С каким водительским удостоверением можно ездить за границей?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С каким водительским удостоверением можно ездить за границей?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Международные права могут потребоваться не только в странах Женевской, но и Венской конвенции. В частности, при аренде транспортных средств. Так, многие компании по прокату ТС выдвигают условия и обязательного стажа, возраста водителя, внесения залога, и наличия МВУ. Это не является нарушением законодательства: арендодатель предъявляет к арендаторам такие требования, какие считает нужным. Но как правило, подобный порядок устанавливают лишь крупные прокатные сети. Мелкие фирмы, хоть и имеют меньший автопарк, международные водительские права не требуют.

МВУ для проката автомобилей

Например, в Швейцарии, Норвегии и Бельгии найти прокатные сервисы без требований МВУ крайне сложно.

Более того, некоторые страны, где признаются национальные права, обязывают арендаторов автомобилей иметь МВУ даже на законодательном уровне. Яркий пример – Греция, где вступивший в силу в марте 2022 года новый транспортный закон 4530/2018 позволяет накладывать на водителей без МВУ, если они арендовали авто, штраф в 200 евро. На практике местные полицейские трактуют норму так, что штраф вырастает до 1 тысячи евро и при повторном нарушении удваивается. И хотя туристы из РФ утверждают, что в 2022 году условия аренды авто в Греции не поменялись, местная полиция может быть иного мнения.

Страны, которые принимают российские права (в соответствии с Венской конвенцией)

  • Албания
  • Армения
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Багамы
  • Бахрейн
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Болгария
  • Босния и Герцеговина
  • Бразилия
  • Ватикан*
  • Великобритания*
  • Венгрия
  • Венесуэла*
  • Вьетнам
  • Гайана
  • Гана*
  • Германия
  • Греция
  • Грузия
  • Дания
  • Заир
  • Зимбабве
  • Израиль
  • Индонезия*
  • Ирак
  • Иран
  • Испания*
  • Италия
  • Казахстан
  • Катар
  • Кения
  • Киргизия
  • Коста-Рика*
  • Конго
  • Кот-д’Ивуар
  • Куба
  • Кувейт
  • Латвия
  • Либерия
  • Литва
  • Люксембург
  • Македония
  • Марокко
  • Мексика*
  • Молдова
  • Монако
  • Монголия
  • Нигер
  • Норвегия
  • ОАЭ
  • Пакистан
  • Перу
  • Польша
  • Португалия
  • Республика Корея*
  • Россия
  • Румыния
  • Сан-Марино
  • Сейшелы
  • Сенегал
  • Сербия
  • Словакия
  • Словения
  • Таджикистан
  • Таиланд*
  • Тунис
  • Туркменистан
  • Турция
  • Узбекистан
  • Украина
  • Уругвай
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • ЦАР
  • Черногория
  • Чехия
  • Чили*
  • Швейцария
  • Швеция
  • Эквадор*
  • Эстония
  • ЮАР

*Конвенция подписана, но не ратифицирована — лучше иметь международные права.

Венская и Женевская конвенции

В 1968 году в Вене была подписана конвенция о дорожном движении. Она пришла на смену Женевской конвенции 1949 г., главным недостатком которой было то, что, кроме национального ВУ, для беспрепятственного передвижения за рубежом требовалось еще международное удостоверение.

Венская конвенция создавалась с целью сделать правила дорожного движения общими для разных стран по всему миру. Следовательно, результатом должна была стать безопасность на дорогах, так как водители сдавали экзамен на управление транспортом по одним и тем же правилам. Переезжая из одной страны в другую, они не приспосабливались бы к новым правилам. Примерно в то же время были разработаны и общие дорожные знаки.

Конвенцию поддержали и подписали большое количество государств, в том числе Российская Федерация. Теперь для выезда за границу – в одну из стран, подписавших и ратифицировавших Венскую конвенцию, – не требуется менять национальные права или оформлять дополнительно международное водительское удостоверение (МВУ). В 1971 и 2006 годах соглашение дорабатывалось.

Где действительны российские водительские права? Ответить на подобный вопрос не так просто, как кажется. Существуют различные варианты. В зависимости от жизненных обстоятельств и будет меняться ответ на заданный вопрос.

На основании ранее указанной классификации можно сделать вывод о том, что есть государства, которые подписали Женевскую конвенцию в 1949 году. Эти страны договорились о том, что на их территориях можно пользоваться международными «водительскими карточками» установленного образца.

Задумываясь над тем, где действительны российские водительские права, шоферу все равно придется оформлять их. Связано это с тем, что международное водительское удостоверение без национального не выдается. Во всяком случае, в России действуют именно такие правила.

Документы на международные права

Путешествие на машине за пределы РФ способно доставить немало проблем, если заранее не подготовиться к нему. К примеру, шофера могут оштрафовать за управление ТС без документов. На основании изученной ранее информации следует вывод о том, что не везде действительны российские права. И шоферам нередко приходится оформлять международный образец документации. Как это сделать, выяснили. А какие выписки пригодятся для достижения желаемой цели?

Читайте также:  Основные обязанности дежурного по столовой: функции и инструкция

Обычно пакет документов на международные права включает в себя:

  • национальное в/у;
  • удостоверение личности;
  • заявление на выдачу «водительской карточки» международного образца;
  • выписки об успешном прохождении экзаменов по вождению (не всегда);
  • чек с оплаченной пошлиной;
  • фотографии «на документы».

Всего этого будет достаточно. При замене в/у могут пригодиться:

  • справки о вступлении в брак или разводе;
  • документы об усыновлении (для несовершеннолетних водителей);
  • свидетельства о рождении (если обмениваются права на мотоциклы, выданные ребенку);
  • справки о смене пола;
  • выписки из ЗАГСа о перемене личных данных;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья шофера.

Если по тем или иным причинам национальных прав у гражданина нет, сначала придется их оформить или восстановить. Как уже было сказано, без них обойтись никак не получится.

Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года

Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:

  • если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
  • если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
  • при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).

Страны, в которых действительны российские водительские права

Согласно Венской Конвенции (п. 1, ст. 41) от 8 ноября 1968 года, страны, ее подписавшие, принимают иностранные водительские права, как документ, имеющий юридическую силу. Естественно, распространяется это и на национальные права РФ. Они действительны в странах, принявших конвенцию (присоединившихся, участвующих согласно правопреемству).

То есть, имея их, беспрепятственно можно управлять транспортным средством на территории:

  • Австрийской Республики,
  • Бахрейнского королевства,
  • Бельгии,
  • Беларуси,
  • Болгарии,
  • Боснии и Герцеговины,
  • Великобритании,
  • Венгрии,
  • Греции,
  • государства Израиль,
  • закавказских республик: Грузии, Азербайджана, Армении,
  • Иранской Исламской Республики,
  • Италии,
  • княжества Монако,
  • Кувейта,
  • Кубы,
  • Люксембургского герцогства,
  • Македонии,
  • Монголии,
  • Нидерландского королевства (европейской части),
  • Пакистана,
  • Польши,
  • Португалии,
  • Молдовы,
  • Албании,
  • Румынии,
  • Скандинавского полуострова: Норвегии (кроме острова Ян-Майен и Шпицбергена), Датского королевства (исключая Фареры и Гренландию), Швеции,
  • Сан-Марино,
  • Сейшельских островов,
  • Сербии,
  • Словении,
  • Словакии,
  • Содружества Багамских Островов,
  • стран Балтии: Эстонии, Литвы и Латвии,
  • государств Аравийского полуострова: Катарского эмирата, ОАЭ, Саудовской Аравии,
  • центрально-азиатских республик: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Киргизии,
  • африканских стран: Зимбабве и ЦАР, Демократической Республики Конго, Кении, Кот-д’Ивуара, Либерии, Марокко и Туниса, Нигера и Сенегала, Южно-Африканской Республики,
  • государств Южной Америки: Кооперативной Республики Гайаны, Перу, Уругвая, Федеративной Республики Бразилии,
  • Турецкой республики,
  • Украины,
  • ФРГ,
  • Филиппин,
  • Финляндии,
  • Франции,
  • Хорватии,
  • Черногории,
  • Чешской республики,
  • Швейцарской Конфедерации.

Государства, которые подписали Конвенцию, не ратифицировав ее:

  • Боливарианская Республика (Венесуэла),
  • Ватикан,
  • Индонезия,
  • Гана,
  • Испания,
  • Мексика,
  • Коста-Рика,
  • Республики Корея,
  • Таиланд,
  • Чили,
  • Эквадор.

Список показывает ‒ с российскими правами нового образца можно смело отправляться за рубеж на автомобиле (для старых нужны дополнительно МВУ), ведь практически все государства в Европе подписали Венскую конвенцию. Присоединилось к ней множество азиатских и африканских стран.

В тексте Венской конвенции указано, что страна, подписавшая ее до осуществления ратификации либо до прямого отказа от нее, воздерживается от противодействия ей.

То есть, государство, подписавшее, но не ратифицировавшее соглашение, также должно признавать российское национальное водительское удостоверение.

Венская конвенция определяет конкретный перечень требований, предъявляемый к формату водительских удостоверений. Соответственно, страны, подписавшие этот документ, гарантируют, что если автомобилист использует права, удовлетворяющие данным требованиям, он может свободно передвигаться на машине на территории государства-подписанта.

В 2006 году был принят ряд изменений в действовавшие положения Венской конвенции. В России с 2011 года выдаются МВУ нового формата, соответствующего всем новым требованиям. При этом государства-подписанты признают действительным документы старого образца при условии, что не подошел срок их замены.

Венская конвенция, оформленная еще в 1968 году, предусматривает деление автотранспорта на несколько категорий. В частности, к категории В относятся автомобили, общий вес которых не превышает 3,5 тонны, а количество посадочных мест равно или менее восьми.

МВУ для проката автомобилей

Международные права могут потребоваться не только в странах Женевской, но и Венской конвенции. В частности, при аренде транспортных средств. Так, многие компании по прокату ТС выдвигают условия и обязательного стажа, возраста водителя, внесения залога, и наличия МВУ. Это не является нарушением законодательства: арендодатель предъявляет к арендаторам такие требования, какие считает нужным. Но как правило, подобный порядок устанавливают лишь крупные прокатные сети. Мелкие фирмы, хоть и имеют меньший автопарк, международные водительские права не требуют.

Например, в Швейцарии, Норвегии и Бельгии найти прокатные сервисы без требований МВУ крайне сложно.

Более того, некоторые страны, где признаются национальные права, обязывают арендаторов автомобилей иметь МВУ даже на законодательном уровне. Яркий пример – Греция, где вступивший в силу в марте 2020 года новый транспортный закон 4530/2018 позволяет накладывать на водителей без МВУ, если они арендовали авто, штраф в 200 евро. На практике местные полицейские трактуют норму так, что штраф вырастает до 1 тысячи евро и при повторном нарушении удваивается. И хотя туристы из РФ утверждают, что в 2020 году условия аренды авто в Греции не поменялись, местная полиция может быть иного мнения.

Читайте также:  Схема родственных связей: кто кому и кем приходится

Рекомендации и отзывы опытных путешественников

Даже если планируете посетить страну Венской конвенции, желательно оформить МВУ. И дело не только в аренде: в случае ДТП, в оформлении которого будет участвовать полиция, без международного удостоверения рассчитывать на страховые возмещения не стоит. Это, как правило, условия самой страховой компании, прописанные в страховом договоре, по которым без МВУ страховка считается недействительной, независимо от страны и ее принадлежности к какой-либо из конвенций.
Сергей К.

Если вы планируете брать авто в аренду, позаботьтесь о получении МВУ задолго до самой поездки. Тем более, если за границей вы бываете часто. Дело в том, что недавно в прокатной в Италии со мной произошел инцидент: сотрудник отказался давать автомобиль по причине того, что МВУ были оформлены непосредственно перед выездом. В условиях аренды значился пункт: «Клиент обязан иметь при себе действующие водительские права, выданные минимум за год до заключения договора на аренду». Пришлось искать другую прокатную компанию.

Андрей Ч.

Не забывайте, что международные права действительны всего три года с момента выдачи. Однажды позабыв об этом и отправившись в длительную командировку в Индию на восемь месяцев, я вдруг обнаружил факт истечения срока действия МВУ уже через 30 дней. Как бы это ни было некомфортно, но на протяжении всей командировки мне пришлось позабыть про аренду авто и пользоваться «прекрасным» индийским общественным транспортом. Не повторяйте моих ошибок!

Где нужны международные водительские права список стран

Страны, которые не подписывали конвенций. В этих странах, для вождения нужно сдавать экзамен на права. Итак, существуют достаточно большой список стран, в которые россияне могут отправляться без международных прав, захватив только национальные права. Но все не так просто.

Теоретически те страны, которые подписали венскую конвенцию, должны принимать национальное водительское удостоверение и не требовать международных водительских прав. Однако практика с теорией расходится.Как известно у нас есть два основных вида прав.

Одни права выдавались до 2011 года, выглядят они вот так Это старое удостоверение не соответствует требованиям дополнения к Венской конвенции от 2006 года. В нем пункты не указаны цифрами и нет штрих кода.

Кроме того есть перевод названия на французский язык — однако как раз этот перевод сейчас и не требуется.

  • Российские права бывают двух видов: национальные и интернациональные. Выдаются они в наших привычных МРЭО.
  • Национальное удостоверение образца 2011 года разработано с учётом требований Венской конвенции и действует во всех государствах, которые эту конвенцию ратифицировали.
  • Национальное удостоверение, полученное до 2011 года, также действует за границей, но только с нотариально заверенным переводом.
  • Международный документ на вождение необходим для самостоятельного передвижения на автомобиле в государствах, где действует Женевская конвенция и не ратифицировано Венское соглашение.
  • Если ни одна из конвенций не действует, нужно получить водительское удостоверение страны пребывания.
  • Российские права подлежат замене на иностранные, если вы планируете проживать за границей на постоянной основе. Через какой срок после прибытия в иностранное государство удостоверение подлежит замене, зависит от местных законов.

Как быть в других странах?

Что касается Женевской конвенции, то страны, подписавшие ее, признают у себя действительными водительские права международного формата.

В случаях, если планируется поездка на территорию того государства, которое не подписало ни один из перечисленных выше документов, тогда для управления транспортным средством потребуется сдать соответствующий экзамен.

Среди подписантов Венской конвенции присутствуют практически все страны Европы. Однако, прежде чем отправляться за границу, необходимо уточнить, действительны ли в том или ином государстве права международного формата. Например, по Украине российские автомобилисты могут передвигаться по национальным правам, а в США или на Кипре потребуются МВУ.

Читайте также:  Уведомление о сокращении должности

В любом случае, перед поездкой за границу рекомендуется оформить или продлить международное водительское удостоверение.

  • В Российской Федерации запрещено ездить с нероссийским НВУ, которое не соответствует Венской конвенции 1968 г.
  • С 2020 года введён запрет на использование иностранных ВП мигрантами, которые работают с перевозками.
  • Запрет на использование иностранного ВП не действует в отношении работников сферы перевозок, если они являются гражданами Беларуси или Киргизии. Остальным мигрантам необходимо иметь российские НВУ, иначе их будут штрафовать.
  • Планируется разрешить управлять ТС по работе гражданам стран ЕАЭС.
  • Срок действия иностранного НВУ неограничен, но планируется его сокращение до 6-ти месяцев, после истечения которых приезжих, не заменивших ВП на российские, будут штрафовать.

Международное удостоверение выглядит так:

  1. В отличие от национальных прав оно представляет собой не карточку, размером повторяющую банковскую, а книжку формата А6 (148×105 мм, то есть чуть больше, чем паспорт, военный билет и другие внутренние документы). При этом ламинировать его нельзя.
  2. Обязательно должно содержать слова «permis de conduire international» или « International driving permit» («водительское удостоверение» или «международное водительское удостоверение» на английском и французском соответственно).
  3. Все данные, записанные на русском языке, должны быть продублированы с помощью латинского алфавита.
  4. На внутренней стороне форзаца (точнее, первого листа обложки) должно быть указано, при каких условиях документ может применяться на территории России. Скажем сразу: в России оно никогда и никак само по себе не действует.Его можно предъявить вместе с внутрироссийскими водительскими правами – но без них МВУ действовать не будет, и само по себе никаких прав на вождение не даёт. Именно об этом сказано в документе.
  5. На следующих страницах указан перечень стран, где должен использоваться документ. Это место в удостоверении нужно для дополнительных отметок и прочих записей, которые нужны для того, чтобы МВУ действовало в конкретном государстве.
  6. После этого указываются особые требования к водителю. Например, владелец МВУ, слепой на один глаз, вправе управлять любым транспортным средством только, если оно оборудовано специальным оборудованием (например, акустической парковочной системой – аналогом «тёти Риты», применяющейся в российской авиации, где самые важные сообщения с индикатора дублируются голосом).Также может быть указано, что владелец документа вправе водить автомобиль только в очках или контактных линзах).
  7. Затем указываются ограничения по транспортным средствам, которыми может управлять владелец документа.В основном они совпадают с российскими ограничениями на категорию – и именно поэтому в национальных правах категория транспортных средств, которыми можно управлять гражданину, имеет шифр из латинской буквы и арабской цифры: Венская конвенция устанавливает не только основные правила разграничения категорий, но и гарантирует, что в национальных документах (как правах, так и номерах транспортного средства) будут использоваться только арабские цифры и латинские буквы – или хотя бы символы, совпадающие по начертанию с буквами латинского алфавита (как, например, русское «Ха» и латинский «Икс»)».
  8. На заключительных страницах указываются личные данные владельца МВУ, об открытых категориях и странах, где может применяться удостоверение.

Международное водительское удостоверение — что это?

Многие водители полностью уверены, что если у них имеются национальные водительские права нового образца, то это и есть международное водительское удостоверение (МВУ). На розовой карточке, размером с обычную пластиковую карту, на русском языке и на латинице, написаны данные о водителе и, казалось бы, этого достаточно, чтобы управлять автомобилем за пределами РФ. Это мнение основано на том, что не так давно, для выезда за границу по российским правам более раннего выпуска требовался нотариальный перевод прав на язык той страны, которую собирался посетить наш турист. Права нового образца родились в результате некоторых изменений в Венской Конвенции. Они привели к утверждению водительских прав к единому формату: теперь используются единые символы допуска (категории) к управлению транспортным средством и пронумерована каждая строка. Эти нововведения позволяет сотруднику дорожной полиции любой страны понять, что указано в правах водителя и признать их действительными.

Таким образом, международное водительское удостоверение – это отдельный документ, который даёт право управления ТС за пределами той страны, которая его выдала и является официальным многоязычным переводом национального удостоверения водителя.

МВУ может использоваться только совместно с национальными водительскими правами. Оно имеет вид книжки-буклета, серого цвета, все буквы пишутся латинским шрифтом, все цифры – арабским.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *