Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявление на выписку из квартиры можно подать по месту фактического проживания/нахождения. Например, гражданин проживает в Москве, а прописан в Уфе. Чтобы выписаться из уфимского жилья, он может обратиться в районное МВД Москвы. В данном случае его могут выписать «в никуда». Если же в Москве он прописывается по новому адресу, то со старого адреса его выпишут автоматически в течение трех дней.
Во-первых, в Правилах (п. 18) появляется дополнительная фраза о том, что регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства их родителей и иных законных представителей проводится независимо от согласия собственника или нанимателя жилого помещения.
Эта норма упоминалась и ранее, но теперь она сформулирована более четко. При этом поправки не предусматривают какого-то срока для уведомления собственника жилого помещения, куда на регистрационный учет был поставлен несовершеннолетний ребенок.
Поэтому собственнику придется отслеживать это самостоятельно — ведь изменение числа жильцов в его квартире или доме может повлиять на его льготы по оплате коммунальных услуг, если он их получает.
Во-вторых, оформить временную или постоянную регистрацию ребенку младше 14 лет по месту жительства его родителя или иного законного представителя можно будет через портал «Госуслуги».
Если к заявлению не приложено свидетельство о рождении ребенка или установлении опеки над ним, МВД РФ само запросит в органах ЗАГС соответствующую информацию. Срок регистрации при этом не может превышать 6-ти рабочих дней.
Если же все документы будут представлены сразу же при обращении, регистрацию оформят уже на следующий рабочий день.
Свидетельство о постоянной или временной регистрации ребенка будет выдаваться либо на руки его законному представителю, либо путем почтового отправления, либо в форме электронного документа, который направят в Личный кабинет портала «Госуслуги».
Нормативная база и основные понятия
Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:
- Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (далее — Закон о свободе передвижения);
- Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее — Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
- Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее — Регламент регистрации).
Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 — только территориальные органы ФМС).
Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Таким образом, понятия «органы регистрационного учета» и «ответственные за регистрацию граждан» не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Передача документов регистрационного учета
Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства — постоянно.
При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.
Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке — способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.
А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе — залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.
Постановлением Правительства от 17.07.1995 года под № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с учета по месту жительства и временного пребывания на территории России и должностных лиц, отвечающих за прием в миграционную службу необходимых документов.
Прописка различается по сроку, она может быть постоянной и временной.
Постоянная регистрация, в соответствии с законом, может быть оформлена в жилплощади, которая принадлежит гражданину на праве собственности или занимается на основании договора соц. найма. Все граждане должны быть прописаны в месте своего фактического проживания на постоянной основе.
Местом временного пребывания может являться гостиница, хостел, санаторий или иное рекреационное учреждение. Также временная прописка оформляется в местах лишения свободы, местах прохождения военной службы.
Временная прописка может быть оформлена в съемной квартире, апартаментах или жилом помещении родственников.
Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713)
(в редакции постановления Правительства РФ от 28 марта 2008 г. N 220)
1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда
2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда
3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов
4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.
В каких случаях возможно снятие с учета?
Перейдем ко второй операции — к снятию автомобиля с учета.
Рассмотрим статью 19 Федерального закона «О государственной регистрации ТС»:
1. Снятию с государственного учета подлежит транспортное средство:
1) вывозимое за пределы территории Российской Федерации для отчуждения в связи с переходом права собственности на данное транспортное средство иностранному физическому или юридическому лицу;
2) по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства;
3) государственный учет которого прекращен по основаниям, указанным в пункте 7 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, и не возобновлен по истечении одного года.
Существуют всего 3 причины для снятия автомобиля с учета:
- вывоз за пределы российской федерации иностранцем или иностранным юридическим лицом;
- после утилизации автомобиля;
- если в течение года после прекращения временной регистрации автовладелец ее не возобновил (происходит автоматически).
Заявление, куда подавать, образец
Для того чтобы федеральный орган осуществил запись о регистрационном учете, заявителю необходимо предоставить, установленные законом о передвижении граждан сведения.
К таким сведениям относятся:
- Заполненное заявление, установленной формы. Бланк заявления утвержден Приказом ФМС России № 288
. В тексте формы необходимо указать:
- Наименование органа;
- Персональные данные заявителя;
- Сведения о предыдущем месте проживания;
- Информацию о собственнике и о документе, подтверждающие права на жилой объект;
- Данные документа, подтверждающего личность;
- Номер СНИЛСа;
- Сведение о лице, которое предоставляет право проживать в жилом объекте, его паспортные данные.
- Документ, подтверждающий личность.
- Документ, который подтверждает наличие права заявителем вселиться в указанный жилой объект. Таким документом может быть свидетельство о собственности на объект, соглашение о социальном найме помещения, соглашение об аренде
. Допускается представление копии документа, которая удостоверена нотариусом. Обратите внимание на то, что в случае, когда информация об основаниях вселение имеется в реестрах государственных или местных органов, предоставлять документ не обязательно.
Допускается представление документов в электронной форме.
Закон о прописке и регистрации в 2020 году претерпел незначительные изменения, которые связаны с проведением спортивных мероприятий мирового масштаба в стране. Нововведения были внесены из-за предстоящих в России футбольных соревнований: Кубка Конфедераций и Всемирного Чемпионата.
