82. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ И ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «82. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ И ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способы защиты прав предпринимателей — это закрепленные на законодательном уровне процессуальные и
Формы защиты прав предпринимателей
Форма защиты прав предпринимателей — это внутренне согласованные организационные меры по защите субъективных прав и интересов, охраняемые законом.
Существуют две формы защиты прав и интересов предпринимателей — внесудебные и судебные формы.
К внесудебной форме защиты прав предпринимателей относятся:
- нотариальная защита;
- досудебное урегулирование споров;
- третейское разбирательство.
Судебная форма защиты прав предпринимателей осуществляется при помощи:
- судов общей юрисдикции;
- арбитражных судов;
- Конституционного Суда РФ.
Ключевые методы защиты прав
Для права на предпринимательскую деятельность свойственно быть конституционным и подлежать охране.
Ст.45 Конституции содержит информацию относительно того, что для каждого допустимо осуществлять защиту своих прав и свобод при помощи всех методов, которые не противоречат закону. На основании ст.46 для каждого гарантируется судебная защита его свобод и прав.
Существует официальная государственная классификация методов и средств защиты прав и законных интересов предпринимателей.
В качестве способов защиты прав выступает ряд процессуальных и материально-правовых мер принудительного характера, которые предусмотрены в законах.
При их помощи происходит восстановление прав, которые нарушили, и воздействие на правонарушителей.
Основаниями для классификации материально-правовых способов защиты выступают условия, характер, отраслевая принадлежность, вид защищаемых прав, субъектный состав и др.
В качестве пресекательных выступает ряд действий относительно признания актов государственных органов или органов местного самоуправления недействительными; неприменение судом актов государственных органов или органов местного самоуправления, которые противоречат закону и др.
Для восстановительных способов свойственно быть ориентированными на закрепление за субъектами конкретных прав и на восстановление положений, которые имели место до того, как было нарушено право.
Для штрафных же способов свойственно быть нацеленными на использование против нарушителей нормативно установленных санкций за факт противоправного поведения. Речь идет о взысканиях неустоек, процентов за эксплуатацию чужих денежных средств и др.
Под процессуальными способами защиты понимается осуществление компетенции юрисдикционных органов, которая законодательно установлена, в качестве издания актов, которые необходимы для установления, признания и подтверждения прав и фактов, имеющих юридическую значимость, а также возобновление законных интересов субъектов правоотношений, которые были нарушены.
Классификация процессуальных способов защиты происходит на основании цели, характера процессуальной деятельности, вида властных актов и разновидностей юрисдикционных органов.
На основании цели данные способы защиты прав можно разделить на действия по признанию прав, принуждению к осуществлению определенных действий и на действия по преобразованию правоотношений.
Самозащита выступает в качестве самостоятельного способа защиты прав. Для предпринимателя допустимо производить ряд охранительных действий, которые обеспечивают защиту его интересов от вероятных посягательств.
Суды общей юрисдикции в рассмотрении споров экономического характера: понятие, специфика работы
После того как прекратила действие государственная регистрация индивидуального предпринимателя, ряд дел, которые имеют отношение к предпринимательской деятельности, которая осуществлялась им ранее, важно рассматривать в судах общей юрисдикции, в ситуациях, если данные дела не принял к производству арбитражный суд до того, как наступили указанные обстоятельства. Для суда общей юрисдикции свойственно рассматривать ряд явлений, которые имеют отношения к предпринимательской деятельности. Среди них выделяют:
- ряд споров относительно восстановления прав по ценным бумага на предъявителя или ордерным ценным бумагам, которые были утеряны;
- ряд заявлений граждан и компаний относительно неправомерных действий и решений органов государственного управления и должностных лиц, которые считают, что были нарушены их права и свободы;
- ряд дел относительно защиты деловой репутации в области экономической деятельности.
Помимо этого, для суда общей юрисдикции свойственно рассматривать ряд заявлений от лиц, которые опротестовывают осуществленные нотариальные действия или отказ от осуществления нотариальных действий. Речь об этом идет в ст.310 ГПК.
В каких ситуациях споры разрешаются в порядке третейского разбирательства?
