Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как считать рабочее время водителя? Новые правила с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Напомню, что суммированный учет позволяет составлять графики водителя таким образом, что в пределах одного дня длительность рабочего времени может быть увеличена, но в пределах 1-го месяца все нормы должны быть соблюдены.

Отмена суммированного учета на период до 6 месяцев

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Ранее данный пункт позволял расширить период суммированного учета до 6 месяцев (при перевозках пассажиров в курортной местности и на других сезонных перевозках). То есть в этом случае нормативы по времени труда и отдыха допускалось соблюдать в пределах полугода. Получалось, что в загруженные месяцы водитель мог «пахать с утра до ночи» а в низкий сезон просто «плевал в потолок» и почти не работал.

С 1 января 2021 года такой вариант будет исключен. А продолжительность периода при суммированном учете будет всегда составлять 1 месяц.

Максимальная продолжительность времени управления автомобилем

16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

10. Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

При выборе времени управления автомобилем нужно учитывать 2 важные особенности:

  • С 1 января 2021 года отменяется ограничение 8 часов, которое применялось для автобусов длиннее 9,5 метров в горной местности и для грузовиков, перевозящих тяжеловесные, длинномерные и крупногабаритные грузы.
  • До 31 декабря 2020 года увеличение времени за рулем до 9 (10) часов допускалось только при суммированном учете рабочего времени. С 2021 года это возможно при любом учете, в том числе и при 40-часовой рабочей неделе.

Новые правила назначения перерывов

19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.

Правила назначения специальных перерывов при работе серьезно изменились.

До 31 декабря 2020 года все перерывы имели длительность 15 минут. При этом первый перерыв назначался через 4 часа, а последующие — каждые 2 часа.

По новым правилам перерывы имеют продолжительность 45 минут и назначаются не позже, чем через 4,5 часа. При этом если время специального перерыва совпадает со временем обеда, то специальный перерыв не назначается.

Например, если рассматривать 8 или 9 часовой рабочий день, в середине которого предусмотрен часовой обеденный перерыв, то в этом случае специальный перерыв совпадает с обедом. И дополнительные перерывы при работе не требуются.

Читайте также:  Как получить справку резидента РФ за 2022

То есть водитель управляет автомобилем 4 часа, затем обедает 1 час и затем управляет автомобилем еще 4 часа.

Старые правила не позволяли применять подобную схему, т.к. в середине второй половины рабочего дня должен был быть сделать 15-минутный перерыв.

Кроме того, допускается деление перерыва на несколько частей, причем первая из них должна быть не меньше 15 минут, а последняя — не меньше 30 минут.

Например, водитель может работать по такому плану:

Продолжительность Действия водителя
1:30 Управление автомобилем
0:15 Перерыв
1:00 Управление автомобилем
0:05 Перерыв
2:00 Управление автомобилем
0:35 Перерыв

В 2020 году на смену Приказу Минтранса № 15 пришел новый Приказ Министерства транспорта № 424 от 16.10.2020 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Приказ вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.


Законодательный акт внес изменения в режим труда и отдыха водителей.

Давайте посмотрим, какие нормы действовали и продолжают действовать в 2022 году.

ВРЕМЯ РАБОТЫ И ВРЕМЯ ОТДЫХА В 2022 ГОДУ
В актуальном Приказе Минтранса № 424 для водителей определяется два вида времени: время работы и время отдыха.

Время работы водителя включает в себя:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль);
  • погрузка, разгрузка, стоянки, простои.

До 2021 года в рабочем времени также учитывалось время охраны груза и присутствие в автомобиле во время управления вторым водителем. В настоящее время эти действия в рабочее время водителя не входят.

Время отдыха и перерывов водителей включает в себя:

  • перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • еженедельный отдых;
  • время перерыва между частями рабочей смены.

Обратите внимание, что специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем включен во время работы. Такой перерыв строго регламентируется в Приказе № 424: если водитель управляет автомобилем суммарно 4,5 часа, он обязан сделать специальный перерыв не менее 45 минут.

В свою очередь, время отдыха — это свободное время водителя, которое он может потратить по своему усмотрению. Во время отдыха водитель полностью освобожден от выполнения рабочих обязанностей.
С точки зрения законодательства, есть возможность вместо специального перерыва сделать перерыв для отдыха и питания (проще говоря, перерыв на обед). Но для того, чтобы не нарушать установленный режим труда и отдыха, его длительность должна составлять не менее 46 минут.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ

Для того, чтобы избежать аварийных ситуаций на дорогах из-за чрезмерной усталости водителей, Министерство транспорта утвердило требования к чередованию времени работы и отдыха.

НОРМЫ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ
Расчет времени работы зависит от принятой системы учета.

При нормированном учете водители стандартно работают 5 дней в неделю по 8 часов. Такой учет очень прост для ведения, но он не является гибким и его бывает сложно подстроить под условия работы.
При суммированном учете есть возможность принять во внимание все нюансы работы водителей и оптимизировать график работы, не превышая законодательных норм. При суммированном учете продолжительность ежедневной смены водителя должна составлять не более 10 часов.

Пункт 6 приказа № 424 устанавливает, каким типам перевозок можно законно увеличить смену до 12 часов:

  • водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
  • водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
  • водителям аварийных служб;
  • водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
  • водителям на инкассаторских автомобилях;
  • перевозки на легковых такси;
  • водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
  • водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.

Режима труда и отдыха водителей

При организации перевозки груза (особенно если груз надо было доставить «еще вчера») всегда есть соблазн гнать машину без остановки, покрывая за день максимально возможное расстояние и забывая при этом, что беспилотники пока еще не стали нормой дорожной жизни и за рулем по-прежнему сидит обычный человек с обычной склонностью уставать и засыпать от усталости. И что такой водитель, борющийся с сонливостью и теряющий концентрацию, неизменно превращается в угрозу для всех участников дорожного движения. Да, некоторое время может везти и угроза может оставаться только угрозой, но рано или поздно она все равно обернется реальным серьезным дорожно-транспортным происшествием, где в лучшем случае пострадают только автомобили, а в худшем…

Благо, в сфере грузоперевозок есть специальные законодательные акты. (нормы режима труда и отдыха водителей), призванные избавить транспортные компании от такой «рачительности» и «забывчивости». И хотя они порой содержат в себе противоречия и недосказанности, а проверить абсолютно каждого находящегося в рейсе водителя не представляется возможным, контроль за соблюдением рабочего времени за рулем становится все строже.

В Европе только водитель, находящийся в пути в то время, как давно уже должен отдыхать, может получить штраф, составляющий четверть его заработка (его наниматели, естественно, в разы больше). А систематические «фокусы» с тахографом обойдутся ему даже в тюремное заключение. По крайней мере, в 2013-м году водителя из Шотландии постигла именно такая участь — 6 месяцев тюрьмы и, как следствие, крест на работе перевозчиком.

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца.

Читайте также:  Что делать, если отец не платит алименты

Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный во всех случаях составляет 1 месяц.

Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.

Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.

Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов:

  • В том случае, когда водителю нужно дать возможность доехать до места отдыха или завершить перевозку.
  • Для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах.
  • Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Примечание. Перечень исключений был обновлен 1 января 2021 года.

Время, отведённое на отдых, складывается из таких частей, как:

  1. Перерыв для приёма пищи – обычно выделяется в процессе смены в удобное время и может длиться до 2 часов. В случае, когда время работы за день более 8 часов, таких перерывов может быть и два – главное, чтобы их общая длительность была от 30 минут до 2 часов.
  2. Междусменный отдых – минимальное время такого отдыха должно превышать время рабочей смены в 2 раза.
  3. Выходные дни – должны занимать не менее 42 часов непосредственно перед междусменным отдыхом или после него.

Когда водитель отработал смену с определенным количеством часов, то отдыхать ему положено вдвое больше. Если смена длилась десять часов, то приступить к работе он должен не ранее, чем через двадцать часов. Часы ежедневного отдыха могут быть разделены на части: первая – от трех часов и последняя – от девяти часов. Меньше эти промежутки времени делать нельзя. Время обеда также включается в период ежедневного отдыха.

При суммировании часов в смене ежедневный отдых может длиться от одиннадцати часов. Водитель имеет право укоротить его до девяти часов трижды в неделю. Если водители работают в экипаже, то ежедневно они должны отдыхать минимум девять часов. Причем по очереди брать отдых они не имеют права. Не допускается сон одного водителя, пока сменщик ведет автомобиль.

Если водитель находится на ежедневном отдыхе, а в это время он должен въехать или выехать с железнодорожного состава или заехать на паром, то на период до одного часа он может прервать свой отдых. В таком случае водителю положен отдых в течение не менее одиннадцати часов.

Водителю, как и каждому сотруднику предприятия, положены выходные. За неделю непрерывный отдых должен быть не менее сорока пяти часов. Это два дня в неделю. Сократить период отдыха можно до двадцати четырех часов с одним условием: использовать запас сокращенного отдыха нужно в течение следующих трех недель.

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца.

Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный во всех случаях составляет 1 месяц.

Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.

Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.

В зависимости от характера работы и дальности рейсов, учёт времени работы делится на два вида:

  1. Ежедневный учёт. Этот тип учёта довольно прост. Максимальная длительность времени работы должна укладываться в рамки приведённой в Трудовом Кодексе нормы – 40 часов в неделю. Так, при пяти днях работы в неделю это 8 часов в день, при шести – соответственно не более 7 часов в день.
  2. Суммированный учёт. Используется в ситуациях, когда из-за специфики обязанностей невозможно уложиться по часам в недельную норму. Суть этого вида учёта заключается в том, что на протяжении дня или недели часы допустимо отработать больше нормы – главное, чтобы норма часов не была превышена за месяц (или другой отчётный период).

При введении данного учёта времени обязательно независимое мнение организации профсоюза.

Нормативные акты устанавливают необходимость отдыха для водителей. В частности, это следующие временные отрезки:

  • Перерыв на обед. Предоставляется на протяжении рабочего дня. Продолжительность его составляет 30 минут – 2 часа. Если продолжительность смены составляет больше 8 часов, можно утвердить два перерыва на прием еды. Однако общая их продолжительность должна составлять не больше 2 часов.
  • Перерыв между сменами. Длительность его определяется длительностью рабочего дня. Перерыв между сменами составляет не меньше 200% от смены. К примеру, смена равна 8 часам. Перерыв в данном случае должен составлять не меньше 16 часов.
  • Выходные. Составляют не меньше 42 часов. Если используется суммированный учет времени, количество выходных должно быть не меньше числа полных недель в месяце. К примеру, количество недель составляет 4. В этом случае и минимальное число выходных составляет 4 дня.
Читайте также:  Какие льготы и пособия положены только многодетным семьям

Специфические условия труда предполагают дополнительное время для отдыха. К примеру, оно предоставляется при международных рейсах. В этом случае у водителя должен быть перерыв на 15 минут после каждых 4-х часов беспрерывного вождения. И это положение является новшеством 2018-го года. Ранее предоставление таких перерывов было ответственностью работодателя. Сейчас их должны самостоятельно организовывать водители. Формулировка была изменена в Приказе №170.

Смоделируем ситуацию. У водителей транспортного предприятия ежедневная продолжительность работы составляет 8 часов. Правилами внутреннего трудового распорядка определено, что рабочий день у водителей начинается с 8.00 и заканчивается в 17.00 с перерывом на обед с 12.00 до 13.00. На предприятии есть водители, которые привозят из дома на работу и увозят обратно с работы домой руководителя. Водитель должен завести автомобиль, прогреть его и отправиться за руководителем, чтобы привезти его к началу рабочего дня. Как учитывать данное время водителя и в каком порядке производить оплату?

Следует знать, что водители транспортных средств могут работать в режимах обычного и гибкого графиков, ненормированного рабочего дня, сменной работы, в иных режимах рабочего времени, предусмотренных Трудовым кодексом.

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяются по соглашению сторон. Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и др.) (ст. 102 ТК РФ). То есть фактически при использовании режима гибкого рабочего времени применяется суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ), а на работодателя возлагается обязанность по контролю за отработкой работником суммарного количества рабочих часов. Гибкий график подразумевает, что работник работает в пределах общей нормальной продолжительности, но в разных временных интервалах. Увеличение же количества рабочих часов и признание их сверхурочными возможны при обычном, а не при гибком графике.

В описанной ситуации водителю, который заезжает за руководителем, может быть установлен гибкий график, который начинается на час раньше и заканчивается на час позже обычного рабочего дня. Это приводит к переработке нормального количества часов рабочей смены. Если исходить из того, что в месяц в среднем 20 рабочих дней, то в случае увеличения рабочего времени на 2 часа в день работник будет нарабатывать 40 часов (20 x 2), что выливается в дополнительную рабочую неделю. При этом предполагается, что водитель не только привозит из дома на работу и отвозит с работы домой руководителя, но и в течение рабочего дня ездит вместе с директором. Выход из этой ситуации может быть такой: привлечение двух водителей, которые будут чередоваться, а в свободное от перевозки руководства время либо отдыхать, либо выполнять иные трудовые обязанности.

Здесь же проясним еще один вопрос: может ли водитель руководителя работать ежедневно не 8, а 10 часов? Нормы п. 12 Положения дают утвердительный ответ на этот вопрос. Водителям руководителей организаций продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов. То есть за смену продолжительностью 10 часов не менее 1 часа водитель должен отдыхать от управления авто, что вполне возможно — руководителю и самому не захочется проводить в дороге столько времени.

Можно констатировать, что режим труда и отдыха работников транспортных предприятий, особенно основного подразделения (водителей), играет важную роль не только в регулировании трудовых отношений, но и в деятельности самих предприятий, обязанных обеспечивать безопасность дорожного движения и граждан (пассажиров). Поэтому нужно уделять должное внимание соблюдению норм Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, а также других аналогичных отраслевых документов (в частности, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса ). Последний документ до сих пор действует в первоначальной редакции и применяется вместе с общими нормами трудового законодательства.

В зависимости от характера работы и дальности рейсов, учёт времени работы делится на два вида:

  1. Ежедневный учёт. Этот тип учёта довольно прост. Максимальная длительность времени работы должна укладываться в рамки приведённой в Трудовом Кодексе нормы – 40 часов в неделю. Так, при пяти днях работы в неделю это 8 часов в день, при шести – соответственно не более 7 часов в день.
  2. Суммированный учёт. Используется в ситуациях, когда из-за специфики обязанностей невозможно уложиться по часам в недельную норму. Суть этого вида учёта заключается в том, что на протяжении дня или недели часы допустимо отработать больше нормы – главное, чтобы норма часов не была превышена за месяц (или другой отчётный период).

При введении данного учёта времени обязательно независимое мнение организации профсоюза.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *