Выпишут ли штраф если завершил обгон на мосту
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выпишут ли штраф если завершил обгон на мосту». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мосты и путепроводы можно отнести к спорным местам. А там, где возникают спорные вопросы, всегда есть риск злоупотребления со стороны инспекторов ГИБДД. Многие из инспекторов пользуются незнанием водителями своих прав и выносят штрафы за нарушение п. 11.4 ПДД.
Сводная таблица: когда будет штраф или лишение за обгон?
Итак, давайте теперь рассмотрим все виды нарушений (или ситуаций с их отсутствием), и какое наказание будет применяться в том или ином случае.
Ситуация на дороге или манёвр | Это разрешено? | Наказание |
---|---|---|
«Обгон» без выезда на встречную полосу | Разрешено | Нет ответственности, так как это и не обгон вовсе |
«Обгон» справа по дороге | Разрешено, если нет сплошной | Нет наказания. Если была сплошная, то штраф 500 рублей по ч.1 ст. 12.16 КоАП РФ |
«Обгон» по попутной обочине | Запрещено | Штраф 1 500 рублей по части 1 статьи 12.15 |
На пешеходном переходе | Запрещено | Штраф 5 000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев по ч.4 ст. 12.15 |
Через сплошную линию разметки | Запрещено | Также 12.15, часть 4 |
Через двойную сплошную | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Под знак «Обгон запрещён» | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На перекрёстке | Условно разрешено | Только на неравнозначных нерегулируемых перекрёстках и если вы едете по главной дороге. Иначе снова ч.4 ст. 12.15 со штрафом или лишением прав |
Колонной | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На ж/д переезде | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На мостах (а также эстакадах и путепроводах (развязках) | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В туннеле | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В конце подъёма, в крутых поворотах и везде, где ограничена видимость дороги | Условно запрещено | Статья 12.15, часть 4, но применимость данной нормы спорная, так как участки конца подъёма и критерии крутости поворотов и ограниченной видимости не обозначены в законодательстве 2022 года |
Если на дороге 4 и более полосы | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Если на дороге вообще нет разметки | Условно разрешено | Нет наказания, только если это не 4-полосная или более дорога |
Обгон по трамвайным путям | Условно разрешено | Нет ответственности, если вы едете по попутным трамвайным путям, они не отделены сплошной и находятся на одном уровне с проезжей частью |
Обгон трамвая | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Установка специальных знаков
Наказания за обгон на мосту не избежать, потому что это сложный и опасный участок автотрассы. Вряд ли вы найдете на объекте с повышенной сложностью пунктирную линию, разрешающую переход на соседний путь. Зачастую сложные объекты снабжены сплошной полосой. Такое серьезное ограничение уже подразумевает запрет обгона, опережения с перестроением и объезд преграды.
Помимо сплошной линии, следует знать и другие обозначения наличия моста. К сожалению, Госавтоинспекция не слишком разнообразила обозначения, ограничившись только двумя:
- Знак 1.9 обозначает разводной мост. Имеет треугольную форму с каймой красного цвета. В центре на белом фоне изображен черным цветом разводной мост.
- Знак 1.33 обозначает «прочие опасности» и также имеет треугольную форму с красной окаемкой. В центре треугольника нарисован восклицательный знак черного цвета. Иногда устанавливается для повышения бдительности водителей.
Сами же реки обозначаются табличками, содержащими их название.
- На заметку! Согласно технике безопасности железобетонные конструкции на опорах должны иметь перила. Отсутствие таких ограждений может усугубить транспортное происшествие.
Специалисты утверждают, что автолюбитель не должен обращать внимание на то, какая разметка нанесена на дорожном полотне моста. Достаточно того, что увидев конструкцию на опорах, он не станет нарушать правила.
Как обозначается мост?
Специальных знаков, обозначающих конкретно мост, в ПДД нет. Исключение составляет только знак 1.9 «Разводной мост». Поэтому с точностью определить, происходит движение по мосту или нет, нельзя. Нужно делать вывод из косвенных признаков.
Часто мосты ограничиваются заграждениями с обеих сторон, а полосы движения разделяются сплошной линией. Однако обратить особое внимание нужно и на табличку 1.33. Такое обозначение предупреждает о прочих опасностях.