На основании законодательства допустимо рассматривать споры не только в арбитражном суде, но и в порядке третейского разбирательства. Иными словами, рядом особых судов, которые рассматривают возникшие между участниками споры, только имея добровольное согласие двух сторон на то, чтобы спор был передан такому суду. В третейский суд допустимо передавать споры, которые уже возникли между участниками или споры, которые возможно появятся в будущем во время исполнения ими обязательств. И тут, важно обратить внимание, что для соглашения относительно передачи споров в третейский суд допустимо затрагивать все или определенные споры, возникшие или те, которые возможно появятся между участниками.
На основании этого, важно видеть разницу между третейскими судами, которые создаются для того, чтобы рассматривать конкретные споры, и те, что действуют на постоянной основе.
В первой ситуации формирование третейских судов происходит самими участниками, а их работа завершается рассмотрением конкретного спора. Вторая ситуация подразумевает постоянные (институциональные) третейские суды, формируемые в торговых палатах, ассоциациях, биржах и др.
Ключевым преимуществом данных судов является то, что они предстают в качестве организационно оформленных органов, которые дают возможность решить спор даже в тех ситуациях, когда один из участников спора уходит от избрания третейского судьи.
Таким образом, имея соответствующее соглашение, ряд споров, в которых участвуют компании с иностранным капиталом и международные компании, созданные в России, между собой, с их участниками и ряд их споров с иными субъектами права, а также ряд споров, которые возникают во время осуществления внешнеторговых и иных типов международных экономических связей, подлежат разрешению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ.
Морская арбитражная комиссия выступает в качестве еще одного постоянного третейского суда, который работает при Торгово-промышленной палате РФ. Она разрешает споры относительно договорных и других гражданско-правовых отношений, которые возникают в торговом мореплавании. Ряд споров относительно морских перевозок грузов в смешанных плаваниях, фрахтование судов, морское страхование и перестрахование – все это дела, которые относятся к области деятельности данной комиссии.
Анализируя данный вопрос, важно помнить, что то, что стороны достигли соглашения относительно передачи спора в разрешение третейского суда, имеет пресккательную роль. Данное соглашение не дает сторонам возможность в будущем обращаться в целях защиты своих требований в арбитражные суды. Исключением является ситуации, когда имея взаимное соглашение, стороны аннулируют третейскую запись.
Случаи нарушения прав предпринимателей
Субъекты предпринимательской деятельности постоянно вступают в правоотношения, связанные с бизнесом. Они взаимодействуют по вопросам приобретения и продажи товаров, оказания услуг, найма персонала, оплаты налогов и иных сборов и платежей и т. п. Противоправные действия в отношении бизнеса происходят в рамках любого из указанных направлений.
В зависимости от источников возникновения выделяются несколько групп нарушений:
- Правонарушения со стороны уполномоченных органов. К таким органам относятся государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор, при взаимодействии, например, по вопросам лицензирования. Проведение проверок в процессе реализации госконтроля строго регламентировано законодательством. При этом акты соответствующих должностных лиц способны повлечь за собой нарушение прав и интересов проверяемого субъекта вследствие неприменения норм права или их неправильного применения.
- Противоправные действия со стороны других участников рынка. К таким случаям относятся нарушения условий заключенных договоров, предоставление недостоверной информации, иное введение в заблуждение при заключении контракта, злоупотребление правом (когда права осуществляются другим субъектом исключительно с намерением причинения вреда предпринимателю либо заведомо недобросовестно), коммерческий шпионаж, занятие доминирующего положения в соответствующем секторе рынка и т. п.
- Неправомерное поведение со стороны потребителей в сфере розничной продажи и оказания услуг.Законодательство предусматривает гарантии прав такой категории покупателей и клиентов, а последние пользуются и допускают злоупотребление предоставленными им правами.
- Действия персонала. Перечень возможных нарушений в этом случае велик: хищения имущества, прогулов, иных нарушений трудовых обязанностей.
От кого защищать предпринимателя
Сама защита предпринимателей в каждом конкретном случае строится в зависимости от потенциальных угроз. Условно её можно разделить на следующие группы:
- От противоправных действий со стороны государственных или муниципальных структур. В данном случае существует законодательная основа защиты в виде различных инструкций, регламентов, положений и т.д. К примеру, на данный момент в России действует обязательная процедура предварительного уведомления предпринимателей о предстоящей проверке надзорными и контролирующими органами, также существует законодательный запрет на проведение плановых проверок субъектов предпринимательства в течение трех лет с момента их государственной регистрации.
- От противоправных действий персонала – здесь меры правовой защиты, предусмотренные трудовым законодательством сочетаются с дополнительными мерами, например, проверка кандидатов, установка технических средств слежения за персоналом. Например, предприниматель вправе включить в трудовой договор с работником пункт о его материальной ответственности, а также предварительно провести проверку подлинности представленного кандидатом на вакансию диплома.
- От противоправных действий контрагентов – тоже в большей степени обеспечиваются существующими нормами гражданского законодательства, но могут дополняться и иными мерами информационно-правового характера. К примеру, предприниматель составляет договор с учетом положений ГК РФ, где указываются все формы ответственности сторон в случае неисполнения своих обязательств, в то же время он может из открытых источников проверить благонадежность контрагента, установив подлинность представленных документов, получив отзывы от других партнеров.
- От противоправных действий конкурентов – защита как на уровне законодательства, например, закон о защите конкуренции, существование Федеральной антимонопольной службы, так и на локальном уровне, к примеру, введение режима коммерческой тайны.
- От противоправных действий клиентов – сочетает в себе элементы законодательного регулирования отношений между сторонами сделки, а также введение дополнительных мер обеспечение безопасности, к примеру, установку системы видеонаблюдения в торговом зале.
- От противоправных действий злоумышленников – чаще всего это защита имущественных интересов, которые могут пострадать в результате совершения в отношении ТМЦ преступных деяний. Здесь также осуществляется защита, как на уровне законодательства, так и на уровне самого предпринимателя, формирующего определенный уровень безопасности.
Случаи нарушения прав предпринимателей
Субъекты предпринимательской деятельности постоянно вступают в правоотношения, связанные с бизнесом. Они взаимодействуют по вопросам приобретения и продажи товаров, оказания услуг, найма персонала, оплаты налогов и иных сборов и платежей и т. п. Противоправные действия в отношении бизнеса происходят в рамках любого из указанных направлений.
В зависимости от источников возникновения выделяются несколько групп нарушений:
- Правонарушения со стороны уполномоченных органов. К таким органам относятся государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор, при взаимодействии, например, по вопросам лицензирования. Проведение проверок в процессе реализации госконтроля строго регламентировано законодательством. При этом акты соответствующих должностных лиц способны повлечь за собой нарушение прав и интересов проверяемого субъекта вследствие неприменения норм права или их неправильного применения.
- Противоправные действия со стороны других участников рынка. К таким случаям относятся нарушения условий заключенных договоров, предоставление недостоверной информации, иное введение в заблуждение при заключении контракта, злоупотребление правом (когда права осуществляются другим субъектом исключительно с намерением причинения вреда предпринимателю либо заведомо недобросовестно), коммерческий шпионаж, занятие доминирующего положения в соответствующем секторе рынка и т. п.
- Неправомерное поведение со стороны потребителей в сфере розничной продажи и оказания услуг.Законодательство предусматривает гарантии прав такой категории покупателей и клиентов, а последние пользуются и допускают злоупотребление предоставленными им правами.
- Действия персонала. Перечень возможных нарушений в этом случае велик: хищения имущества, прогулов, иных нарушений трудовых обязанностей.
Защита прав предпринимателей
Несмoтря на тo, чтo предпринимательствo имеет бoлее зрелый вoзраст, чем самo Рoссийскoе гoсударствo, oнo, как вид деятельности и бизнеса, зарoдилoсь в России сoвершенно недавнo.
В СССР, как многие из нас помнят, предпринимательской деятельности не было – она была запрещенной и осудительной. С падением «железного занавеса» в стране разрушились старые жизненные стереотипы. У народа появилось желание к улучшению жизни. Одной из основ и надежд для общества тех лет стала предпринимательская деятельность.
Законом от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» предпринимательская деятельность была введена в рамки закона. [6].
Закон «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. подвел правовую основу для легализации трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий.[7].
Закон от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности» стал следующим законодательным актом. Этим законом гражданам СССР представилась возможность вести индивидуальную предпринимательскую деятельность, создавать организации, нанимать работников. [8].
07 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации». Этот Закон разрешал предпринимательство, образование предприятия от имени физического лица, наемный труд.
В современной России право заниматься предпринимательской деятельностью закреплено в ст. 34 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) [1].
С установлением демократического строя, рыночных отношений в экономике, т.е. собственно появлением предпринимателей, возникла и необходимость защиты их прав и интересов.
Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.
Говоря о соотношении способа и формы защиты прав, М.К.
Треушников отмечает, в частности, что способ защиты права – категория материального (регулятивного) права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т. е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения [10].
Каковы же формы защиты прав предпринимателей?
Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.
Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав.
Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.
В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются следующие государственные органы: Конституционный Суд Российской Федерации, Арбитражный суд, суды общей юрисдикции.
Конституционный Суд Российской Федерации значительно расширяет возможности судебной защиты прав и интересов предпринимателей. Это объясняется, прежде всего, тем, что, во – первых, законодатель включает в понятие «конституционные права и свободы граждан» (ч. 4 ст.
125 Конституции РФ) [1] конституционные принципы и конституционные законные интересы и допускает защиту не только физических, но и юридических лиц. Во – вторых, расширяется понимание критериев конституционности правовых актов.
В частности, признается неконституционным правовой акт, если его положения противоречат принципам и нормам международного права.
Опираясь на принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод, а также на соответствующие нормативные акты, предприниматели могут оспаривать неконституционные акты федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и вправе обращаться с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод.
Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1, 2 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации) [4] (далее – АПК РФ). По общему правилу арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:
-
между организациями – юридическими лицами и гражданами – предпринимателями;
-
между организациями – юридическими лицами и государственными или иными органами;
-
между гражданами – предпринимателями и государственными или иными органами.
Суды общей юрисдикции.По общему правилу споры между гражданами – предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 13 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. №№ 6,8) [5].
Что же касается дел связанных с предпринимательской деятельностью, в судах общей юрисдикции рассматриваются в частности:
- споры о восстановлении прав по утраченным це��ным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (п. 7 ст. 262 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации) [3] (далее – ГПК РФ);
- заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п. 1 ст. 254 ГПК РФ) [3].
В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон (п. 5 ст. 27 АПК РФ) [4].
При выборе суда для разрешения спора действует правило, согласно которому истец, независимо от того, иностранный он или российский предприниматель, вправе по своему усмотрению избрать для разрешения конфликта суд – арбитражный или общей юрисдикции.
Выбора не может быть, если компетентный орган прямо определен международным соглашением или соглашением сторон.
В данном случае речь идет о пророгационном соглашении,то есть взаимном пожелании сторон контракта передать спор на разрешение конкретного суда до момента принятия его судом к своему производству (ст. 404 ГПК РФ) [3]. По юридической природе пророгационные соглашения (т. е.
соглашения о выборе суда) близки к родственным в международном торговом обороте оговоркам об изъятии будущих или уже возникших конфликтов из ведения государственных судов с передачей их на разрешение в порядке третейского разбирательства.
К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей относятся: нотариальная защита, третейское разбирательство, досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Рассмотрим более конкретно каждую из этих форм.
Нотариальная защита, как одна из внесудебных форм защиты прав и интересов предпринимателей, имеет следующие особенности реализации:
- предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;
- не используются принципы публичности, состязательности;
- нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;
- юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств.
Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности, стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей и согласовать процедуру их назначения.
Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:
- включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;
- заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.
Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ) [4].
Так согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор, либо неполучение ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом, либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ) [2].
Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором.
Особенности защиты прав предпринимателей
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.
Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».
Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Указанный закон устанавливает четкие требования к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору), в частности, к основаниям, периодичности и продолжительности проверок.
Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:
- презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- соблюдение международных договоров Российской Федерации;
- открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
- установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
- проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
- соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
- периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
- учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);
- возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством;
- признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
- устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судомжалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
- ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;
- недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
- недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепил также некоторые ограничения при проведении мероприятий по контролю. Так, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет также права предпринимателей при проведении проверок.
Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать информацию о проводимом мероприятии по государственному контролю (надзору);
- знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора).
Часть 2 ст. 13 АПК РФ
Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
По сути, в данном случае речь идет о выборе нормы права для применения в конкретном деле, что производится судебными органами, исходя из общеправовых принципов разрешения коллизий в праве, о которых уже говорилось.
От признания нормативных актов недействующими указанный способ защиты отличается тем, что, во-первых, требование о неприменении нормативного акта не является предметом спора и соответственно его удовлетворение или отказ в удовлетворении фиксируется в мотивировочной, а не в резолютивной части решения суда, во-вторых, неприменение судом нормативного акта не означает, что этот акт больше применению не подлежит.
К актам ненормативного характера относятся акты, содержащие требования организационно-распорядительного характера и адресованные конкретному лицу или группе лиц. Как разновидность таких актов АПК РФ выделяет решения (к которым можно отнести, например, решения налоговых органов по актам выездных налоговых проверок).
Основаниями для оспаривания данных актов (решений) являются их противоречие нормативным актам, принятие некомпетентным органом или с превышением компетенции, нарушение процедуры принятия. В настоящее время процедура принятия актов ненормативного характера различными государственными органами при осуществлении ими государственного контроля (надзора) определяется подзаконными актами, принимаемыми в развитие федеральных законов или законов субъектов РФ об их деятельности. Исключение составляет Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. от 22 августа 2004 года). Однако в силу ст. 1 и 2 этот Закон имеет достаточно ограниченную сферу действия. В частности, он может быть распространен на деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора и торговые инспекции.
В практике используются два термина, которые кажутся равнозначными по смыслу: «защита» и «охрана» интересов предпринимателей. Но на самом деле смысл в этих терминах совершенно разный, по крайней мере, закон их не смешивает.
Под охраной прав понимаются различные меры, которые способствуют реализации интересов предпринимателя. Для этого существует так называемая правовая охрана. То есть целый ряд норм и законов, которые запрещают или ограничивают определенные действия в отношении предпринимателя. Это помогает в профилактике правонарушений.
А вот защита прав подразумевает ряд последовательных и продуманных мер и механизмов, закрепленных законом, которые помогают в восстановлении нарушенных интересов предпринимателей. Для этого закон закрепил ряд форм защиты интересов с использованием различных специальных способов.
Соответственно, закон предусматривает наказание для тех субъектов отношений, которые уличены в нарушении законных интересов предпринимателя. Также нормативно закреплен механизм приведения таких наказаний в действие. Весь этот комплекс мер и охватывает понятие «защита прав предпринимателей».
Кто конкретно защищает предпринимателей
Российское законодательство предусматривает два основных вида защиты прав предпринимателями. В каждом из них есть отдельный субъект, который выступает гарантией или вспомогательным звеном в охране интересов предпринимателя. Итак, предприниматель имеет право на защиту:
- предупредительную, то есть выполнение неких действий, которые помогут разрешить конфликтную ситуацию, не прибегая к судебным тяжбам. В эту же группу защиты входят меры по обеспечению охраны предпринимателя и его бизнеса. На этом этапе защита предпринимателей может осуществляться так называемым медиатором – человеком, который берется рассудить конфликтующие стороны, найти способ решения конфликта, инициировать подписание протокола разногласий, вести переговоры между сторонами и прочее;
- судебную, которая гарантирована Конституцией Российской Федерации. Под ней понимается право предпринимателя обратиться в суд для восстановления своих прав. Во время судебного разбирательство Основной закон также гарантирует ему возможность представлять свои права самостоятельно либо через адвоката.
Кроме этого, сегодня защита предпринимателей возложена на специального Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Его обязанности заключаются в урегулировании споров между предпринимателями и государственными органами на этапе досудебного решения конфликтов. Технически это выглядит так, что предприниматель, чьи права нарушены, обращается с соответствующим заявлением к этому государственному служащему, который в течение 13 дней рассматривает обращение. Затем он выносит решение, стоит возбуждать дело или нет. Какое бы решение ни было принято, оно должно быть мотивированным.
Основной закон о защите прав предпринимателей
Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.