Как перейти на домашнее обучение в школе в 2022 году и что для этого нужно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перейти на домашнее обучение в школе в 2022 году и что для этого нужно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения. Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.

Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение

Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.

Особенности обучения в онлайн-школе

Юридически онлайн-образование не является закрепленной законодательно формой обучения. Это, скорее, один из инструментов получения знаний детьми на семейном или надомном обучении.

Перевести ребенка на “дистант” можно, написав заявление на имя директора. Если в данной школе невозможно введение такого формата, то следует сначала отчислиться из нее. Затем перевести в учебное заведение (государственное или частное), где возможна реализация дистанционного обучения, и подписать соответствующий договор.

Многие частные школы имеют офлайн и онлайн-форматы, а также смешанные варианты — ученик занимается дома онлайн и периодически посещает школу.

В целом дистанционное обучение имеет те же преимущества и недостатки, что и надомное и семейное обучение. Качественная программа и методика — еще не гарантия успехов в учебе. И родителям, и ученику нужно приложить силу воли, быть дисциплинированными и организованными, чтобы добыть знания.

Только так это и делается. Чем младше ребёнок, тем больше в этом собственного желания родителя, чем старше — тем больше это его выбор.

Если говорить конкретно, то согласно ст.17 действующего Закона «Об образовании» есть несколько путей обучения: в школе очно (т.е. как большинство ребят), не в школе (семейное образование), в школе очно-заочно или заочно (как серьёзные дети-спортсмены, например). Для выбора формы образования не нужно ничьих разрешений и одобрений, только взвешенное и осознанное решение семьи.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Домашнее обучение. Законные основания

В современной России впервые образование было узаконено в 1992 году. Однако за прошедшие годы закон постоянно совершенствовался. Изменения вносились иногда дважды в год. Изменялась и сама система обучения. Более того, получив поколение школьников с “механическими знаниями” (ЕГЭ), государство обеспокоилось будущим общества и стало делать шаги по возврату лучшего из советской системы обучения, которой по праву гордились в СССР.

На момент написания данного материала в стране действует закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273, принятый 29 декабря 2012 года. Изменения, произошедшие в сфере образования в последние полгода, предполагают изменения и в федеральном законе в ближайшем будущем.

Однако та часть, которая касается обучения ребенка на дому, вряд ли изменится, поскольку уже внесенные изменения поменяли суть этой формы обучения.

Важно.
В текущей версии закона в главе V в статье 52 (пункт 4) дается расширение толкования обучения на дому. В настоящее время возможность обучаться на дому предоставляется не только детям инвалидам (как это было раньше), но в качестве аргумента принимается желание родителей.

Такая поправка прямо отвечает пожеланиям общества, о сомнениях которого в предыдущем абзаце.

Читайте также:  Отключение электроэнергии за неуплату: закон и порядок в 2020 году

В законе домашнее обучение получило обобщенное название семейное образование и указано, что обучать ребенка могут сами родители, можно приглашать преподавателей из школы или пользоваться услугами платных репетиторов.

Внимание.
В том же 4-м пункте дается возможность ребенку, который был на домашнем обучении, при желании и при положительной аттестации, вернуться к стандартной (очной) форме обучения в общеобразовательной школе.

Это важное уточнение, поскольку переход на домашнее обучение не всегда может сопровождаться успехом. В ряде случаев и родители, и сами дети могут быть разочарованы таким переходом, а закон дает возможность вернуться к очному обучению. Такой возврат логичен, когда ребенок перешел на домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, а после лечения имеет желание вернуться в школу.

Вариант 2. Семейное образование

Учиться дома можно не только вынужденно (по состоянию здоровья), но и по собственному желанию (по желанию родителей). Форма, когда ребенок обучается на дому по собственному желанию (по желанию родителей), называется семейным образованием. При семейном образовании все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь для прохождения итоговой аттестации.