Перед мостом, установленным через реку, всегда установлен знак с названием этой реки. Начало и конец моста определяются по открылкам устоя — это бетонные конструкции, которые удерживают насыпь. Также безошибочно определить мост можно по сплошной разметке.
Можно ли обгонять на мосту, если несколько полос в одну сторону?
Несмотря на общее правило, есть одно исключение. Если на мосту две полосы движения в одну сторону и дорожная разметка позволяет (прерывистая линия), то это не будет считаться обгоном. Это можно расценить как два разных маневра: перестроение в соседнюю попутную полосу и опережение попутно движущегося автомобиля. Поэтому в таком случае нельзя говорить об обгоне как таковом. Ведь в этом случае не будет ни нарушения разметки, ни выезда на встречную полосу. Сложно представить, что сотрудники ДПС будут привлекать автомобилистов за опережение по попутной полосе движения только потому, что это происходит на мосту. Поэтому, несмотря на общее правило, такой маневр на мосту с двумя или более полосами движения в одну сторону совершать можно. При условии, что между полосами, конечно, прерывистая линия.
По закону о движении по дорогам общего пользования обгон – это такой объезд машины идущей впереди, для которого водитель вынужден выехать на встречную полосу, а вернуться на свою полосу он может только после завершения маневра.
Его характерные черты:
- Это частный случай опережения. В свою очередь, это маневр с целью обогнать впереди идущие машины. Это возможно осуществить на соседней полосе или на встречке.
- Обгон по ПДД всегда совершается по полосе встречного движения. Если автолюбитель на нее не выезжал, значит, не было и обгона.
- Обязательно завершение маневра – возвращение авто на полосу своего движения.
Что относиться к данным сооружениям
Для того, чтобы соблюсти предписания ПДД, необходимо разобраться, что же является мостом.
СНиПы и ГОСТы предъявляют определенные требования к оборудованию мостовых сооружений (и территории вокруг них). К ним, кроме мостов, относятся эстакады, путепроводы, виадуки, засыпные сооружения. А в пункте 1.4 о виадуках ничего не сказано, хотя, по идее, там тоже обгон должен быть запрещен.
Если у постройки отсутствуют такие составные элементы, как пролетное строение, промежуточная и крайняя опора, мостовое полотно, то ее нельзя отнести к мосту.
Длина сооружения — это расстояние между концами или другими видимыми элементами устоев (опор), примыкающих к пандусу (т.е. насыпи подходов). Измеряют ее, не учитывая переходные плиты.
Но инспекторы ГИБДД определяют длину по перилам или отбойникам (парапетам), что является неправильным, так как ограждения начинаются до начала самой постройки.
Обозначение знака в ПДД
В правилах дорожного движения нет специального знака обозначающего мост, кроме знака 1.9 – разводной мост. Иногда на подъездах к сооружениям может быть установлен предупреждающий знак 1.33 – прочие опасности.
Знак 1.9 «Разводной мост»:
Знак 1.33 «Прочие опасности»:
Если мост установлен над рекой, то перед его началом всегда должна быть установлена информационная табличка с названием реки – это помогает водителям ориентироваться в том, что впереди находится мост, обгон на котором категорически запрещен правилами дорожного движения.
Знак 6.11 «Наименование объекта»:
И все же наиболее явным признаком того, что обгон запрещен, является наличие сплошной разметки, вместо прерывистой. Помимо этого при приближении к мосту должны появиться специальные заграждения – бетонные или металлические плиты, препятствующие выезду за пределы дорожной разметки.
Как вы успели заметить, такой манёвр, как обгон на перекрёстке сопряжён с огромным риском нарваться на наказание. При этом, Административный кодекс не содержит наказания за запрещённый обгон конкретно на перекрёстке. Более того, непосредственно за манёвр обгона нет наказания – есть за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.
Действующая редакция КоАП предусматривает 2 меры ответственности за такое нарушение в зависимости от того:
- совершено ли правонарушение впервые,
- совершено ли повторное нарушение в течение года после полного погашения (окончания срока лишения или полной оплаты штрафа) после первого.
Итак, если вы впервые попались инспектору или на камеру автофиксации, то вас ждёт либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев – в зависимости от того, что назначит суд. Это предусматривает часть 4 статьи 12.15 КоАП.
Автолюбители порой ездят по 10-20 лет и при этом умудряются не знать элементарных правил. Иногда даже не знают основные аксиомы ПДД, а потом удивляются, что им выписывают штрафы и лишают прав. Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Согласно ПДД, обгон на мосту запрещен. Это нужно четко уяснить и запомнить. За нарушение этого правила, как и за нарушения других предписаний, предусмотрена своя мера ответственности. Санкции в нашей стране разные, поэтому автолюбители должны знать, какой штраф за обгон на мосту предусмотрен законодательством. Если вы объезжаете препятствие, то штраф — 1500 рублей. Если это обгон, зафиксированный камерами, то штраф составит 5000 рублей. Если нарушение зафиксирует инспектор ДПС, то это может закончиться лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Так что не стоит пренебрегать этим правилом. Лишение прав – вполне реальное и очень частое наказание за такое, казалось бы, незначительное нарушение. Но тем не менее Dura Lex – Sed Lex (закон есть закон).
Можно ли совершать этот маневр на мосту, если прерывистая линия разметки?
Бывают случаи, когда дорожная разметка на мосту нанесена неправильно. Например, когда на мосту две полосы движения — одна в одну сторону, другая в другую, а линия все равно прерывистая. Это ошибка, так быть не должно. Очевидно, дорожные службы недоглядели. Водитель, видя прерывистую линию, закономерно считает, что обгон разрешен. Но это же мост, и по общему правилу обгон запрещен. Создается двоякая ситуация. Водитель решает обогнать и может лишиться прав. Конечно, «знающие люди» могут сказать, мол, может наноситься на мост прерывистая разметка, например, если от линии, отделяющей обочину от отбойников, есть допустимое расстояние и так далее и тому подобное. Но если даже при такой ситуации сотрудник ДПС остановит водителя и водитель аргументирует свой маневр вышеуказанным объяснением, сошлется на СНИПы и тому подобное, дело все равно пойдет в суд. И доказывать свою невиновность придется в суде, тратя время. Гораздо проще так не делать.
Вопрос с подвохом: можно ли обгонять на мостах
При обгоне за знаками «Наименование объекта», показывающими, что дорога пересекает реку, инспектор может остановить водителя и предъявить ему нарушение п. 11.4 ПДД, который запрещает обгон на мостах, эстакадах и путепроводах. Нарушение требований данного пункта влечет наказание по ч. 4 ст. 12.15 КоАП: штраф 5000 руб. или лишение права управления от 4 до 6 месяцев.
Мост — обобщенное название мостового сооружения. К мостовым сооружениям относятся: собственно мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, специальные мосты (засыпного типа) и т. д. Как видим, в п. 11.4 перечислены не все мостовые сооружения, и за обгон, например, на виадуках наказания нет, и быть не может. То есть терминологию в ПДД надо изменить.
Составными элементами мостов являются: пролетное строение, устой (крайняя опора), промежуточная опора, мостовое полотно. Если перечисленные элементы у сооружения отсутствуют, то отнести его к мостовому сооружению невозможно. Данное утверждение согласуется со многими определениями мостов. При желании можете сами поискать эти определения.
Теперь разберемся с длиной моста, эстакады или путепровода.
Согласно п. 3.3. ГОСТ 33178-2014 «Классификация мостов», «длина моста: Расстояние по оси моста между концами открылков устоев или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения, примыкающих к насыпям подходов; измеряется без учета переходных плит».
Как видим по определению, насыпь подхода (пандус) и переходные плиты в длину моста не входят. Если обгон был завершен до устоя перед мостом или начат после проезда устоя за мостом, то он по ПДД не запрещен.
Инспекторы ГАИ определяют длину моста по перилам или металлическим отбойникам (бетонным парапетам). Это неверно, так как переходные участки ограждения протяженностью не менее 12,0 м устраивают для соединения мостовых и дорожных ограждений, а также для соединения барьерных и парапетных ограждений.
На переходных плитах в узлах сопряжения мостового сооружения с насыпями подходов устанавливают ограждения той же конструкции, что и на мостовом сооружении.
Здесь хорошо заметна граница моста, и видно, что мостовые боковые ограждения начинаются до границы.
Любые ограждения делятся на два типа: дорожные и мостовые. Мостовые — более прочные. На мосту обязательны перила вне зависимости от наличия тротуара. Перила для пешеходов при наличии тротуара не могут служить признаком моста, так как их устанавливают и вне мостов при высоте насыпи более одного метра.
Таким образом, по ограждениям судить о длине моста невозможно. И если, например, инспектору показалось, что водитель немного заехал на мост в конце обгона, или начал обгон, не успев съехать с моста, и даже предъявил видеозапись, то он глубоко заблуждается. А водителям совет: особо не рисковать с мостами — излюбленными местами инспекторов.
И если водитель видит вдоль дороги ограждения одного типа, затем другого с перилами и вновь первого типа, то перед ним косвенные признаки моста, и от обгона лучше отказаться.
О чем еще нужно помнить в разговоре с инспектором, если по его утверждению вы совершили обгон на мосту?
1. Помимо мостов водную преграду можно преодолеть по трубе, запруде, плотине. В списке п. 11.4 ПДД данные искусственные сооружения, на которых применяются мостовые ограждения, отсутствуют, и обгон на них разрешен.
«Водопропускная труба: Инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока», — ГОСТ 32871-2014 «Трубы дорожные водопропускные». Как видим, для труб в теле насыпи приняты отдельные ГОСТы. Мосты и трубы — по определению разные сооружения.
«Плотина — гидротехническое сооружение, перегораживающее реку (или др. водоток) для подъёма уровня воды перед ним, сосредоточения напора в месте расположения сооружения и создания водохранилища» (БСЭ).
«Запруда — гидротехническое регуляционное сооружение, предназначенное для частичного или полного перекрытия второстепенных рукавов реки в целях увеличения расхода воды в основном русле» (БСЭ).
На этих сооружениях отсутствуют признаки мостовых сооружений: опор и устоев.
Таким образом, наличие знака «Наименование объекта», на котором указывается название реки, не говорит о том, что вы попадаете на мост. Ведь река может протекать под плотиной или в трубе. Потому в описании знака «Наименование объекта» ничего не говорится о запрете обгона.
2. Река может протекать и сбоку от дороги. Если вы едете и видите знак «Населенный пункт» с белыми буквами на синем фоне, это же не означает, что вы проедете посередине указанной на знаке деревеньки. Она может остаться как справа, так и слева. Смысл этих знаков — свериться со своим маршрутом, обозначив примерное местонахождение, и не более.
3. Вертикальная разметка 2.5 и 2.7 (последовательные черные и белые полосы на боковых ограждениях и бордюрах, соответственно) наносится на опасных участках дорог и однозначно о движении по мосту не информирует.
Более того, инспекторов периодически обуревает необузданное желание поиска в ПДД нового смыслового подтекста. Если дело касается разметки 2.5 и 2.7, то инспектор запросто может заявить: раз участок опасный, значит, имеет место мост, и, следовательно, обгон запрещен.
Действительно, эта разметка наносится на опасных участках дорог, но в ее описании ничего не сказано, что она запрещает обгон.
Укажите инспектору, что горизонтальная разметка «устанавливает определенные режимы и порядок движения», в то время как вертикальная разметка «служит средством зрительного ориентирования» (Приложение 2 ПДД).
4. Если над трубой или на мосту нанесена сплошная линия разметки, то все вопросы в правомерности наказания за обгон через нее снимаются.
Если нанесена прерывистая разметка, то нужно тщательно приглядеться, как расположены боковые ограждения.
Поскольку дорожные сооружения — весьма дорогое удовольствие, то при их строительстве всячески избегают лишних затрат. Потому объекты имеют минимальную ширину. Как следствие, отсутствует пространство для маневра. Потому и на мостах, и под ними обгон запрещен.
Соответственно, отбойники фактически обозначают край проезжей части. Согласно пп.1 п. 6.2.3 ГОСТ 52289-2004, если какое-либо препятствие располагается ближе 30 см от края проезжей части двухполосной дороги, на ней должна быть нанесена сплошная линия разметки.
Приоритет в обеспечении безопасности дорожного движения закреплен за государством. И если инспектор составляет протоколы на водителей за обгон через прерывистую разметку на мосту вместо того, чтобы выдать предписания дорожникам, то он глубоко неправ.
В Приложении 1 к ПДД «Дорожные знаки» есть лишь предупреждающий знак 1.9 «Разводной мост», которым также обозначается паромная переправа. Других запрещающих или предупреждающих знаков, касающихся мостов или путепроводов, в ПДД не предусмотрено. Иногда подъезд к мосту может обозначаться знаком 1.33 «Прочие опасности».
Так как мосты обычно ставятся через водные объекты, то перед ними устанавливаются информационные указатели. Знаком 6.11 «Наименование объекта» обозначаются реки и озера, через которые проложен мост.
Поэтому при приближении к мосту водителю нужно следить за другими видами предупреждений. Нахождение в зоне, в которой запрещается обгон, обозначается:
- знаком 3.20 «Обгон запрещен»;
- сплошной линией 1.1, разделяющей встречные потоки.
На обочинах моста устанавливаются бетонные или металлические ограждения, на которые может быть нанесена предупреждающая вертикальная разметка.
Установка специальных знаков
Наказания за обгон на мосту не избежать, потому что это сложный и опасный участок автотрассы. Вряд ли вы найдете на объекте с повышенной сложностью пунктирную линию, разрешающую переход на соседний путь. Зачастую сложные объекты снабжены сплошной полосой. Такое серьезное ограничение уже подразумевает запрет обгона, опережения с перестроением и объезд преграды.
Помимо сплошной линии, следует знать и другие обозначения наличия моста. К сожалению, Госавтоинспекция не слишком разнообразила обозначения, ограничившись только двумя:
- Знак 1.9 обозначает разводной мост. Имеет треугольную форму с каймой красного цвета. В центре на белом фоне изображен черным цветом разводной мост.
- Знак 1.33 обозначает «прочие опасности» и также имеет треугольную форму с красной окаемкой. В центре треугольника нарисован восклицательный знак черного цвета. Иногда устанавливается для повышения бдительности водителей.
Сами же реки обозначаются табличками, содержащими их название.
- На заметку! Согласно технике безопасности железобетонные конструкции на опорах должны иметь перила. Отсутствие таких ограждений может усугубить транспортное происшествие.
Специалисты утверждают, что автолюбитель не должен обращать внимание на то, какая разметка нанесена на дорожном полотне моста. Достаточно того, что увидев конструкцию на опорах, он не станет нарушать правила.
○ Фото и видеофиксация пересечения сплошной.
Раз уж мы упомянули автоматические камеры, разберёмся заодно, как происходит видео- и фотофиксация нарушений.
Само по себе использование камер для того, чтобы следить за соблюдением ПДД на дорогах, стало возможным с 2008 года. Первоначально немногочисленные камеры располагались исключительно в Москве, однако, по состоянию на 2021 год, они применяются во всех регионах России.
Сами по себе средства технической фиксации бывают следующих типов:
- Мобильные комплексы, применяемые инспекторами ГИБДД.
- Радары с возможностью видеофиксации («Визир» и другие аналогичные модели).
- Стационарные камеры («Крис-1», «Арена» и т. д.). Именно они собирают информацию, передают её в центры обработки данных, где и формируются материалы, рассылаемые затем водителям (те самые «письма счастья», как их иронически называют автомобилисты).
Диапазон используемых средств сейчас крайне широк, постоянно появляются и вводятся в действие новые модели. Самые современные типы камер имеют возможность фиксировать нарушения и в тёмное время суток, а также при необходимости брать под дистанционный контроль светофоры и шлагбаумы на перегруженных магистралях. По крайней мере, такую возможность разработчики гарантировали комплексу «Рапира». Теоретически допускается даже возможность блокирования с помощью сигналов светофора и шлагбаумов конкретного автомобиля, находящегося в розыске.
Однако нужно учитывать, что автоматические камеры имеют и свои недостатки. К примеру, тот же самый комплекс «Рапира» не всегда уверенно фиксирует номера автомобиля в тёмное время суток и в условиях плохой видимости. Специалисты не исключают даже возможность ложного срабатывания. Именно поэтому, собственно, самые суровые виды административного наказания за нарушение ПДД не могут быть назначены по данным камер.