Московская служба «Социальное такси»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Московская служба «Социальное такси»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самый частый отзыв на работу социального такси от его пользователей — «это дискриминация» или «издевательство». Многие из них просто махнули на службу рукой. Им проще вызвать обычное такси, написав в комментарии к заказу просьбу освободить багажник, и попросить кого-то быть сопровождающим.
В октябре Илья очередной раз попытался вызвать соцтакси — нужно было попасть на рабочее совещание. Встреча была важной, так что молодому человеку необходимо было присутствовать на ней лично.
«Такси опоздало на два часа. Никаких предупреждений, никаких извинений, — говорит Илья. — Все это время я провел в холодном, всеми ветрами продуваемом подъезде. При моем диагнозе это очень плохо. Я быстро простываю, а в холодное время года не выдерживаю на улице более получаса. Тут пришлось терпеть: машина могла подъехать в любой момент. В регламенте прописано 20 минут ожидания, но никто не может гарантировать, успею ли я спуститься за это время, так что возвращаться домой было рискованно».
Больницы, офисы, кладбища, а летом — на дачу
Соцтакси — не дополнительная льгота, не бонус и не «приятный подарок» для инвалидов от городских властей. Это жизненная необходимость. Заменить его нечем, ведь другого способа перемещаться по городу у инвалидов просто нет. Они не только лишены возможности выбирать, пользоваться ли этой услугой. При заказе соцтакси у них нет права самостоятельно решить, куда на нем поехать.
«Частники, пусть и втридорога, повезут тебя, куда сам попросишь, — говорит Илья Рутковский. — А социальное такси — нет. На нем можно съездить в больницу, на учебу или на работу. И это практически все».
В регламенте предоставления социального такси есть исчерпывающий перечень пунктов назначения поездок. И выйти за его рамки не получится. В приоритете — медицинские и санаторные, образовательные учреждения, а также аэропорты, вокзалы и госорганы. С июня по август можно съездить на дачу, если она находится в пределах Москвы или в Подмосковье. Есть шанс оформить поездку в дом отдыха, а еще — на кладбище.
«В конце этого списка они пишут, что можно заказать такси, чтобы попасть на некие “культурно-развлекательные и досуговые мероприятия города”, — продолжает Илья. — Но на практике даже в театр тебя вряд ли повезут».
Поехать на соцтакси за покупками, на концерт или на встречу с друзьями в кафе тоже не получится. Видимо, власти считают это излишеством. Выходит, что до сих пор настоящая свобода передвижения остается для людей с инвалидностью непозволительной роскошью.
Этот вопрос достаточно объёмный, но при этом постараемся максимально информативно на него ответить. Итак, социальное такси для пенсионеров, многодетных семей, инвалидов или для кого ещё? Список, закрепленный на законодательном уровне, состоит из внушительного перечня различных категорий граждан. Итак, кто имеет право на социальное такси?
- Инвалиды, в это число включены также дети-инвалиды, которые относятся к группе граждан с ограниченными возможностями, в том числе к передвижению. Кроме того, такая группа лиц, обеспечивается по медицинским показаниям, техническими средствами для реабилитации, к примеру, трости, коляски, костыли, опоры и т.д.
- Инвалиды по зрению, обладающие первой группой по инвалидности, в том числе несовершеннолетние.
- Участники, а также инвалиды войны (ВОВ).
- Лица, имеющие возраст свыше 80 лет, в том числе относящиеся к категории граждан с первой или третьей группой по инвалидности.
- Граждане в возрасте от 80 лет, имеющие вторую степень ограничения либо вторую группу инвалидности.
- Инвалиды первой группы, а также лица с третьей степенью ограничения к работе (трудовой деятельности).
- Дети-инвалиды до 7 лет.
Кстати, в список можно отнести и категории лежачих больных. Но, больше информации по перевозкам таких граждан, лучше уточнять по телефону, возможно, потребуются специальные условия для этого, к примеру, специфической модификации автомобили.
Как производится оплата?
Оплата услуг такси производится с помощью специальных талонов. Эти талоны выдаются самим инвалидам, их законным представителям либо закрепленным за ними социальным работникам. На сегодняшний день существует два вида талонов: на 45 минут и на полчаса.
Реализацией талонов занимаются сотрудники отделений Всероссийского общества инвалидов. Срок действия талонов ограничивается одним квартальным периодом.
Прежде чем сесть в машину, инвалид обязан предъявить сотруднику такси социальную карту москвича или талон установленного образца.
Такси для инвалидов предназначено для перевозки маломобильных граждан к социально-важным объектам. Скидки на поездки колеблются от 50 до 90% и зависят от пункта назначения: чем значимее учреждение, тем ниже стоимость проезда. В разных городах список этих учреждений и цены на поездки несколько отличается, устанавливаясь администрацией.
Например, в Ленинградской области имеют право на бесплатный проезд:
- Инвалиды 1 группы;
- Инвалиды младше семи лет;
- Инвалиды по зрению младше 18 лет;
- Участники и инвалиды ВОВ.
Материалы по теме
Закон о социальной помощи инвалидов в РФ
Оформление инвалида в интернат
Пред. След. 1 из 6Как правило, по минимальному тарифу оплачиваются поездки в следующие пункты:
- Государственные учреждения (больницы, полиция, пенсионные и страховые службы);
- Аптеки, участвующие в государственной или местной программе;
- Оздоровительные учреждения;
- Юридические консультации;
- Вокзалы и аэропорты.
Помимо основного списка существует дополнительный перечень организаций, куда можно приехать, но уже по более высокому тарифу. Например:
- Ритуальные агентства;
- Санатории;
- Культурно-зрелищные учреждения.
Услуга социального такси предусмотрена не только для инвалидов-колясочников. Перечень льготников куда шире. Преференцией могут воспользоваться:
- дети с инвалидностью в возрасте до 7 лет;
- инвалиды 1-й группы;
- инвалиды, участвовавшие во время ВОВ и получившие там увечья, из-за которых и произошло назначение инвалидности (а также узники фашистских лагерей);
- инвалиды в возрасте до 18 лет, которые не могут передвигаться без посторонней помощи и используют для перемещения коляски, трости, костыли;
- несовершеннолетние дети, инвалидность которым была присвоена из-за зрения;
- люди с инвалидностью 2-й группы в возрасте 80 лет и старше.
Причем воспользоваться услугами такого такси могут не только сами инвалиды, но и их сопровождающие. Для детей это обычно родители или опекуны.
Некоторые инвалиды не пользуется преференцией на социальное такси из-за того, что не знают, как заказать транспорт. Единого телефона по стране нет – нужно уточнять его в местных органах власти, соцзащите. В некоторых регионах дополнительно созданы сайты, где можно заказать социальное такси онлайн. Например, такой разработан для москвичей. Для заказа достаточно позвонить по телефону и договориться о времени. Но есть некоторые особенности:
- прием заказов осуществляется в определенное время (обычно – с 8 до 20 часов, без выходных, для коллективных перевозок могут устанавливаться свои временные промежутки для заказов);
- существует свое время работы такси – уточняйте его заранее;
- заказ нужно оформить заблаговременно – хотя бы за 1 день до выезда;
- устанавливается минимальная длительность поездки – 30 минут.
В зависимости от степени инвалидности устанавливаются квоты по количеству вызовов. По ним и работает социальное такси.
Юлия Юрьевна, как пандемия повлияла на пассажиропоток?
Юлия Темникова: Обратимся к цифрам. Если в апреле 2021 года наземный транспорт перевозил в день почти 4 млн пассажиров, то в том же месяце 2020-го — только 581 тысячу. Самоизоляция закончилась, и сейчас пассажиропоток восстановился примерно на 70 процентов. Мы стараемся вернуть людей в общественный транспорт за счет современных подходов к безопасности и новых сервисов.
Безопасность — это прежде всего дезинфекция?
Юлия Темникова: Да, но не только. Мы действительно проводим тотальную обработку всех поверхностей, которых касаются пассажиры. Поручней, сидений, валидаторов. Санитарная обработка проводилась и до пандемии, но сейчас ее стали проводить гораздо чаще. Задействуем распылители с обеззараживающим составом. Расширяем и возможности бесконтактной оплаты проезда. Во всем наземном транспорте принимают банковские карты, Apple и Google Pay. Пока самый распространенный способ оплаты — по билетам на «Тройке», примерно 56 процентов транзакций. По тарифу «Кошелек» — 34 процента, а доля оплат банковскими картами достигла 10 процентов.
Второе направление — безопасность на дорогах. Мы первыми в России внедрили систему «Антисон» на наземном транспорте. Это комплекс камер и датчиков, которые анализируют состояние водителя. Например, по частоте моргания электроника определяет, насколько сконцентрирован сотрудник. Понятно, что у нас есть регулярные медосмотры, но везде ведь есть человеческий фактор! Система «Антисон» снизила аварийность уже на 23%.
За безопасностью в салоне следят камеры. Мы получили уже более 3 тысяч запросов от полиции с просьбой предоставить записи с камер. Они позволяют не только раскрывать преступления, но и решать более тривиальные вопросы, например, искать потерянные вещи.
А какие новые сервисы способны привлечь пассажиров?
Юлия Темникова: Мы делаем комфортнее не только сам транспорт, но и инфраструктуру. До конца года переоборудуем более тысячи остановочных павильонов. Это будут навесы с Wi-Fi, USB-портами, информационными табло.
Удалось внедрить в наземном транспорте сопровождение маломобильных пассажиров. Этим занимаются ребята из Центра обеспечения мобильности метро. Они и встретят человека, и проводят в нужное место. Замечаем, что пассажиры с особенностями здоровья стали чаще ездить в театры, музеи. Даже на поздние сеансы ездят на общественном транспорте. Ведь сопровождение работает до 1.00, заказать его легко через контакт- и наши транспортные приложения. За несколько месяцев получили более 600 заявок на сопровождение. Уже знаем в лицо постоянных пассажиров и ориентируемся на их требования.
А как насчет скорости? Автобусы стали быстрее?
Юлия Темникова: Да, помогли выделенки. Их общая протяженность в городе достигла 380 километров. Средняя скорость движения выросла в 1,5-2 раза. Показателен в этом плане один из маршрутов в Царицыно, где экономия времени в пути для пассажиров достигла 15 минут.
Вы постоянно расширяете сеть ночных маршрутов. Неужели рентабельно?
Юлия Темникова: Дело не в рентабельности. Просто у нас есть обратная связь с пассажирами. И ночные маршруты — одна из главных их просьб. Это мировая практика мегаполисов, ночные маршруты — отличная альтернатива такси. У нас сейчас 15 таких направлений. Каждую ночь на них ездят 3,5 тысячи пассажиров.
Современный транспорт — это еще и особые требования к экологичности. Правда ли, что абсолютно все автобусы в Москве заменят электробусами?
Юлия Темникова: Действительно, мы стараемся постоянно обновлять наш парк современными экологичными машинами. Средний возраст автобусов в Москве — 5 лет, парк обновлен на 100 процентов. Сейчас 79% из них с двигателями экологического класса Евро-5. В город постоянно приходят новые трамваи. С 2010 года парк уже обновили на 78%. А что касается электробусов, то мы на самом деле идем к тому, чтобы к 2030 году полностью укомплектовать ими наш парк безрельсового транспорта.
В городе открыто уже 15 ночных маршрутов. Каждую ночь ими пользуются три с половиной тысячи пассажиров
Вспомните, с чего все начиналось. Эти машины в городе появились в 2021 году. Закупили тогда 30 электробусов. Отзывы получили положительные и от водителей, и от пассажиров. Недавно проведенный опрос показал: более 70 процентов москвичей считают электробус самым лучшим видом городского транспорта. Большинство москвичей отмечают, что в их районах стало легче дышать. Спать весной с открытыми окнами раньше для многих было невозможно: рядом ведь магистраль. Электробусы тише, чем автобусы. Да и выбросов диоксида углерода меньше от замены одного автобуса на электробус на 60 тонн в год. Посчитаем: у нас 600 электробусов на 45 маршрутах. До конца года купим еще 400 машин. А до конца 2023-го их будет уже более 2200.
Московский электробус ведь не полностью электрический: отопление салона дизельное…
Юлия Темникова: Рассчитываем, что к 2022 году и отопление станет электрическим. Опытный образец такого электробуса есть, он испытывается на закрытом полигоне завода-изготовителя. Хотим, конечно, как можно скорее выпустить его на линию, но сделаем это, только когда будут стопроцентные гарантии безопасности и надежности. Не хотелось бы забегать вперед, но очень надеемся, что в следующем году увидим электрическую «гармошку» на самых востребованных маршрутах.
Как воспользоваться такси
Перед первой поездкой гражданин регистрируется во Всероссийском обществе инвалидов. МГО ВОИ располагается по адресу: ул. Бахрушина, 21-23, ст. 5. График работы учреждения:
- Прием с понедельника по пятницу.
- Организация открыта: 10:00-15:00.
- Обеденный перерыв: 12:00-12:45.
Понадобится документация:
- Гражданский паспорт (для несовершеннолетних – свидетельство о рождении).
- Карта москвича.
- Для ветеранов: ветеранское удостоверение.
- Для инвалидов: заключение МСЭ, программа реабилитации.
- Для многодетных: специальное удостоверение семьи, свидетельство о получении (на условиях безвозмездной эксплуатации) жилья в малоэтажном жилищном городском фонде.
Опекуны-сопровождающие предъявляют бумагу, подтверждающую оформление опекунства над льготником.
Одно из поощрений для нетрудоспособных граждан в Российской Федерации — это льготное такси для инвалидов. Этот вид транспорта позволяет этим гражданам свободно перемещаться по крупному городу.
Социальное такси не предусматривает оплаты, а финансируется за счет государства. Разумеется, воспользоваться этой услугой не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Такси предоставляется лишь в случае, когда нетрудоспособным гражданам требуется перевозка, а использование общественного транспорта невозможно или затруднительно.
Специально для этих целей в крупных городах, при поддержке государственных органов власти были созданы специальные социальные службы такси.
Они специализируются на перевозке нетрудоспособных граждан по разумным ценам, оплата за пользование таким видом транспорта выделяется из федерального или регионального бюджета.
Социальное такси может отвезти инвалида в следующие места (главное, чтобы они находились в Москве или Московской области):
- Аэропорты, железнодорожные и автовокзалы.
- Дачные участки. Вызвать такси для поездки на дачу можно не ранее 11:00 и не более восьми раз в течение месяца.
- Службы, оказывающие услуги ритуального характера.
- Образовательные учреждения (например, ВУЗы), места работы.
- Санаторно-курортные организации. У человека, который направляется в санаторий, должна быть путевка с отметкой органа соцзащиты.
- Социальные службы, органы государственной власти, страховые и пенсионные органы.
- Государственные реабилитационные и медицинские учреждения.
Как производится перевозка граждан?
В социальном такси для инвалидов числится около 250 автомобилей. Стоянкой для них является автобусный парк Мосгортранспорта. Для транспортировки инвалидов используются автомобили, оборудованные поворотными сидениями, крепежами для колясок и специальными подъемниками.
Узнать машины службы можно по логотипу (белый цветок на зеленом фоне) и надписи «Социальное такси». По бокам автомобиля размещаются полосы зеленого цвета с номером телефона диспетчерской службы и наименованием транспортного средства.
Перевозка инвалидов производится, что называется, от двери до двери. Сотрудник службы встречает клиента, помогает ему сесть в автомобиль, а по прибытии в пункт назначения – провожает до нужного места.
Сферу соцзащиты инвалидов регулирует ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. Этот закон обязал администрации городов создать социальное такси, чтобы обеспечить инвалидам равные права и свободы с остальными гражданами.
Условия и порядок предоставления услуги устанавливает Положение о социальном такси, которое разрабатывается отдельно для каждого региона.
Приемом и распределением заказов занимается единая диспетчерская служба. Вызвать социальное такси можно только при высокой социальной необходимости – цель поездки всегда проверяется. Поскольку свободных машин часто не хватает, в таких случаях приоритет отдается инвалидам первой группы.
Режим работы не круглосуточный, обычно это будние дни с 8.00 до 20.00, а в выходные и праздничные дни заказы не принимаются.
Однако такой режим соответствует графику работы медицинских учреждений. Заказывать машину нужно заблаговременно, за 3 дня до запланированной поездки.
Она может быть как индивидуальной, так и коллективной, причем осуществляется всегда по направлению «туда-обратно». Однако время часто ограничивается 2 часами.
При необходимости в прохождении длительной медицинской процедуры – например, 5-часового гемодиализа – необходимо подтвердить это документально, тогда водитель подождет.
Транспорт обязательно должен быть помечен надписью «Социальное такси» и логотипом с изображением человека в инвалидной коляске.
Социальное такси нельзя вызывать слишком часто, а потому существует лимит — 80 поездок в месяц для инвалидов-колясочников и тех, кто не может передвигаться без специальных приспособлений, 20 поездок в месяц — для всех прочих льготников.
Правилами предоставления социального такси предусмотрен порядок очерёдности вызовов — если перед обратившимся кто-то уже вызвал машину, и свободных автомобилей нет, придётся дожидаться очереди. Поэтому установлено правило, согласно которому в первую очередь обслуживаются инвалиды-колясочники, затем инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а уже потом остальные категории граждан.
Поскольку социальное такси можно вызвать и для ребёнка-инвалида, существует требование о сопровождении детей с ограниченными возможностями кем-то из взрослых.
Оплачивать социальное такси можно специальными талонами (рассчитаны на 30-45 минут), которые на каждый квартал выдаёт общество инвалидов, при этом нужно предъявить водителю также социальную карту. Существует несколько списков, по которым пассажирам предоставляются скидки на перевозку — например, инвалидам I группы гарантируют получение 90% скидки, также можно претендовать на 70% скидки, 80% и 50% по дополнительному списку.