Общедомовые нужды холодного водоснабжения в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общедомовые нужды холодного водоснабжения в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ГВС на ОДН включает горячую воду, которую используют для опрессовки и промывки систем отопления и горячего водоснабжения. Обычно это происходит летом, когда коммунальщики заняты подготовкой дома к отопительному сезону. Также в ГВС на ОДН включают потери на внутридомовых сетях горячего водоснабжения.
Горячее водоснабжение ОДН в квитанции: что это?
Что такое ОДН и что в них входит
ОДН — это общедомовые нужды, то есть плата за коммунальные услуги, которые расходуются в конкретном доме и в интересах его жильцов, но за пределами их личных квартир.
По российскому Жилищному кодексу, к ОДН относится плата за обслуживание всех помещений и служб многоквартирного дома. Среди них:
- чердаки, подвалы, технические этажи, лифтовые шахты и другие служебные помещения;
- крыши, ограждения, несущие конструкции дома;
- оборудование для доступа в дом людей с инвалидностью;
- работы по благоустройству и озеленению на земле, относящейся к дому, и построек на ней;
- технологические потери, например утечки воды из общей трубы;
- иные общественные помещения дома, услугами которых пользуются жильцы.
Как снизить плату за ОДН
Сумма расходов на ОДН, может увеличиться из-за разнообразных факторов:
- плохое состояние коммуникационных сетей и частые утечки из них;
- низкий порог чувствительности счетчиков — некоторые из них не фиксируют небольшие количества воды. Но общедомовые счетчики их учитывают, и в итоге за воду, потраченную отдельной квартирой, приходится платить как за ОДН;
- манипуляции со счетчиками — если в квартире устанавливается незаконный прибор, позволяющий уменьшить показания, то плата за потраченную воду переходит в ОДН;
- самовольное подключение к сетям;
- разное время снятия данных с общедомового и поквартирных счетчиков;
- отсутствие счетчиков в некоторых квартирах.
Состояние системы холодного водоснабжения
Однако, состояние системы холодного водоснабжения в настоящее время вызывает определенные опасения и требует внимания со стороны соответствующих органов и учреждений. Многие системы сильно изношены и требуют ремонта или замены.
Проблемы в системе холодного водоснабжения проявляются в виде частых аварий, утечек и пониженного давления воды. Такие проблемы могут негативно сказываться на комфорте и безопасности проживающих в домах людей, а также на нормальном функционировании организаций и учреждений.
Важно обратить внимание на техническое состояние системы холодного водоснабжения и принять меры для ее модернизации и обновления. Замена старых труб, установка современных приборов учета и контроля, а также регулярное техническое обслуживание помогут обеспечить стабильную и качественную подачу холодной воды.
Проблема | Последствия | Решение |
---|---|---|
Изношенные трубы | Утечки, аварии | Замена старых труб |
Низкое давление воды | Неудовлетворительное качество обслуживания | Модернизация системы насосов и наружного водоснабжения |
Отсутствие приборов учета | Невозможность контроля расхода воды | Установка современных приборов учета |
Проблемы и недостатки системы
Несмотря на значительные улучшения в области общедомового холодного водоснабжения, существуют и определенные проблемы и недостатки в системе, которые требуют внимания и улучшений.
1. Низкая надежность и долговечность сетей
Одной из основных проблем в системе холодного водоснабжения является низкая надежность и долговечность сетей. Неработающие или устаревшие трубы могут привести к утечкам и перебоям в подаче воды, что влияет на комфорт и удобство жильцов.
2. Недостаточная дальность снабжения
В некоторых районах системы холодного водоснабжения необходимо расширение сети, чтобы достичь максимальной дальности снабжения. Это особенно важно для жилых зон с новыми строениями и развивающимся населением.
3. Высокая стоимость эксплуатации
Необходимость в постоянном обслуживании и ремонте сетей холодного водоснабжения приводит к высоким операционным расходам. Для снижения стоимости эксплуатации следует разработать более эффективные методы обслуживания и мониторинга сетей.
4. Ограниченная доступность воды
В некоторых случаях система холодного водоснабжения не обеспечивает постоянный доступ к воде или имеет ограниченное снабжение в некоторых часах дня. Это создает неудобства для жильцов и требует улучшения системы для обеспечения постоянного доступа к воде.
5. Риск загрязнения воды
Система холодного водоснабжения подвержена риску загрязнения воды из-за отсутствия адекватных мер безопасности. Это может создавать угрозу здоровью жильцов и требует совершенствования системы фильтрации и контроля качества воды.
В целом, хотя система общедомового холодного водоснабжения имеет свои преимущества, важно решить указанные проблемы и недостатки, чтобы обеспечить удобство, надежность и качество водоснабжения для всех жильцов.
Норма потребления горячей воды на человека без счетчика
Часто задают вопрос: Если нет счетчика на воду, как начисляется на одного человека в 2024 году?
Определено, что человек тратит количество холодной воды больше, чем горячей. Поэтому и ежемесячный норматив по ней чуть ниже и составляет 4,745 кубометров. При этом на воду, поступающую в систему отопления, расчет производится отдельно.
В норматив включены только цифры фактического потребления на каждого человека и считается, что на все его нужды уходит не более 140 литров горячей воды ежедневно. Здесь действует такое же правило, как и с холодной водой, когда коммунальщики могут увеличить норматив не более, чем в два раза. И платить по нормативу нужно за каждого прописанного на жилплощади гражданина.
Формула расчета платы по горячей воде аналогична расчету по холодной воде с применением стоимости 1 кубометра горячей воды по региональному тарифу.
Заметим, что разделив норму потребления горячей и холодной воды на 30 дней в месяце, мы получим довольно серьезные цифры. Это с лихвой покрывает все возможные траты, поэтому счетчики помогут значительно сэкономить расходы семьи на воду. Особенно это актуально для тех, у кого в квартире проживает и прописана достаточно большая семья.
Меры по соблюдению нормативов и их контроль
Для обеспечения соблюдения нормативов потребления воды на общедомовые нужды в 2024 году необходимо принять ряд мер и организовать систему контроля за их соблюдением. Одной из таких мер может стать проведение информационной кампании, направленной на повышение осознанности граждан по вопросу эффективного использования водных ресурсов.
В рамках информационной кампании можно разработать и распространить брошюры, памятки и другие информационные материалы с рекомендациями по экономному использованию воды. Также можно организовать просветительские мероприятия, такие как семинары, лекции и тренинги, на которых специалисты будут давать конкретные рекомендации, как сократить потребление воды без ущерба для комфорта и качества жизни.
Однако меры по соблюдению нормативов необходимо не только предлагать, но и контролировать. Для этого можно ввести систему мониторинга, которая будет отслеживать объемы потребления воды в многоквартирных домах. Такая система может быть основана на установке счетчиков на общедомовые водопроводные системы и регулярном снятии показаний. Кроме того, можно проводить контрольные проверки посредством проверки документации и проведения аудита потребления воды.
- Меры по соблюдению нормативов:
- — Информационная кампания;
- — Профилактические просветительские мероприятия;
- — Разработка памяток и рекомендаций;
- — Внедрение системы мониторинга.
Таким образом, сочетание предложенных мер и системы контроля позволит не только снизить потребление воды на общедомовые нужды, но и повысить осведомленность жителей по вопросу эффективного использования водных ресурсов. Это в свою очередь позволит добиться сбалансированного и устойчивого развития системы водоснабжения в городе, а также сохранить природные ресурсы для будущих поколений.
Если управление многоквартирным домом (далее – МКД) осуществляется непосредственно собственниками либо способ управления таким домом не выбран, то плата за ресурсы на общедомовые нужды (далее – ОДН) включается в плату за коммунальные услуги (ч.5 ст. 154 ЖК РФ, п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
- Освещение:
- подъездов;
- подвалов;
- лестничных клеток;
- придомовой территории;
- лифтов и лифтовых шахт.
- Затраты по электроэнергии, необходимые для работы:
- оборудования интернет-провайдеров;
- системы пожаротушения;
- антенн;
- насосных систем.
С 01.07.2022 в МКД с непосредственным способом управления либо в домах, способ управления которых не выбран, размер платы за ОДН рассчитывается исходя из фактического потребления, по показаниям приборов учета путем распределения между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру их площади.
Как формируются нормы на водоснабжение
Холодная вода в многоквартирном доме используется в том числе для очищения сетей, предполагаемые потери ресурсов при аварийных ситуациях, а также для обеспечения потребностей общественных зданий и территорий поблизости. Аналогично обстоят дела с горячей водой, которая тратится на технические работы при подключении отопительной системы, ремонтные работы, когда необходимо сбросить лишнюю воду из стояка и общедомовые потери, которые просто неизбежны.
На 2024 год норма потребления воды равна примерно 3-5 кубометров.
При расчёте норматива по холодному водоснабжению в качестве базы используют такие параметры:
- Есть ли в доме общая система водоотведения;
- Установлено ли централизованное водоснабжение;
- Какие категории ванн установлены и каков их объем.
Как и в ситуации со светом, по горячему водоснабжению норматив рассчитывается путём вычитания показателей индивидуальных приборов учёта из общедомовых. При этом норматив по водоотведению не может быть больше суммарного норматива холодной + горячей воды, потраченных на нужды многоэтажного дома.
Как формируются нормы на водоснабжение
Холодная вода в многоквартирном доме используется в том числе для очищения сетей, предполагаемые потери ресурсов при аварийных ситуациях, а также для обеспечения потребностей общественных зданий и территорий поблизости. Аналогично обстоят дела с горячей водой, которая тратится на технические работы при подключении отопительной системы, ремонтные работы, когда необходимо сбросить лишнюю воду из стояка и общедомовые потери, которые просто неизбежны.
На 2024 год норма потребления воды равна примерно 3-5 кубометров.
При расчёте норматива по холодному водоснабжению в качестве базы используют такие параметры:
- Есть ли в доме общая система водоотведения;
- Установлено ли централизованное водоснабжение;
- Какие категории ванн установлены и каков их объем.
Как и в ситуации со светом, по горячему водоснабжению норматив рассчитывается путём вычитания показателей индивидуальных приборов учёта из общедомовых. При этом норматив по водоотведению не может быть больше суммарного норматива холодной + горячей воды, потраченных на нужды многоэтажного дома.
Как платить, если у граждан нет индивидуальных счётчиков
Чтобы решить проблему учёта израсходованных ресурсов в отдельно взятой семье, проживающей в многоквартирном доме, созданы приборы учёта. На основании их можно определить, сколько нужно платить ежемесячно за потреблённые блага. Все счётчики делятся на две группы: общедомовые (устанавливаются на многоэтажный дом) и индивидуальные, которые находятся в каждой квартире отдельно.
Но случается, что семья не устанавливает такие приборы учёта по личным, техническим или финансовым причинам. Поэтому определить итоговую стоимость к оплате не предоставляется возможным. Постановление нормативов потребления коммунальных услуг призвано решить эту проблему. На региональном уровне местные власти устанавливают своего рода лимит на потребление коммунальных услуг – средние или «предполагаемые» нормы потребления из расчёта на гражданина. В учёт также берётся число зарегистрированных в квартире граждан, количество комнат и общая площадь квартиры.
С помощью нормативов ЖКХ рассчитывают конечную цену коммунальных услуг для такой семьи. В качестве базы используется другой многоэтажный дом, имеющий аналогичные технические характеристики и в котором сходный объём потребления.
Также при определении норматива учитывается причина, по которой жильцы решили обходиться без приборов учёта. Так если виной тому технические причины, по котором установить счётчик не получается, норматив будет стандартным и надбавки не применяются. Чтобы подтвердить факт того, что в квартиру нельзя монтировать прибор учёта, необходимо вызвать специальную комиссию. По итогам проверки жильцы получают на руки акт, а копии этого документа направляются в местный ЖЭК или поставщику услуг.
Оплата одн при прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями
И соответственно именно у нее появляется обязанность платить за коммунальный ресурс, отпущенный РСО в многоквартирный дом на нужды всех потребителей в МКД, в т. ч. на общедомовые нужды (иначе — ОДН). Данный вывод подтверждается нормами жилищного законодательства и обширной судебной практикой, частный случай будет описан в отдельным подразделе.
Тем не менее, есть общий принцип, который следует принимать во внимание, когда производится расчет нормативов на общедомовые нужды. Основным фактором, который влияет на порядок расчетов, является наличие или отсутствие в многоквартирном доме специальных приборов учета.
Возможность заключения прямых договоров у ресурсоснабжающей организации с собственниками и пользователями жилых помещений существовала и ранее в силу положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД: собственники помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами — региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поэтому, очевидно, принятие собственниками помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую РСО не снимает с УК как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения (Определение ВС РФ от 06.07.2022 по делу № 310‑КГ14-8259, А68-1080/2022). Именно поэтому обязательство между РСО и УК (ТСЖ) также остается неизменным. Значит, управляющий МКД отвечает перед РСО за надлежащую оплату поставленного в МКД коммунального ресурса.
Расчеты при отрицательном объеме КР на СОИ
На практике УК сталкиваются с возникновением отрицательной разницы между общедомовым потреблением коммунального ресурса по ОПУ и индивидуальным потреблением за расчетный период, допустим, по причине невозможности единовременного снятия показаний ИПУ во всех помещениях МКД и использования в связи с этим при расчете данных, не соответствующих фактическому потреблению, либо предоставления потребителями некорректных сведений. В связи с этим возникает необходимость последующего перерасчета объема КР на СОИ на отрицательную величину, однако РСО в этом отказывают. Важно, что судьи зачастую их поддерживают, аргументируя это тем, что пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения не предусматривает случаев перерасчета ранее выставленных объемов коммунального ресурса поставщиком исполнителю. Приведем примеры.
Судебный акт |
Позиция суда |
Постановление АС ВВО от 09.06.2018 № Ф01-1947/2018 по делу № А11-9917/2017 |
Снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН не предусмотрено действующим законодательством. В случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальной услуги, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления коммунальной услуги непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу для потребителей в жилых помещениях подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся же часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается) |
Постановление АС СЗО от 19.06.2018 № Ф07-5683/2018 по делу № А13-6589/2017 |
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение в предыдущие периоды. Поэтому компания правомерно заявила к взысканию с УК задолженность без уменьшения объема поставленной электрической энергии на отрицательные значения ОДН в предыдущие периоды |
Постановление АС ЗСО от 03.07.2018 № Ф04-2460/2018 по делу № А03-13015/2017 |
Суды отклонили как противоречащие п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения следующиедоводы кассационной жалобы: – в законодательстве нет прямого запрета на возможность учета отрицательных показаний объемов коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период, при расчете объемов за последующие периоды; – неучет отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный (текущий) период, влечет неосновательное обогащение истца на сумму этого неучтенного отрицательного объема коммунального ресурса |
Постановление АС СЗО от 10.04.2018 № Ф07-2208/2018 по делу № А26-3870/2017 |
Если фактическое потребление электроэнергии на ОДН меньше объема электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, обязательства УК по оплате объема электроэнергии, потребленной на ОДН, перед РСО равны нулю и суммы, возникшие в результате выявления «отрицательного баланса по МКД», при расчете объема обязательств УК не учитываются. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение |
Начисление Одн При Прямых Договорах С Рсо 2020
Таким образом, исходя из порядка определения объемов коммунальных услуг, установленных Правилами № 354, при определении объемов коммунальных ресурсов по формуле, приведенной в пп. «а» п.21.1 Правил № 124, ресурсоснабжающая организация обязана при расчете показателя ѴПОТР учитывать тот объем коммунальных услуг, который считается потребленным потребителями в каждом расчетном периоде в соответствии с порядком его определения, установленным Правилами № 354, а следовательно с учетом перерасчетов объемов коммунальных услуг, проведенных ресурсоснабжающей организацией как исполнителем коммунальных услуг, за соответствующий расчетный период, в том числе в случаях, когда такой расчетный период признается прошедшим относительно расчетного периода, в котором проводится перерасчет.
По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.
Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2020 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2020 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.
У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.
Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.
Что такое ОДН или общедомовые нужды
Нaпpимep: ecли дoм пoдключeн к цeнтpaльнoй cиcтeмe oтoплeния, coбcтвeнник кaждoй квapтиpы плaтит зa тeплo c yчeтoм плoщaди cвoeгo жилья. Нo, нa лecтничнoй плoщaдкe тoжe ycтaнoвлeны paдиaтopы, кoтopыe пoддepживaют нopмaльнyю тeмпepaтypy в пoдъeздe. Имeннo pacxoд pecypcoв нa oтoплeниe в пoдъeздe, нapядy c дpyгими ycлyгaми, бyдeт вxoдить в OДН, a плaтa зa нeгo pacпpeдeляeтcя мeждy вceми жильцaми.
Mнoгиe coбcтвeнники квapтиp фикcиpyют пoкaзaния индивидyaльнoгo cчeтчикa тoгдa, кoгдa yдoбнo: oдни 20 чиcлa, дpyгиe — 30-гo. Пpи этoм coтpyдники yпpaвляющeй кoмпaнии зaпиcывaют пoкaзaния oбщeдoмoвoгo пpибopa 24-26 чиcлa. Paзнoe вpeмя cбopa пoкaзaтeлeй вызывaeт oчepeднyю нeтoчнocть, кoтopaя внocит пoгpeшнocть в yчeт OДН. Из-зa paзныx дaт пepeдaчи пoкaзaний paзницa мeждy pacчeтными и фaктичecкими пoкaзaтeлями мoжeт дocтигaть 40%.
Кpoмe тoгo, нeкoтopыe жильцы нe пepeдaют пoкaзaния вoвpeмя и peгyляpнo кaждый мecяц: зaбывaют, yeзжaют в кoмaндиpoвки или нa oтдыx. B тaкoм cлyчae, cчeт фopмиpyют нa ocнoвe cpeднeгoдoвoгo пoтpeблeния, кoтopoe тaкжe мoжeт oтличaтьcя oт фaктичecкoгo.
❗ Bыявляйтe и ycтpaняйтe нecaнкциoниpoвaнныe пoдключeния к ceтям. Пpoблeмa нecaнкциoниpoвaннoгo пoдключeния чaщe вceгo нaблюдaeтcя в cиcтeмe энepгocнaбжeния. Пpи этoм, к oбщим yчacткaм линии мoгyт пoдключaтьcя кaк жильцы, кaк и cтopoнниe пoльзoвaтeли, нaпpимep, чepeз пoдвaльныe пoмeщeния. B cлyчae oбнapyжeния тaкиx пoдключeний, вызывaйтe пpeдcтaвитeлeй yпpaвляющeй кoмпaнии и cocтaвляйтe cooтвeтcтвyющий aкт.
Пocлe этoгo coбиpaютcя пoкaзaния квapтиpныx cчeтчикoв, paccчитывaeтcя пoтpeблeниe вoды пo кaждoй квapтиpe и oбщaя cyммa pacxoдa вoды вceми жильцaми. Пoкaзaния oбщeдoмoвoгo и индивидyaльнoгo yчeтa cpaвнивaютcя, paзницa мeждy ними и ecть pacxoд нa oбщeдoмoвыe нyжды.
Дoпoлнитeльнo, в этoт cчeт yпpaвляющaя кoмпaния включaeт oплaтy зa тexничecкиe пoтepи вo внyтpидoмoвыx инжeнepныx cиcтeмax вoдocнaбжeния, элeктpocнaбжeния, гaзocнaбжeния, тeплoвoй энepгии и oбopyдoвaнии. Дoпoлнитeльныe пoтepи мoгyт быть вызвaны нeбoльшими пpoтeчкaми тpyб, пpopывaми и дpyгими aвapийными cитyaциями, плaнoвoй пpoмывкoй инжeнepныx cиcтeм, иx зaпoлнeниeм или гидpaвличecкими иcпытaниями.
В домах с непосредственным способом управления и в МКД, где он не выбран или не реализован, нет управляющей организацией или ТСЖ, следовательно, собственникам помещений в доме не оказывается жилищная услуга КР на СОИ. Вместо этого потребители вносят плату за коммунальную услугу ОДН.