В мае 2020 г. Президентским Указом был утвержден перечень населенных пунктов, где будут осуществляться повышенные меры безопасности во время данных мероприятий.
В список входят:
- Санкт-Петербург;
- Москва;
- Казань;
- Сочи.
В течение периода 25.05.17-28.07.17 к такому статусу также будут относиться нижеперечисленные города:
- Самара;
- Екатеринбург;
- Волгоград;
- Саранск;
- Ростов-на-Дону.
Закон о прописке и регистрации в 2020 году устанавливает более жёсткие требования к регистрационному учёту в вышеупомянутых городах. Прибыв в любой из этих населенных пунктов, граждане РФ должны оформить временную прописку в теч. 3х дней. Раньше это можно было сделать на протяжении 90 суток.
Под исключение попадают только граждане, приехавшие в лечебное учреждение или дом отдыха. Временная прописка заявителю должна быть предоставлена в день подачи документов в УФМС. Услуга не требует оплаты пошлины.
В чём отличие понятий
Оба понятия обозначают, по сути, одно и то же явление.
Чтобы понять, чем они отличаются, следует учесть отличие системы государственного обеспечения СССР и современной России.
В советском государстве гражданин имел право на получение ряда существенных благ абсолютно бесплатно. Например, он безвозмездно получал жилое помещение и претендовал улучшение жилищных условий в последующем.
Многие крупные предприятия строили собственные многоквартирные дома, так что степень обеспеченности нуждающихся отдельными квартирами была очень высокой. Схожим образом граждане получали медицинскую помощь, пенсию, отправляли детей в школы и детские сады.
Чтобы люди не переезжали в более богатые города, была введена система прописки, которая заключалась в выдаче разрешений на проживание по конкретному адресу. Кроме того, она закрепляла право человека бессрочно использовать указанное помещение.
Система социального обеспечения человека теперь не столь эффективна.
Регистрация даст возможность обратиться гражданам за медицинской помощью в местную больницу, определить ребёнка в школу, в детский сад и так далее. Но рассчитывать на массовую раздачу государственных квартир в социальный наём не приходится.
Рыночная экономика развивается по своим законам, поэтому ограничивать приток рабочей силы на государственном уровне нет смысла. Хотя некоторые работодатели всё ещё требуют от потенциальных сотрудников паспорт с местной регистрацией.
Обе процедуры существенно отличаются в оформлении друг от друга. В СССР требовалось получить соответствующее разрешение от местного административного органа.
Особую сложность представлял процесс получения прописки в крупных городах, например, в Москве или Ленинграде.
Сегодня действует уведомительный принцип учёта граждан: человек лишь направляет перечень документов в миграционную службу.
Данному процессу больше соответствует термин «регистрация», который обозначает исключительно техническую процедуру внесения определённых записей в информационную базу, а не принятие какого-либо административного решения.
Кроме того, смена терминологии имела и политическую подоплёку. Общая дебюрократизация государственного аппарата начала 90-х годов требовала максимальных изменений любой области административного регулирования.
Термин «прописка» в официальных документах и нормативных актах не используется.
Слабые места системы регистрации
Положение о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания имеет ряд недоработок. Без особых трудностей стать на учёт может лишь владелец помещения. Остальные соискатели вынуждены тратить больше времени, чтобы пройти все стадии оформления регистрации.
Стандартная ситуация: добросовестный квартиросъемщик пытается уведомить подразделение миграции МВД о новом месте проживания. Однако штамп он не получит до тех пор, пока в процессе не примет личное участие собственник квартиры.
Неудивительно, что вследствие таких затруднений люди не спешат регистрироваться, не желая сталкиваться с полосой препятствий для реализации своих прав.
Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 июля 1995 г. N 713
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО
УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.1996 N 512,
от 14.02.1997 N 172, от 16.03.2000 N 231, от 14.08.2002 N 599,
от 22.12.2004 N 825, от 28.03.2008 N 220,
с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
от 12.03.1997 N 290, Постановлением Конституционного Суда РФ
от 02.02.1998 N 4-П)
В соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.
2. Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок издать инструкцию о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных настоящим Постановлением.
3. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации в 3-месячный срок представить в установленном порядке предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
4. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привести свои решения в соответствие с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и настоящим Постановлением.
5. Внести изменения в следующие решения Правительства Российской Федерации:
абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 231;
(см. текст в предыдущей редакции)
в пункте 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. N 2278-р слова: «МБ России и МВД России обеспечить с 1 января 1993 г. до особого распоряжения действие специального режима въезда и пропуска в административный район Забайкальска Читинской области» исключить.
Кто должен сниматься с учета
Снятие с регистрации уполномоченными органами осуществляется, если есть основания, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713. Главной причиной, по которой граждане РФ выписываются, является переезд на новое место жительства.
На основании судебного решения аннулируется прописка таких категорий лиц, как безвестно отсутствующие, утратившие право пользования жилищем, предоставившие недостоверные сведения. Приговор суда может послужить основанием для выписки с жилой площади осужденного лица. Кроме того, в случае снятия с регистрационного учета в связи со смертью человека сотрудники потребуют предъявить свидетельство о смерти.
Представители коренных малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни и не имеющих постоянного места жительства, при переходе на оседлый образ жизни могут ходатайствовать о снятии с учета по месту их традиционных жилищ. Сотрудники на основании этого заявления выносят решение об аннулировании приписки.