Стажировка водителя в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стажировка водителя в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данном случае возникает интересный вопрос. Что делать организации, в которой нет водителя, соответствующего приведенным требованиям? Еще более интересная ситуация — организация, где берут на работу первого водителя.
Лист испытания водителя
Результаты прохождения стажировки должны быть внесены в специальный документ — лист испытаний:
11. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.
12. Лист испытаний содержит следующие сведения:
- номер листа испытаний;
- фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
- дата и время прохождения, испытательный период;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью,3 о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
Кто пишет и исполняет приказ
В теории написать приказ может любой сотрудник предприятия, обладающий определёнными навыками работы с распорядительной документации. На практике руководитель в устной форме поручает эту задачу одному из своих подчинённых. Это может быть секретарь, кадровик, юрист или бухгалтер. Директор получает на руки итоговый вариант распоряжения.
Под исполнение принято понимать приведение указанных на бумаге положений в жизнь. Назначение наставника – это комплексная процедура, включающая в себя следующие элементы:
- ознакомление наставника и стажёра с текстом распоряжения;
- осуществление доплаты наставнику за дополнительную нагрузку.
Что такое стажировка?
Под стажировкой понимается период, когда работник либо приобретает необходимый опыт, повышая свою квалификацию, либо проходит испытательный срок перед приемом на работу. В первом случае стажировка обычно касается студентов, курсантов и других учащихся профессиональных учебных заведений, которые на практике закрепляют знания и навыки, которые получили во время обучения. Во втором же она проводится, если работник:
- впервые приступает к работе, в том числе и после окончания учебного заведения (в этом случае первые смены — от 2 до 14, в зависимости от сложности работы и уровня квалификации, — работник обязан отработать под наблюдением лиц из числа уже имеющих нужный опыт работы и назначенных приказом руководства);
- повышает квалификацию и проходит дополнительное обучение (в этом случае стажировка является частью учебного процесса);
- поступил на работу с условиями труда, квалифицированными как вредные либо опасные;
- не работал по специальности более года (при таком перерыве реальные навыки могут быть утрачены, и стажировка используется для их восстановления).
Применительно к водителям действуют оба случая. Во-первых, вновь принятый на работу водитель может первые смены отработать под руководством опытного сотрудника (а в некоторых случаях просто обязан это сделать). Во-вторых, водитель может проходить курсы повышения квалификации, чтобы, к примеру, «открыть» новую категорию в водительских правах (например, с категории B перейти на C или D). В-третьих, при длительных перерывах, переводах на другую модель машины или новый маршрут работодатель допускает водителя к самостоятельным перевозкам только после стажировки продолжительностью не менее 2 рабочих смен под руководством водителя-наставника.
Сколько должна длиться стажировка?
Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель. Например, по отношению к водителям автобусов действуют следующие правила:
- для ранее не работавших в качестве водителя, получивших в ГИБДД водительские права категории D, — 61 час перед маршрутом + 163 часа на маршруте;
- для прошедших переподготовку с категории B или C на D — 30 часов предмаршрутной практики + 72 часа на маршруте;
- для водителей, которые ранее не работали на автобусе, — 18 часов перед маршрутом + 32 часа на маршруте;
- для тех, кто уже работал на автобусе, но имеет перерыв в водительской практике длительностью более 6 месяцев — 8 часов предмаршрутной стажировки + 16 часов на маршруте;
- при 3 месячном перерыве в работе — 8 часов перед маршрутом + 24 часа на маршруте;
- при смене модели автобуса — 32 часа маршрутной стажировки (предмаршрутную можно не проводить);
- при смене маршрута — 4 часа на маршруте (в сложной местности — 8 часов с наставником, который уже работал на этом маршруте).
СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ. ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ. Ответ.
Давайте будем опять разбираться. Прежде чем мы перейдем к свежему Приказу Минтраса № 59, оценим нормативные документы, которые звучат в вопросе, с юридической точки зрения. И как ни странно ответ лежит на поверхности.
РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. не имеет официального статуса, так как не был опубликован, а значит не имеет юридической силы. Другими словами он рекомендательный, он так и называется «Руководящий документ». Вы им можете (а не обязаны) руководствоваться, так как он не противоречит статье 20 ФЗ-196 «О БДД».
Также процитируем один абзац из этого Положения:
…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР…
Заметим, что про легковые автомобили здесь ничего нет, как нет уже и Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Очень спорный документ, но руководствоваться им все-таки можно при составлении Программы стажировки водителей.
Теперь Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29. Этот документ имеет официальный статус, был зарегистрирован в Минюсте и опубликован. А значит его никак нельзя игнорировать. Он обязателен. В том чисел и в части стажировки водителя, как вновь принятого работника.
Лист испытаний для стажировки водителей
Стажировка водителей в 2024 году предполагает прохождение ряда испытаний, которые помогут оценить уровень подготовки и навыки будущего водителя. Данный лист испытаний включает в себя необходимые требования, которые необходимо будет выполнить во время стажировки.
Испытание | Описание |
---|---|
Теоретический экзамен | Проверка теоретических знаний водителя, включая правила дорожного движения, знаки и обозначения, безопасность и техническое обслуживание автомобиля. |
Практическое вождение | Оценка навыков вождения в различных условиях дорожного движения, включая городские улицы, автомагистрали и сложные маневры. |
Тест на реакцию | Проверка скорости и точности реакции водителя на изменение ситуации на дороге и применение необходимых мер по предотвращению аварии. |
Тест на внимание | Оценка способности водителя к удержанию внимания на дороге и правильному распределению внимания между различными задачами и факторами. |
Оценка навыков парковки | Проверка навыков парковки автомобиля в различных условиях и типах парковочных мест. |
Тест на знание автомобиля | Проверка знаний водителя о строении и работе автомобиля, включая основные детали, системы и функции. |
Прохождение всех испытаний на стажировке водителей в 2024 году является обязательным условием для получения водительского удостоверения и права управления автомобилем.
Размытый ответ Минтранса о стажировке и испытании.
К слову говоря, ниже в разделе «ИТОГИ» я вам дам ссылку на ответ Минтранса в скане, который мне предоставил Сергей.
Вы сами можете лицезреть этот очень интересный ответ.
Итак, цитирую ответ Минтранса:
«…Уважаемый Сергей Александрович!
Департамент государственной политики в области автомобильного транспорта и городского пассажирского транспорта Минтранса России рассмотрел ваше обращение от 15.01.2021 №Х-395 и сообщает.
В соответствии с п.7 приказа Минтранса России от 29 июля 2020 г. №264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством, в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со ст. 70 ТК РФ.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 251 ТК РФ в отношении отдельных работников могут предусматриваться особенности регулирования труда — нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.
В соответствии с главой 51 ТК РФ для работников транспорта предусмотрены особенности регулирования труда.
Таким образом, в отличии от иных категорий работников Порядком фактически предусматривается возможность осуществлять испытания водителей без допуска к самостоятельной работе.
Период испытания без допуска к самостоятельной работе, проводимый под руководством водителя-наставника, указывается в листе испытания (стажировки) в соответствии с п.12 Порядка.
Полагаем, что в трудовом договоре может быть указан общий период испытания, предусмотренный ст. 70 ТК РФ, в том числе, с указанием периода испытания без допуска к самостоятельной работе.
Кроме того, по мнению Департамента, проведение стажировки при переходе с одного типа транспортного средства на другой может производится в соответствии со ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедщих в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами трудового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного транспорта
В.В. Луговеко.»
Ну как вам ответ?
Я думаю сказали как отрезали. Вот прямо сразу всем и всё стало понятно.
Может у вас есть свое мнение? Или вы хотите ответить на другой комментарий?
Обязательно дайте свой комментарий в конце этой статьи.
Надбавка за классность и страховые взносы
У бухгалтеров по заработной плате может возникнуть вопрос: начисляются ли страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму надбавки за классность водителям? Ответ утвердительный: страховые взносы начисляются в общем порядке.
Дело в том, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).
База для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим (п. 1 ст. 421 НК РФ).
Новые правила стажировки водителей с 1 января 2021 года
Директор, при формировании приказа, должен на что-то опираться: в первую очередь на законодательство РФ, а также внутренние документы предприятия. Ссылка на них является основанием для создания распоряжения.
Также приказ должен быть обоснован – т.е. в нем обязательно должно быть указано то обстоятельство, которое стало причиной для его составления.
Абсолютно все документы, издаваемые на предприятии от имени директора, должны учитываться. Обычно для этого применяются специальные журналы, в которые вносится наименование и номер распоряжения, дата его выхода.
Журнал, как правило, хранится у работника предприятия, близкого к руководству фирмы и ответственного за учет распорядительных актов (секретарь, юрист и т.д.). В случае необходимости, при помощи данного журнала можно будет без труда найти нужный в той или иной ситуации приказ.
Кто такой водитель-наставник
Требования о дополнительном обучении и наличии удостоверения когда-то были в РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», однако на сегодняшний день этот документ устарел и носит только рекомендательный характер.
Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
1. Проводит практические занятия со своим подопечным, согласно утвержденной Программе стажировки. То есть ездит с водителем по реальным маршрутам в качестве инструктора: помогает, указывает на ошибки, объясняет какие-то особенности («Этот пешеходный переход из-за деревьев плохо видно, здесь всегда надо ехать очень медленно»).
Если выбирать не из кого — например, у вас в компании предполагается только один водитель — можно привлечь человека со стороны. Причем не обязательно заключать договор именно с компанией-перевозчиком. Вполне можно договориться с частным лицом, например, со знакомым водителем (если он, конечно, соответствует требованиям к водителю-наставнику). Заключается обычный разовый договор об оказании услуг, и все довольны. Правда, и в этом случае выбирать лучше того, кто уже имеет удостоверение водителя-наставника.
При организации проведения стажировки необходимо руководствоваться действующими нормативными актами, в частности Приказом Министерства транспорта РФ от 11.03.2023 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Требования К Водителям Наставникам С 2022
- Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового — 2 дня.
- Новичкам срок может быть продлен до месяца.
- Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
- Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
- Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.
Основной документ стажировки (стажировочный лист) утвержденной унифицированной формы не имеет. В каждой организации она разрабатывается индивидуально, и, как правило, включается во внутренние регламентные документы, утверждается руководителем.
27 сентября 2021 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила). Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.
Причины, вызывающие необходимость прохождения стажировки водителем
Прохождение стажировки водителем является обязательным и необходимым этапом для получения прав на управление транспортным средством. Вот основные причины, которые могут вызвать необходимость прохождения стажировки водителем:
- Правовые требования. В соответствии с законодательством, стажировка водителей после 1 января 2024 года является обязательной для всех новых водителей, которым необходимо получить водительское удостоверение категории «В» или «С».
- Обучение новых водителей. Стажировка позволяет новому водителю ознакомиться с основами правил и особенностей управления транспортным средством. Она помогает водителю развить необходимые навыки и привычки для безопасного управления автомобилем или грузовиком.
- Снижение количества ДТП. Основной целью стажировки водителя является снижение количества дорожно-транспортных происшествий. Она помогает улучшить качество вождения и повысить уровень безопасности на дорогах.
- Обеспечение безопасности на дорогах. Стажировка водителя помогает обучить его правилам безопасности, а также организовать работу с документами и базой по ведению транспорта. Это позволяет руководящему составу контролировать и обеспечить безопасность работы водителей.
- Оформление документов. Прохождение стажировки водителем является одной из обязательных процедур при приеме на работу. Водители должны предоставить документы, подтверждающие успешное прохождение стажировки, для трудоустройства.
- Разработка правил и особенностей работы. Стажировка водителя помогает определить правила и особенности работы сотрудника водительского состава. Она позволяет установить перерывы между получением водительского удостоверения и началом работы на должности водителя, а также проведение медицинских осмотров и проверку здоровья.
- Прохождение стажировки водителем — это, в основном, процесс, который проводит работодатель с целью обучения водителей и проверки их способностей водить транспортное средство.
- Оплачивается и охраняется. Стажировка водителя обычно оплачивается работодателем и охраняется законодательством о труде. Стажеры получают заработную плату в соответствии с нормами, установленными для данной должности.
- Направить на стажировку водителей. Руководители организаций могут направить своих сотрудников на стажировку водителей для повышения их квалификации и улучшения безопасности на дорогах.
Распространенные ошибки при оформлении на работу
Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.
Частые ошибки:
- Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
- Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.