Вот несколько основных причин, когда целесообразнее не заставлять ребенка ежедневно ходить в школу, а перевести его на домашнее обучение:

  • Ребенок значительно опережает сверстников по умственному развитию. Часто можно наблюдать картину, когда ребенок раньше сверстников изучил всю программу и ему неинтересно сидеть на уроках. Малыш крутится, мешает одноклассникам и в результате может потерять всякий интерес к учебе. Можно, конечно, «перепрыгнуть» через год (а иногда и через несколько лет) и учиться с более старшими ребятами. Но в этом случае ребенок будет отставать от одноклассников по физическому, психическому и социальному развитию.
  • Ребенок имеет серьезные увлечения (профессионально занимается спортом, музыкой и т.д.). Совмещать школу с профессиональным спортом (музыкой) довольно сложно.
  • Работа родителей связанна с постоянными переездами из одного места в другое. Когда ребенку приходится каждый год, а иногда и по несколько раз в году переходить из одной школы в другую, это очень травмирует малыша. Во-первых, могут возникнуть трудности с успеваемостью. А во-вторых, ребенку психологически трудно каждый раз привыкать к новым учителям, новым друзьям и новой обстановке.
  • Родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу по идеологическим или религиозным соображениям.

Как сдавать ЕГЭ и ОГЭ

Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:

  • Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
  • В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
  • Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.

Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.

ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:

  • Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
  • Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
  • Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.

Эта форма обучения по сути и есть настоящий «хоумскулинг». Всю ответственность за образовательный процесс своего ребенка берут на себя родители. Как проходит обучение, по каким учебникам готовится ребенок, в какое время он занимается и занимается ли вообще — все эти вопросы лежат на совести родителей и самого ребенка. Школа только принимает итоговые аттестации — для этого заключается специальный договор.

Он выходит на первое место в отношениях с образовательной организацией при семейном образовании: в нем можно прописать такие тонкости образовательного процесса, как список изучаемых тем, контрольные вопросы, пользование школьной библиотекой, получение бесплатных учебников, и — главное — график аттестаций. Как правило, «семейники» проходят аттестацию раз в год, хотя можно делать это и два раза в год, и по четвертям. В принципе, согласно законодательству, аттестировать ребенка можно вообще всего два раза за его ученическую жизнь — в выпускных классах (9 и 11). Но такую форму мало кто выбирает.

По закону, отказать ребенку в переходе на семейное обучение не может ни одна школа, на практике же не все так гладко.

Ребёнок должен делать уроки на «отлично»

В этот миф верят взрослые, которые имеют завышенные ожидания в отношении детей. Отличник — и никак иначе, считают они и приучают учеников строго соответствовать этому статусу. Как правило, дети в такой среде часто находиться в напряжении — они не могут себе позволить расслабиться ни на минуту, все время оценивают себя сами и ждут оценки со стороны и если она является ниже, чем они ожидали, то могут сильно расстроиться и даже получить стресс.

Читайте также:  Индексация зарплаты - право или обязанность

Все знать невозможно и приучать детей со школьного возраста соответствовать идеалу — жестоко по отношению к детству и индивидуальности ребёнка.

Ученики должны стараться, стремиться получать только хорошие оценки, однако совершение ошибки, низкий балл не являются концом света и тем более не дают характеристику неудачника или двоечника. Заботливые родители знают это и приучают к этому детей.

Какой школе отдать предпочтение

Разумеется, всегда можно положиться на удачу и отдать ребенка в ту школу, за которой он закреплен в соответствии с местом жительства.
Но если Вы не хотите пускать дело на самотек и желаете, чтобы он ходил в лучшую школу, отлично подходящую ему, то придется подумать – в какую же именно?

Школы не одинаковы, как может показаться на первый взгляд.

Очень многое зависит от следующих факторов: директор (администрация), учителя (а точнее – тот учитель, к которому попадет малыш), школьные психологи, местоположение школы, а также, конечно, ее направленность (наличие того или иного уклона), платность или бесплатность (тоже немаловажный момент), наличие той или иной идеологии.

А какие факторы на Ваш взгляд решающие?

Посещение детского сада значительно повышает подготовленность к школе

В детском саду все три вида прорабатываются как намеренно, так и не намеренно.
Проводятся самые разные подготовительные занятия, упражнения, развивающие физические и психические способности детей.
При общении с воспитателями и сверстниками у детей формируются очень важные социальные навыки.
Прежде всего, посещение детского сада подразумевает соразмерный возрасту уровень самостоятельности.
Воспитатель и психолог (если таковой в саду имеется) могут помочь родителям в вопросах воспитания и развития дошкольника индивидуально.
Кроме того, к концу детского сада должна реализоваться диагностика подготовленности детей.

На основе результатов которой принимаются решения:

над чем стоит поработать и стоит ли вообще сейчас отдавать дитя в первый класс.

Примеры различных ситуаций

Ребенок прописан в одном районе, а проживает в другом. Как попасть в школу рядом с фактическим местом проживания?

Если вы хотите подать заявление на первом этапе зачисления, то ребенку потребуется временная или постоянная регистрация в том районе, где расположена выбранная школа. Заявление можно подать и во время второго этапа (с 6 июля), в этом случае подтверждать факт регистрации на закрепленной территории не требуется. Однако стоить учесть, что на втором этапе детей зачисляют на оставшиеся свободные места.

Школа рядом с домом не нравится. Как попасть в школу в другом районе города?

Если вы хотите, чтобы ребенок учился в школе, которая находится в другом районе Петербурга, подать заявление нужно в рамках второго этапа (с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября). Обратите внимание, что в этом случае решение о зачислении ребенка будет зависеть от наличия в образовательной организации свободных мест, а также от даты и времени подачи заявления.

Ребенок прописан в другом городе. Как в этом случае зачислить его в школу в Санкт-Петербурге?

Если постоянная или временная регистрация в Санкт-Петербурге отсутствует, то подать заявление можно в любую школу города, но только в рамках второго этапа зачисления (с 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября).

Ребенка зачислили в одну школу, а мы хотим попасть в другую. Что делать?

В этом случае следует обратиться в школу, в которую зачислен ваш ребенок, и написать заявление на отчисление. Когда школа зафиксирует отчисление ребенка, заявление можно будет подать повторно.

Школа еще не достроена, но откроется в этом году. Можно ли подать в нее заявление?

Подать заявление можно только в ту школу, у которой есть номер и оформлено юридическое лицо. Если школа построена, но еще не открыта, — обратитесь в администрацию района, чтобы узнать, когда она начнет функционировать.

Можно ли временно учиться удаленно

Перейти на семейное образование можно в начале, середине или в конце года. Вам не нужно ждать, пока закончится четверть или учебный год. Вернуться в школу вы также можете в любой момент.

К примеру, вы хотите попробовать семейное обучение, но не уверены, что его качество будет не хуже школьного. В этом случае можно временно перевести ребенка на новый формат. Процедура будет аналогичной: уведомить сначала отдел образования, потом администрацию школы.

Если вы сомневаетесь в своем решении, то лучше не менять учебное заведение для прохождения аттестации. Вы можете написать заявление, что хотите сдавать экзамены в своей же школе. Если ребенку будет тяжело учиться на дому, то вы всегда можете вернуться к привычной форме занятий (очной). Когда будете уверены, что хотите остаться на дистанционном обучении, то сможете заключить договор на прохождение промежуточной и итоговой аттестации с любой другой школой.

