С кем остаются дети при разводе родителей в исламе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С кем остаются дети при разводе родителей в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Брак и развод в исламе тщательно регламентируются: есть свои обряды и установления, которые должен выполнять каждый мусульманин. Конечно, это ничего не значит для законодательства (в России, а вот в мусульманских странах такой брак может быть официальным), но для верующих очень важно сделать всё правильно – и женитьбу, и расторжение брака, если уж возникла такая необходимость.
С кем остаются дети после развода?
К тем, кто неспособен на нее, относятся также люди, которых постигло инфекционное заболевание со свойством передаваться при совместном проживании.
Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – самый значимый мусульманский праздник. Дни этого праздника – это дни жертвоприношения.
Развод — далеко не самое приятное действие между людьми, связавших друг друга когда-то узами брака. Но, порой, именно развод бывает единственным способом решения серьезных проблем, возникших между супругами. Непростым вопросом является не только дележ имущества, но и то, с кем останутся дети.
Ал-Албани назвал хадис хорошим.Однако в некоторых случаях мать не может дать ребёнку достойное воспитание, например, если она не исповедует ислам, не обладает здравым рассудком, если здоровье не позволяет ей воспитывать ребёнка; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведёт непристойный образ жизни.
Что касается случая, когда мать ребенка является неверующей, а отец — верующим, то подавляющее большинство ученых-богословов утверждают, что ребенок должен остаться именно с отцом.
Однажды к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой и сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь».
Перечитав свои посты на тему прав женщины в Исламе, я понял, что эти записи пользуются особой популярностью. Я также благодарю портал «Взгляд» за репост моих статей. Какой бы резонанс они ни вызывали, какие бы отзывы ни получали, я полагаю, развенчание стереотипов, навязываемых сионистской и западной пропагандой, является важной задачей.
Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.
Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца.
И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.
Передают, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансар, которая родила ему сына ‘Асима. Тогда ‘Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался, ‘Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребёнка и стала оспаривать его решение. Тогда они обратились на суд к Абу Бакру. ‘Умар сказал: «Это мой сын».
С кем после развода должен остаться несовершеннолетний сын: с матерью или с отцом, если мать ребенка придерживается атеистических воззрений. Бабушка сына по материнской линии является христианкой и водит ребенка в церковь без разрешения отца.
Пример
Истец А (отец ребенка) подал в суд заявление с просьбой вынести решение о проживании с ним пятилетнего сына. По свидетельству А его бывшая жена В не препятствует его общению с ребенком, не позволяет принимать участие в воспитании. При этом сама не осуществляет должный уход за ребенком (что было подтверждено показаниями воспитателей детского сада, который посещал мальчик).
Суд выяснил, что В действительно не занималась сыном, фактически передав его на воспитание своей матери, пенсионерке, инвалиду III группы. Также было проверено материальное положение отца (постоянная работа со стабильным заработком) и его жилищные условия (отдельная квартира достаточной площади, пригодная для проживания с ребенком).
Суд удовлетворил искровые требования А, передав ребенка ему.
Общий порядок расторжения брака при наличии общих несовершеннолетних детей
Наличие несовершеннолетних детей затрудняет бракоразводный процесс. По общему правилу несовершеннолетними являются дети, не достигшие 18 лет, родителями считаются кровные или приемные мать и отец.
Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей происходит в органах ЗАГСа (исключительные случаи) или в суде.
В ЗАГС можно подать заявление на развод только в случае отсутствия несовершеннолетних детей, имущественного спора и при согласии обоих супругов.
Исключение: расторгнуть брак в органах ЗАГСа при наличии в семье ребенка можно, когда второй супруг признан судом недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим или отбывает наказание в виде реального лишения свободы сроком свыше 3 лет. В такой ситуации в ЗАГС необходимо подать заявление о расторжении брака, свидетельство о заключении брака, вступивший в законную силу судебный акт, как подтверждающее основание для расторжения брака (решение суда о признании супруга безвестно отсутствующим, умершим, недееспособном или приговор, вынесенный в отношении супруга), квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей (в соответствии со статьей 333.26 НК РФ).
Важно знать: в ситуации, когда у одного из супругов есть дети, но второй супруг не является им отцом, развод может быть осуществлен в органах ЗАГСа.
Кроме вышеперечисленных случаев, развод супругов при наличии общих несовершеннолетних детей может быть осуществлен только в судебном порядке. Исковое заявление супругом лично или через своего представителя подается в мировой или районный суд.
Мировой суд рассматривает дела о расторжении брака при наличии ребенка в семье в следующих обстоятельствах:
- размер совместного имущества супругов, подлежащего разделу, составляет не более 50 000 рублей;
- между супругами отсутствует спор о дальнейшем проживании детей;
- наличие алиментного соглашения или иной договоренности о порядке выплат алиментов на несовершеннолетних детей.
При возникновении споров о разделе имущества, а также при нежелании одного из супругов разводиться, расторжение брака при наличии детей происходит в районном суде.
По общему правилу иск о расторжении брака подается в районный суд по месту жительства ответчика. Однако при наличии несовершеннолетнего ребенка или тяжелой болезни заявление может быть подано в суд по месту жительства истца.
В отсутствие возможности или желания одного из супругов участвовать в судебных заседаниях, закон предоставляет ему право воспользоваться помощью представителя по доверенности.
В исковом заявлении должна содержаться следующая информация:
- реквизиты судебного органа, куда направляется иск;
- информация об истце и ответчике;
- обстоятельства дела и причину развода;
- сведения о наличии несовершеннолетних детей, совместно нажитого имущества, брачного договора, соглашения о разделе имущества;
- причины для оставления детей с истцом;
- требования истца (расторгнуть брак, выплата алиментов, раздел имущества, определение места жительства детей).
Кроме искового заявления в суд необходимо предоставить следующий пакет документов:
- квитанция об оплате государственной пошлины в размере 650 рублей;
- свидетельство о заключении брака;
- свидетельство о рождении детей;
- алиментное соглашение (если оно в наличии);
- брачный договор (если он в наличии);
- доверенность, если в суд ходит представитель супруга.
Перед началом рассмотрения дела о расторжении брака при наличии несовершеннолетних детей суд дает возможность супругам помириться и предоставляет для этого срок в пределах трех месяцев. При отсутствии подвижек в отношении между супругами, суд начинает рассмотрение дела.
Если в суд предоставлены все необходимые документы и стороны явились в судебное заседание, то рассмотрение дела о расторжении брака может ограничиться одним судебным процессом.
Родители в любой момент судебного заседания вправе договориться о том, с кем останется ребенок, какой будет порядок взаимодействия второго родителя с ним, какие размеры алиментных выплат он будет выплачивать.
По словам А., в ее практике был один-единственный случай, когда она согласилась защищать позицию отца.
— Это было в 2018 году. Ко мне обратился мужчина в возрасте, преподаватель. Я сначала ему даже не поверила, потому что привыкла, что мужчины всегда врут. Он женился на молоденькой девушке, зная, что у нее есть проблемы с психикой. Муж ее жалел, изолировал от своих родных. Но когда у них родился сын, он застал супругу за тем, что она вливала смесь ребенку в рот, отчего тот захлебывался. Тогда он и принял решение развестись, чтобы с малышом чего не случилось. А мать решила с сыном уехать в Норвегию к своей матери. Этот мужчина слезно меня просил не допустить этого, потому что в таком случае он бы сына никогда не увидел: в Европе бы его просто отобрали у психически нездоровой матери. Вот тогда я поверила и взялась. Суд первой инстанции был проигран, но мы подали апелляцию и выиграли. Ребенок остался с отцом.
Когда развод в исламе не имеет силы
Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.
Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.
Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.
Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.
С кем из родителей остаются дети после развода?
Если мать ребенка вышла замуж за другого мужчину, а затем развелась;
или если отец ребенка вел распутный образ жизни (был фасиком), а затем покаялся и исправился;
или если бабушка по матери сначала согласилась передать ребенка его отцу, отказавшись тем самым от своего права, а затем увидала, что он нехорош в воспитании, и захотела взять ребенка под свою опеку, то можно ли вернуть право на опеку обратно?
Пишет шейх аль-Карми: «Если исчезло то, что препятствовало праву опеки, или тот, кто отказался от своего права, решил вернуть его, то право опеки возвращается к нему». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.
قال العلامة الكرمي: «ومتى زال المانع أو أسقط الأحق حقه ثم عاد عاد الحق له». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.
Если какой-либо из родителей задумал путешествие или переезд на новое место жительства, то это может повлиять и на право опеки.
Пишет шейх аль-Карми: «Если один из родителей задумал отправиться в путешествие и затем вернуться обратно, то у остающегося больше прав на опеку.
Если задумал переехать на новое место жительства, и расстояние до него равно или более того расстояния, при котором сокращаются намазы, то больше прав на опеку будет у отца.
Если расстояние до него будет меньше расстояния, при котором сокращаются намазы, то больше прав на опеку будет у матери». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.
قال العلامة الكرمي: «وإن أراد أحد الأبوين السفر ويرجع فالمقيم أحق بالحصانة وإن كان لسكنى وهو: مسافة قصر فالأب أحق ودونها فالأم أحق». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.
Приоритет отца при переезде в далекое место жительства объясняется тем, что обычно отец применяет воспитательное воздействие к ребенку, и он более озабочен сохранностью своего рода.
Примеры таких случаев были приведены в предыдущем пункте в словах имамов Ибн ‘Акыля и Ибн Таймии. Здесь же будет более обобщенное решение.
Пишет шейх аль-Карми: «И не оставляется опекаемый в руках того, кто не заботится о нем и не исправляет». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.
قال العلامة الكرمي: «ولا يترك المحضون بيد من لا يصونه ويصلحه». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.
Если у ребёнка, достигшего возраста мумайиза (7-8 лет), развелись родители, или же ребёнок, который находился на воспитании у матери, достиг такого возраста, то его оставляют у того из родителей, кого он выберет. Без разницы, кто выбор будет делать — мальчик или девочка. Но если тот, кого он выберет, будет сумасшедшим, нечестивцем, кяфиром или же матерью, которая вышла замуж, право на воспитание переходит к другой стороне.
Ребёнок, у которого нет отца, выбирает между матерью и дедушкой со стороны отца. Также он имеет право выбрать своего брата или дядю со стороны отца вместо матери. Если ребёнок, например, сначала выбирал отца, а потом мать, то его отдают матери. Если сын выбирает мать, он остаётся ночью у матери, а днём у отца. Если сын выбирает отца, то отец не имеет права запрещать сыну навещать мать. Если мать хочет навестить сына, то отец не имеет права запретить ей это. Если дочь выбирает отца, он имеет право запретить ей навещать свою мать, но не имеет права запрещать матери навещать свою дочь. Если дочь выбирает мать, то она остаётся у нее днём и ночью, а отец имеет право навещать её, соблюдая рамки Шариата.
Если ребёнок выбирает обоих (и мать, и отца), то между ними бросают жребий. Если ребёнок никого из них не выберет, то отдают матери. Если один из родителей отправляется в путь, то ребёнка оставляют у того, кто остаётся дома. Если же ребёнок, будь то мальчик или девочка, заболеет, то мать предпочтительней для присмотра за ним, так как она более жалостлива к нему. Если отец согласится, чтобы мать смотрела за больным ребёнком в его доме — то можно; а если нет – то ребёнка переносят в дом матери.
В случае, когда родители разведены, необходимо проявить осторожность, чтобы между матерью и отцом ребёнка не произошло уединения без третьего лица, ибо это запрещено в Исламе. Если же мать заболеет, то отец не имеет права запретить детям, будь то мальчик или девочка, навещать её и ухаживать за ней. Если же мальчик или девочка, достигшие возраста мумайиза, выбрали мать, то отец не должен оставлять их без внимания. Отец должен контролировать воспитание, обучение и всё прочее.
Также на отца возлагаются все расходы, связанные с обучением, кормлением, покупкой одежды и так далее.
Все приведённые выше решения имеют силу, если родители живут в одном городе. Если же один из родителей захочет отправиться в Хадж или на джихад, или для торговых целей, то ребёнка не берут с собой, ибо в пути встречаются трудности и опасности. Ребёнок остаётся возле того из родителей, кто остаётся дома, пока не вернётся тот, кто имеет право на воспитание. Если же отец или мать переселяются на другое место жительства, отец имеет право забрать ребёнка себе, оберегая свою родословную, так как родословная передаётся по отцу. Также отцу легче обеспечивать его необходимым, будь то еда, одежда, учёба и все прочее. Если же мать ребёнка переселится в тот же город или село, что и отец, то право на воспитание ребенка сохраняется за ней, если у неё было ранее это право.
1. Глава: О том, кто настраивает женщину против мужа
2175 — Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не имеет к нам отношения тот, кто настраивает женщину против мужа или раба против господина».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
Комментарии и толкования
أَبْوَابُ تَ��ْرِيعِ أَبْوَابِ الطَّلَاقِ
١- بَابٌ فِيمَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا
٢١٧٥- حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ عَلِيٍّ، حَدَّثَنَا زَيْدُ بْنُ الْحُبَابِ، حَدَّثَنَا عَمَّارُ بْنُ رُزَيْقٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عِيسَى، عَنْ عِكْرِمَةَ، عَنْ يَحْيَى بْنِ يَعْمَرَ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «لَيْسَ مِنَّا مَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا، أَوْ عَبْدًا عَلَى سَيِّدِهِ».
[حكم الألباني] : صحيح
2. Глава: Женщина, которая просит мужа развестись с другой женой
2176 — Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не должна женщина просить развода для сестры своей, чтобы опустошить посуду её. Пусть выходит замуж (не ставя подобных условий), ибо, поистине, ей — то, что предопределено ей».
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
Комментарии и толкования
٢- بَابٌ فِي الْمَرْأَةِ تَسْأَلُ زَوْجَهَا طَلَاقَ امْرَأَةٍ لَهُ
٢١٧٦- حَدَّثَنَا الْقَعْنَبِيُّ، عَنْ مَالِكٍ، عَنْ أَبِي الزِّنَادِ، عَنِ الْأَعْرَجِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «لَا تَسْأَلِ الْمَرْأَةُ طَلَاقَ أُخْتِهَا لِتَسْتَفْرِغَ صَحْفَتَهَا وَلِتَنْكِحَ، فَإِنَّمَا لَهَا مَا قُدِّرَ لَهَا».
[حكم الألباني] : صحيح
3. Глава: О нежелательности развода
2177 — Передается от Мухариба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Из того, что дозволил Аллах, нет ничего более ненавистного для Него, чем развод».
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/».
2178 — Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророк ﷺ сказал: «Самое ненавистное для Всемогущего и Великого Аллаха из дозволенного — развод».
Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис /да‘иф/».
Комментарии и толкования
٣- بَابٌ فِي كَرَاهِيَةِ الطَّلَاقِ
٢١٧٧- حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ يُونُسَ، حَدَّثَنَا مُعَرِّفٌ، عَنْ مُحَارِبٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: «مَا أَحَلَّ اللَّهُ شَيْئًا أَبْغَضَ إِلَيْهِ مِنَ الطَّلَاقِ».
[حكم الألباني] : ضعيف
٢١٧٨- حَدَّثَنَا كَثِيرُ بْنُ عُبَيْدٍ، حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ خَالِدٍ، عَنْ مُعَرِّفِ بْنِ وَاصِلٍ، عَنْ مُحَارِبِ بْنِ دِثَارٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: «أَبْغَضُ الْحَلَالِ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى الطَّلَاقُ».
С кем остаются дети по Шариату
Имам Абу Ханифа
Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно… Подробнее →
- Марьям сказал
Февраль 7th, 2011 at 16:39Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи!
А расскажите поподробней, пожалуйста, с кем и в каких случаях должны оставаться дети. Особенно относительно того, что случается с ребенком, если родители разошлись во время беременности жены. А также расскажите как должно происходить общение ребенка со вторым родителем и должно ли оно происходить? Пожалуйста, это очень-очень важно!!!
Джазакаллаху хайран. - admin сказал
Март 7th, 2011 at 16:14Ассаламу алейкум! Во-первых нужно отметить, что развод — самое ненавистное из того, что Аллах
разрешил. Потому мусульмане должны стараться сохранять брак насколько это
возможно, прощать обиды, нанесенные друг другу и стараться помогать
друг-другу в богобоязненности, не идя на поводу у шайтана. Если они сами не
могут прийти к огласию, то нужно привлечь родсвенников с обеих сторон, а
также авторитетных людей в умме, наприемр имама мечети, котороый совершал
никах и т.д.Что касается ваших вопрсов:
1. пока ребенок маленький, он остается с матерью. Особенно, если он еще не
родился и она будет кормит его. Отец обязан содержать ребенка и материально
помогать бывшей жене, как оплату за ее заботу о его ребенке.
2. отец имеет право видеть совего ребенка, потому они должны составить
договор о том, как это будет происходить. Бывшая жена при этом должна вести
себя с бывшим мужем как с чужим мужчиной, покрываться и не встречаться с
ним наедение и т.д.
3. нужно отметить, что период идда (ождижания перед браком с другим
мужчиной) беременной женщины заканчивается, когда она родит. - Н.М.Д. сказал
Март 16th, 2011 at 22:25Мой вопрос может быть и не по этой теме нл надеюсь вы ответите на него! Если муж курит анашу должна ли жена жить с ним ? Муж не делает намаз и не держит пост разве.что иногда при том обзывает жену при любом его недоаольствии и ссоры и ее родителей и родных.жена ничего в ответ не. гов когда он зол хотя ей и трудно от него слышать такие аещи в адрес родителей.что должна делать жена в таком положении?уйти от него?учтите есть еще и ребенок. Дайте ответ пожалуйста очень важно!
- admin сказал
Март 19th, 2011 at 19:33Ассаламу алейкум! Она имеет право развестись с мужем, если он нарушает ее права. Но лучше для нее призывать его к исправлению. Но Аллах знает лучше.
- Марьям сказал
Апрель 19th, 2011 at 12:12Ассаляму алейкум!
«пока ребенок маленький»… — это до какого возраста? А что происходит потом, после достижения им этого возраста? И как это происходит? - Марьям сказал
Май 5th, 2011 at 13:15Почему же вы молчите? Пожалуйста ответьте как быть. Нужно подробно, со ссылками на достоверные источники. Будет девочка, расходимся с мужем. На время кормления грудью, она с мамой, это понятно. А потом при каких обстоятельствах, на каких условиях и с кем она остается. Прошу Вас, объясните подробно как все происходит, это очень-очень важно!!! Сейчас я чувствую себя просто уничтоженной. Муж не считает меня причастной к ребенку, который еще внутри меня. Прошу, помогите!
- admin к записи С началом Рамадана!
- Muslim к записи С началом Рамадана!
- admin к записи Её муж сидит с женщинами-немахрам и ей это не нравится
Пророк говорил: «Самый ненавистный Аллаху вид дозволенного — это развод. Разводитесь с женами только лишь из-за дурного нрава». Здесь под «дурным нравом» подразумевается крайняя форма, которая не поддается исправлению, и в отношении которой нет сил и возможности проявлять терпение.
Так, желательным действием в исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы.
Расторжение — прекращение брака (никаха), при котором муж получает компенсацию от жены.
Условия, при которых ребенок может остаться с отцом
Решить вопрос о проживании детей можно как во время процесса расторжения брака, так и после того, как вы развелись с супругой. В судебной практике чаще всего ребенок до 14 лет остается с матерью. Однако есть ряд исключений, при которых решение суда может быть иным. Факторы, влияющие на дальнейшее место жительство ребенка:
- возраст и интересы детей (с 10 лет он может сам выразить желание, с кем хочет проживать);
- материальное состояние родителей;
- моральные качества обоих;
- отзывы других членов семьи, коллег и друзей о каждом из супругов;
- условия, в которых живут родители;
- состояние здоровья матери и отца.
Одним из ключевых факторов становится исполнение родительских обязанностей. То есть важно доказать, что бывшая жена выполняет их плохо или не выполняет вообще. Отец в свою очередь должен уделять достаточно времени ребенку и заниматься его воспитанием. В таком случае есть возможность, что ребенок после развода будет проживать с папой.
Права матери на ребенка при разводе в соответствии с законом
Несмотря на то, что практика сложилась таким образом, что при разводе в большинстве случаев ребенка оставляют с его мамой, Семейный кодекс определяет, что любой родитель имеет одинаковые права и обязанности в отношении детей. Об этом прямо указано в ст. 61 СК.
С другой стороны, суд обязан вынести решение о передаче маленького ребенка какому-либо из родителей, только если это соответствует интересам несовершеннолетнего. Факторы, которые принимает во внимание судья (ст. 65 СК):
- степень родительской привязанности (кого больше любит, с кем больше происходит общение);
- степень привязанности к иным родным (братьям, сестрам, дедушке, бабушке и др.);
- персональные, в том числе моральные качества супругов;
- взаимоотношения, существующие между ребенком и каждым из родителей;
- режим работы мужа и жены;
- финансовое состояние;
- род деятельности;
- семейное положение и т.п.
Как предотвратить развод в исламе
В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.
Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.
Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.
Давать развод (талак) следует однократно
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал:
«Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
رَاجِعِ امْرَأَتَكَ
«Верни свою жену!».
Тогда тот сказал:
إِنِّي طَلَّقْتُهَا ثَلاَثاً
«Поистине, я дал ей развод трижды».
Пророк ﷺ сказал:
قَدْ عَلِمْتُ رَاجِعْهَا
«Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196, Хаким 3817,Байхакы 14763, АбдурРазак 11334. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).
Абу Дауд сказал об этом:
أَنَّ رُكَانَةَ إِنَّمَا طَلَّقَ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ فَجَعَلَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاحِدَةً
«Рукана дал жене окончательный (трёхкратный) развод [за один раз], и пророк ﷺ засчитал ему это как однократный развод».
Из этих хадисов становится ясно, что если муж сказал, что разводит жену три раза, это засчитывается за один развод.
Развод по инициативе жены (хуль’у)
С точки зрения Ислама, давать развод (талак) является исключительно правом мужчины. На это указывают слова Аллаха:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ
«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод [талак], то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку» (65:1)
Если это право реализуется, то брачный дар (махр) муж оставляет бывшей жене:
وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا
«Вам [мужчинам] не дозволено брать что-либо из того, что вы дали им [то есть забирать махр]» (2:229)
При этом важно отметить, что под влиянием какой-либо мимолетней обиды или плохого настроения, жена не должна выпрашивать у мужа дать ей развод. О таких женщинах посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:
أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاَقاً فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّةِ
«Для любой женщины, попросившей у мужа развода без уважительной причины, благоуханье Рая станет запретным» (Абу Дауд 2226, Тирмизи 1187).
Однако, для исключительных случаев Шариат предусматривает возможность жены выкупить себя у мужа, освободившись тем самым от никах. Называется такой выкуп — خلع — хуль’у.
При разводе ребенок остается с мамой — именно так думают многие граждане РФ. Несмотря на то что по закону у родителей равные права в суде, нередко именно такая практика имеет место.
Важную роль играет возврат несовершеннолетнего. Как уже было подмечено, после 10 лет ребенок сам может сказать, с кем он хочет жить. И это решение будет рассматриваться судом как основополагающее.
При разводе с кем остается маленький ребенок? Отнять несовершеннолетнего у матери в России крайне трудно. А если речь идет о малыше — подавно. Маленькие дети всегда остаются с мамами. Исключение составляют случаи, когда женщина имеет серьезные психические отклонения и является недееспособной — тогда отец может надеяться на совместное проживание с ребенком. В остальных случаях отнять, например, грудничка даже через суд будет проблематично.
Величина уплачиваемой денежной суммы зависит от того, когда оспаривается соглашение:
- Если спор рассматривается совместно с процессом по разводу супругов, то госпошлина будет равна 600 рублям.
- Если спор рассматривается в рамках отдельного производства, то госпошлина будет равна 300 рублям.
- Если одним из требований является присуждение алиментов в пользу несовершеннолетних, то дополнительно к суммам, указанным выше, нужно заплатить 150 рублей. Необходимо учесть, что для истца законодатель предусмотрел льготу, позволяющую ему не оплачивать государственную пошлину при передаче иска на рассмотрение. Обычно 150 рублей платит ответчик после проигрыша дела.
Похожие записи: