Налог на роскошь для автомобилей – изменения 2022
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на роскошь для автомобилей – изменения 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Ставки налога для физических лиц
Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.
Регион / Ставка руб. за 1 л.с. | 0-100 | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 251+ |
Республика Адыгея | 10 | 20 | 40 | 70 | 130 |
Алтайский край | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
Республика Алтай | 10 | 14 | 20 | 45 | 120 |
Амурская область | 15 | 21 | 30 | 75 | 150 |
Архангельская область | 14 | 24 | 50 | 75 | 150 |
Астраханская область | 14 | 27 | 48 | 71 | 102 |
Республика Башкирия | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Белгородская область | 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Брянская область | 10 | 18 | 40 | 75 | 130 |
Республика Бурятия | 9.5 | 17.9 | 25.5 | 38.3 | 76.5 |
Владимирская область | 20 | 30 | 40 | 75 | 150 |
Волгоградская область | 9 | 20 | 40 | 75 | 150 |
Вологодская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Воронежская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Дагестан | 8 | 10 | 35 | 50 | 105 |
Еврейская АО | 8 | 16 | 40 | 60 | 95 |
Забайкальский край | 7 | 10 | 20 | 33 | 65 |
Ивановская область | 10 | 20 | 35 | 60 | 120 |
Республика Ингушетия | 5 | 7 | 10 | 30 | 40 |
Иркутская область | 10.5 | 14.5 | 35 | 52.5 | 105 |
Республика Кабардино-Балкария | 7 | 15 | 35 | 65 | 130 |
Калининградская область | 2.5 | 15 | 35 | 66 | 147 |
Республика Калмыкия | 11 | 22 | 47 | 75 | 150 |
Калужская область | 10 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Камчатский край | 9 | 24 | 40 | 68 | 130 |
Республика Карачаево-Черкесия | 7 | 14 | 25 | 35 | 95 |
Республика Карелия | 6 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Кемеровская область | 8 | 14 | 45 | 68 | 135 |
Кировская область | 20 | 30 | 44 | 60 | 120 |
Республика Коми | 15 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Костромская область | 14 | 26.8 | 38 | 60 | 120 |
Краснодарский край | 12 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Красноярский край | 5 | 14.5 | 29 | 51 | 102 |
Республика Крым | 5 | 7 | 15 | 20 | 50 |
Курганская область | 10 | 27 | 50 | 75 | 150 |
Курская область | 15 | 22 | 40 | 70 | 150 |
Ленинградская область | 18 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Липецкая область | 15 | 28 | 50 | 75 | 150 |
Магаданская область | 6 | 8 | 12 | 18 | 36 |
Республика Марий Эл | 25 | 35 | 50 | 90 | |
Город Москва | 12 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Мордовия | 17.3 | 25.9 | 37.9 | 75 | 150 |
Московская область | 10 | 34 | 49 | 75 | 150 |
Мурманская область | 10 | 15 | 25 | 40 | 80 |
Ненецкий АО | 25 | 50 | |||
Нижегородская область | 22.5 | 31.5 | 45 | 75 | 150 |
Новосибирская область | 6 | 10 | 30 | 60 | 150 |
Омская область | 7 | 15 | 30 | 45 | 90 |
Оренбургская область | 15 | 50 | 75 | 150 | |
Орловская область | 15 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Пензенская область | 15 / 21 | 30 | 45 | 75 | 150 |
Пермский край | 25 | 30 | 50 | 58 | |
Приморский край | 18 | 26 | 43 | 75 | 150 |
Псковская область | 13 / 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Ростовская область | 12 | 15 | 45 | 75 | 150 |
Рязанская область | 10 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Самарская область | 16 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Санкт-Петербург, город | 24 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Саратовская область | 14 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Сахалинская область | 10 | 21 | 35 | 75 | 150 |
Свердловская область | 2.5 | 9.4 | 32.7 | 49.6 | 99.2 |
Республика Северная Осетия | 7 | 15 | 20 | 45 | 90 |
Город Севастополь | 5 | 7 | 25 | 75 | 100 |
Смоленская область | 10 | 20 | 40 | 60 | 100 |
Ставропольский край | 7 | 15 | 36 | 75 | 120 |
Тамбовская область | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Республика Татарстан | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Тверская область | 10 | 21 | 30 | 45 | 90 |
Томская область | 5 | 8 | 20 | 30 | 75 |
Тульская область | 10 | 25.4 | 50 | 75 | 150 |
Республика Тыва | 7 | 11 | 20 | 30 | 70 |
Тюменская область | 10 | 30 | 34 | 40 | 66 |
Республика Удмуртия | 8 | 20 | 50 | 75 | 100 |
Ульяновская область | 12 | 30 | 45 | 65 | 115 |
Хабаровский край | 12 | 16 | 30 | 60 | 150 |
Ханты-Мансийский АО | 5 | 7 | 40 | 60 | 120 |
Республика Хакасия | 6 | 15 | 25 | 40 | 75 |
Челяб��нская область | 7.7 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Республика Чечня | 7 | 11 | 24 | 48 | 91 |
Республика Чувашия | 13 | 23 | 50 | 75 | 150 |
Чукотский АО | 5 | 7 | 10 | 15 | 30 |
Республика Якутия | 8 | 13 | 17 | 30 | 60 |
Ямало-Ненецкий АО | 15 | 24.5 | 25 | 37.5 | 75 |
Ярославская область | 15.8 | 28.1 | 45 | 68 | 145 |
Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:
1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;
4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.
Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога
Плательщиками-организациями налоговая декларация (расчет) по транспортному налогу представляется не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата авансовых платежей производится не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, за который исчисляется авансовый платеж.
Доплата транспортного налога по итогам налогового периода производится не позднее 22 февраля года, следующего за текущим налоговым периодом.
В случае если суммы уплаченных авансовых платежей превышают сумму исчисленного транспортного налога за налоговый период, излишне уплаченные суммы транспортного налога подлежат зачету либо возврату плательщику в порядке, установленном ст. 66 НК.
Важно!
В счет уплаты авансовых платежей на основании заявления плательщика в порядке, установленном ст. 66 НК, может быть произведен зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней при наличии у него объекта налогообложения по транспортному налогу.
Плательщиком – физическим лицом транспортный налог уплачивается на основании извещения налогового органа установленной формы, ежегодно вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога плательщиками – физическими лицами производится:
-
ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом;
-
в течение 30 календарных дней со дня вручения извещения плательщику – физическому лицу за предшествующие налоговые периоды (см. раздел «Порядок исчисления налога»).
Суммы транспортного налога включаются: · плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав; · индивидуальными предпринимателями – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 307-10 НК). |
Отмена повышенного транспортного налога для автомобилей от 3 до 10 миллионов рублей
Итак, изменения внесены в статью 362 части второй Налогового кодекса РФ:
Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
…
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Основные особенности обновленной статьи:
1. Автомобили стоимостью от 3 до 10 миллионов рублей больше не будут облагаться повышенным транспортным налогом с коэффициентом 1,1 или 2.
2. Для автомобилей стоимостью более 10 миллионов рублей абсолютно ничего не изменилось. Для них действует повышающий коэффициент 3, то есть стандартный транспортный налог умножается на 3. Прежними остались и требования по возрасту транспортных средств.
Таким образом, законодатели не стали смещать вверх границы для всех категорий ТС, а просто исключили 2 «нижние» группы. И это означает следующее. Автомобили, которые ранее попадали в группы до 10 000 000 рублей не будут облагаться повышенны транспортным налогом.
Однако, если ранее какая-то модель стоила менее 10 миллионов, а в будущем та же самая модель подорожает до 10 миллионов или более, то транспортное средство сразу же попадет в группу с коэффициентом 3.
Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц
Для многих граждан Беларуси транспортный налог на автомобиль вошел в число самых крупных и неприятных обязательных расходов. В настоящее время они таковы:
Вид транспорта | Размер пошлины (BYN) |
автомобиль весом не более 1,5 т. | 61 |
автомобиль весом от 1,5 т. до 1,75 т. | 81 |
автомобиль весом от 1,75 т. до 2 т. | 102 |
автомобиль весом от 2 т. до 2,25 т. | 122 |
автомобиль весом от 2,25 т. до 2,5 т. | 142 |
автомобиль весом от 2,5 т. до 3 т. | 162 |
автомобиль весом более 3 т. | 223 |
мотоцикл | 40 |
Госпошлина индивидуальным предпринимателям начисляется по тарифам для физических лиц.
Если возникают сомнения касательно ставки госпошлины, можно воспользоваться сайтом ГУ «Белтехосмотр».
Если не прошел техосмотр в 2020-м, сколько платить в 2021-м?
В следующем году физические лица, у которых на 1 июля 2021 года будут зарегистрированы транспортные средства и которые не уплатили госпошлину за допуск транспортных средств к участию в движении до 1 января 2021 года, не позднее 15 декабря 2021 года должны будут внести аванс в размере одной базовой величины (исходя из ее размера на 1 января 2021 года) на каждое транспортное средство. За прицеп, прицеп-дачу и мотоцикл — 20 рублей. В 2022 году в зависимости от фактического периода владения автотранспортом в 2021 году нужно будет доплатить. Окончательная уплата налога за 2021 год должна быть произведена владельцем транспортного средства не позднее 15 ноября 2022 года.
Пример. Автомобиль ВАЗ—2106 выпущен и поставлен на учет в 1992 году. Его разрешенная масса — не более 1,5 тонны. Владелец автомобиля — пенсионер, ветеран ВОВ или инвалид I или II группы, у которого есть действительное водительское удостоверение. Если он не оплатил госпошлину до 01.01.2021 года, начисление и уплата транспортного налога будет производиться в следующем порядке.
Транспортный налог по такому автомобилю составит 30 рублей 50 копеек (согласно установленным ставкам и предусмотренной Налоговым кодексом льготы в размере 50 процентов за 2021 год). При этом до 15 декабря 2021 года владелец автомобиля должен будет оплатить аванс в размере базовой величины. Доплата в размере 1 рубль 50 копеек должна быть произведена не позднее 15 ноября 2022 года на основании извещения налоговой инспекции, направленного владельцу авто до 1 сентября 2022 года.
Никаких фиксированных сумм? Платить 10% от дохода и те постфактум?
34-летний мастер по маникюру Юлия Семенцова удивилась, узнав о новом налоге. Слухи вокруг изменений только подогревали волнение, но все оказалось не так страшно.
– Я уже привыкла не ждать чего-то хорошего от новостей. Много слухов ходило: люди предполагали, что самозанятых обяжут делать огромные взносы в пенсионный фонд или установить кассовое оборудование. В общем, что все изменится к худшему. Но, если я правильно понимаю, налог на профессиональный доход, наоборот, будет работать многим на пользу.
К примеру, я живу в Витебске. И сейчас каждый месяц плачу 208 рублей единого налога как самозанятая, которая оказывает парикмахерские и косметические услуги. А с 2023 года смогу платить 10% от дохода. То есть никакой фиксированной суммы – размер налога будет зависеть от того, сколько денег я заработаю, – делится своими размышлениями Юлия. Самозанятую волнует еще один момент: как будет определяться налоговая база для отчислений.
– Как будут высчитывать размер моего дохода? Прописан ли в законе минимальный доход или минимальная ставка налога, которую все равно нужно будет обязательно платить?
Как уведомить налоговые органы о переходе с единого налога на НПД?
Во время общения с предпринимателями заметили общую тенденцию – самозанятые, чьи доходы слишком малы для регистрации ИП, оценивают новый налог позитивно. А предприниматели, которые никого не нанимают, уже подумывают о переходе на НПД.
Например, 32-летний фотограф Татьяна Меленкова сейчас уплачивает единый налог – 245 рублей. Больше всего расстраивает, что такую сумму необходимо перечислять не по итогам месяца, а наперед.
– Для меня это неподъемно – я только начинающий фотограф, зарабатываю немного. На уплату одного налога нужно провести условно 4 съемки, и только с пятой и последующих уже может быть прибыль. Чего добиться трудно, потому что стабильной записи наперед как таковой нет.
Как рассчитывается размер транспортного налога
Собственник ТС самостоятельно не должен рассчитывать размер транспортного налога, это обязанность налоговой службы. Именно ФНС на основе данных, полученных от ГИБДД, рассчитывает размер налога и направляет уведомление о сумме транспортного налога и сроках его оплаты на адрес собственника транспортного средства.
Налоговое уведомление должно быть направлено не позднее, чем за 30 дней до срока уплаты налога, то есть до 1 ноября. Однако, чаще всего, налоговые извещения направляются на адреса плательщиков в августе-сентябре.
Сумма налога уплачивается в полных рублях. Если при расчете транспортного налога сумма получилась с копейками, то 50 копеек и более округляется до 1 рубля, а менее 50 копеек вообще не учитывается.
Стоит отметить, что в уведомлении на уплату транспортного налога расчет может быть произведен за период, не превышающий трех лет.
Плательщик имеет право проверить правильность расчета самостоятельно. Если специалисты ФНС допустили ошибку в расчете – например, не учли льготу или рассчитали налог по другой ставке, то плательщику нужно обратиться в ФНС с заявлением о перерасчете и документами, подтверждающими ошибку.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
УСН с 1 января 2023 года
Все индивидуальные предприниматели не смогут применять УСН вне зависимости от вида деятельности.
Кроме того, некоторые организации также не вправе применять УСН:
- организации, имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах;
- организации, осуществляющие обмен цифровых знаков (токенов) на иные цифровые знаки (токены), отчуждение цифровых знаков (токенов) за электронные деньги, а также получающие имущество (кроме денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте), если такое получение обусловлено осуществлением операций с цифровыми знаками (токенами) либо их наличием у организации;
- доверительные управляющие при доверительном управлении имуществом, вверители при доверительном управлении имуществом;
- для субъектов, получающих от других лиц наличные и (или) безналичные денежные средства, не составляющие их валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми ими в валовую выручку, будет установлено право выбора — прекратить применение УСН либо уплачивать налог при УСН исходя из всех сумм поступлений на счет и в кассу, а не только из вознаграждения и дополнительной выгоды. Это важно для организаций, получающих денежные средства:
- на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, договоров транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным ими во исполнение таких договоров;
Примечание
Это изменение коснется в первую очередь туристических агентств, т. к. они работают по договору комиссии и деньги, полученные за туры не являются их выручкой, а перечисляются туроператору.
- как возмещение (оплату) расходов независимо от даты их осуществления и того, в чьих интересах они осуществлены, расходов, указанных в части второй подп. 5.3 п. 5 ст. 328 НК-2023;
Примечание
В том числе возмещение арендодателю (лизингодателю, наймодателю).
- в связи с участием в расчетах между иными лицами путем получения указанными организациями денежных средств от одного лица и их передачи (перечисления) другому лицу.
Подоходный налог для нарушителей — 26%
Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 26% вместо 20% в отношении доходов:
- исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами;
- при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц налоговым агентом;
- при установлении контролирующим органом факта регистрации в СККС суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.
Размер (ставка) транспортного налога для юридических лиц в 2022 году
Категория транспортных средств |
Ставка налога, рублей |
Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 1,0 т. (включительно) | 162,0 |
от 1,0 т. до 2,0 т. | 209,0 |
от 2,0 т. до 3,0 т. | 255,0 |
свыше 3,0 т. | 325,0 |
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах): | |
до 0,75 т. | 116,0 |
свыше 0,75 т. | 278,0 |
прицеп-дача (караван) | 116,0 |
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой: | |
до 2,5 т. | 278,0 |
от 2,5 т. до 3,5 т. | 394,0 |
от 3,5 т. до 12,0 т. | 510,0 |
свыше 12,0 т. | 580,0 |
седельный тягач | 464,0 |
Автобусы с числом посадочных мест: | |
до 20 мест (включительно) | 278,0 |
от 21 до 40 мест | 394,0 |
свыше 40 мест | 510,0 |
Мотоцикл (всех видов): | 70 |