Читайте также:  О социальной поддержке многодетных семей в Мурманской области

Как я решила забрать детей на семейное обучение

Мои старшие дети — двойняшки. Они учились в обычной школе до четвертого класса. Учились плохо: «нет домашнего задания», «плохо вели себя на уроке», «спорили с учителем», «спали на уроке», «опоздали», «хамили» — такие замечания регулярно появлялись в дневниках. Возможно, проблема была не в школе, а в детях. Но нужно было что-то делать: мне не хотелось, чтобы дети выпустились из школы с отвращением к учебному процессу.

Мне кажется, что наша система образования устарела — она готовит людей не к современной жизни, а к 1960 году в СССР. А еще я считаю, что сейчас для детей важны не энциклопедические знания — для этого есть интернет, а умение быстро учиться, доучиваться и переучиваться.

Я интересовалась удаленным обучением, сравнивала школы и читала форумы родителей, чьи дети не учатся в обычной школе. Но конкретных действий не предпринимала: семейное обучение казалось чем-то сложным и нереальным. Особенно угнетала общественная установка: «у тебя не получится», «в обычной школе профессионалы, они знают, что делают, а ты — нет».

Время шло, минимум раз в месяц меня вызывали в школу. Однажды очередная встреча с социальным педагогом стала последней каплей. Темой встречи стало то, что мои дети систематически не делали домашние задания. Я высказала наше общее с детьми мнение: им неинтересно на уроках. Детей не спрашивают, дают неинтересные задачи, много времени тратят не на новый материал, а на дисциплину.

Социальный педагог предложила свой вариант мотивации для детей. Он был простым: «Петя, я тоже не хочу идти на работу, но мне приходится. И ты не хочешь делать домашку, а надо». Я не согласна с таким подходом: если не нравится идти на работу — не надо работать на такой работе, все равно ничего путного не выйдет. Мои дети такого же мнения. После той встречи мы приняли окончательное решение уходить из школы, чтобы никого не мучить.

Для семейного обучения у нас были и другие причины. Например, мы любим путешествовать и хотели бы всей семьей зимовать в разных местах дольше, чем две недели школьных каникул. А еще дети занимаются скалолазанием и ездят на спортивные сборы и соревнования — они проходят весной и осенью и длятся две недели. Мы часто не попадали в рамки каникул, поэтому на каждые сборы приходилось брать у тренера справку для школы, а затем догонять программу. Это было сложно и неудобно.

В конце четвертого класса в мае 2019 года дети написали ВПР — всероссийскую проверочную работу. После нее на семейном совете мы приняли решение начать глобальный эксперимент с дистанционным семейным обучением.

Виды дистанционного обучения для школьников

Есть два вида дистанционного обучения — домашнее и семейное. До 2013 года был еще и третий — экстернат, но его упразднили.

Расскажу, в чем их различие.

Домашнее обучение — это когда ребенок прикреплен к школе, но к нему на дом приходят обычные школьные учителя. Школа обязана предоставить учителей, индивидуальный план занятий, а также обеспечить всем необходимым — учебниками и методическими материалами. На домашнее обучение переводят детей с инвалидностью, а также тех, кто нуждается в длительном лечении — например, онкобольных, детей с тяжелой формой диабета или с другими медицинскими показаниями.

При семейном обучении ребенок не прикреплен к школе, а его личное дело находится у родителей. Ответственность за учебный процесс тоже полностью лежит на них. За два месяца до промежуточной годовой аттестации родителю или опекуну нужно прийти в любую школу и написать заявление. В нем надо указать, что ребенок будет аттестоваться за учебный год именно в этой школе, — тогда его внесут в списки на аттестацию.

Родители могут консультироваться с преподавателем по поводу экзамена — он ответит на все вопросы. Примеры промежуточных экзаменов и официальной образовательной программы есть в сети и на сайте Минобразования каждого региона.

При желании на семейном обучении можно участвовать в олимпиадах и конкурсах. Но об этом школу тоже нужно предупреждать заранее.

Медицинских показаний к домашнему обучению у моих детей нет, поэтому мы выбрали семейное обучение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *