Чем отличается государственная служба от гражданской службы государственной
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается государственная служба от гражданской службы государственной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Этот вид службы подразумевает под собой профессиональную деятельность в гражданских органах законодательной, исполнительной или судебной власти на региональном или федеральном уровне. Федеральная служба финансируется из федерального бюджета , а региональная соответственно из регионального. Короче говоря, гражданская госслужба — это деятельность в Администрации Президента, Правительства, федеральных и региональных органах исполнительной власти, аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации, а также судов. При этом депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации не являются гражданскими служащими .
Государственная гражданская служба.
Функции государственной службы
Люди, работающие в системе государственной службы, должны осуществлять определённые функции. В частности:
- правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
- правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
- регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
- организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
- правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.
Государственные служащие всех ветвей и уровней власти должны исполнять эти функции в полном объёме, но с учётом специфики своей деятельности в рамках вида службы.
Принципы государственной гражданской службы
Сюда можно отнести:
- права и свободы первостепенны, защищаются законами на всех уровнях власти;
- все виды ГГС РФ должны работать вместе;
- все граждане РФ имеют одинаковый доступ, при условии, что они соответствуют требованиям, нет установленных ограничений;
- компетентность и профессионализм каждого служащего, что подтверждает документами, дипломами;
- ГГС РФ взаимодействует с общественными организациями, объединениями и людьми;
- открытость доступа. Информация о ГГС доступна вся всех желающих;
- стабильность;
- каждый госслужащий в ГГС защищён от вмешательства посторонних людей, если на то нет уважительных причин.
Существует тесная связь между гражданской и муниципальной службой, что обеспечивается едиными требованиями к кадрам, едиными ограничениями и обязанностями.
Система государственной службы РФ
Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.
Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.
Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.
Что такое государственная служба
Государственная служба это вид деятельности людей, осуществляемый на профессиональной основе с целью удовлетворения нужд страны. Точное определение этому термину дано в Законе № 58-ФЗ. Здесь сказано, что это профессиональный род деятельности людей, являющихся гражданами России, напрямую связанный с осуществлением полномочий от имени РФ.
Государственные служащие осуществляют полномочия не только от имени всей страны, но и от имени органов власти всех уровней. В России данный термин нашёл применение в 90-ые годы прошлого века, когда СССР перестал существовать. Почти десятилетие он менялся, его корректировали в зависимости от ситуации в стране.
Сегодня госслужба – это деятельность по исполнению полномочий:
- страны Российская Федерация в целом;
- органов власти всех уровней;
- всех субъектов федерации;
- лиц, которые занимают должности, определённые Конституцией РФ.
Классификация видов государственной службы
При классификации государственной службы по видам, должны быть определены критерии специфического правового регулирования. Но подобная классификация, исходя из принципа единства государственной службы в едином государстве, может превратиться в зависимости от специализации государственных органов, в простое перечисление полномочий государственных служащих при реализации ими через их деятельность тех же государственных полномочий.
Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» N 58 закрепил виды, на которые делится государственная служба. Но подобное деление ставит скорее новые вопросы, чем решает старые. Бабелюк Е.Г. не без оснований ставит под сомнение выделение нового, более универсального вида государственной службы, которая в настоящее время урегулирована российским законодательством, — это государственной гражданской службы. Она отмечает, что «Как представляется, сохранение организационно-должностной модели для гражданской службы, не отвечает современным потребностям общества. При наделении федеральных агентств, которые являются самостоятельными видами федеральных органов исполнительной власти, функциями по оказанию государственных услуг все сложнее провести их разграничение с государственными учреждениями, иными государственными организациями (государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ и другими), которые имеют государственно-властные полномочия.
Статья 2 указанного Федерального закона закрепляет систему государственной службы, которая включает в себя следующие виды:
- государственную гражданскую службу;
- военную службу;
- государственную службу иных видов.
При подобном критерии разграничения государственной службы, вряд ли такое понимание системы надолго сохранится неизменной. Также к государственной службе отнести, к примеру, работу на объектах атомной энергетики, которую вряд ли можно считать правоохранительной или государственной службой иных видов. Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005 N 154-ФЗ к государственной службе относится данный вид деятельности.
Различное правовое регулирование органов, которые осуществляют государственную власть, а также установление различного статуса государственных должностных лиц, эту власть реализующих, приводит к сложностям в функционировании всего государственного аппарата, различиям в их статусе, неопределенности статуса некоторых областей государственной службы. Это нерационально с точки зрения, как существа государственной службы, так и юридической техники.
В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено определение для каждого вида государственной службы.
Государственная гражданская служба
Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. В отличие от военной и правоохранительной службы государственная гражданская служба ставит своей целью обеспечение полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и обеспечение полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих должности субъекта РФ.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 4 данного закона устанавливает следующие принципы гражданской службы:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
- равный доступ граждан к гражданской службе;
- профессионализм и компетентность гражданских служащих;
- стабильность гражданской службы;
- доступность информации о гражданской службе;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Государственная гражданская служба РФ взаимосвязана с государственной службой РФ иных видов, а также с муниципальной службой.
В соответствии со ст. 6 федерального закона № 79-ФЗ взаимосвязь гражданской службы и государственной службы РФ иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
- соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
- установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы РФ различных видов;
- учета стажа государственной службы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
- соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу РФ.
Государственный гражданский служащий – это
Служащие имеют право получить необходимые условия для надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей. Также работники должны быть ознакомлены с основной документацией, определяющими их права, обязанности и прочие критерии, по которым будет оцениваться эффективность их трудовой деятельности.
Кого можно назвать государственным гражданским служащим? Это работник, через которого государство выполняет свои функции. В связи с высокой ответственностью на гражданских служащих распространяется множество требований и обязательств. Хотя с другой стороны, для них предусмотрены некие гарантии и права. В данной статье рассмотрим аспекты деятельности государственных служащих: какими принципами они должны руководствоваться, какие ограничения для них установлены и прочее.
Основные принципы чего-либо — это руководящие положения, ведущие особенности устройства. Основные принципы устройства и осуществления функций всех видов государственной службы, входящих в общую систему, сформулированы в статье 3 закона «О системе госслужбы РФ».
К принципам устройства и функционирования госслужбы относятся:
- федерализм, то есть одновременное единство системы госслужбы и разграничение полномочий ее органов;
- соответствие законам (законность);
- верховенство прав и свобод человека;
- единый законодательный подход к организации госслужбы;
- гласность и доступность госслужбы публичному контролю;
- грамотность и подготовленность госслужащих на должном уровне;
- некоторые другие.
Основные принципы устройства госслужбы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.
Военная служба — особый, по назначению и функциям, вид государственной службы. Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы — вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.
Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.
Для военнослужащих определены:
- особые условия работы (риск для жизни, ненормированный график, непостоянное место несения службы);
- жесткие требования при приеме на службу (возраст, физическое и психическое здоровье, специальные знания);
- специальная система званий и связанные с ней строгая дисциплина и субординация;
- досконально регламентированные условия не только работы, но и жизни, формы одежды, правил поведения в той или иной ситуации;
- особый порядок привлечения к юридической ответственности (свои органы судов, прокуратуры, исполнения наказания и т. п.).
Граждане несут военную службу в войсках, подчиненных Министерству обороны России, в войсках Министерства внутренних дел России, органах Федеральной службы безопасности, в отрядах Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, железнодорожных, пограничных и иных войсках.
Принадлежность к разным сферам
Госслужба и государственная гражданская служба отличаются принадлежностью к разным сферам государственной деятельности.
Госслужба является частью исполнительной власти и направлена на реализацию политики и программ государства в соответствующей сфере. Госслужба включает в себя работников, занимающихся управлением государственных органов, ведущих делопроизводство и осуществляющих контроль за исполнением законов и постановлений.
Государственная гражданская служба, в свою очередь, обеспечивает непосредственное предоставление государственных услуг населению и осуществляет управленческие функции. В сферу государственной гражданской службы входят работники, исполняющие директивы и указания государственных органов, обеспечивающие взаимодействие с обществом и оказание поддержки государственным инициативам.
Таким образом, госслужба и государственная гражданская служба имеют разную направленность и осуществляют свою деятельность в разных сферах государственной деятельности.
Различия в системе назначения и увольнения
В то же время, увольнение с госслужбы может осуществляться только по основаниям, предусмотренным законодательством. Это могут быть, например, совершение преступления, внесение серьезных ошибок в работу или несоблюдение требований этики поведения. Государственная служба предполагает более гибкую систему назначения и увольнения, которая может осуществляться на основе прямого решения начальника. Но при этом работник государственной службы также может быть уволен с работы по возрастным причинам, с приходом на пенсию.
Таким образом, госслужба и государственная гражданская служба различаются в системе назначения и увольнения с должностей. Госслужба осуществляется на основе проведения конкурса с участием кандидатов, увольнение возможно только по основаниям, предусмотренным законодательством. В государственной гражданской службе процесс назначения и увольнения более гибкий и может осуществляться на основе решения начальника, но также предусмотрено увольнение по возрастным причинам.
Общественное восприятие и имидж
Госслужба и государственная гражданская служба по-разному воспринимаются обществом и имеют свой собственный имидж.
Госслужба часто ассоциируется с высоким статусом и престижем. Госслужащие считаются специалистами в своей области и представителями государственной власти. Их работа связана с осуществлением решений, принимаемых высшими органами государственной власти. Они имеют доступ к конфиденциальной информации и пользуются специальными привилегиями и льготами. Большинство граждан считает, что госслужба является надежным и стабильным видом занятости, она предлагает высокий уровень заработной платы и социальные гарантии.
Государственная гражданская служба часто рассматривается как более доступная и общедоступная форма работы в государственных органах. Граждане, желающие стать государственными гражданскими служащими, должны проходить конкурсное отборочное испытание и иметь определенную квалификацию и образование. Работа государственного гражданского служащего связана со служебными обязанностями и ответственностью перед гражданами и государством. В отличие от госслужбы, государственная гражданская служба не предлагает такого же уровня престижа и высокого статуса, но она имеет свои преимущества, такие как профессиональное развитие, возможность прямого взаимодействия с гражданами и работа на благо общества.
Таким образом, госслужба и государственная гражданская служба имеют разное общественное восприятие и имидж. Госслужба связана с высоким статусом, престижем и специальными привилегиями, в то время как государственная гражданская служба считается более доступной и общедоступной формой работы. В конечном счете, выбор между этими двумя видами государственной службы зависит от личных предпочтений и целей каждого отдельного человека.