном тому, кто находится в состоянии опьянения, так и лицо, взявшее на себя управление судном, будучи в нетрезвом виде.

Следует отметить, что для квалификации данного противоправного деяния по комментируемой статье не имеет значения, было ли само лицо, передавшее управление судном, в состоянии опьянения или нет.

5. Под состоянием опьянения нужно понимать такое состояние, которое вызвано употреблением не только алкоголя, но и иных наркотических, токсических или одурманивающих веществ.

6. Административная ответственность должностных лиц, ответственных за эксплуатацию судов (за исключением маломерных), за выпуск (направление) в плавание судна без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию и невыполнение других установленных требований, а равно допуск к управлению судном или к его механизмам и оборудованию лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения, наступает по ст. 11.13 настоящего Кодекса.

7. Субъектом правонарушений могут быть как судоводители, так и лица, не имеющие права на управление судном и достигшие 16-летнего возраста.

8. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в форме прямого умысла.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3); органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36); органов Государственной инспекции по маломерным судам (ст. 23.40); органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27). В случае необходимости применения лишения права управления судном дело передается на рассмотрение районному судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

10. Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо смерть человека, либо смерть двух или более лиц, квалифицируется как преступление, которое является основанием для привлечения к уголовной ответственности по ст. 263 УК РФ.

Передача управления пьяному водителю

Кроме самого водителя, находящегося в состоянии опьянения, к ответственности также может быть привлечен и человек, который передал управление пьяному:

2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

На водителя в данном случае будут наложены следующие наказания (одновременно):

  • лишение прав на срок от 18 до 24 месяцев;
  • штраф 30 000 рублей.

Таким образом, человек, который передал управление пьяному, получает точно такое же наказание, как и сам водитель в состоянии опьянения.

Читайте также:  ЕФС-1 - новый отчёт с 2023 года

Нарушение правил плавания

Превышение скорости предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года
Несоблюдение требований навигационных знаков предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года
Преднамеренная остановка или стоянка в запрещенных местах предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года
Нарушение правил маневрирования предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года
Нарушение правил подачи звуковых сигналов предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года

Штрафы за переоборудование судна

Судно переоборудовано без разрешений 5000-10000 рублей
Переоборудовано с нарушением норм пассажировместимости 5000-10000 рублей
Переоборудовано с нарушением ограничений по району и условиям плавания 5000-10000 рублей

Вроде всё после прочтения статьи Кодекса ясно: поймали с несвежим дыханием за штурвалом хоть «регистрата», хоть «нерегистрата» — дуй в «трубу», держи протоколы, отдавай лодку на штрафстоянку, ну а потом штраф (если повезет) или лишение прав на годик-два.

И тем не менее, удивительное дело, некоторые граждане уверены, что пить за штурвалом «нерегистрата» можно!

Вот их базисная теза по этому вопросу: «Лодка, не подлежащая государственной регистрации, Государственной инспекции по маломерным судам не поднадзорна, поэтому не может инспектор ГИМС её останавливать, проверять и освидетельствовать судоводителя на состояние алкогольного опьянения».

Есть и другая, не менее умилительная точка зрения: «Лодка, не подлежащая государственной регистрации, маломерным судном не является, а потому ГИМС не поднадзорна». Далее — по тексту основной тезы.

Обе точки зрения ошибочны. Но есть наивные люди-лодочники, которые верят любому печатному слову, даже напечатанному чьей-то (не исключено нетрезвой) рукой на форуме или где-то ещё в дебрях интернета. Поэтому давайте разбираться.

Имеет ли ГИМС полномочия осуществлять надзор за лодками, не подлежащими государственной регистрации?

Пункт 3 Положения, в числе прочего, устанавливает:

Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам маломерных судов, используемых в некоммерческих целях

Никаких исключений в отношении маломерных судов, не подлежащих регистрации, не видим.

Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются:

осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее — водные объекты);

обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

Пункт 5, подпункт 3 Положения:

Государственная инспекция по маломерным судам… организует контроль за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами

И тут никаких исключений.

Восьмой пункт (приведено только то, что касается темы данной статьи):

Должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право:

1) запрещать в установленном порядке эксплуатацию маломерных судов, а также задерживать маломерные суда и помещать их на стоянку и хранение;

4) отстранять от управления маломерными судами лиц, находящихся в состоянии опьянения…

4(1) освидетельствовать в установленном порядке лиц, управляющих маломерным судном, на состояние алкогольного опьянения, направлять указанных лиц на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

5) составлять протоколы об административных правонарушениях, применять в пределах своей компетенции административные наказания к должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение;

Таким образом, в Положении о ГИМС МЧС РФ нигде ни слова не говорится о зависимости осуществления государственного надзора за маломерными судами от того подлежат они госрегистрации или нет.

Следовательно инспектор ГИМС вправе привлечь судоводителя «нерегистрата» к административной ответственности, в том числе, с применением такой обеспечительной меры, как помещение лодки на штрафстоянку.

Наказание за езду без прав и страховки: видео

Конечно всех прежде всего интересует вопрос: «А какой штраф за незарегистрированную лодку? А поставят ли на штрафстоянку?» Ну что же, у меня для «злостных нарушителей», как говорится, две новости: плохая и хорошая. Начну по порядку, т.е. с плохой: штраф за «нерегистрацию» от 0,5 до 1 т.р. Теперь хорошая: на штрафстоянку такого нарушителя ехать не заставят (при соблюдении определенных условий). Теперь теперь всё разберем подробно.

Давайте для начала вспомним какие маломерные суда подлежат обязательной регистрации

в ГИМС.

Маломерное судно (лодка, катер, яхта или гидроцикл) подлежит регистрации, т.е. постановке на учёт в Реестре маломерных судов, если установленный мотор имеет мощность более 10,88 л.с. или масса укомплектованного судна превышает 200 кг.

Если речь идет о моторной лодке, то масса укомплектованного судна

— это сумма масс оборудованного корпуса и наиболее тяжелого мотора (моторов), разрешенного к эксплуатации на данном маломерном судне.

Можно ли избежать ответственности или смягчить наказание?

Избежать наказания можно в случаях, которые мы уже подробно рассмотрели выше.

Это, напомним:

  • совершение повторного управления в период, когда водитель не считался привлеченным к ответственности;
  • в случае совершения ДТП в нетрезвом виде и последующего употребления алкоголя, что исключает установление факта опьянения.
  • при отмене первоначального судебного акта, положенного в основу обвинения по ст. 264.1 УК РФ.
  • если вам удастся доказать незаконность привлечения по ст. 264.1 УК РФ по существенным основаниям.

В числе оснований, влекущих прекращение дела, могут быть:

  • составление фиктивного акта медосвидетельствования, разночтение подписей врачей в нем, исправления другим почерком или цветом чернил;
  • отсутствие видеозаписи тестирования на алкоголь и понятых или же вписанные «левые» понятые;
  • несертифицированный прибор (алкотестер) для проверки;
  • наличие разных актов медицинского освидетельствования, сделанных в одно и то же время при высокой степени алкогольного опьянения. Например, акт по инициативе полиции показал высокую степень опьянения, а составленный в пределах часа акт независимого врача – нулевую.

Все эти обстоятельства нужно грамотно выявить и доказать в судебном заседании, в противном случае уголовного наказания не избежать.

Ряд судов практикует прекращение уголовного дела по 264.1 УК в связи с деятельным раскаянием. Так, в 2015-2016 году такая практика применялась, если привлекаемое лицо было не судимо, впервые совершило преступление, сотрудничало со следствием и признало вину. Для примера – дело 1-144/2015 года Улаганского районного суда Республики Алтай. Но это – редчайший случай. Всем судам дана негласная установка – не щадить пьяных водителей ни при каких обстоятельствах.

Читайте также:  Льготы ЖКХ для ветеранов: какие бывают и как оформить

Чтобы рассчитывать на смягчение наказания, необходимо:

  • полностью признать вину, сотрудничать со следствием и заявить об особом порядке слушания дела;
  • предоставить максимум сведений, положительно характеризующих личность водителя: справки, характеристики с места жительства и работы;
  • акцентировать внимание суда на смягчающих обстоятельствах: наличии иждивенцев, состоянии здоровья, раскаянии и так далее;
  • акцентировать внимание суда на жизненную необходимость водительских прав как основного источника дохода или обязательного атрибута жизни (например, при наличии ребенка-инвалида и потребности в его постоянной перевозке);
  • упирать на незначительную степень опьянения, мотивируя, что такое состояние не создавало серьезного риска участникам движения;

На практике суды практически в 100% случаев с любым из наказаний назначают и лишение права управления на срок от 1 года. Есть небольшой шанс в исключительных случаях (фактически – при наличии всех из перечисленных выше) получить приговор без лишения права управления автомобилем. Чуть чаще можно добиться небольшого срока лишения прав.

Как вести себя в сложившейся ситуации?

Если имела место передача руля лицу в состоянии алкогольного опьянения, и вы находились в момент остановки рядом, то доказать сотрудникам ГИБДД то, что вы не знали о факте опьянения водителя, практически нереально. Имейте в виду, что попытки сделать это будут восприниматься, как желание избежать наказания.

Другое дело, если вам придется выехать на место остановки транспортного средства. Здесь шансов сохранить удостоверение больше. Передача руля пьяному наказывается изъятием документов в том случае, если автовладелец, зная, в каком состоянии находился его знакомый, предоставил ему управление. Инспектор проверяет того, кто находился за рулем, алкотестером, но для того, чтобы определить, сколько именно этанола содержится в его крови, требуется проведение медицинской экспертизы.

Если в момент передачи ключей владелец автомобиля не имел ее результатов, то никаких претензий на законных основаниях предъявить не получится. Простыми словами, если человек, на которого зарегистрирована машина, через время узнал о нарушении, то ему нельзя инкриминировать передачу ТС лицу в состоянии алкогольного опьянения.

После того, как вы подъедете на место остановки сотрудниками ГИБДД, вам могут попытаться оформить протокол, где указать меру пресечения в виде лишения прав. Но в подобной ситуации вы должны занять уверенную позицию в диалоге с инспектором. Если была передача управления автомобилем лицу в нетрезвом состоянии, и вы находились во время движения рядом, можно попытаться договориться о замене меры пресечения на административный штраф в размере 20 тысяч рублей.

Как вы уже могли догадаться, за подобное правонарушение предусматривается наказание не только в виде изъятия водительского удостоверения, но и административного штрафа. Имейте в виду, что он очень даже ощутим, его размер составляет 30 тысяч рублей. Более того, если человек, осуществляющий управление автомобилем, в состоянии опьянения, ему еще грозит арест на 15 суток.

Чтобы правонарушение было отнесено к предусмотренному ст. 12.8, необходимо, чтобы был установлен факт передачи его пьяному человеку.

В каких нормативных актах прописана ситуация

Ответственность за противоправное действие определяется судьями на основании ст. 12.8 КоАП РФ. Это говорит о том, то сотрудники автодорожного патруля не выносят никаких мер наказаний.

Они только фиксируют правонарушение и отправляют документацию с доказательствами в подразделения ГИБДД. Уже оттуда собранное дело передается в судебные инстанции (мировой суд).

В наказание могут быть вменены не только денежные взыскания, но отстранение от управления ТС на определенное время.

Если человек был в нетрезвом состоянии допущен управлять автомобилем, то за это грозит наказание, прописанное в следующих правовых актах:

Административных 12.8 КоАП РФ
Уголовных статьи 264 и 264.1 УК РФ

А сам запрет на акт передачи пьяному лицу управлять машиной указывает в ПДД (Правилах Дорожного движения) – п. 2.7. Кроме алкогольного опьянения здесь отмечается также и наркотическое воздействие, утомленное состояние, либо нездоровье лица, которому доверили управлять машиной.

Во всех этих перечисленных случаях запрещено давать водить машину. Сюда же относят и ситуации, когда у желающего вести авто, находящемуся в нетрезвости, нет при себе водительского удостоверения. Либо же есть права, но открыты совсем на другую категорию автотранспортного средства.

Дополнительные меры при пьяной езде

Если нужно поехать куда-то, но человек выпил, лучше воспользоваться услугой «Трезвый водитель». Такая опция есть во многих службах такси. Если ее заказать, шофер доставит клиента на его же транспортном средстве до места назначения. Этот прием позволит избежать проблем с правоохранительными органами. Услугу «Трезвый водитель» могут оказывать не только таксисты, но и частные лица.

Мы ознакомились с основными санкциями, накладываемыми на шоферов при пьяной езде. Штраф за управление в состоянии алкогольного опьянения, а также конфискация ВУ — это не все.

Дополнительно, после выявления пьяного вождения, транспорт, на котором совершено нарушение, могут конфисковать. Машину отправляют на штрафстоянку. Чтобы ее забрать, нужно будет оплатить пребывание ТС в соответствующем месте, а также заплатить за услуги эвакуатора.

Данная норма является очень противоречивой, так как в законе не прописан порядок доказывания самого факта совершения преступления — передачи руля. Например, собственник авто мог передать право управления трезвому водителю и с ним не поехать.

За время пути могло произойти что угодно, водитель мог употребить наркотические вещества или алкоголь, в то время, как собственнику это было не известно. Соответственно, пресечь правонарушение он не мог.

Возможна ситуация, когда авто находится в совместной собственности, тогда один из собственников не может отвечать за действия другого, так как их права равны. Или, например, авто принадлежит одному супругу, который находился в другом городе, в то время, как супруг, вписанный в страховку, осуществлял движение на авто, в состоянии опьянения.

В каких нормативных актах прописана ситуация

Ответственность за противоправное действие определяется судьями на основании ст. 12.8 КоАП РФ. Это говорит о том, то сотрудники автодорожного патруля не выносят никаких мер наказаний.

Они только фиксируют правонарушение и отправляют документацию с доказательствами в подразделения ГИБДД. Уже оттуда собранное дело передается в судебные инстанции (мировой суд).

В наказание могут быть вменены не только денежные взыскания, но отстранение от управления ТС на определенное время.

Если человек был в нетрезвом состоянии допущен управлять автомобилем, то за это грозит наказание, прописанное в следующих правовых актах:

Читайте также:  Оформить социальный контракт стало проще. Объясняем, что это и кому он поможет
Административных 12.8 КоАП РФ
Уголовных статьи 264 и 264.1 УК РФ

А сам запрет на акт передачи пьяному лицу управлять машиной указывает в ПДД (Правилах Дорожного движения) – п. 2.7. Кроме алкогольного опьянения здесь отмечается также и наркотическое воздействие, утомленное состояние, либо нездоровье лица, которому доверили управлять машиной.

Во всех этих перечисленных случаях запрещено давать водить машину. Сюда же относят и ситуации, когда у желающего вести авто, находящемуся в нетрезвости, нет при себе водительского удостоверения. Либо же есть права, но открыты совсем на другую категорию автотранспортного средства.

Передача руля лицу, не имеющему прав и в состоянии алкогольного опьянения

Когда речь заходит о ситуации, в которой передача руля осуществлялась тому лицу, которое на этот момент не имело прав вождения какого-либо автотранспортного средства, то речь здесь заходит о повторном нарушении.

А если еще к этому подключается обстоятельство, что управление ТС совершалось в опьяневшем состоянии, то нарушение подлежит рассмотрению по статьям уголовного права.

Но это возможно только в том случае, если оба преступления, и предыдущее, и настоящее, одинаковы.

В административном Кодексе РФ, в ст. 12.7 указывается вид наказания за передачу автомобиля в управление тому человеку, который не только пьян, но еще и прав не имеет. Размер наказания в данном случае составит 30 000 рублей (ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ).

Сам же водитель, который получил разрешение ездить в пьяном виде без прав, будет наказан по-своему.

Если его лишили таких прав, то с него взыщут штраф в размере 30 000 руб., а также присудят работы в обязательном режиме длительностью от 142 часов. Либо же могут арестовать на 15 суток (не дольше).

Для тех лиц, которые даже и не имели водительских прав, штрафом будет – 5000-15 000 руб. (без выбора между арестом или обязательными работами).

Передача автомобиля в управление пьяным лицам строго воспрещается в любой стране, в том числе и в России. Это прописано в ПДД.

Меры наказания, которые определяет судья, указываются в диапазонах или на выбор в административно-правовом Кодексе РФ (КоАП РФ).

Любая передача пьяным лицам запрещена, вне зависимости от того, есть ли права у такого безответственного водителя, или нет. Все повторные однотипные случаи совершения преступления рассматриваться могут уже в уголовном праве.

Особенно это касается случаев, где обнаружены последствия пьяной езды – средние, тяжкие и летальные случаи причинения вреда жизни и здоровью.

Нормы алкогольного опьянения для водителей показаны в статье: нормы алкогольного опьянения для водителей. Образец акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения смотрите на странице.

Про закон о залоговом реестре автомобилей узнайте из этой информации.

Наказания и штрафы для владельцев маломерных судов в 2019 году

Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения КоАП РФ в полном объеме применима к судоводителям маломерных судов, не подлежащих регистрации. Что означает штраф или лишение права управления судном на срок от одного до двух лет. В качестве меры обеспечения маломерное судно помещается на специализированную стоянку.

Естественно, если нет прав (обратите внимание, не с собой, а вообще) будет штраф.

Так что будьте трезвы за рулем и румпелем.

Удачи и семь футов!

Примечания

Маломерное судно могут поставить на штраф стоянку по трем причинам:

  • Управление маломерным судном без водительского удостоверения
  • Управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения
  • За отсутствие государственной регистрации (если таковая должна быть), а также за неисправности, с которыми его нельзя эксплуатировать (ч.3 ст. 11.8).

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
  • Пункт 2 относится к маломерным судам, в нем регламентируются основные нарушения правил на воде, такие как — превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах, либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков.

Ранее за это нарушение выдавали предупреждение или выписывали штраф от 300 до 500 рублей, сейчас, помимо того, что вы можете отделаться предупреждением, штраф повысили —

от 500 до 1 000 рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

КоАП РФ Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

Суровей законодатели обошлись со статьей 11.8. Здесь действительно штрафы увеличены в разы, но взглянем внимательней, за что вас штрафовать?

  • Пункт 1 – владелец судна не прошедшее техосмотр, без бортовых номеров, нарушивший пассажировместимость или чье судно переоборудовано без разрешения, облагается штрафом от 5000 до 10000 рублей. Ранее штраф составлял от 500 рублей до 1 000 рублей.

Внимательно нужно отнестись теперь разве что к количеству пассажиров на борту. Нарушение грозит увесистым штрафом.

  • Пункт 2 – управление судном лицом не имеющего права управления или передача лицу не имеющего права управления – от 10 000 до 15 000 рублей. Ранее штрафовали за это от 1000 до 2 000 рублей.

Пункт 3 – управление незарегистрированным судном или судном имеющие неисправности, запрещающие его эксплуатацию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *