Что делать заказчику если победитель уклонился от подписания контракта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать заказчику если победитель уклонился от подписания контракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Основания для совершения сделки с участником № 2 делятся в зависимости от этапа тендера. Собрали основания заключения контракта со вторым участником после расторжения контракта по 44-ФЗ с победителем в таблицу.

Что считается уклонением от заключения контракта?

В соответствии с нормами 44-Ф3 победитель торгов обязан подписать размещенный на электронной площадке контракт, уложившись в отведенные для этого сроки: в течение 5 дней с даты размещения его заказчиком.

Вместе с подписанным контрактом он должен опубликовать документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Если участник не согласен с какими-то пунктами контракта, он в эти же сроки размещает на электронной площадке протокол разногласий. В случаях, когда победитель снизил цену контракта на 25 % и более, сумму обеспечения необходимо увеличить в 1,5 раза или оставить прежнюю, но прикрепить пакет документов, подтверждающих добросовестность исполнителя (ст. 37 44-ФЗ). Если НМЦК контракта больше 15 млн. рублей, увеличивать обеспечение в 1,5 раза нужно обязательно.

Исходя из ч. 13 ст. 83.2 44-ФЗ и ч. 5 ст. 96 44-ФЗ, считается, что исполнитель уклонился от подписания контракта, если он:

  • не подписал контракт в отведенные законом сроки;
  • не разместил в ЕИС протокол разногласий;
  • не выполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ;
  • не предоставил обеспечение исполнения контракта.

Адвокат по признанию победителя уклонившимся в Екатеринбурге

Адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам в составлении претензии организатору торгов в случае неправомерного признании победителя уклонившемся от заключения контракта.

В случае неправомерных действий организаторов торгов, электронных площадок – возможна помощь в подготовке жалобы в антимонопольный орган на действия или бездействия организатора торгов.

Жалоба в суд об оспаривании решения антимонопольного органа в случае вынесения административного предписания по устранения допущенных нарушений организатором торгов о признании победителя, уклонившемся от подписания договора.

В случае нарушения законодательства о закупках организатором торгов, поможет подготовить исковое заявление о признании недействительным и отмене результатов проведения закупки.

Направление заказчиком сведений об уклонившемся участнике в антимонопольный орган

В случае уклонения участника от подписания контракта заказчик обязан направить сведения о нем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, а также документы, свидетельствующие об уклонении контрагента от заключения контракта. После поступления обращения антимонопольный орган назначает дату заседания для выяснения всех обстоятельств дела и уведомляет об этом стороны. Поставщику следует иметь в виду, что, если контролирующий орган не уведомит его соответствующим образом о месте и времени заседания по рассмотрению дела, последующее решение УФАС о включении его в РНП можно обжаловать в Арбитражный суд. Однако, если в документах, поданных в составе заявки указаны неверные контактные данные участника или вообще не указаны таковые, то поставщику будет трудно доказать свою правоту в суде о его ненадлежащем оповещении.

Адвокат по признанию победителя уклонившимся в Екатеринбурге

Адвокат Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам в составлении претензии организатору торгов в случае неправомерного признании победителя уклонившемся от заключения контракта.

В случае неправомерных действий организаторов торгов, электронных площадок – возможна помощь в подготовке жалобы в антимонопольный орган на действия или бездействия организатора торгов.

Жалоба в суд об оспаривании решения антимонопольного органа в случае вынесения административного предписания по устранения допущенных нарушений организатором торгов о признании победителя, уклонившемся от подписания договора.

В случае нарушения законодательства о закупках организатором торгов, поможет подготовить исковое заявление о признании недействительным и отмене результатов проведения закупки.

При принятии решения об участии в закупке, следует сначала досконально изучить всю документацию, что называется «от корки до корки», не пропуская малейшие детали. То, что поначалу может показаться несущественным, потом может привести к непредвиденным проблемам и неучтённым дополнительным расходам.

Нужно также проверить: соответствует ли проект контракта условиям, предусмотренным для заключения контракта по 44-ФЗ. При обнаружении несоответствий закону, повлиять на ситуацию можно только до окончания срока подачи заявок. Согласовать иные условия при заключении государственного контракта, отличные от его проекта, после победы в закупке по закону о контрактной системе уже нельзя. В зависимости от способа размещения закупки, нужно либо направить заказчику запрос на разъяснение с указанием на несоответствие проекта контракта закону, либо направить жалобу на положения документации о закупке в территориальное УФАС. Также следует запросить разъяснение положений контракта, изложенных двусмысленно, либо противоречащих друг другу, а также несоответствующих техническому заданию. Возможно проект контракта не содержит существенные условия, обязательные для конкретного вида договора. Всё это нужно установить до окончания срока подачи заявок на закупку.

Далее проверяем пункты контракта об ответственности Исполнителя и Заказчика. Соответствуют ли они требованиям закона и Постановления Правительства от 25.11.2013 г. N 1063. Суммы штрафов за ненадлежащее исполнение условий контракта, а также пени за нарушение сроков не могут превышать размеры, установленные Постановлением Правительства N 1063. Это касается ответственности обеих сторон.

Обычно для исполнителя самыми важными пунктами являются сроки поставки (выполнения работ) и приемки работ (также возможна ли поэтапная приемка), а также условия об оплате (аванс, поэтапная оплата, либо оплата после приемки в полном объёме).

Читайте также:  Реорганизация налоговой службы в 2024 году какого числа

Сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), промежуточные этапы, должны быть точно указаны в договоре. Сроки должны быть реальные и нужно точно рассчитать возможность исполнить контракт не нарушая их.

Условия оплаты являются очень важными при заключении контракта по 44-ФЗ. Если предусмотрен аванс, то должен быть указан его точный размер и срок перечисления. Бывают, например, такие формулировки в контракте: «предусмотрен аванс в размере до 30% от цены контракта». При этом не указан срок его перечисления. При таких условиях рассчитывать на получение аванса и получить его в случае спора будет сложно. Все промежуточные платежи (при их наличии), их условия и сроки, а также сроки окончательного расчета должны быть конкретно указаны в контракте.

В интересах поставщика изучить условия контракта о порядке приемки товара (работ, услуг), сроки подписания закрывающих документов (актов выполненных работ, услуг, товарных накладных), иных документов, передаваемых заказчику после исполнения обязательств. При спорных ситуациях и необоснованном отказе от приемки работ, эти сроки будут важны при определении размера просрочки заказчиком своих обязательств.

Окончательный расчет должен быть либо согласован с датой выполнения всех обязательств поставщиком, либо указан конкретной датой, а не привязан к иным обстоятельствам (особенно к наличию средств на оплату у заказчика). Если заключение контракта по 44-ФЗ предусмотрено с субъектом малого предпринимательства, срок оплаты не должен превышать 30 дней. Цена договора должна соответствовать цене, предложенной победителем закупки и указанной в протоколе.

Всем, кто работает в рамках 44-ФЗ, приходится действовать в строго определенных и очень ограниченных временных рамках. Нарушение сроков заключения контракта по 44-ФЗ повлечёт штрафы и иные неблагоприятные последствия как для поставщиков, так и для заказчиков. Заключения контракта по 44-ФЗ с нарушением сроков невозможно, так как это будет расцениваться как уклонение победителя от заключения контракта и последствием может стать внесение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

При проведении всех видов конкурсов, кроме закрытого, сроки заключения контракта ограничены двадцатью днями. После опубликования итогового протокола, заключение государственного контракта возможно по прошествии 10 дней. В случае закрытого конкурса контракт следует подписать в течение 10 дней после объявления победителя.

В сроки заключения государственного контракта поставщик предоставляет все документы для его подписания и обеспечение исполнения своих обязательств. В случае не предоставления всех документов считается что вы уклонились от заключения контракта. Заказчик вправе удержать обеспечение заявки, обратиться в суд и взыскать свои издержки, а также предложить заключение государственного контракта участнику, занявшему второе место при подведении итогов конкурса. Заключение контракта по 44-ФЗ вторым участником не является обязанностью, он имеет право отказаться. Конкурс признаётся не состоявшимся.

Если закупка размещается в форме электронного аукциона, устанавливаются следующие сроки заключения контракта: поставщику даётся пять дней на подписание контракта с даты его получения в личном кабинете на электронной площадке. Одновременно с подписанным проектом контракта поставщик обязан направить документ обеспечения его исполнения.

Возможно, победитель обнаружит несоответствие полученного проекта контракта документации, протоколу подведения итогов или заявке поставщика. В таком случае направляется протокол разногласий. Протокол разногласий должен быть направлен в срок не превышающий 13 дней с даты размещения итогового протокола электронного аукциона. Закон ограничивает только срок направления протоколов разногласий, а не их количество. Протокол разногласий часто используется как возможность продлить сроки заключения контракта по 44-ФЗ на несколько дней. Поставщики пользуются этим чтобы успеть подготовить банковскую гарантию для обеспечения исполнения своих обязательств.

Закон предоставляет заказчику трёхдневный срок на рассмотрение протокола разногласий. Он либо исправляет контракт, либо отказывает и поясняет причины.
При закрытых аукционах сроки заключения контракта по 44-ФЗ регламентируются документацией, но не могут быть меньше десяти дней с даты протокола определения победителя.

Если закупка проводится в форме запроса котировок или предложений, то сроки заключения контракта устанавливаются в интервале не ранее семи и не позднее двадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов закупки. При запросе котировок одновременно с проектом контракта поставщик обязан направить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). При нарушении сроков заключения контракта или не предоставлении всех документов, заказчик не подпишет контракт и сообщит в УФАС о том, что вы уклонились от подписания контракта.

Необязательные условия контракта

Контракт включает в себя множество различных условий. Часть из них — существенные требования к предмету закупки и поставщику, часть — не слишком важны. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Также в контракт иногда включаются:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Что считается уклонением от заключения контракта?

В соответствии с нормами 44-Ф3 победитель торгов обязан подписать размещенный на электронной площадке контракт, уложившись в отведенные для этого сроки: в течение 5 дней с даты размещения его заказчиком.

Вместе с подписанным контрактом он должен опубликовать документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Если участник не согласен с какими-то пунктами контракта, он в эти же сроки размещает на электронной площадке протокол разногласий. В случаях, когда победитель снизил цену контракта на 25 % и более, сумму обеспечения необходимо увеличить в 1,5 раза или оставить прежнюю, но прикрепить пакет документов, подтверждающих добросовестность исполнителя (ст. 37 44-ФЗ). Если НМЦК контракта больше 15 млн. рублей, увеличивать обеспечение в 1,5 раза нужно обязательно.

Исходя из ч. 13 ст. 83.2 44-ФЗ и ч. 5 ст. 96 44-ФЗ, считается, что исполнитель уклонился от подписания контракта, если он:

  • не подписал контракт в отведенные законом сроки;
  • не разместил в ЕИС протокол разногласий;
  • не выполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ;
  • не предоставил обеспечение исполнения контракта.
Читайте также:  Не пропускает служба безопасности при приеме на работу

Как отказаться от заключения госконтракта

Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:

Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).

1. Запрос на разъяснение конкурсной документации При возникновении вопросов в конкретных положениях документов, исполнитель вправе сделать запрос на разъяснение. Данную возможность предоставляет ЭТП любому участнику, который прошел аккредитацию на этой .

Каждый конкурсант может подать запрос на разъяснение конкурсной документации в количестве 3 штук в рамках одного аукциона. Заказчик гарантированно отвечает на запрос разъяснений в срок — 2 дня . А оператор электронной площадки обязуется передать запрос заказчику от исполнителя в течение часа. Тут стоит уточнить, что конкурсант, который подавал запрос нигде не фигурирует, информация о нем остается конфиденциальной.

Инструкция для поставщика

В зависимости от причин действия поставщика могут несколько различаться, однако общий их алгоритм схож. Необходимо уведомить заказчика о намерении отказа от контракта в установленные сроки:

  • в случае возникновение обстоятельств непреодолимой силы заказчик уведомляется письмом, составленным в произвольной форме в течение 1 рабочего дня. Текст письма должен содержать ссылку на закупочную процедуру и приложенные документальные подтверждения упоминаемых обстоятельств;
  • если поставщик отказывается от подписания контракта на основании обнаружения неприемлемых условий, составляется протокол разногласий, который направляется заказчику до истечения предельных сроков инициации сотрудничества. При этом заказчик может изменить условия контракта или отказаться от сотрудничества со своей стороны;
  • иногда заказчик и поставщик договариваются об отказе заранее, но предпочитают заключить контракт по закону, чтобы сразу же его расторгнуть на обоюдных условиях. В этом случае необходимо связаться с заказчиком для обсуждения ситуации.

В любом случае правильными действиями поставщика будет активная связь с организатором процедуры. Если отказ выражен в форме бездействия, это наверняка приведет к негативным последствиям.

Если заказчик по окончании процедуры торгов принимает решение о невозможности заключения договора с победителем конкурса, то он вправе отказаться от заключения договора при наличии обоснованных причин. Основание для отказа указывается в протоколе отказа от заключения контракта.

Победитель вправе подать жалобу в ФАС, если считает, что приведенные основания недостаточны и не соответствуют требованиям закона.

Оценка действий заказчика и анализ причины отказа производится на основании протокола. Если причины будут признаны вескими, указывающими на несоответствие участника требованиям 44-ФЗ, например предоставление недостоверной информации, то возможно признание сделки несостоявшейся. В таком случае возможен отказ от сделки в одностороннем порядке.

В основном отказы от заключения контракта происходят по причине недостаточной оценки участником требований заказчика или возникновения ситуаций, не зависящих от сторон договора, когда выполнение условий договора становится невозможным. Причины могут быть следующими:

  • При получении проекта договора участник выявляет требования, которые он не в состоянии выполнить. Что свидетельствует о невнимательном изучении тендерной документации на этапе принятия решения об участии в торгах.

  • Наличие ошибок при расчете НМЦК и рентабельности проекта. Что дает недостоверную картину при финансовой оценке контракта, по факту являющуюся убыточной.

  • Технические ошибки в процессе проведения процедуры торгов.

  • При непрогнозируемом росте цен в результате изменения рыночной ситуации.

  • В случае включения дополнительных важных требований в приложения к проекту контракта или указывает дополнительные требования, не присутствовавшие в тендерной документации.

  • При возникновении форс-мажорных ситуаций (банкротство, пожар и т.п.) у исполнителя.

Малые закупки. Ответственность за отказ от заключения/неисполнение контрактов поставщиков и заказчиков

Среди руководителей организаций, занимающихся закупками для государственных и муниципальных нужд, бытует мнение, что контракты по процедурам, не размещенным В ЕАИС, можно не исполнять, если, например, подскочат цены, либо в силу иных форс-мажорных обстоятельств исполнять их окажется не выгодно. Так ли это на самом деле?

Рассмотрим, что ждёт победителя процедуры, не размещенной в ЕАИС, на примере двух информационных систем: единого агрегатора торговли Березка и электронного магазина московской области.

В самом деле включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) победителю, уклонившемуся от заключения контракта по результатам процедуры, отнесенной законом к мылам закупкам, или не исполнившему его, не грозит. Но его ждут те или иные санкции. И довольно чувствительные.

Второму поставщику приготовиться: когда можно завершить работы, начатые другим

Второй участник — это поставщик, который занял второе место в итоговом протоволе закупки, то есть предложил заказчику лучшие условия и цену поставки после победителя.

Даже если контракт с победителем уже подписан, второй поставщик может на него претендавать, но только в одном случае: если заказчик расторг контракт с победителем через суд, по соглашению сторон или в одностороннем порядке после включения исполнителя в РНП (ч.

8 ст. 95 44-ФЗ). К этому времени победитель может даже частично исполнить контракт.

Областная ГИБДД провела закупку камер фотофиксации. По итогам торгов заказчик заключил контракт с победителем, и тот без нарушений поставил две партии из трех.

Однако при приемке последней партии заказчик заметил, что разрешение камер 2 Мп, хотя по контракту оно должно быть не меньше 5 Мп. Победитель не смог заменить товар на нужный, и заказчик расторг контракт.

Чтобы не тратить время на проведение новой закупки, заказчик предложил поставщику, который стал вторым, поставить остальные камеры.

Возможность заключить контракт со вторым поставщиков действует с 2020 года и прописана в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ.

Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности

  • БКС-Тендер / Статьи / Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности
  • Закон №44-ФЗ О контрактной системе предоставляет несколько возможностей заключения контракта с участником закупки, занявшим второе место.
  • До недавнего времени эти возможности были связаны только с заключением контракта со вторым участником именно на этапе его заключения. Перечислим их:
  • 1) уже после публикации итогового протокола по закупке о признании победителем участника с лучшим предложением закупочная комиссия заказчика обнаруживает, что участник предоставил в своей заявке недостоверную информацию либо ранее была рассмотрена не полная информация о таком участнике, и он не соответствует требованиям закупочной документации.
Читайте также:  Как и где можно получить подарки по родовому сертификату в 2024 году

В таком случае заказчик публикует протокол отказа от заключения контракта и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником.

Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.

Участник закупки, занявший второе место и признанный победителем электронной процедуры, вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.

Возможно ли увеличить срок исполнения контракта на стадии его заключения со вторым участником аукциона в рамках Закона № 44-ФЗ

Проблема: С первым участником аукциона, проводимого в рамках Закона № 44-ФЗ, расторгнут контракт в одностороннем порядке, он включен в РНП. Собираемся заключить договор со вторым участником. Но в проекте договора (в документации) был указан срок действия контракта – конкретная дата и срок при этом составляет менее месяца, участник просто не успеет выполнить работы в это время.

Вопрос: Можно ли менять условия договора, а именно увеличить срок исполнения контракта?

Решение: К сожалению, изменить условия контракта в части сроков его исполнения на стадии заключения контракта невозможно, даже если контракт заключается со вторым участником, после включения в РНП победителя аукциона.

Обоснование:Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 Закона № 44-ФЗ и ст. 95 Закона № 44-ФЗ

Частью 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрены условия, при которых возможно изменение существенных условий контракта при его исполнении, но не при заключении.

Часть 18 ст.

34 Закона № 44-ФЗ предусматривает возможность при заключении контракта увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. Но положения ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ не предусматривают возможность и/или условия изменения сроков исполнения контракта при его заключении.

Также контролирующие органы неоднократно давали разъяснения, что изменение сроков исполнения контракта в связи с уклонением победителя электронного аукциона Законом № 44-ФЗ не предусмотрено (см., например, письмо Минэкономразвития России от 19.10.2015 № ОГ-Д28-13642).

Положения Закона № 44-ФЗ предусматривают возможность изменения срока исполнения контракта, в следующих случаях, если контракт заключен не с единственным поставщиком:

— в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);

— по контрактам, заключенным на срок не менее одного года, при наступлении определенных условий (пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);

— контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения (п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);

— контакт, заключен по результатам закупки, в отношении которой Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона № 44-ФЗ установлены особенности ее осуществления и (или) дополнительные условия исполнения контракта, с учетом таких особенностей и (или) таких условий (ст. 111 Закона № 44-ФЗ).

Положения Закона № 44-ФЗ предусматривали возможность изменения сроков исполнения контракта в 2020 году, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Однако данные положения не распространяют свое действие на 2021 и последующие годы.

Таким образом, изменить условия контракта в части сроков его исполнения на стадии заключения контракта невозможно, на стадии исполнения контракта изменение срока его исполнения возможно, но только при наличии одного из условий, предусмотренных пунктом 6 или 9 п. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ или ст.

111 Закона № 44-ФЗ. При отсутствии подобных условий изменение срока исполнения контракта невозможно.

Сам по себе факт уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта не является основанием для изменения сроков исполнения контракта, заключаемого со вторым участником электронного аукциона.

Что делать участнику закупки?

В случае назначении УФАС заседания в отношении действий (бездействий) поставщика, который, по мнению заказчика, уклонился от подписания контракта, такому участнику не следует сразу паниковать. Обращение организатора закупки в контролирующий орган с требованием о внесении в РНП сведений о том или ином контрагенте вовсе не означает, что УФАС поддержит заказчика. Каждая из сторон должна надлежащим образом аргументировать свою позицию, представить соответствующие документы, разъяснить все нюансы.

Поставщику в ходе рассмотрения дела следует:

  • доказать, что в его действиях отсутствуют признаки недобросовестного поведения и у него не было намерений уклониться от подписания контракта
  • представить доказательства оформления банковской гарантии (в случае установления требования об исполнении контракта)
  • объяснить невозможность подписания контракта по независящим от него обстоятельств (однако, контролирующий орган не всегда может принять доводы участника)6


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *